Планирование прибыли и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных показателей финансовых результатов деятельности
предприятия является прибыль. Реализуя свою продукцию, соизмеряя полученную
выручку и с затратами на производство и реализацию продукции, предприятие
получает прибыль, которая характеризует степень соответствия индивидуальных
затрат предприятия на производство и реализацию продукции, лежащих в основе цен.
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления
предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение
хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния
и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением
коньюктуры рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ ...................5
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ.................9
2.1 Расчет прибыли методом прямого счета .........................................................10
2.2 Аналитический метод планирования прибыли................................................12
2.3 Нормативный метод планирования прибыли...................................................14
2.4 Планирование прибыли на примере организации ООО «Строй-Двор»........15
2.5 Операционный анализ в целях планирования прибыли..................................17
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ...........................19
3.1 Совершенствование планирования прибыли в ООО «Строй-Двор»»...........20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................

Файлы: 1 файл

Planirovanie na predpriyatii.pdf

— 403.04 Кб (Скачать файл)
Page 1
М
ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Р
ОССИЙСКОЙ
Ф
ЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный индустриальный
университет»
(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)
Кафедра 72 экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Планирование на предприятии»
на тему «Планирование прибыли и рентабельности»
Группа
Дв10Э21
Студент
Т.Н. Ступин
Руководитель работы
Т.С. Сальникова
МОСКВА 2015

Page 2

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ ...................5
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ.................9
2.1 Расчет прибыли методом прямого счета .........................................................10
2.2 Аналитический метод планирования прибыли................................................12
2.3 Нормативный метод планирования прибыли...................................................14
2.4 Планирование прибыли на примере организации ООО «Строй-Двор»........15
2.5 Операционный анализ в целях планирования прибыли..................................17
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ...........................19
3.1 Совершенствование планирования прибыли в ООО «Строй-Двор»»...........20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................26

Page 3

3
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных показателей финансовых результатов деятельности
предприятия является прибыль. Реализуя свою продукцию, соизмеряя полученную
выручку и с затратами на производство и реализацию продукции, предприятие
получает прибыль, которая характеризует степень соответствия индивидуальных
затрат предприятия на производство и реализацию продукции, лежащих в основе цен.
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления
предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение
хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния
и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением
коньюктуры рынка.
Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с
потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и
определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и
необходимость обеспечения производственного и социального развития.
Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако,
нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось
исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом
заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные
структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
Актуальность выбранной тематики обусловлена тем, что в рыночных условиях
хозяйствования любое предприятие заинтересовано в получении положительного
результата от своей деятельности. Поэтому разработка плана по прибыли является
сложным процессом, основанным на глубоком знании конъюнктуры рынка,
возможностей
предприятия,
условий
и
факторов,
определяющих
конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения
высоких доходов.
Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания данной
курсовой работы является рассмотрение и анализ планирования прибыли на примере
организации ООО «Строй-Двор».

Page 4

4
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие прибыли и дать ей характеристику;
- рассмотреть виды прибыли и изучить модель формирования прибыли;
- раскрыть и проанализировать методы планирования прибыли на предприятии;
- провести анализ планирования прибыли на примере организации ООО
«Строй-Двор».

Page 5

5
1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ЕЕ ФУНКЦИИ
Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает
одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального
производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в
созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную
форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг),
которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на
производство.
Прибыль как экономическая категория выступает:
• в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;
• результативным оценочным показателем деятельности предприятия;
• источником развития предприятия и финансирования его деятельности.
Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную
эффективность использования всех ресурсов предприятия [5, c.315].
Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы
государства, предприятия, работников и собственников.
Наличие прибыли для удовлетворения экономических интересов государства
обеспечивается через уплату налогов, которые затем государство использует для
решения социальных задач.
Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли
прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие.
Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием
дополнительных возможностей для их материального стимулирования.
Собственники также заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли
означает увеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими
дивидендов.
Сущность прибыли может рассматриваться с различных позиций. Наиболее
распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения
и с позиции происхождения.

