Плюсы и минусы двух основных форм внешнеторговой политики.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке.

Содержание работы

Введение
3
1.Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм 4
1.1. Протекционизм 5
1.2. Фритредерство 8
2.Заключение 9
3.Список литературы 10

Файлы: 1 файл

Плюсы и минусы двух основных форм внешнеторгорй политики.docx

— 36.31 Кб (Скачать файл)

МИНЕСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРФ ФГКУ ВПО

«Российский химико – технологический университет им. Д. И. Менделеева»

Новомосковский институт (филиал)

 

 

 

 

 

Факультет «ЗиОЗО»

Кафедра «Менеджмент»

Направление подготовки 080200 «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Мировая экономика

на тему: Плюсы и минусы двух основных форм внешнеторговой политики.

 

 

 

 

 

 

 

Студент

Кондрахина М.Н.

Группа

ЗМН-13-1

Шифр зачетной книжки

 

Проеподователь

Левшина Е.В.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новомосковск 2015

Содердание: стр:

Введение

3

1.Внешнеторговая политика  государства: свободная торговля  и протекционизм

4

    1. Протекционизм

5

    1. Фритредерство

8

2.Заключение

9

3.Список литературы

10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Инструменты,используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законадательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли.Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: проктекционизм и свобода торгрвли.

Торговая политика всегда привлекала внимание людей. Их интересовало, почему одни государства, обладавшие большим количеством ресурсов, оставались бедными, в то время как другие государства, обладавшие лишь человеческими ресурсами, быстро богатели. Это, а также поиск оптимальных путей развития внешней торговли составляют одну из наиболее сложных, но и интересных проблем экономической науки. Этим вопросом занимается целый ее раздел — международная экономика. Со временем внутри него сформировались два больших научных направления — свобода торговли (основатели А. Смит., Д. Рикардо) и протекционизм (основатели — А. Гамильтон и Ф. Лист).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм

 

Самая старая форма международных отношений – это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

В условиях развития международных экономических отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место на мировом рынке.

Основные виды внешнеторговой политики.

Традиционными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство (свободная торговля).

Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердилась в 19 веке в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              1. Протекционизм .

 

Протекционизм (от лат. protectio - прикрытие, покровительство) - это экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.

Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.

Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.

Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.

Страна сама формирует концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.

В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

 

Выделяются следующие виды протекционизма :

Селективный протекционизм - защита от конкретного продукта, или против конкретного государства.

Отраслевой протекционизм - защита конкретной отрасли.

Коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких, объединившихся в союз, стран.

Скрытый протекционизм - протекционизм при помощи нетаможенных методов.

При проведении анализа положительных и отрицательных сторон протекционизма можно выделить следующее:

К преимуществам протекционизма обычно относят следующие моменты:

1) Протекционизм защищает молодые  отрасли хозяйства страны. Новые  отрасли, зарождающиеся в одних  странах, но уже развитые в  других, без защиты, (хотя бы временной), могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной  продукцией. На стадии становления  отрасли ее продукция часто  не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, в виду того, что ее цена выше, чем у товаров-конкурентов, а качество ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут приобретать товар по более высоким ценам, но с надеждой на снижение их в перспективе.

2) Таможенные платежи являются  важным источником дохода бюджета  государства. Во многих развивающихся  и слаборазвитых странах эта  статья доходов очень важна  для бюджета. Следует отметить, что  усиление протекционизма может  вызвать обратный процесс и  лишить государство данного вида  поступлений.

3) Протекционизм борется со структурной  безработицей, вызванной импортом  более дешевой и эффективной  продукции. В результате сокращения  производства из-за поражения  национальной отрасли в конкурентной  борьбе с иностранными производителями  происходит сокращение рабочих  мест, что вызывает дополнительные  нагрузки на бюджет для выплат  пособий по безработице, также  упадет уровень жизни и потребления  в стране. Протекционистская защита  отрасли будет способствовать  снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном  периоде.

4) Протекционизм обеспечивает национальную  безопасность. Многие экономисты  и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо  в целях национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом  относительно неэффективные внутренние  отрасли, производящие военно-стратегические  материалы и продукцию, следует  изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного  протекционизма будет рост цен  для внутренних потребителей.

Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер.

В целом большинство современных экономистов считают, что протекционизм отрицательно влияет на мировую торговлю, и выделяют следующие его недостатки:

1) Протекционизм создает благоприятные  условия для возникновения и  поддержки внутренних монополий  в торговле, промышленности, финансовой  сфере, что связано с ограничением  конкуренции.

2) Протекционизм замедляет экономический  рост. Тарифы ведут к сокращению  объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя  на мировую экономику и на  уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей  может привести к самоизоляции  страны, консервации отсталых затратных  производств. Протекционизм сводит  на нет формирование и плоды  специализации страны. При свободной  торговле каждая страна имеет  возможность выделять и развивать  свои наименее затратные и  наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои  различные выгоды (например, географическое  положение). Протекционизм препятствует  этому, т.к. приходится перераспределять  ресурсы между более и менее  эффективными производствами, чтобы  удовлетворять разнообразные потребности  внутреннего рынка.

3) Протекционизм, в частности одностороннее  введение тарифов, нередко приводит  к торговым войнам и подрыву  международной торговли. Страна, вводящая  в одностороннем порядке импортный  тариф для защиты отечественных  производителей от наплыва дешевых  товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.

 4) Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.

5) Протекционизм косвенно подрывает  экспорт страны. Сокращая доходы  других стран при защите внутреннего  рынка от их производителей, государство  сокращает их доходы и возможность  экспортировать, в том числе и  его продукцию. Также во многих  странах экспортные товары включают  в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек  производства. Это ведет к росту  цен, падению конкурентоспособности  национальных товаров.

Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами. На фоне громких заявлений «большой двадцатки» о недопустимости протекционизма в реальности его политическая привлекательность настолько велика, что перевешивает доводы экономического здравого смысла при принятии решений.

Снижение импорта за счет ухудшения условий торговли может иметь эффект, обратный желаемому. В истории существует достаточно примеров в подтверждение данного факта. Так, во время Великой депрессии правительством США был принят закон Смута - Хоули, в соответствии с которым поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Против закона выступили 1028 известных американских экономистов, однако президент Герберт Гувер подписал его. Результатом стала ответная реакция государств-партнёров США, поднявших пошлины на американские товары, что привело к резкому падению торгового оборота между США и европейскими странами и окончательно столкнуло экономику в Великую депрессию. Аналогичная ситуация происходила в конце 90-х годов в период Азиатского кризиса, когда пострадавшие страны подняли ставки таможенных пошлин, а в свою очередь развитые страны ответили введением антидемпинговых пошлин, что крайне негативно сказалось на экономическом

Информация о работе Плюсы и минусы двух основных форм внешнеторговой политики.