Платежи за пользование лесным фондом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 13:56, реферат

Описание работы

Платежи за пользование лесным фондом играют важнейшую роль в формировании финансовой системы в лесном секторе экономики.
С 1993 г. платежи за пользование лесным фондом стали называться лесными податями и арендной платой.

Файлы: 1 файл

платежи за пользование лесным фондом.docx

— 31.52 Кб (Скачать файл)

Платежи за пользование лесным фондом.

Платежи за пользование лесным фондом играют важнейшую роль в формировании финансовой системы в лесном секторе экономики.

С 1993 г. платежи за пользование лесным фондом стали называться лесными податями и арендной платой. Поскольку платежи в полном объеме зачислялись в местные (районные) бюджеты, то по своей сущности они стали налоговыми платежами.

Лесной кодекс РФ, установив налоговый статус платежей за пользование лесным фондом, создал сложную систему их государственного регулирования в рамках договорных отношений (рис. 1).

 





 


Кто устанавливает   Кто получает средства


       платежи?                                                                             от платежей?


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Механизм установления и распределения платежей за пользование лесным фондом в соответствии с Лесным кодексом РФ

 

Вопреки требованию гражданского законодательства, согласно которому цена сделки купли-продажи должна быть предметом соглашения двух сторон, формирование платежей осуществляется субъектами лесных отношений, не являющимися участниками договоров.

Рассмотрим, кто и каким образом устанавливает платежи за пользование лесным фондом (рис.1).

Основой лесных податей и арендной платы являются минимальные ставки платы за древесину, устанавливаемые постановлением Правительства РФ. Минимальные ставки представлены прейскурантом, который по своей структуре мало чем отличается от прейскуранта лесных такс, применявшимся в условиях централизованно планируемой экономики.

Ставки дифференцированы по:

    • субъектам Федерации;
    • лесорастительным зонам;
    • расстоянию вывозки;
    • категориям крупности древесины;
    • породам.

Минимальные ставки периодически пересматриваются в сторону их повышения. В соответствии с Лесным кодексом РФ органы государственной власти субъектов Федерации могут принимать решения об увеличении размера минимальных ставок исходя из сложившейся экономической ситуации в лесном секторе того или иного региона. Таким образом, вводится дополнительная плата, как правило, через повышающие коэффициенты к уровню минимальных ставок платы за древесину.

Лесные подати, установленные на уровне субъекта Федерации, являются стартовой ценой при продаже древесины на аукционах, где окончательно формируется размер платежей с учетом фактора спроса и предложения, реализуемого через конкуренцию лесопользователей.

Следовательно, третье слагаемое в составе лесных податей устанавливает рынок, в то время как первые два: государство, через обязательные налоговые отчисления.

По данным 2001 г., структура лесных податей по названным выше трем слагаемым определилась в следующем соотношении, %:

    • минимальная ставка платы за древесину 63;
    • дополнительная плата, вводимая субъектами Федерации, 18;
    • дополнительная плата при аукционных продажах древесины 19.

Приведенная структура свидетельствует о том, что действующее государственное вмешательство, значительно ограничивает возможности рыночного  регулирования платежей за пользование лесным фондом.

Рассмотренный выше механизм установления лесных податей полностью относится и к определению арендной платы. Арендная плата представляет собой платежи, определяемые договором аренды участков лесного фонда на базе ставок лесных податей и объемов заготовляемых лесных ресурсов.

Рассмотрим, кто и как использует средства, получаемые от платежей за пользование лесным фондом (рис.1).

Средства от повышения лесных податей над минимальными ставками платы за древесину, получаемые согласно решениям органов государственной власти субъектов Федерации или через аукционную продажу древесины на корню, направляются лесхозам, приравниваются к бюджетным средствам и используются на ведение лесного хозяйства.

