МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
(ФГБОУ ВПО
«СГГА»)
Институт кадастра
и природопользования
Кафедра экономики
землеустройства и недвижимости
Реферат
На тему: "
Плата за природные ресурсы"
Студент Трубина Д.М.
(фамилия, имя, отчество)
Группа ЭПз- 32
Руководитель Харлова Ю. А.
(фамилия, имя, отчество)
ст. преподаватель
(должность, ученая степень)
Новосибирск
2014
Содержание
Введение .................................................................................................................
3
Сущность, цели и задачи платежей в сфере
использования природных ресурсов ..........................................................................................................
4
Классификация, виды и формы платежей
........................................................... 6
Платежи за загрязнение окружающей среды
...................................................... 9
Заключение
...........................................................................................................
12
Список использованных
источников .................................................................
13
Введение
Напряженная экологическая обстановка
в стране крайне отрицательно сказывается
на экологической безопасности населения
и требует значительных затрат общества
на предотвращение и ликвидацию загрязнения
окружающей природной среды.
Платность природопользования является
одним из принципов природопользования,
составной частью экономического механизма
охраны окружающей природной среды и одним
из источников финансирования экологических
программ и мероприятий по охране окружающей
природной среды. Данная тема чрезвычайно
актуальна в связи с напряженной неблагоприятной
экологической обстановкой в стране в
настоящее время.
Американский ученый Б. Франклин, определил
человека как животное, производящее орудия
труда. Именно труд стал основой человеческой
эволюции. Говоря простым языком, труд
из обезьяны сделал человека. В связи с
быстрым развитием трудовой деятельности
человека, а именно развитие и совершенствование
техники и технологий, компоненты природной
среды, используются в огромных количествах,
что влечет за собой растрату и потерю
многих природных ресурсов.
Целью написания этой работы является
рассмотрение такого вопроса как система
платежей за природные ресурсы. Меня заинтересовал
этот вопрос, поскольку я считаю его наиболее
актуальным на сегодняшний день. Я полагаю,
что каждый человек обязан рационально
использовать природные ресурсы, так как
они небезграничны.
Сущность,
цели и задачи платежей в сфере использования
природных ресурсов
Как мы уже сказали, пользование природными
ресурсами происходит на платной основе.
Основным документом, регламентирующим
активность в сфере использования природных
ресурсов, является Закон Российской Федерации
«Об охране окружающей природной среды»,
принятый Верховным Советом Российской
Федерации 19 декабря 1991 г.
Плата за природные ресурсы (земля, недра,
вода, лес и иная растительность, животный
мир, рекреационные и другие природные
ресурсы) взимается:
- за право
пользования природными ресурсами
в пределах установленных лимитов;
- за сверхлимитное и нерациональное использование
природных ресурсов;
- на воспроизводство и охрану природных
ресурсов.
Платность является одним из основных
принципов природопользования. В соответствии
с законодательством об окружающей среде
введение платности преследует достижение
ряда целей:
- Во-первых, плата за пользование природными
ресурсами является источником пополнения
государственного и местного бюджетов,
а также экологических фондов.
- Во-вторых,
важнейшая цель платежей - стимулирование
природопользователей к рациональному
использованию тех ресурсов, за которые
они платят, и повышению эффективности
их природоохранительной деятельности.
Платежи за охрану и воспроизводство природных
ресурсов призваны компенсировать обществу
затраты на восстановление и сохранение
земель, лесов, водных и биологических
ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой
базы. В основе размеров платежей за охрану
воспроизводимых природных ресурсов лежат
затраты на рекультивацию нарушенных
земель, на посадку лесных культур и уход
за ними, на искусственной разведение
рыбной молоди, очистку и берегоукрепление
водоемов. Под воспроизводством невозобновимых
ресурсов (минерально-сырьевых) понимаются
поиск и геологическая разведка новых
месторождений полезных ископаемых. Эти
платежи поступают в специальные целевые
внебюджетные фонды, из которых направляются
на проведение соответствующих мероприятий.