Page 6

6
Основоположником функционального подхода является американский
экономист П.Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов
производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность,
технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях
неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных
ситуациях; как этическую категорию [21, c.576].
Сторонники
немецкой
экономической
школы
(Ф.Хайек, Д.Сахал)
рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду»,
зараббтанную
благодаря
предпринимательской
инициативе;
прибыль
«неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и
обстоятельствах,
признанную
органом
государственной
власти
или
соответствующим законодательством (легализованную).
В экономической практике различают множество видов прибыли -
номинальная,
минимальная,
нормальная,
целевая,
максимальная,
консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т.д.
Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной
прибыли.
Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными
уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие
(безубыточности, прибыльности, убыточности).
Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию
минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального
уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по
депозитам, сложившейся за исследуемый период.
Нормальная прибыль - минимальный доход или плата, необходимая для
удержания предприятия в определенной отрасли.
Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании
деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек
производства и реализации до минимума.

Page 7

7
Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в
точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек.
Консолидированная прибыль - прибыль, свободная от бухгалтерской
отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельно материнских и
дочерних предприятий. Выгодность применения консолидированной прибыли
определяется экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных
последствий от рисковых видов деятельности.
Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой
(валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек).
Экономическая эффективность производства - представляет собой отношение
его конечного результата к затратам факторов производства.
На уровне предприятий обобщающими показателями эффективности являются:
-Прибыль (валовая, от реализации продукции, от реализации основных фондов,
от внереализационных операций, чистая прибыль)
-рента6ельность(производства, продукции, собственного капитала, основного
капитала).
-показатели использования основных фондов и оборотных средств
(фондоотдача, фондоёмкость, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных
средств)
-показатели использования трудовых ресурсов (производительность труда,
экономия живого труда).
-показатели использования материальных ресурсов (материалоотдача,
материалоемкость)
Важнейшим показателем эффективности производства является прибыль.
Предпринимательская деятельность представляет собой деятельность граждан
направленную на получение прибыли. Это непосредственная цель предприятия. Но
получить прибыль оно может только в том случае, если производит продукты и
услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общие потребности. Производить
продукцию, удовлетворяющую потребности, необходимо по цене, приемлемой как
для производителя, так и для потребителя. Это важно лишь в том случае, когда

Page 8

8
предприятие выдерживает определенный уровень издержек, т.е. когда затраты на
производственные ресурсы меньше, чем полученная выручка. Если предприятие не
укладывается в такие рамки, не получает прибыли от своей деятельности, оно
вынуждено признать себя банкротом.
Прибыль-доход от использования факторов производства (плата за
предпринимательские услуги, новаторство, риск)
Прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности фирмы
и является источником финансирования затрат на производственное и социальное
развитие.
Различают два подхода к определению прибыли:
-бухгалтерская- сумма денег, которая остается в распоряжении фирмы после
погашения всех внешних обязательств перед поставщикамиресурсов и собственными
наемными рабочими.
-экономическая- сумма денег, которая остается в распоряжении фирмы после
погашения всех внешних обязательств и вычета предприятием в свое распоряжение
чистой прибыли.
Различают следующие функции прибыли:
• инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия
инвестиционных решений;
• результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность
деятельности предприятия;
• финансирующая - часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в
качестве источника самофинансирования предприятия;
• стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть
использована в качестве источника материального вознаграждения работников
предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала [21, c.578]

Page 9

9
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Важное место в финансовом планировании занимает этап планирования
прибыли. Эта часть планирования использует все параметры бизнес-плана и является
решающей в определении финансового результата от всей деятельности организации
(предприятия). Подходы к планированию прибыли зависят от параметров
производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации
(предприятия).
Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности
организации (предприятия). Раздельное планирование обусловлено различиями в
методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов
деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы,
влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия
различных управленческих решений.
В планировании прибыли используются методы:
• прямого счета;
• аналитический;
• на основание эффекта производственного (операционного) рычага;
• на основе бюджетирования.
При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях
хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана.
Но сложившаяся кризисная ситуация крайне затрудняет сегодня годовое
планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по
прибыли только по кварталам. А поскольку планирование прибыли «привязано» к
расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет,
то составление квартальных планов становится даже необходимым. Плательщики
налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими
размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной.
Однако более важная цель планирования прибыли – определение возможностей
предприятия в финансировании своих потребностей.

