Почему российские музеи дискриминируют иностранцев?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:11, доклад

Описание работы

Политика установления разных цен на один и тот же товар или услуг различным потребителям на языке экономистов именуется ценовой дискриминацией, если разница в ценах не оправдана издержками производства товара или услуги. Продавец, являясь монополистом или обладая монопольной властью, сортирует покупателей по группам, между которыми невозможна купля-продажа данного товара или услуги. Существует довольно много разновидностей ценовой дискриминации, и их воздействие на экономику различается. Но чаще всего ценовая дискриминация снижает общественное благосостояние. Сама же фирма, проводящая дискриминацию, получает выгоду от нее.

Файлы: 1 файл

эссе микро.docx

— 25.01 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

«Кемеровский государственный  университет»

 

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

 

Магистерская программа  « Экономическая теория. Финансово-кредитные  отношения »

 

Эссе по микроэкономике на тему

«Почему российские музеи дискриминируют иностранцев?»

 

 

 

                                                             Выполнил:  

                                                               Магистрант гр. ЭМ-122                   

Чегошева Светлана Николаевна

                                                               Проверил:

                                                             Гоосен Е.В

 

 

Кемерово 2012

Теория. Ценовая  дискриминация. Виды ценовой дискриминации.

Политика  установления разных цен на один и  тот же товар или услуг различным  потребителям на языке экономистов  именуется ценовой дискриминацией, если разница в ценах не оправдана  издержками производства товара или  услуги. Продавец, являясь монополистом или обладая монопольной властью, сортирует покупателей по группам, между которыми невозможна купля-продажа  данного товара или услуги. Существует довольно много разновидностей ценовой  дискриминации, и их воздействие  на экономику различается. Но чаще всего  ценовая дискриминация снижает  общественное благосостояние. Сама же фирма, проводящая дискриминацию, получает выгоду от нее.

Выделяют  три типа ценовой дискриминации:

1) ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. В этом случае весь покупательский излишек изымается фирмой—монополистом. В чистом виде данный тип ценовой дискриминации редко встречается, так как является трудноосуществимым. Он может приближенно осуществляться при условии индивидуального производства, т. е. производства, для которого характерно изготовление каждого вида продукции по конкретным потребительским заказам. Цены в этом случае определяются в договоре;

2) ценовая дискриминация второй степени осуществляется следующим образом: предприятие—монополист реализует по разным ценам не каждую отдельную единицу продукции, а целые ее партии соответственно одной и той же кривой спроса. Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Ценовая дискриминация второй степени нередко выступает в форме ценового дисконта, или скидок (на объем поставок; кумулятивные скидки - сезонный билет на железной дороге; дискриминация во времени - различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага).

3) ценовая дискриминация третьей степени базируется в отличие от первых двух типов не на различиях цен спроса на единицы продукции, а на сегментации рынка, т. е. на разделении покупателей на отдельные группы, причем для каждой группы характерна своя функция спроса. Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи, что в результате должно максимизировать общую прибыль. Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

 

2. Ценовая дискриминация,  практикуемая российскими музеями.

Одним из самых распространенных примеров ценовой дискриминации, как  в зарубежной, так и в отечественной  практике, являются скидки студентам, детям и пенсионерам на вход в  музеи. Причем многие российские музеи  практикуют также и дискриминацию  по признаку гражданства – для  иностранных граждан цена посещения  значительно выше.

Данная ситуация является ярким примером ценовой дискриминации  третьей степени. Здесь четко  выделяются несколько групп потребителей, отличающихся своей платежеспособностью. Например, дети не в состоянии сами купить билет в музей, студенты и  пенсионеры готовы заплатить гораздо  меньшую сумму денег, чем люди среднего возраста, которые работают и имеют более высокие доходы. Иностранцы, приехавшие в Москву, могут  купить билет в музей дороже, чем  большинство посетителей-россиян. Однако внутри каждой группы потребители неразличимы  с точки зрения их платежеспособности, т.е. администрация музея не может  распознать, кто из иностранцев готов  заплатить за посещение музея 10 долларов, а кто – 100 долларов.

Возраст и гражданство  – это критерии, которые очень  легко проверяются при продаже  билета. Для этого достаточно посмотреть на соответствующее удостоверение  или паспорт.

 

3. Причины существования   дискриминации иностранных туристов  в российских музеях.

