Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:12, курсовая работа
Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен. Кроме того малый бизнес развивает кредитование малого предпринимательства, способствует снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и улучшению качества банковского обслуживания, сервиса.
Введение
1.Понятие малого бизнеса……………………………………………………4
2. Роль малого бизнеса в экономике………………………………………...5
3. Преимущества малого бизнеса……………………………………………7
4. Недостатки малого бизнеса……………………………………………….8
5. Государственная поддержка малого бизнеса в России………………….9
5.1 Закон 209-ФЗ (финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержки)………………………………………………9
5.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России……………..11
5.3 Прямая поддержка малого бизнеса…………………………………..17
5.4 Косвенная поддержка малого бизнеса…………………………….....20
6. Помощь малому бизнесу западный опыт………………………………..21
Заключение
Список литературы
2. Имущественная поддержка (ст.18) - осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
3. Информационная поддержка
(ст.19) - осуществляется в виде
создания федеральных,
4. Консультационная поддержка (ст.20) - осуществляется в виде:
- создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций
- компенсации затрат, произведенных
и документально
Кроме того, в Законе N 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности:
- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (ст.21);
- поддержка в области
инноваций и промышленного
- поддержка в области ремесленной деятельности (ст.23);
- поддержка субъектов,
осуществляющих
- поддержка субъектов,
осуществляющих
5.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности
среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп
населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к воз
можному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.
Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики.
Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими
интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.
С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать
условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).
В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может
осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает
стратегия и тактика государства
по отношению к
Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства - сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:
• законодательная и нормативная база, определяющая специфические
условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;
• правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;
• обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;
• система специализированных институтов, обеспечивающих разработку
и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала - фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес- инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);
• государственные программы,
программы социально-
развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и
конверсию предприятий ВПК, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости, миграцонные потоки и т.д.;
• ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.
На сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. Реализация ее
может осуществляться посредством единоразового пособия для открытия
собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через
систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.
Согласно мнению специалистов, создание многочисленных программ
поддержки малого бизнеса способно объединить не только усилия властей на
ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в стране. Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.
Основным стимулом развития любой компании выступает комплекс мер,
направленный на поддержание среднего и малого бизнеса в устойчивом состоянии, и организованный местными властями в каждом отдельно взятом
регионе. На сегодняшний день субсидии малому бизнесу могут быть самыми
разными. В первую очередь, осуществляется финансовая поддержка компаний и выделение бюджетных средств на их развитие. Кроме того, стимулирующими действиями также является упрощенная система сертификации и лицензирования продукции, участие в выставках и рекламные акции. Выдача целевых субсидий на развитие бизнеса также практикуется государственными органами. Такие субсидии обычно выдаются для возмещения затрат по договору лизинга, на частичную компенсацию ставки по кредиту.
В большинстве случаев государственная финансовая поддержка малого
бизнеса направлена на новичков, переживающих период старт-апа. В данном
случае новоявленным компаниям доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны. Существующие государственные программы для малого и среднего бизнеса уже позволили многим их участникам получить гарантированный доступ к субсидиям, льготные кредиты, а также иметь возможность использования прочих механизмов.
Регулирование развития бизнеса осуществляется Федеральным Законом
ФЗ-209. Кроме того, существуют прочие федеральные законы и нормативы
субъектов России и органов местного самоуправления.
Любая из программ имеет определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное – четкие направления действий поддержки бизнеса. Структура поддержки малого и среднего бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на должном уровне. Это могут быть коммерческие или некоммерческие организации,
созданные в качестве подрядчиков и размещающие заказы на выполнение
работ для государственных нужд. Кроме того, в инфраструктуре присутствуют и фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и прочие организации. Рассмотрим подробнее каждый в отдельности.
Общественные организации предлагают возможность принятие участия в
формировании инициатив Законодательства, помогают налаживать контакты
с иностранными партнерами, предоставляют правовую защиту.
Муниципальные и государственные
фонды в настоящее время
действующими более чем в 70 российских регионах. Их цель – проведение
экспертизы
Более 30 городов страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Это негосударственные структуры, хотя деятельность
свою осуществляют при поддержке и участии местной администрации. Это
консалтинговые компании, предлагающие услуги получения инвестиций малыми предприятиями, и обучение персонала.
При центрах занятости действуют социально-деловые центры, создающие новые рабочие места посредством развития малых предприятий. Чаще
всего такие центры представляют собой государственное предприятие, единственным учредителем которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких центров.
Существующая система микрозаймов представлена коммерческими
предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 миллиона рублей. В стране насчитывается чуть меньше 3000 таких организаций.
В Краснодарском крае утверждена целевая программа господдержки малого и среднего предпринимательства на 2009-2012 годы, на реализацию которой предусмотрено свыше 676 миллионов рублей, сообщает департамент
инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края. Также в 2011
году расширены формы финансовой поддержки предпринимателей края за
счет введения нового вида субсидирования – возмещение затрат на уплату
первоначального взноса по договорам лизинга.
Малый и средний бизнес Краснодарского края занимает заметное место
в региональной экономике. Сегодня на Кубани около 300 тысяч субъектов
малого и среднего предпринимательства. Их число за последние два года
увеличилось на 6,3%.
По основным показателям развития малого и среднего предпринимательства - по количеству предприятий, численности работающих, объему реализуемой продукции - Кубань входит в тройку лидеров в Российской Федерации, а в Южном федеральном округе занимает первое место. По числу зарегистрированных индивидуальных предпринимателей край опережает все регионы России.
Наиболее интенсивно развивается малый и средний бизнес в сфере услуг,
потребительской сфере, строительстве.
Одну из важнейших проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.
В портфелях большинства российских банков займы малому предпринимательству составляют весьма скромную долю. Так, у Оргрэсбанка - 5%, у банка «Авангард» - менее 0,5%. Доля кредитов малому бизнесу заметна лишь у Пробизнесбанка (20%) - редкое исключение. В определенной степени это связано с размером минимальной суммы ссуды, работать с которой банки считают для себя не рентабельным. Так, у Пробизнесбанка эта сумма минимальна - 10 тыс. долл., у БИН-банка и банка «Авангард» - 20 тыс., у Оргрэс-банка - 100 тыс. долл. Известен и случай, когда был выдан самый маленький кредит - 1500 руб. КМБ-банком (российским дочерним банком ЕБРР, созданным специально для кредитования малого и среднего бизнеса). Он был выдан пенсионеру-предпринимателю на приобретение цветных шнурков для продажи их на рынке.