Page 10

10
2.1. Расчет прибыли методом прямого счета
В наиболее общем виде прибыль - это разница между ценой и себестоимостью,
но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции,
от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует отличать плановый размер
прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем
реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе
сметы расходов на производство и реализацию продукции, где определяется
себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
где - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
- стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах
реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых
скидок);
- полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (из сметы
расходов на производство и реализацию продукции) [5, с. 311].
Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывают иначе:
где - планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации в
предстоящем периоде;
- планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без
налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
- полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового
периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков
нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска
товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой
продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой
суммы от реализации продукции примет вид:
где - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
- прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого
периода;

Page 11

11
- прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем
периоде;
- прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце
планируемого периода [5, с. 312].
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного
прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой
продукции в ценах и по себестоимости.
Другая разновидность метода прямого счета - метод поассортиментного
планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции,
для чего необходимо располагать соответствующими данными.
Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному
результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных
на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции
она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые
внереализационные результаты.
Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с
незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод поассортиментного
расчета используется при более широком ассортименте, если планируется
себестоимость по каждому виду продукции.
Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и
неизменных расходах в течение планируемого периода является его точность.
Прежде метод прямого счета был основным при планировании прибыли, так
как предприятия исходили из однозначно определенного объема реализованной
продукции, круга покупателей, фиксированных цен. В условиях скрытой,
подавленной формы инфляции цены на потребляемое сырье оставались практически
неизменными. Заработная плата и амортизационные отчисления не оказывали такого
влияния на себестоимость, как в нынешних условиях. Расчет прибыли был, по
существу, производным показателем от объема реализуемой продукции и ее
себестоимости. А поскольку каждое предприятие производило установленную ему

Page 12

12
номенклатуру продукции, то не требовалось искать альтернативных решений для
увеличения массы прибыли.
В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно
использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени,
пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его
применение при годовом и перспективном планировании прибыли.
2.2. Аналитический метод планирования прибыли
Аналитический метод планирования прибыли на предприятии применяется при
большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому
методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую
прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду
выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в
целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
Исчисление прибыли этим методом включает три последовательных этапа:
1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой
прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции
за тот же период;
2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по
себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию
исходя из базовой рентабельности;
3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение
себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение
ассортимента, цен и т.д.
Таким образом, сравнимая продукция выпускается в базисном году, который
предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная
себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую
рентабельность:
где - базовая рентабельность;

Page 13

13
- ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда
точный размер прибыли еще не известен);
- полная себестоимость товарной продукции базисного года [5, с. 314].
Допустим, составляет 100 млн руб., - 400 млн руб., тогда
С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль
планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по
себестоимости базисного года.
Если объем товарной продукции планируемого года по себестоимости
базисного года составляет 500 млн руб., то прибыль ориентировочно будет равна: 500
• 25% = 125 млн руб. В этом расчете учтено влияние первого фактора - объема
производства.
Далее расчет ведется в определенной последовательности:
1. Рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом
году. Допустим, на основе прогноза о росте цен на сырье, увеличении
амортизационных отчислений и прочих факторов себестоимость продукции
планируемого года по сравнению с базисным возрастет на 20 млн руб.;
2. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности
продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых
данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности. Допустим, прибыль
возрастет за счет этих факторов на 25 млн руб.;
3. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года
определяется влияние роста цен. Допустим, увеличение цен на реализуемую
продукцию в предстоящем году может дать 30 млн руб.;
4. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов определяется путем их
суммирования. Прибыль от производства сравнимой товарной продукции в
предстоящем году составит: 125-20+25+30 = 160 млн руб.;
5. Теперь следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках
готовой продукции на начало (10 млн руб.) и на конец планируемого периода (5 млн
руб.):
10 + 160 - 5 = 165 млн руб [5, с. 315].

