Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 12:11, курсовая работа
Экономика России как материальная база производимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей, среди которых особое место традиционно принадлежит промышленности. Промышленность- главная и ведущая отрасль материального производства. Она оказывает решающее воздействие на развитие производительных сил и производственных отношений.
Введение
1. Основные характеристики структуры отраслевого рынка.
1.1.Сущность отрасли, цели исследования и границы отраслевого рынка.
2. Рыночная экономика: понятие, сущность, принципы.
3. Классификация отраслевых рынков.
4. Анализ отраслевого рынка.
4.1. Характеристика отраслевого рынка.
Заключение
Список литературы
Потребительский рынок – рынок товарного обращения, где осуществляется купля продажа предметов потребления, то есть продукции или товаров, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных или коллективных нужд.
Рынок рабочей силы – сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы – работодателем и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в процессе материального производства.
Финансовый рынок – это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров. Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.
Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в доходной части. Большое влияние на эффективность рынка ценных бумаг оказывает денежный рынок, который использует свободные денежные средства организаций и частных лиц, обращая их в краткосрочные долговые обязательства с выгодной процентной ставкой.
Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы.
По территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним.
Внутренний рынок подразделяется на региональный местный и национальный и т.д., внешний – на глобальный, то есть мировой, пограничный и так далее.и Подразделение товарного обращения на рынок продавцов и покупателей предопределяется экономической ситуацией, сложившейся на рынке. Рынок покупателя отражает ситуацию, когда предложение определяет спрос, то есть на рынке наблюдается избыток товаров, что вынуждает товаропроизводителя снижать цены. Таким образом, рынок покупателя поддерживает интересы покупателя.
Рынок продавца – функционирует в интересах продавца, так при опережении спроса над предложением создается дефицит товара, а, следовательно, усиливается власть продавца на рынке, который в данной экономической ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем реализации, но только до момента устранения дефицита.
Кроме того, существует еще рынок промежуточных продавцов, поскольку реализация продукции может осуществляться двумя способами. Первый способ предусматривает ее реализацию через собственные торговые организации, в другом случае, право на реализацию товара передается экономическому посреднику, то есть на рынок промежуточных продавцов, который представляет собой совокупность лиц и организаций, приобретающих различные товары для перепродажи или передачи их в аренду на выгодной для арендодателя основе. Иными словами, рынок промежуточных продавцов – это рынок посреднических операций.
Также рынки подразделяются на открытые и замкнутые. Первые предполагают свободный вход на них любого желающего. Если же вход регулируется определенными механизмами, говорят о замкнутости (или закрытости) рынка, а иногда – о наличии барьеров для входа на рынок.
По другому критерию различают рынки стихийные и организованные. К последним, относятся рынки, на которых действуют механизмы спроса и предложения. Если же спрос и предложение уравновешиваются в отсутствие специальных институционализированных форм взаимодействия покупателей и продавцов, имеют место неорганизованные или стихийные рынки.
4. Анализ отраслевого рынка.
4.1. Характеристика отраслевого рынка
«Трансне́фть» (TRNFP) — российская транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов России. Полное наименование — Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». Штаб-квартира — в Москве. В виде ОАО зарегистрировано Московской регистрационной палатой 26 августа 1993 года, является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР.
«Транснефти» принадлежит около 47,50 тыс. км магистральных нефтепроводов, 386 нефтеперекачивающих станций, компания транспортирует 93 % добываемой в России нефти. [1]
В структуру системы АК «Транснефть» входят 12 дочерних обществ, основным видом деятельности которых является транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам и 1 общество – ОАО «АК «Транснефтепродукт», основным видом деятельности которого является организация транспортировки нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам. Кроме того, в структуру системы АК «Транснефть» входят 12 сервисных организаций, основными видами деятельности которых являются: погрузочно–разгрузочная деятельность в морских портах; обеспечение технологической связью; ремонт подводных переходов, диагностика магистральных нефтепроводов; метрологическое обеспечение транспорта нефти; проектно-изыскательские работы; осуществление функций заказчика-застройщика; оказание услуг по ведению бухгалтерского, налогового и управленческого учета; оказание страховых услуг; негосударственное пенсионное обеспечение; издание профессионального журнала «Трубопроводный транспорт нефти». В состав системы АК «Транснефть» входит 1 зависимое общество - ООО «Трубопроводный Консорциум «Бургас-Александруполис», основным видом деятельности которого является проектирование, строительство, эксплуатация нефтепровода «Бургас-Александруполис».
Основные направления деятельности:
- перекачка,
координация и управление
- профилактические,
диагностические и аварийно-
- координация
деятельности по комплексному
развитию сети магистральных
трубопроводов и других
- взаимодействие
с нефтепроводными
- координация
деятельности организаций в
- привлечение
инвестиций для развития
- организация
работы по обеспечению охраны
окружающей среды в районах
объектов магистрального
Собственники и руководство :
100 % обыкновенных акций (78,1 % капитала) «Транснефти» принадлежат государству[2]. В свободном обращении находятся привилегированные акции. Прежде большей частью акций, находящихся в свободном обращении, владели «Интеррос» и «Нафта-Москва», но они продали их неизвестным лицам.
