Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:18, реферат
Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережений, поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.
1. Введение - стр. 2-3
2. Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику – стр. 4-7
3. Функции, методы и главные направления государственного регулирования экономики. – стр. 8-12
4. Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия, тактика). – стр. 13-17
5. Разбор экономической ситуации – стр. 18
6. Заключение – стр. 19
7. Список используемой литературы – стр. 20
Перечень функций государства
этим отнюдь не исчерпывается. Государство,
пытаясь решить проблемы, неподвластные
рынку, осуществляет антимонопольную
политику с целью поддержания
конкуренции, обеспечивает свободу
предпринимательства, законность и
порядок в хозяйственной жизни,
стимулирует деловую активность
и использование имеющихся
11.
Таким образом, основными направлениями
экономической деятельности государства
являются:
1. Обеспечение нормальных условий работы
рыночного механизма, что предполагает
регулярную демонополизацию экономики,
ее антиинфляционную профилактику с помощью
стабильной денежной политики, поддержание
бездефицитной системы государственных
финансов и др. В странах, вставших на путь
восстановления рыночного хозяйства,
государству также приходится формировать
многосекторную экономику, демонтировать
звенья административно-командного управления,
образовывать действенную систему экономических
регуляторов и много другое.
2. Выполнение функций, очерченных минимально
необходимыми и максимально допустимыми
границами вмешательства государства
в экономику. В решении этих экономических
проблем рыночный механизм обнаруживает
свою несостоятельность или неэффективность.
3. Разработка, принятие и организация
выполнения хозяйственного законодательства,
т.е. правовой основы предпринимательства,
налогообложения, банковской системы
и другие.
12.
3.Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия, тактика).
Экономическая политика —
это комплекс управленческих стратегий
и технологий по использованию имеющихся
ресурсов для достижения намеченных
целей развития в русле определенной
идеологической парадигмы.
Для российской экономики сохраняется
угроза оказаться в числе стран, чье влияние
на развитие мировой экономики является
незначительным. Продолжает снижаться
доля России в мировом производстве и
торговле. По прогнозам экономистов Россия
уже в среднесрочной перспективе столкнется
как с ограничениями эффективных производственных
фондов, так и с энергетическими ограничениями
на сколько-нибудь существенный экономический
рост. Без значительного реформирования
российская финансовая система еще долго
будет оставаться потенциальным источником
нестабильности и потрясений в стране.
Ухудшение демографической ситуации,
кризис в сферах образования и здравоохранения
могут вызвать ускоренную деградацию
человеческого капитала страны.
Единственным способом ответа на вызовы
является достижение устойчиво высоких
темпов экономического роста, который
остается крайне неустойчивым и обязан,
прежде всего, благоприятному состоянию
мировой конъюнктуры последних лет, за
счет чего наша экономика получила значительные
экономические преимущества и большие
дополнительные доходы. Быстрый и устойчивый
рост может быть только тогда, когда производится
конкурентоспособная продукция. По мнению
Президента России «конкурентоспособным
должно быть все – товары и услуги, технологии
и идеи, бизнес и само государство, частные
компании и государственные институты,
предприниматели и государственные служащие,
студенты, профессора, наука и культура».
Поэтому в президентском послании Федеральному
собранию в 2003 году поставлена задача
удвоения за десятилетие (к 2010 году) внутреннего
валового продукта страны. В программе
Правительства Российской Федерации на
период до 2010 года предусмотрена модернизация
экономики в несколько этапов.
13.
Ключевыми задачами первого
этапа, рамки которого были ограничены
2000 годом, являлось создание базовых
законодательных основ, обеспечивающих
новые условия хозяйствования, и
приведение обязательств государства
в соответствие с его ресурсами.
На втором этапе (2001-2003 годы) начата реализация
экономической политики, основанной
на новых принципах. Дерегулирование
экономики, гарантии прав собственности
и равных условий конкуренции провозглашаются
основными мотивами экономической политики.
В этот период планировалось сосредоточить
инвестиционную активность государства
на обновлении всего спектра производственной
и финансовой инфраструктуры. Цель финансовой
политики государства - обеспечение финансовой
стабильности и снижение долговой нагрузки
на экономику. Предполагалось, что основным
фактором экономического роста на этом
этапе будет развитие "нового сектора"
на базе высвобождения предпринимательской
инициативы. Третий этап (2004-2010 годы) должен
стать периодом масштабной структурной
перестройки экономики, которая будет
стимулироваться всем комплексом социально-экономических
факторов - накоплением новых инвестиций,
растущей внешней конкуренцией, созданием
более эффективных механизмов перетока
капитала и рабочей силы, которые должны
привести к росту эффективности факторов
производства.