Page 14

14
В отличие от метода прямого счета аналитический метод планирования
прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной
степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на
финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности
прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.
Проблема учета влияния инфляции не нова, она по-разному и в разных целях
решается в других странах, но тем не менее многие экономисты признают, что пока
еще не создано совершенной системы учета влияния инфляционных процессов на
результаты хозяйственной деятельности предприятий. И поэтому из-за трудно
прогнозируемых темпов инфляции в нашей стране эта задача представляется
достаточно сложной. Одним из путей ее решения является использование индекса
общего уровня цен, но, как известно, в России официально рассчитывается и
публикуется Госкомстатом РФ только индекс потребительских цен. Кроме того,
исходным моментом, очевидно, должны быть нормализация экономической
обстановки и денежного обращения в стране, т. е. приведение в действие тех рычагов,
которые позволят снизить инфляцию.
2.3. Нормативный метод планирования прибыли
Нормативный метод планирования прибыли заключается в том, что величина
прибыли в планируемом году определяется на основе установленного единого
процента рентабельности на всю реализуемую продукцию. Нормативный метод
применяется при планировании прибыли на предприятиях и организациях, где
прибыль рассчитывается в твердом проценте от годового объема работ в сметных
ценах или сумме прямых и накладных расходов.
Условием применения нормативного метода планирования прибыли является
наличие в некоторых отраслях небольших однотипных предприятий, выпускающих
однородную продукцию или использующих единую технологию. При расчете
рентабельности необходимо исходить из уровня этого показателя, сложившегося на
однотипных группах предприятий за последние два-три года. Преимущество

Page 15

15
нормативного метода планирования прибыли заключается в том, что он технически
прост и не требует больших затрат труда.
Нормативный метод планирования прибыли основывается на расчетах плановой
прибыли с помощью нормативов. В качестве таких нормативов обычно используется
норма прибыли на:
- собственный капитал;
- активы предприятия;
- единицу реализуемой продукции;
- инвестируемый капитал [16, с. 214].
2.4 Планирование прибыли на примере организации ООО «Строй-Двор»
ООО «Строй-Двор» – организация, созданная по соглашению юридическими
лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления
хозяйственной деятельности.
Юридический адрес: Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Аксаково,
6/1.
В настоящее время на балансе ООО «Строй-Двор» имеются шесть магазинов
стройматериалов и салон по оказанию бытовых услуг. Общая площадь торговых
площадей и складов розничных центров составляет 8000 кв. м.
При прогнозировании прибыльности предприятия необходимо правильно
разрешить противоречие между желанием получить максимальную прибыль и
реальными возможностями ее получения, исходя из мощи предприятия, объема
товарооборота, валовых доходов, издержек обращения и других ограничений.
В нашем случае прибыль в 2014 году составила 35250 тыс.руб. (таблица 1.). и
по сравнению с 2013 годом она увеличилась более, чем в два раза. На 2015 год
запланировано увеличение в 1,5 раза, поэтому запланированный уровень прибыли
52875 тыс.руб. Для обеспечения прироста прибыли необходимо увеличить
розничный товарооборот и соответственно валовый доход примерно в 1,5 раза, то
есть розничный товарооборот должен составить 1675800 тыс.руб.( увеличится на

Page 16

16
558600 тыс.руб.), а валовый доход должен составить 475575 тыс.руб ( увеличится на
158525 тыс.руб.)
Таблица1.Динамика прибыли и прибылеобразующих факторов
ООО «Строй-Двор», тыс. руб.
Показатели
Прошлый
год
(2013 г.)
Отчетный год
(2014 г.)
Отклонения
+ ( - )
Темп роста в
%
Розничный товарооборот,
тыс. руб.
460100
1117200
657100
242,82
Валовой доход, тыс.руб.
119020
317050
198030
266,38
Валовой доход в % к
товарообороту
25,86
28,38
2,51
109,74
Издержки обращения,
тыс.руб.
104570
281800
177230
269,48
Издержки обращения в % к
товарообороту
22,73
25,22
2,49
110,95
Прибыль от реализации
товаров, тыс.руб.
14450
35250
20800
243,94
Прибыль в % к
товарообороту
3,14
3,16
0,02
100,64
Внереализационный доход
за вычетом
внереализационных
расходов,
тыс.руб.
4575
8995
4420
196,61
Внереализационный доход
за вычетом
внереализационных
расходов в
% к товарообороту
0,99
0,81
-0,19
81,82
Прибыль отчетного года,
тыс.руб.
19025
44245
25220
232,56
Прибыль отчетного года в
% к товарообороту
4,13
3,96
-0,17
95,88
Теперь спрогнозируем прибыль:
- прямым методом:
П = ВД – ИО – Н