16 апреля 2007
года президент России
Президент компании — Николай Токарев. Председатель совета директоров — Сергей Шматко.
"Транснефть" в цифрах:
-около 50 тыс.
км магистральных
-261 нефтеперекачивающих станций
-897 резервуаров для нефти емкостью около 16,5 млн куб м
-Транспорт 93% добываемой в России нефти
Уставный капитал. Акции:
Уставный капитал ОАО «АК «Транснефть» составляет 7 101 722 (семь миллионов сто одна тысяча семьсот двадцать два) рубля.
На величину уставного капитала выпущены:
• 5 546 847 штук обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая на сумму 5 546 847 рублей (78,1 % от величины уставного капитала);
• 1 554 875 штук привилегированных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая на сумму 1 554 875 рублей (21,9 % от величины уставного капитала).
Основные нефтепроводы:
- Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74млн тонн в год)
- Нефтепровод Дружба (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год)
- Участие в Каспийском трубопроводном консорциуме (28,2 млн тонн в год)
- Нефтепровод Баку — Новороссийск
- Исторический Нефтепровод Грозный — Туапсе
- Основные продуктопроводы
- Нефтепродуктопровод Северный (рабочая мощность 8,4 млн тонн в год)
- Нефтепродуктопровод Южный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение методологии отраслевых рынков стало играть значительную роль после перехода российской экономики на рыночные отношения, когда появилась необходимость учитывать факторы концентрации и интеграции. Логическая схема учебного пособия позволяет разобраться с сущностью предметной области и закрепить изученный материал при решении практических задач.
Так, в первой главе теоретического материала, подробно были рассмотрены цели, предмет и особенности экономики отраслевых рынков. Вторая глава пособия позволила охарактеризовать ассиметричность и ограниченность информации на рынке. В третьей главе раскрыта сущность концентрации, монополии и рыночной власти фирмы.
Наибольший практический интерес представляет четвертая и пятая глава учебного пособия, посвященные олигополии и вертикальной интеграции. Шестая глава посвящена типам и методам ценовой дискриминации. В седьмой главе рассмотрен феномен дифференциации продукта. Государственная отраслевая политика, в том числе антимонопольная, рассмотрена в восьмой главе. Специфика нефтегазового сектора Тюменской области, как пример отраслевого рынка, раскрыта в девятой главе.
Для углубленного изучения экономики отраслевых рынков необходимо, опираясь на представленную базу в учебном пособии, осуществить подбор информации по применению методологии в различных операциях. Этому может поспособствовать самостоятельная проработка рекомендуемой литературы, приведенной в списке источников учебного пособия.
Изменения экономики России в трансформационный период ставят новые задачи перед экономистами и вызывают необходимость исследований развития отдельных отраслей и регионов. Одной из таких дисциплин является экономика отраслевых рынков, раскрывающая особенности поведения предприятий в различных конкурентных условиях, складывающихся как на уровне отдельных отраслей, так и на уровне регионов.
Экономика отраслевых рынков является относительно новой областью экономических исследований, которая получила широкое развитие в наше время. Она изучает организацию отдельных рынков и отраслей, деятельность фирм в отрасли и влияние их решений на отраслевую организацию. Также она исследует закономерности формирования и функционирования ведущих рыночных структур, принципы поведения фирм в различных конкурентных условиях, основы формирования отраслевой и антимонопольной государственной политики.
Экономика отраслевых рынков предусматривает развитие инструментария экономического анализа, позволяющего применительно к более глубокому исследованию рыночных структур, углубление понимания закономерностей функционирования отраслей, рынков и фирм, более полное изучение возможности и необходимости государственного регулирования отраслевой структуры.
Одна из проблем, решаемых экономикой отраслевых рынков, заключается в идентификации факторов, определяющих экономическое положение фирм.
Обширная сфера применения экономики отраслевых рынков позволяет использовать результаты исследований экономистами, маркетологами, менеджерами, частными предпринимателями.
Список литературы
1. Гражданский, Налоговый, Градостроительный, Земельный кодексы РФ;
2. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон о разделе продукции);
3. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
5. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах";
6. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе";
7. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту";
8. Постановление
Правительства РФ от 29 декабря 2007
г. N 980 "О государственном
9. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
10. Годовые отчеты ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" за 2006-2009года
11. Лукина В.И. Теория статистики Пособие – Изд-во ТюмГУ, 2007
12. Пелих А.С.Экономика отрасли,2004.
13. Поздняк В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: Учебное пособие.- М.: ИНФАРМ-М, 2009.-З09с.
14. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник.-М.:ИНФАРМ-М, 2009.-442с.
15. С.И.Коренкова, Д.Л.Скипин, Ю.А. Юхтанова Экономический анализ:Учебное пособие. Тюмень: Издательство ТГУ, 2008.176с.
16. С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова Теория организации отраслевых рынков: Учебник-М.: 1998
17. Шмойлова Р.А. Теория статистики Учебник – М.: Финансы и статистика, 2005
18. http://www.economy-industry.
19. http://ru.wikipedia.org/wiki/
20. http://www.transneft.ru/
21. http://www.mintrans.ru/pressa/
22. http://www.finam.ru/