Этот период будет связан с ростом покупательной
способности национальной валюты, переходом
денежно-кредитной политики к механизмам
регулирования процентных ставок. Доля
государства в перераспределении валового
внутреннего продукта будет снижаться
по мере роста экономики, обеспеченного
высокой инвестиционной активностью,
включая приток иностранных инвестиций.
В целях сокращения административного
влияния на экономику и повышения эффективности
деятельности правительственного аппарата
осуществлена реорганизация его деятельности.
Изменена структура правительства, которая
стала трехуровневой. Министерства призваны
вырабатывать государственную политику
в конкретных областях; Федеральные службы
- проводить в жизнь политику министерств
и контролировать результаты; Федеральные
агентства призваны оказывать государственные
услуги. Предполагается, что такая структура
повысит личную ответственность
14.
руководителей различных подразделений за конечный результат и приведет к совершенствованию деятельности исполнительного органа власти,
что позитивно скажется на проведении экономической политики государства.
Инструменты экономической
политики государства выбираются в
зависимости от ее целей. Макроэкономические
цели современных государств многогранны,
поэтому и воздействие
В фискальной политике основным инструментом
воздействия государства на экономику
является государственный бюджет. Его
действенность в данном ключе основана
на таких категориях, как доходы и поступления.
Рассмотрим подробнее структуру бюджета
как инструмента государственного управления
экономикой.
К бюджету относят:
• налоги, акцизы, таможенные пошлины
и т. п. (как правило, эта категория составляет
около 80—85% от всех доходов бюджета);
• доходы от государственной собственности
(удельный вес составляет обычно 7—10%);
• прирост поступлений из фондов социального
страхования и пенсионного фонда (или
создание общественного долга — около
7%);
• другие доходы.
Расходы бюджета
включают в себя:
• трансферты (выплаты на здравоохранение,
образование и т. п.) и субсидии. Причем,
как правило, эта категория составляет
около 50% всех расходов;
• развитие конъюнктуры рынка и стимулирование
экономического роста.
15.
• содержание оборонного комплекса
страны, государственных аппаратов
и ведение внешней политики (25—30%
от общего числа расходов);
• другие расходы.
Итак, из рассмотренной структуры видно,
что государственный бюджет как инструмент
регулирования экономики может участвовать
в управлении социально-экономическими
процессами перераспределения и централизации
финансовых ресурсов, стимулирования
производства и контроля финансового
состояния государства.
В целом же бюджетно-налоговые инструменты
экономической политики государства помогают
обеспечивать полную занятость и производство
неинфляционного ВВП. Это делается посредством
изменения государственных расходов и
налогов.
Налогообложение, являясь инструментом
фискальной политики государства, влияет
как на получателя средств — государство,
так и на граждан, предприятия и учреждения
страны, т. е. налогоплательщиков. Поэтому
действие налогообложения в системе государственного
регулирования основано на следующих
принципах.
Принцип получения
благ
Экономические агенты, такие как предприниматели,
могут приобрести товары и услуги, предоставляемые
им государством, так же как и остальные
товары. То есть когда предприниматель
получает доход от предоставленных государством
товаров или услуг, он обязывается уплачивать
налоги, обеспечивающие финансирование
производства данных товаров и услуг.
Такими товарами или услугами могут быть
сырье, принадлежащее государству, энергия
и т. д. Кроме того, речь здесь может идти
о юридических услугах или услугах правоохрани-тельных
органов, ведь, пользуясь ими, экономические
агенты должны посредством уплаты налогов
поддерживать их содержание.
Принцип платежеспособности
16.
Налоги должны взиматься
с тех, в чьем распоряжении есть определенный
доход и благо-состояние. К тому же
граждане или предприниматели, обладающие
высокими доходами, должны платить более
высокие налоги, чем экономические агенты
с более низким благосостоянием. Таким
образом, тяжесть налогов распределяется.
Это необходимо, так как для граждан с
небольшим доходом каждый рубль дороже,
чем для более обеспеченных, т. е. с помощью
данного принципа соблюдается определенный
морально-этический баланс в налогообложении
и отчасти в перераспределении доходов.