Page 17

17
где П – прибыль от реализации,
ВД – валовый доход,
ИО – издержки обращения,
Н – налоги из выручки.
П = 475575 – 422700 = 52875 тыс.руб.
- нормативным методом:
Пп = (Тп * Pи) / 100
где П – нормативная прибыль от реализации,
Тп – плановый товарооборот,
Ри – нормативная рентабельность.
Пп = 1675800*3,15 /100 = 52787,7 тыс.руб.
Таким образом, ООО «Строй-Двор» для получения необходимой суммы
прибыли нужно одновременно проводить мероприятия по увеличению
товарооборота, изменению торговых надбавок (ценовая политика), уменьшению
издержек обращения, рассчитывать прогнозируемый уровень рентабельности и
исходя из этого, принимать наиболее эффективные управленческие решения.
2.5. Операционный анализ в целях планирования прибыли
Формирование и управление прибылью является основой предпринимательской
деятельности. Масса полученной прибыли является характеристикой эффективности
деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из достаточно простых и в то же
время результативных методов анализа с целью оперативного и стратегического
планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
является операционный анализ. Данный метод позволяет выявить зависимость
финансовых результатов деятельности от изменения издержек, цен, объемов
производства и сбыта продукции. Он имеет исключительно важное значение для
подъема экономики предприятия в условиях рынка.
В широком смысле операционный анализ в качестве своей основной цели ставит
оценку производительности и эффективности работы коммерческой организации и
выработку рекомендаций для администрации предприятия.

Page 18

18
Вузком смысле под операционным анализом следует понимать анализ содействия
доходу или анализ безубыточности.
Операционный анализ является неотъемлемой частью управленческого учета и
управленческого анализа, а результаты этого анализа могут составлять
коммерческую тайну предприятия. С помощью операционного анализа определяются
резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и
степени их использования. При этом очевидны реальный дефицит или убыток
ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на
имеющихся ресурсах. Но главное заключается не в том, чтобы оценить и указать на
имеющиеся ошибки, а в том, что на базе операционного анализа разрабатываются
пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения,
т.е. способствовать
повышению
научной
обоснованности
принимаемых
управленческих решений.
Операционный анализ может быть только внутренним. Он использует весь
комплекс экономической информации, носит оперативный характер и полностью
подчинен воле руководства предприятия. Только такой анализ имеет возможность
реально оценить состояние дел на предприятии, исследовать структуру
себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и
себестоимость отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов,
позволяет с особой тщательностью изучить характер ответственности должностных
лиц за полученными отклонениями.

Page 19

19
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Эффективное управление прибылью предприятия предполагает решение задач,
способствующих росту конечного финансового результата деятельности
предприятия.
Увеличению прибыли торгового предприятия способствуют:
- управление затратами (постоянными и переменными);
- управление товарооборачиваемостью;
- ценовая политика (увеличение нормы прибыли).
Кроме этих основных элементов на прибыль влияет большое число факторов.
Особое внимание при разработке стратегии фирмы следует уделять следующим
элементы:
- повышению качества торгового обслуживания;
- снижению капиталоемкости фирмы;
- занимаемой на рынке доле;
- производительности труда.
Для осуществления плана мероприятий по совершенствованию управления
прибылью предполагается выполнение следующих действий:
1. Строгое соблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Особо
важно заинтересовать предприятие в производстве престижных и наиболее нужных
для рынка изделий.
2. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала,
что представляет собой особую форму вложения капитала.
3. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции.
Прежде всего необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения
оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально
быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.
4. Снижение непроизводительных расходов и потерь.
5. Внедрение в практику оперативного учета затрат на производство продукции.

Page 20

20
6. Применение самых современных механизированных и автоматизированных
средств для решения задач анализа прибыли и рентабельности.
7. Совершить перенос акцентов в управлении прибылью на управление доходом
предприятия.
Выполнение этих предложений значительно повысит эффективность управления
прибылью на предприятии
.
3.1. Совершенствование планирования прибыли в организации
ООО «Строй-Двор»
В рассматриваемой нами организации практически отсутствует система
планирования прибыли. Естественно руководство стремится увеличивать объемы
продажи, снижать себестоимость, реализовывать по более выгодной цене, но это
происходит без каких-либо предварительных расчетов.
В связи с этим нам видится необходимым продемонстрировать как можно
использовать один из современных методов планирования прибыли в рамках
операционного анализа для определения безубыточного объема реализации,
достижения целевого значения прироста прибыли от продаж, принятия эффективного
управленческого решения. Методы операционного анализа изучают зависимость
финансового результата от объемов производства, реализации и издержек
производства.
В операционном анализе используют различные методы: операционного
рычага, анализа безубыточности (порога рентабельности), запаса финансовой
прочности, анализа чувствительности критических соотношений.
Анализ безубыточности (определение порога рентабельности) проводят с целью
определения объема производства, при котором обеспечивается покрытие расходов
организации. Также анализ безубыточности проводится с целью выявления
оптимального для организации объем производства и темпов его развития, что важно
для обеспечения платежеспособности и безубыточности организации.