Классификация, виды и формы платежей
Плата за использование природных
ресурсов подразделяется на два основных
вида:
- Плата за право пользования;
- Плата за воспроизводство и
охрану природных ресурсов.
Плата за право пользования
природными ресурсами является формой
реализации экономических отношений между
собственником природных ресурсов (объектов)
и природопользователем, и включает в
себя следующие составляющие.
1) Рента (плата за использование природных
ресурсов) - доход, который получает собственник
природного ресурса, сдавая его в аренду
или эксплуатируя самостоятельно. Величина
дохода определяется, в первую очередь,
природными свойствами ресурса. Голуб
А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных
ресурсов. - М.: Изд-во «Аспект - Пресс»,
1998, с.13. Для отдельных видов природных
ресурсов рента имеет различное название.
В горном законодательстве это платежи
за пользование недрами, в лесном законодательстве
- лесные подати за краткосрочное пользование
участками лесного фонда и арендная плата
- при их аренде, водный налог - в водном
законодательстве.
2) Отчисления на воспроизводство,
восстановление и охрану природных
ресурсов. Водный кодекс РФ предусматривает
отчисления на восстановление
и охрану водных объектов, ФЗ
РФ «О недрах» - отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой
базы.
3) Штрафы за сверхлимитное
(сверхнормативное) использование природных
ресурсов.
4) Иные платежи, связанные
с использованием природных ресурсов,
отражают специфику реализации
принципа платности ресурсопользования
в отношении отдельных природных ресурсов.
Так, горное законодательство предусматривает
в качестве платежей сбор за участие в
конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий,
акцизы, плату за землю или акваторию и
участок дна территориального моря, плату
за геологическую информацию о недрах,
Водный кодекс РФ - сбор за выдачу лицензий
на водопользование.
Плата за ресурсопользование распределяется
между бюджетом РФ и бюджетами субъектов
РФ, на территории которых осуществляется
использование природных ресурсов.
Состав и порядок применения
весьма разветвленной системы платежей
за пользование природными ресурсами
(ресурсных платежей) уточняются по мере
обобщения накапливаемого опыта.
Конкретные виды платежей
установлены в актах экологического законодательства
применительно к отдельным природным
ресурсам.
В настоящее время действуют
следующие виды платежей (налогов) за пользование
отдельными видами природных ресурсов:
- Земля. Плата за пользование
землей взимается в соответствии
с Законом РФ "О плате за
землю" в форме земельного налога
и арендной платы. Земельный налог
взимается с собственников, пользователей
и владельцев земельных участков.
Арендная плата соответственно
платится арендаторами, ее размер
определяется соглашением сторон.
- Лесные ресурсы. За
пользование лесным фондом взимаются
лесные подати (при краткосрочном
пользовании) и арендная плата (при
аренде участков лесного фонда)
(ст. 103 Лесного кодекса РФ);
- Водные ресурсы. Система
платежей, связанных с пользованием
водами, включает плату за пользование
водными объектами (водный налог),
плату на восстановление и
охрану водных объектов (ст. 123 Водного
кодекса РФ);
- Животный мир. В соответствии с ФЗ "О
животном мире" система платежей за
пользование животным миром включает
в себя плату за пользование животным
миром и штрафы за сверхлимитное и нерациональное
пользование животным миром.
- Недра. При пользовании
недрами производятся платежи
в виде сбора за участие
в конкурсе (аукционе) и выдачу
лицензии, платы за пользование
недрами, отчислений на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, акцизов,
платежи за пользование акваторией
и участками морского дна (ст.
39 Закона РФ «О недрах»).
Платежи за загрязнение окружающей среды
Плата за загрязнение окружающей
природной среды является одним из видов
платы за использование природных ресурсов.
Её сущность имеет три значения: компенсационное,
стимулирующее и экологическое.
