Плюсы и минусы политики импортозамещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:30, доклад

Описание работы

Белорусская экономическая модель многих удивляет. Ее противники давно предрекали ей системный кризис. Однако она демонстрирует, если не эффективность, то, по крайней мере, свою живучесть. У нее есть много сторонников. Особенно директорат государственных предприятий, который, как правило, выступает против частной собственности. Да и работники госпредприятий, как правило, не желают изменения формы собственности. Каждый приспособился на своем рабочем месте. Относительно низкую зарплату люди, как и в советские времена, компенсируют мелким воровством, которое в общественном сознании уже давно таковым не считается. Каждый старается вынести с госпредприятия все, что плохо лежит.

Файлы: 1 файл

Белорусская экономическая модель многих удивляет.docx

— 20.51 Кб (Скачать файл)

Белорусская экономическая  модель многих удивляет. Ее противники давно предрекали ей системный кризис. Однако она демонстрирует, если не эффективность, то, по крайней мере, свою живучесть. У нее есть много сторонников. Особенно директорат государственных  предприятий, который, как правило, выступает против частной собственности. Да и работники госпредприятий, как  правило, не желают изменения формы  собственности. Каждый приспособился  на своем рабочем месте. Относительно низкую зарплату люди, как и в  советские времена, компенсируют мелким воровством, которое в общественном сознании уже давно таковым не считается. Каждый старается вынести  с госпредприятия все, что плохо  лежит. Кроме того, люди все-таки осознают, что цены на товары, хоть и не на много, но ниже в Беларуси по сравнению  со странами с более высокими зарплатами. Причем по многим товарам и услугам  они на самом деле существенно  ниже. Это на микроуровне. На макроуровне, за счет тотального перераспределения  доходов, государство вполне успешно  поддерживает общую стабильность функционирования национальной экономики. В принципе, такая модель может существовать достаточно долго, десятилетия.

1. Протекционизм и замещение  импорта

Импортозамещение не обосновано экономической теорией. В Беларуси имеется несколько докторов наук, которые подготовили обоснование  под осуществление политики импортозамещения. Главные аргументы в пользу импортозамещения – это снижение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса и экономия валютной выручки. Однако эти аргументы  стары как мир. Они были известны экономистам еще в XIX веке, но являются ничем иным, как софизмами

За последние 10 лет в  Беларуси в программы импортозамещения вложено почти $4 млрд.

2. Ставка на государственную  собственность

Более 70% ВВП создается  предприятиями государственной  формы собственности.

Земельные, водные и лесные ресурсы в подавляющем большинстве  находятся в государственной  форме собственности; отсутствует  рынок земли. На одного жителя Беларуси приходится в настоящее время  в среднем 11 соток земли (хотя еще 5 лет назад приходилось – по 13,5 сотки). То есть пожилые люди в  деревнях умирают, их земли на полях  прирезают колхозам и совхозам, а  новых земель гражданам практически  не выделяется. В настоящее время  только 5% земель находится в пользовании  граждан Беларуси. Зато по площади  сельскохозяйственных земель, которая  приходится на одного жителя, Беларусь занимает одно из лидирующих мест в  Европе (0,9 га против 0,3-0,4 га в развитых странах и 0,5-0,6 га в развивающихся  странах Европы). Семья из 5-ти человек  на момент начала коллективизации имела  в Беларуси в среднем земельный  надел площадью в 10 гектаров, а сегодня  такая же гипотетическая семья владеет  наделом площадью всего 0,5 гектара. В настоящее время только 5% земель находится в пользовании граждан  Беларуси.

Можно согласиться с высказыванием  на эту тему кандидата экономических  наук Леонида Заико: «Использовать  сферу услуг на полную катушку  невозможно без активного участия  частного бизнеса. А сегодня здесь  доминирует государство. Государство должно создавать условия: выделить участки земли, создать там необходимую инфраструктуру, коммуникации, потому что сейчас самая большая проблема – земля. А люди потом сами все построят, возьмут кредиты. По такому пути идет большинство стран мира». К примеру, в той же Финляндии 60% лесов принадлежит частным лицам.В Финляндии 735 тысяч лесовладельцев (при 5 млн. человек населения или 15% населения) со средним размером надела в 30 га.Государству в Финляндии принадлежит всего 25% лесов, а крупным компаниям – всего 10%. Представим на минуту, что в Беларуси, также как и в Финляндии, 60% лесов принадлежат частным лицам.При наших лесных ресурсах это означало бы наличие 1,4 млн. лесовладельцев (при 9,5 млн. человек населения или 15% населения) со средним размером надела в 3,8 га.

Стоит также отметить, что  в Беларуси не создан механизм трансформации  недвижимости в капитал. В силу разных причин практически не работает институт ипотечного кредитования, не развит рынок  ценных бумаг.

3. Государство устанавливает приоритеты  в развитии экономики

В качестве таких приоритетов  были определены – сельское хозяйство  и строительство. В эти отрасли  направляется половина от всех инвестиций, вкладываемых в экономику. Большинство  предприятий этих отраслей находятся  в государственной форме собственности.

4. Административное регулирование  цен на факторы производства  и на многие товары

Регулирование цен на товары и услуги, на отдельные факторы  производства (труд, капитал, и др.), а также – обменного курса  на бирже, осуществляется главным образом  административными, а не рыночными  методами.