В условиях государственной собственности на лесной фонд интересы собственника в установлении цены лесных ресурсов должны представлять органы государственной власти, которым законодательством предоставлены такие полномочия. Экономической основой цен на природные ресурсы должна быть природно-ресурсная рента, а платежи, устанавливаемые на базе ренты, следует называть неналоговыми (рентными) платежами.

Предлагаемый механизм формирования и использования неналоговых платежей за пользование лесным фондом приведен на рис.2.

 

 





                                                                                                                                                                                   


                        1 3

 

2

 

 

Рис.2. Предлагаемый механизм формирования и использования неналоговых платежей за пользование лесным фондом.

 

Процесс установления неналоговых платежей состоит из 3-х последовательных этапов:

  1. Создание информационной и нормативной базы, позволяющей рассчитывать лесную ренту для любых  условий использования и воспроизводства лесных ресурсов.
  2. Организация на законодательной основе постоянного переговорного процесса, в который должны быть вовлечены:
    • Территориальные органы государственного управления лесами;
    • Органы государственной власти субъектов Федерации;
    • Лесопользователи;
    • Экологические и природоохранные организации;
    • Профсоюзы.
  1. Установление неналоговых платежей за пользование лесным фондом в виде их ставок, дифференцированных по:
    • Направлениям использования древесины;
    • Качеству ресурсов;
    • Условиям эксплуатации.

Решения по установлению ставок неналоговых (рентных) платежей должны принимать органы государственного управления лесами по результатам переговорного процесса. Ставки платежей следует устанавливать на определенную дату и периодически пересматривать (раз в полугодие, в квартал или в месяц) в зависимости от влияния макроэкономических факторов (инфляция, таможенная политика) и изменения ситуации на лесных рынках.

Неналоговые (рентные) платежи являются доходом собственника природных ресурсов. Так как когда лесной фонд является федеральной собственностью, они должны принадлежать Российской Федерации.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что только переход на рентные платежи позволит, реализуя экономические интересы субъектов лесных отношений, значительно повысить доходность лесопользования и создать экономическую базу для устойчивого развития лесного сектора.

На данный момент затраты федерального бюджета на ведение лесного хозяйства с 2006г. Выросли с 13,9 до 23 млрд руб.

 

Показатель

2006

2007

2008

Затраты федерального бюджета на ведение лесного хозяйства

13,9

17,6

23

Плата за древесину, отпускаемую на корню

9,5

10,5

13,5

Вывозные таможенные пошлины на круглые лесоматериалы

8,2

12,5

18,2


 

 

То есть в 2008 г. практически в 2 раза с учетом средств бюджетов субъектов Федерации увеличены затраты на ведение лесного хозяйства. Вместе с тем темпы роста лесного дохода в виде платы за древесину, отпускаемую на корню, существенно ниже – 42% (с 9,5 до 13,5 млрд руб).

Таким образом, разрыв между бюджетными затратами на ведение лесного хозяйства и лесным доходом постоянно растет, так же увеличиваются поступления от вывозных таможенных пошлин.

 

Зарубежный опыт использования лесов

Прежде всего, плата за древесину, отпускаемую на корню (попенная), в ведущих лесных странах мира установлена существенно, в разы выше, чем в России (1,9 долл. США за 1 куб. м). Так в Финляндии она составляет 51,0 долл. США за 1 куб.м; Швеции – 47,5; Германии – 41,0; США (южные штаты) – 30,0; Бразилии, Латвии, Восточной Канаде, Аргентине – 14,0.

Можно также привести несколько примеров формирования доходов от использования лесного хозяйства за рубежом.

В США доходная часть лесного хозяйства формируется за счет попенной платы (около 75%), аренды лесных земель (около 15%), а также платы за рекреационное лесопользование и пастьбу скота.

В Канаде в составе общего бюджета провинции выделяется специальный лесной бюджет, основной доходной частью которого является попенная плата, вносимая владельцами лицензий (лесопользователями).