Page 21

21
Запас финансовой прочности показывает, насколько организация может
снизить выручку от реализации своей продукции, обеспечивая при этом финансовую
устойчивость организации.
Анализ чувствительности предполагает отслеживание того, как изменяется
прибыль в ответ на изменения одного из параметров при условии, что другие
останутся неизменными.
Операционный рычаг (левередж) - это потенциальная возможность влиять на
прибыль, изменяя структуру себестоимости и объем выпуска. Эффект операционного
рычага заключается в том, что любое изменение выручки от продаж ведет к более
сильному изменению прибыли.
Иными словами, при планировании прироста или снижения выручки от продаж
использование показателя операционного левереджа позволяет одновременно
определить прирост или уменьшение прибыли. И наоборот, если в плановом периоде
организации необходима определенная величина прибыли от продаж, с помощью
операционного левереджа можно установить, какая выручка от продаж обеспечит
нужную прибыль.
В качестве базовых значений будем использовать данные 2014 года. Для
проведения расчетов составим вспомогательную таблицу (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Данные для расчета эффекта операционного рычага
№ п/п
Показатель
Сумма, тыс. рублей
1
Выручка от реализации продукции (В) 57 337
2.
Полная себестоимость (ПС), в т.ч.:
54 126
3.
постоянные затраты (ПЗ)
8 119
4.
переменные затраты (ПрЗ)
46 007
5.
Прибыль от реализации продукции
3 211

Page 22

22
Вычислим:
1) Маржинальную прибыль:
МП = В - ПрЗ = 57337 - 46007 = 11 330 тыс. руб.
2) Коэффициент маржинальной прибыли:
К
мп
= МП : В = 11330 : 57 337 = 0,20
3) Порог рентабельности:
ПР = ПЗ : К
мп
= 8119 : 0,20 = 40595 тыс.руб.
4) Запас финансовой прочности:
ЗПФ = В - ПР = 57337 - 40595 = 16742 тыс. руб.
5) Запас финансовой прочности в %:
ЗПФ = (В - ПР) : В * 100 % = 16742 : 57337 * 100 = 29,2 %
6) Эффект операционного рычага:
ЭОР = МП : П = 11330 : 3 211 = 3,5
Таким образом, безубыточный объем продаж организации составляет 40595
тыс.руб., запас финансовой прочности 16742 тыс.руб., т.е. организация может снизить
объем реализации на 29 % прежде, чем начнет терпеть убытки.
Эффект операционного рычага составляет 3,5. Это значит, что при увеличении
объема реализации на 1 %, прибыль от продаж вырастет на 3,5 %. Однако при
снижении выручки от продаж произойдет обратный эффект.
Рассмотрим прогнозируемую ситуацию. Организация имеет возможность
увеличить в будущем году цену на 1 %, не теряя при этом конкурентоспособности на
рынке. Желаемый прирост прибыли составляет 30 %.
Необходимо определить,
какой объем реализации обеспечит такое изменение при заданных условиях.
Рассчитаем ценовой левередж:
Л
ц
= 57337 : 3211 = 17,8
Подставляя все значения в формулу, получаем:
И
н
= (0,3 - 17,8 * 0,01) : (17,8 * 0,01 + 3,5) = 0,033 или 3,3 %
Итоговый объем продаж должен составить 51000 * 1,033 = 52683 ед.
Следовательно, для того, чтобы организация достигла прироста прибыли на 30 %
при изменении цен на + 1 %, ей необходимо увеличить объем реализации на 3,3 %,

Page 23

23
т.е. обеспечить продажу 52683 м
2
дверных блоков. Производственные мощности
позволяют это сделать. Значит целью деятельности организации на 2015 год должно
стать заключение договоров на производство и реализацию 52683 м
2
дверных блоков.
В случае достижения большего оборота, прибыль от продаж вырастет более, чем на
30 %.
Операционный левередж - инструмент, позволяющий целенаправленно изменять
плановый финансовый результат от продаж путем корректировки каждого индекса в
пределах имеющихся практических возможностей, оперативно реагировать на
динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового
результата от продаж.
Поэтому рекомендуется организации ООО «Строй-Двор» применять более
эффективный метод планирования прибыли.