В Беларуси сохранена со времен СССР единая тарифная система, и государство  через регулирование ставки I-го разряда влияет на размер окладов на предприятиях государственной формы собственности, и таким образом влияет на установление средней заработной платы в стране. Также государство активно регулирует минимальную заработную плату (это уже обязательно для предприятий любой формы собственности), устанавливая ее в последние годы на уровне бюджета прожиточного минимума. Таким образом, в Беларуси, цена рабочей силы определяется преимущественно не рынком труда под воздействием спроса и предложения на рабочую силу, а государством и его представлениями о том размере заработной платы, который можно считать приемлемым в каждый конкретный период развития экономики

Государственное регулирование  цен влияет на перераспределение  средств в обществе, причем забирая  эти средства у эффективных производителей и отдавая их менее эффективным  производителям, которые постоянно  нуждаются в поддержке, поскольку  товары, которые они производят, не пользуются спросом и часто  остаются без сбыта.

Государство, регулируя цены, не дает возникнуть стоимости там, где  она возникла бы, если бы не вмешательство  государства, и, наоборот, позволяет  возникнуть стоимости там, где она  никогда не возникла бы, если бы, опять  же, не вмешательство государства.

5. Высокая инфляция

Если брать за начало отсчета 2000 год, то Беларусь по темпам инфляции также стала безусловным лидером  в Европе за последнее десятилетие. В мире из 160 стран, по которым имеется  статистика, по темпам инфляции нашу страну опередили только Зимбабве, Ангола и Мьянма. Иными словами, не будет  преувеличением сказать, что Беларусь является лидером в мире по темпам инфляции за последние 20 лет и это  безусловно является особенностью белорусской  экономической модели. Основная причина  высокой инфляции – быстрое увеличение денежной массы в экономике. Из эмиссионных  источников финансируется льготное жилищное строительство, строительство  многих государственных объектов –  больниц, спортивных объектов, амфитеатров, и т.п., выделяются деньги на модернизацию и поддержание деятельности многих госпредприятий, и др. Национальный банк не имеет независимости в  проведении денежно-кредитной и  валютной политики, подотчетен Правительству  и Президенту.

6. Белорусская экономика – одна  из самых социально-ориентированных  на постсоветском пространстве

Правда у этого преимущества есть и обратная сторона. Из-за большой  социальной сферы и огромного  объема государственных расходов, соответственно в стране имеет место одна из самых  низких долларовых зарплат по сравнению  с и одна из самых неразвитых –  сфера частного малого бизнеса. Низкая средняя зарплата в стране не дает возможности развиться сфере услуг, что заставляет власти все больше усиливать социальную составляющую. Большая часть населения имеет такую низкую зарплату, что не может оплачивать по полной рыночной стоимости – услуги ЖКХ, строительство жилья, услуги здравоохранения, образования, общественного транспорта, услуги спортивных комплексов.

7. Ставка на крупные хозяйственные  и административно-территориальные  единицы

Ставка на крупное товарное производство и на крупные административно-территориальные  единицы в управлении. Ставка на крупные госпредприятия, нежели на субъекты малого и среднего бизнеса, на предпринимателей.

Белорусская экономическая модель не столько устойчива сколько живуча. Переход от такой модели к рыночной экономики не может быть быстрым, для этого потребуются годы, если не десятилетия.На мой взгляд настоящей «чёрной дырой» экономики Беларуси является сельское хозяйство. Вместо того чтобы вливать в с/х 45 млрд. долларов и не получать желаемой отдачи проще и эффективнее отдать земли людям. Почему бы государству не продавать землю гражданам Беларуси по символической цене, при определённом условии: что около 35% производимой продукции будет продаваться также по символическим ценам на предприятия Беларуси и все это в периоде 5 лет. После окончания 5 лет 100% производимой продукции будут оставаться полностью в его распоряжении. В итоге мы получим большое количество фермерских хозяйств, а это средний и малый бизнес, который приносит дополнительный доход в бюджет государства и создаёт рабочие места.Также мы получим конкурентную продукцию выходящую с фабрик и заводов, т.к. поставщик (фермер) будет стараться произвести как можно более качественное сырье. На выходе мы получаем конкурентоспособный товар не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Но для создания и развития фермерских хозяйств необходимо так же развивать и финансовые институты. Тому же фермеру для увеличения производительности труда необходимо приобрести трактор, сельхоз технику, модернизировать оборудование и здесь пришли бы ему на помощь лизинговые или кредитные компании, паевые фонды. Т. о. в Республике Беларусь стали бы активнее развиваться финансовые институты и, в особенности, при улучшении ведения бизнеса и появления на рынке крупных компаний активнее развивался бы рынок ценных бумаг, что является хорошим показателем экономического роста страны.Тем не менее это все невозможно при активном вмешательстве государства в экономику страны. Сдерживание цен на социально значимые товары является также преградой для активного ведения бизнеса, а ведь это все ведет к снижению налоговых поступлений в казну. 
В заключении хотелось бы сказать, что в данное время люди неготовы к резким экономическим шокам, стратегия градуализма глубоко засела в сознании людей. Народ привык к стабильности как при СССР, что не так характерно для рыночных экономики.


Информация о работе Плюсы и минусы политики импортозамещения