Данная ситуация объясняется  тем, что музеи могут назначать  более высокие цены для иностранцев  не опасаясь, что лишатся этой категории  посетителей. Такую уверенность  можно объяснить, используя понятие  ценовой эластичности спроса. Спрос  иностранцев на посещение московских музеев значительно менее эластичен  по цене, чем спрос российских граждан  и особенно спрос москвичей. Другими  словами, иностранцы в меньшей степени  реагируют на изменения цены входных  билетов, чем россияне. Поэтому музеи  могут смело повышать цены именно для данной группы посетителей –  их количество от этого практически  не изменится.

В результате музеи получают дополнительную выгоду в виде более  высокого дохода от посетителей –  иностранцев. Здесь стоит отметить, что большая часть издержек музеев – это фиксированные (постоянные) издержки, которые не зависят от числа посетителей. К переменным издержкам относятся лишь затраты  на типографскую продукцию (проспекты, путеводители по музею, открытки и т.п.) и иногда расходы на оплату труда  экскурсоводов( если экскурсии проводятся собственными сотрудниками музея). Поэтому  можно сказать, что предельные издержки на каждого дополнительного посетителя, в целом, остаются постоянными и  близки к нулю.

Почему же спрос иностранцев  менее эластичен по цене, чем спрос  россиян? Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить основные факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса.

В качестве первой причины  следует назвать большую субъективную потребность в такого рода услуге иностранцев, чем у наших соотечественников. Российские граждане, и особенно москвичи, могут посетить любой московский музей и сегодня, и через год, выбрав наиболее удобный для себя период времени и наиболее низкую (соразмерно с их доходом) цену, а  иностранцы могут это сделать  только в тот момент, когда они  приехали в нашу страну. Кроме того, многие россияне уже посещали те или  иные московские музеи хотя бы один раз в жизни, поэтому при повторном  посещении цена билета начинает играть заметную роль. А вот для иностранцев, впервые приехавших в Москву, фактор цены становится гораздо менее значимым, а эластичность спроса – низкой.

Вторая причина невысокой  ценовой эластичности спроса иностранцев  – это в среднем более высокий  уровень дохода большинства иностранных  туристов, посещающих Москву, по сравнению  с российскими гражданами. Следовательно, расходы на посещение музеев в  их бюджете занимают меньшую долю, чем у российских граждан. Это  тоже важный фактор, который приводит к тому, что спрос иностранцев  становится менее эластичным по цене.

Третья причина состоит  в том, что абсолютное большинство  иностранных посетителей московских музеев – это туристы, приехавшие посмотреть Москву. Как правило, когда  люди едут отдыхать, они не склонны  экономить деньги. К тому же, многие из иностранных туристов приезжают  в Москву не сами по себе, а в рамках экскурсионного тура, в стоимость  которого изначально могут быть включены все расходы на экскурсии. В таком  случае, иностранцы могут даже не знать  об уровне цен на входные билеты в музеи. Этот фактор тоже делает их спрос на посещение московских музеев слабо эластичным по цене.

 

3.Графическая  интерпретация  дискриминации  иностранных туристов российскими  музеями.

Для того чтобы графически представить принцип осуществления  ценовой дискриминации третьей  степени, изобразим на одном и  том же графике спрос двух групп  потребителей (рис. 1). Разумеется, любой  график лишь условно демонстрирует  ситуацию, поэтому, несмотря на наличие  большего, чем две, количества групп  потребителей, мы ограничимся только спросом на посещение музеев взрослых иностранцев и взрослых россиян. Предположим для простоты анализа, что спрос и той, и другой категории  потребителей задается линейной функцией.

Справа от оси (р) изобразим  спрос иностранцев на посещение  московских музеев (Df), а слева от оси цен – спрос россиян (Dd). Обратите внимание, что кривая спроса иностранных туристов расположена выше кривой спроса наших соотечественников. Это означает, что при любой возможной цене спрос иностранцев более эластичен, чем спрос российских граждан. Более того, иностранцы готовы покупать билеты в музеи даже при таких высоких ценах, при которых величина спроса россиян становится равной нулю.