В Финляндии частные лесовладельцы, получив доходы от продажи древесины на корню и уплатив налоги, обязаны осуществить лесовосстановление. Если средств для выполнения необходимых работ не хватает, государство выделяет целевые субсидии в соответствии с представленными расчетами.

В Норвегии для активизации деятельности лесовладельцев введен лесной налог. Часть дохода от продажи древесины отчисляется на специальный счет, средства с которого лесовладельцы могут использовать для дальнейшего развития своей деятельности.

В Польше также введен лесной налог, он зависит от размера участка леса и официальной стоимости древесины.

В Германии нет лесного налога. Но федеральным законом о лесах предусмотрены определенные меры финансовой поддержки развития лесного хозяйства. Так, создание новых лесных площадей стимулируется путем предоставления владельцам участков субсидий. Кроме того, в течение длительного периода (до 20 лет после создания лесонасаждений) владельцам участков выплачивается ежегодная премия за первоначальное лесонасаждение. Экономические взаимоотношения между государственными лесхозами (лесными дирекциями) и частными предпринимателями регулируются актами федерального министерства экономики и являются обязательными для всех государственных предприятий независимо от отраслевой принадлежности. Затраты на ведение лесного хозяйства финансируются из бюджета федеральных земель по утвержденной смете. Прибыль поступает в бюджеты федеральных земель.

Налоговое законодательство Японии разрешает лесовладельцам, ведущим хозяйство в соответствии с установленными государством правилами, уменьшать размеры некоторых налогов.

Как видно, в отдельных странах принцип платности лесопользования реализован в форме лесного налога. В нашей стране с принятием нового Лесного кодекса РФ утвердилась неналоговая система платежей за лесопользование.

 

Лесная и земельная рента

 Эффективность использования  природных ресурсов оценивается  природноресурсной рентой. Применительно  к лесному хозяйству существует 2 вида ренты:

- лесная рента, которая  измеряется доходом собственника, образующимся при добыче лесных  ресурсов и относимым на единицу  ресурсов на момент времени  их эксплуатации;

- земельная рента, которая  измеряется доходом собственника  в расчете на 1 га лесной площади  с учетом затрат и доходов  за весь период оборота пользований.

Лесная рента образуется в лесном хозяйстве, организованном на основе непрерывного и неистощительного пользования лесом и может быть использована:

  1. Для оценки условий эффективного освоения лесных ресурсов, т.е. как критерий эффективности
  2. Для установления экономически доступных ресурсов
  3. Для установления платежей за пользование лесными ресурсами.

В упрощенном виде лесная рента (Рл) определяется как отношение стоимости древесного запаса на корню (Д) к среднему значению его возраста (А).       

Наряду с проведением мероприятий, направленных на пользование лесными ресурсами и их воспроизводство, в лесном хозяйстве выполняют работы по оказанию услуг растущему лесу. Объектом таких работ являются земли лесного фонда, а критерием эффективности выступает земельная рента. Она образуется в хозяйстве на основе периодического пользования лесом.

Учет фактора времени при измерении доходов и затрат ресурсов обеспечивается выполнением 2-х процессов:

- компоундирования доходов

- дисконтирования доходов.

Земельная рента предстает в виде разницы приведенных к настоящему времени доходов и затрат:

rf = Rd – Cd >0

где rf - чистый доход с 1 га лесной площади;

      Rd – доходы будущих периодов, приведенные к настоящему времени дисконтированием;

      Cd – расходы, включая нормативную прибыль, осуществляемые для достижения результатов в будущем.

Условием эффективности принимаемых решений должно стать положительное значение земельной ренты.

 

 

Список литературы

 

  1. Анохин Е.С. Зарубежный опыт в области налогоооблажения природных ресурсов // Экономика и организация производства. - 1996.
  2. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. — М.: Аспект Пресс. - 1998.
  3. Гофман К.Г., Витт М.Б. Платежи за природные ресурсы // Экономика и организация производства. - 1990.

Информация о работе Платежи за пользование лесным фондом