Во-первых, плата за загрязнение
направлена на компенсацию вреда, причиняемого
природной среде, здоровью человека, материальным
ценностям. В отличие от юридической ответственности,
которая наступает по факту правонарушения,
обязанность платы за загрязнение возникает
по факту правомерного, разрешённого компетентными
органами государства причинения вреда
независимо от вины хозяйствующего субъекта.
Во-вторых, установленная
плата взимается в бесспорном порядке
за счёт прибыли или себестоимости продукции
предприятия-загрязнителя и на этой основе
должна стимулировать сокращение выбросов,
сбросов вредных веществ. Это главный
ключ экологизации хозяйственной деятельности,
пользуясь которым, можно сделать охрану
окружающей природной среды экономически
выгодным делом.
В-третьих, платежи за загрязнения
служат главным источником образования
и пополнения внебюджетных экологических
фондов, средства которых используются
для оздоровления и охраны окружающей
среды. В этом проявляется экономическое
значение платы.
Законом РФ "Об охране окружающей
среды" предусматривается три вида
платы за загрязнение: за выбросы, сбросы
вредных веществ сверх установленных
норм либо без разрешения компетентных
органов; размещение отходов.
Порядок установления платы
состоит из трёх этапов: определение базовых
нормативов платы; дифференцированных
ставок; конкретных размеров ставок за
загрязнители.
Базовые нормативы определяются
определяются по каждому виду загрязнителя
ввиду вредного воздействия (шум, электромагнитные
излучения) с учётом степени их опасности
для окружающей среды и здоровья населения.
Базовые нормативы представлены
в двух видах: за выбросы, сбросы, размещение
отходов в пределах установленных нормативов;
сверх установленных лимитов или временно
согласованных выбросов.
Дифференцированные нормативы
исчисляются МПР России на основе базовых,
но с поправкой на экологическую ситуацию
и экологические факторы соответствующих
регионов. К последним относятся природно-климатическое,
экономические особенности территорий,
значимость охраняемых природных объектов.
Дифференцированная ставка платежей для
конкретных регионов, бассейнов рек и
морей определяется умножением коэффициента,
отражающего экологические особенности
региона, на базовую ставку платежей.
Конкретные размеры платежей
за загрязнение для предприятий-загрязнителей
определяются исполнительными органами
власти города, района с участием органом
охраны окружающей среды, санэпиднадзора
и предприятия.
Порядок определения размера
такой платы для отдельного хозяйствующего
субъекта даётся в постановлении Правительства
РФ. При отсутствии у природопользователя
разрешения на выброс вредных веществ
плата за загрязнение устанавливается
как за сверхлимитное загрязнение окружающей
среды. Причём с учётом экологической
ситуации местные исполнительные органы
вправе повышать коэффициенты экологической
значимости. Так, в крупных городах и промышленности
центрах такое повышение разрешается
до 20%, в зонах экологического бедствия,
районах Крайнего Севера, на территории
национальных парков, особо охраняемых,
в том числе заповедных территориях, эколого-курортных
регионах, - в 2 раза.
Платежи за выбросы и размещение
отходов производятся за счёт себестоимости
продукции, а платежи за превышение лимитных
загрязнений - за счёт прибыли, которая
остаётся в распоряжении предприятия-загрязнителя.
Перечисление средств производится предприятием
в сроки, которые согласовываются с территориальными
органами охраны окружающей среды.
Из общей суммы 10% платежей
подлежит перечислению в доход федерального
бюджета для финансирования деятельности
территориальных органов МПР России, а
остальные 90% - в экологические фонды согласно
установленному проценту зачисления.
Очень важно отметить, следующие
два обстоятельства. Во-первых, постановлением
Правительства Российская Федерация так
разъясняется вытекающий из действующего
законодательства факт: если платежи предприятия
равны или превышают размер прибыли, которая
остаётся в распоряжении предприятия,
то местными органами охраны окружающей
среды или органами санэпидемнадзора
рассматривается вопрос о приостановлении
или прекращении деятельности данного
хозяйствующего субъекта.
Заключение