Page 24

24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях перехода к рынку для любого предприятия крайне важно получать
прибыль в результате осуществления деятельности. Прибыль является источником
его дальнейшего развития и процветания. Однако, несмотря на то, что прибыль
является основным показателем, характеризующим итог деятельности предприятия,
она не может служить окончательным показателем эффективности. Для расчета
необходимо соотнести полученную прибыль с затратами на производство и
реализацию продукции. Для этого служит показатель рентабельности.
В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране
происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу
возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях
прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной
деятельности любого предприятия, но и является стимулом практически любой
хозяйственной деятельности.
В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты работы
предприятий и фирм,
характеризует экономическую эффективность их
хозяйственной деятельности.
В заключение курсовой работы можно сделать вывод о том, что существует
достаточно большое количество определений понятия "прибыль". Прибыль- это
сумма, на которую доход превышает затраты. Чаще всего прибыль определяют как
разность между полной выручкой и полными издержками, т.е. как чистую выручку.
Для увеличения размеров прибыли необходимо разработать ряд мероприятий
по снижению себестоимости продукции, повышения конкурентоспособности
выпускаемой продукции, активизировать службу сбыта, осваивать новые рынки,
пересмотреть ассортимент выпускаемого товара. Соответственно важнейшими
факторами роста прибыли должен стать рост объема производства и реализации
продукции с одновременной оптимизацией его структуры, внедрение научно-
технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда,
снижение себестоимости, улучшение качества продукции, а также финансовый

Page 25

25
контроль за формированием, распределением и использованием денежных средств
предприятия.
В ООО «Строй-Двор» целесообразно осуществлять планирование прибыли и
рентабельности на основе безубыточности, хотя ООО «Строй-Двор» итак имеет
достаточно хороший финансовый запас, но не стоит останавливаться на достигнутом,
а постоянно планировать свою деятельность и наращивать объемы продаж,
увеличивая тем самым получаемую прибыль.
Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли является
увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение
качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта за счет
эффективной работы службы маркетинга.
При этом предприятие должно вести маркетинговое исследование в двух
направлениях: поиск сегмента рынка для определенного к продажи товара и оценка
возможности его продажи.
Правильное определение в плане выпуска продаж ассортимента,
пользующегося спросом, обеспечивает устойчивое положение предприятия на рынке
и получение максимальной прибыли.

Page 26

26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-
ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст.
3301.
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью» (ред. от 29.12.2012, с изм. от 23.07.2013) // Собрание
законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от
02.11.2013) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-
ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст.
3824.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-
ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст.
3340.
6. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от
02.11.2013) // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7344.
7. Приказ Минфина РФ от 04.09.2001 N 69н «Об особенностях применения
страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-
хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
(ред. от 25.11.2011) // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию
и бухгалтерскому учету, N 11, 2001.
8. Антонов С.А. О вопросах определения понятия «прибыль» и виды прибыли //
Экономика. Право. Менеджмент: современные проблемы и тенденции
развития» (Материалы II Международной научно-практической конференции,
31 августа 2012). – М., 2012. – С. 7–11.
9. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М:ИНФРА
– М, 2006. – 415с.
10. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент. – М.: МПСИ , 2010. – 264 с.

Page 27

27
11. Бланк И.А. Управление денежными потоками. – М.: Ника-Центр, 2010. – 752 с.
12. Валевич Р.П., Белоусова Е.А. Экономика предприятий торговли. – Минск:
БГЭУ, 2010. – 267 с.
13. Киров А.В. Управление финансовой устойчивостью предприятия:
теоретические аспекты // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. – 2011. – № 1 (18). – С.
154–159.
14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. –
М.: инфра-М, 2013. – 378 с.
15. Экономика фирмы / Под ред. А.Н. Ряховской. – М.: Инфра-М, 2010. – 512 с.

Информация о работе Планирование прибыли и рентабельности