Как было сказано выше, предельные издержки (МС) музея можно считать  постоянными и близкими к нулю. Поэтому на графике они представлены горизонтальной линией. На каждом из рыночных сегментов музей может вести  себя как монополист, определяя количество посетителей, максимизирующее его  прибыль на данном сегменте. Условие  максимизации прибыли гласит: монополист должен оказывать такое количество услуг, при котором предельная выручка  равна предельным издержкам. Поэтому  на графике показаны кривые предельной выручки на каждом сегменте (MRf для иностранцев и MRd для российских граждан). На графике хорошо видно, что максимизирующий прибыль монополист назначит группе иностранцев более высокую цену (возможно, даже такую, которую российские посетители, в принципе, не готовы заплатить). Именно такая ситуация и имеет место на практике.

 

 


 p


Российские посетители Иностранные посетители

 

 Pf Ef



 Ed Pd Df


 MC Dd



Qd  MRd Qd Qf MRf Qf

 

 

Рис.1

 

 

5. Проблема дискриминации  иностранных туристов российскими  музеями в наши дни.

До последнего времени билет в московский музей  обходился иностранцу дороже, чем  гражданину России. 17 ноября 2011 г. на заседании  Координационного совета по туризму  при правительстве Москвы принято  решение устранить подобную дискриминацию  и ввести единую цену. 

Экономическая подоплёка вопроса понятна.  Москва спешно улучшает свой туристический имидж.  Считается, что туристический потенциал Москвы используется далеко не в полную силу. Необходимо добиться, чтобы иностранных туристов приезжало больше, чтобы они более комфортно себя здесь чувствовали. Для этого, в частности, необходимо перестроить деятельность музеев.

Музейное  дело  тихо превращается в музейный бизнес. Когда всё вокруг оценивается на предмет пригодности использования в качестве экономического ресурса, то есть, иными словами, может ли оно приносить деньги, странно было бы, если бы музеи избежали подобной участи.  В Москве есть популярные музеи, вход в которые можно сделать дороже без ущерба для количества посетителей. Поводом изменения цены входного билета может быть как раз  устранение двойных расценок.

Экономического  смысла в специальной цене для  иностранцев действительно немного: при продаже билета паспорт не спрашивают. Если билеты покупает человек, сопровождающий иностранцев или  хорошо говорящий на русском языке, ему продадут, скорее всего, билеты для отечественных посетителей…

Но кроме  экономического, есть ещё и общекультурный аспект. И тут процессы гораздо  глубже.

Давайте перевернём ситуацию и скажем, что  это не иностранец имеет более  высокую цену, а гражданин России получает льготу при посещении учреждения культуры. В такой трактовке подобное положение становится очевидным  наследием советской эпохи, когда  государство ставило себе целью  культурно развивать и образовывать своих граждан. В контексте сегодняшнего понимания государством своих задач, это - явный рудимент. Ныне каждый занимается своим культурным образованием самостоятельно, в меру своего желания и денежных возможностей. Впрочем, лазейку для  тех, у кого личный бюджет не выдерживает  полновесной цены билета, всё же оставили.  В 2012 году каждое третье воскресенье месяца можно будет посетить московские музеи бесплатно. Такая вот культурная норма для бедных: один музей в месяц.

На примере  цены музейных билетов человек убеждался, что хоть чем-то в России быть лучше  гражданином своей страны, чем  иностранцем.  Но власти на самом деле не важно, чей ты гражданин, её, прежде всего, интересует твоя платежеспособность. Поэтому она не дорожит привилегиями своих граждан. Поскольку у иностранцев денег больше, для неё, наоборот, важнее, какие условия она сможет обеспечить иностранному туристу.

 

     Хотя, конечно, подобный жест можно истолковать и как своего рода признание.  Государство отбирает у своих граждан льготу на посещение музеев, потому что посещение музеев становится всё менее полезным. Особенно это касается  экспозиций так называемого современного искусства.  Здесь уж речь идёт не о пользе, а о вполне очевидной духовной вредности. Льгота была поощрением граждан приобщаться к культуре. Ныне государство не хочет поощрять своих граждан приобщаться к такой культуре.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. http://www.optimaltravel.ru/novosti-turizm/2011/12/20/muzei-moskvi-stoimost-bileta/

2. Нуреев Р. М. Курс  микроэконимики. М.: Норма, 2005

3. 50 лекций по микроэкономике : в 2-х т. СПб.: Экономическая  школа, 2004

4. http://top.rbc.ru/society/18/11/2011/625622.shtml


Информация о работе Почему российские музеи дискриминируют иностранцев?