Итак, используя рассмотренные инструменты,
фискальная политика может быть стимулирующей,
когда увеличение расходов государства
и снижение налогов способствует преодолению
циклического спада в экономике, или ограничительной,
если снижение государственных расходов
и повышение налогов определяет снижение
циклического подъема.
Действие же инструментов кредитно-денежной
политики помогает регулировать совокупный
объем производства, занятость и уровень
цен посредством изменения денежного
предложения.
Здесь главными
инструментами Центрального банка в регулировании
предложения денег являются:
• ставка рефинансирования — это учетная
ставка процента, при повышении которой
объем займов у Центрального банка снижается,
уменьшаются операции остальных (коммерческих)
банков, они получают кредит дороже и из-за
этого повышают собственные ставки по
ссудам. Таким образом, общее предложение
денег в экономике страны снижается;
• норма обязательных резервов. Состояние
экономики регулируется посредством ее
изменения;
• операции на открытом рынке. Купля-продажа
Центробанком государственных ценных
бумаг также обусловливает изменение
денежной массы в стране. Например, если
Центральный банк купит ценные бумаги
у коммерческого банка, сумма на его резервном
счете возрастет, и тогда начинает действовать
мультипликатор расширения денежной массы.
Здесь важно помнить, что объем расширения
денежной массы зависит от того, как ее
прирост распределится по депозитам и
на наличные.
17.
Разбор экономической ситуации
Политика «шоковой терапии» времен перехода от централизованно-планируемой к рыночной экономике применялась в РФ потому, что (выберите и поясните выбор ответа):
а) неэффективное использование ресурсов – это меньшая проблема, нежели спад общественного производства;
б) необходим ощутимо
в) безработица в стране – большая проблема, чем инфляция;
г) неэффективное использование ресурсов – это большая проблема, нежели спад общественного производства
Ответ: а) неэффективное использование ресурсов – это меньшая проблема, нежели спад общественного производства;
Правительство Российской Федерации, из всех возможных вариантов выбравшее вариант «шоковой терапии», было уверено в успехе, надеясь буквально в течение считанных недель достичь равновесия на потребительском рынке, за несколько недель добиться финансовой стабилизации в стране, дать простор саморегулированию рынка или таким образом сдержать спад производства и заложить импульсы его подъема.
18.
Заключение
Вопросы, рассмотренные в
курсовой работе, посвящены проблемам
государственного регулирования экономики,
роли государства в рыночных отношениях.
Рынок представляет собой хорошо отлаженный,
несмотря на свой спонтанный характер,
механизм, способный решать основные экономические
задачи, стоящие перед обществом. Однако
так бывает не всегда. Поэтому необходимо
государственное регулирование рынка.
Используются следующие механизмы государственного
регулирования: производство общественных
благ, минимизация отрицательных и поощрение
положительных экстерналий, пересечение
ассиметричной информации, защита конкуренции,
сглаживание макроэкономических колебаний,
политика поддержания доходов.
Активное вмешательство в экономику -
нормальное явление в жизни любого государства.
По мере роста общественного разделения
труда, усложнения хозяйственных связей
экономическая роль государства растет.
Период противопоставления рынка государству,
а государства - рынку закончился. Сегодня
очевидно, что рынок эффективно решает
проблему размещения ограниченных ресурсов,
но он не может удовлетворить всех потребностей
человека, особенно его социальных потребностей.
Поэтому государство не может рассматриваться
как сила, противостоящая рынку. И рынок,
и государство способны выражать интересы
общества и отдельного человека, они служат
в конечном счете потребностям людей.
И государство, и рынок - две параллельно
развивающиеся и взаимодействующие формы
общественного развития. Поэтому, принимая
решение об осуществлении экономической
деятельности, приходится сопоставлять
как достоинства, так и недостатки рыночного
и государственного механизмов регулирования
экономики.
Государство призвано осуществлять контроль
за деятельностью всех структурных звеньев
рыночной инфраструктуры и содействовать
эффективности их работы.
Основными направлениями вмешательства
государства являются формирование правовой
и институциональной рыночной среды, экономического,
предпринимательского и инвестиционного
климата.
19.
Список использованной литературы
20.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
Всероссийский
Заочный Финансово-
Кафедра «Теории и истории экономики»
Факультет «Финансово-кредитный» Специальность «Бухгалтерский учет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Макроэкономика
Тема: Государственное регулирование рыночной экономики.
Студент_______________________
(Ф.И.О.)
Курс________ № группы _________
Личное дело № ___________________