Показатели рентабельности в системе банковского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ и практических аспектов использования показателей рентабельности в системе банковского менеджмента.
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
обобщить понятие и значение показателей рентабельности в кредитных организациях;
исследовать задачи управления рентабельностью в кредитных организациях;
обобщить систему показателей рентабельности в кредитных организациях;
провести структурный анализ доходов и расходов кредитных организаций;
проанализировать финансовый результата кредитных организаций;
исследовать порядок расчета показателей рентабельности кредитных организаций;
оценить уровень рентабельности кредитных организаций за 2008-2010 гг.
выявить проблемы управления рентабельностью кредитных организаций;

Содержание работы

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 2
1.1 Понятие и значение показателей рентабельности в кредитных организациях 2
1.2 Задачи управления рентабельностью в кредитных организациях 3
1.3 Система показателей рентабельности в кредитных организациях 5
2. ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 10
2.1 Анализ и управление прибыльностью в кредитных организациях 10
2.1.1 Структурный анализ доходов и расходов в кредитных организациях 10
2.1.2 Анализ финансового результата кредитных организаций 12
2.2 Порядок расчета показателей рентабельности кредитных организаций 15
2.3 Оценка уровня рентабельности кредитных организаций за 2008-2010 гг. 16
3. УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ, КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 17
3.1 Проблемы управления рентабельностью в кредитных организациях 17
3.2 Перспективы улучшения показателей рентабельности в кредитных организациях 20

Файлы: 1 файл

+Андреева Галя курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основная цель деятельности банка - получение максимальной прибыли  при обеспечении устойчивого  длительного функционирования и  прочной позиции на рынке. Размер полученной банком прибыли или убытка концентрированно отражает в себе результаты всех его активных и пассивных операций.

Поэтому изучение прибыли, ее составляющих и факторов, влияющих на ее динамику, занимает одно из центральных мест в деятельности коммерческого банка. Размер прибыли зависит главным образом от объема полученных доходов и суммы произведенных расходов.

Прибыль коммерческого банка - это  финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов  над расходами. Если этот результат имеет отрицательное значение, его называют убытком. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развитие повышения качества банковских услуг.

Главная задача в процессе организации  деятельности банка и его структурных  подразделений состоит в том, чтобы реализовать, по крайней мере, три наиболее существенные цели - добиться высокой рентабельности, достаточной ликвидности и безопасности банка.

 Высокая эффективность чаще  всего оценивается по отношению  затрат к прибыли, при этом  доминирует идея экономии затрат  в процессе банковской деятельности. Чем ниже элементы расходов, тем более ощутимыми и положительными являются конечные результаты деятельности кредитной организации.

Актуальность курсовой работы обусловлена  необходимостью всестороннего изучения и применения на практике методов оценки и анализа рентабельности как направления повышения эффективности деятельности кредитной организации.

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ и практических аспектов использования показателей рентабельности в системе банковского менеджмента.

 Для решения этой цели поставлены следующие задачи: 

  • обобщить понятие и значение показателей рентабельности в кредитных организациях;
  • исследовать задачи управления рентабельностью в кредитных организациях;
  • обобщить систему показателей рентабельности в кредитных организациях;
  • провести структурный анализ доходов и расходов кредитных организаций;
  • проанализировать финансовый результата кредитных организаций;
  • исследовать порядок расчета показателей рентабельности кредитных организаций;
  • оценить уровень рентабельности кредитных организаций за 2008-2010 гг.
  • выявить проблемы управления рентабельностью кредитных организаций;
  • определить перспективы улучшения показателей рентабельности в кредитных организациях.

Объектом исследования является рентабельность кредитных организаций; предметом исследования – оценка эффективности деятельности кредитных организаций на основании показателей доходности.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных экономистов в области банковской деятельности, а именно Г. Н. Белоглазовой, Г. Б. Поляка, О. И. Лаврушина и др., действующие нормативные документы, регулирующие деятельность российских кредитных организаций.

В исследовании использовались методы: системный, детализации, сопоставления, группировок, моделирования и др.

Информационной  базой исследования выступают данные деятельности, учета и отчетности действующих кредитных организаций Российской Федерации, представленные на сайте Центрального банка России.

Практическая значимость результатов исследования заключается в определении перспектив улучшения показателей рентабельности кредитных организаций.

Работа состоит  из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка.

В первом разделе раскрыта экономическая сущность рентабельности кредитных организаций.

Во втором разделе  изучены практические аспекты оценки и управления рентабельностью кредитных организаций.

В третьем разделе  обобщены проблемы и перспективы управления рентабельностью кредитных организаций.

Объем работы составляет листов, приложений.

 

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Понятие и  значение показателей рентабельности  в кредитных организациях

 

Рентабельность является весьма важным показателем общей работы кредитной организации. Управление рентабельностью банковской деятельности построено на тесной взаимосвязи показателей прибыльности и доходности активов, достаточности капитала, доли прибыли в доходах. Иными словами, банки с равными возможностями могут достичь разных результатов, и, наоборот, одинаковой рентабельности могут добиться банки с существенными различиями в доходности активов и достаточности капитала.

Рентабельность кредитной организации – один из основных стоимостных показателей эффективной банковской деятельности.

В условиях рыночной экономики получение прибыли и обеспечение рентабельной деятельности являются необходимыми факторами для существования любого субъекта предпринимательства. Прибыль характеризует стойкость кредитного учреждения. Она необходима для создания адекватных резервных фондов, стимулирования персонала и руководства к расширению и совершенствованию операций, сокращения расходов и повышение качества услуг, которые предоставляются, и, в конечном итоге, для успешного проведения следующих эмиссий и соответственно увеличения капитала, который дает возможность расширить объемы и улучшать качество оказанных услуг.

Капитал - важнейший индикатор финансового  состояния кредитной организации. Но невозможно в течение длительного времени поддерживать стабильное состояние капитала без адекватных доходов. Прибыль и капитал взаимно подкрепляют друг друга. Стабильная прибыльность дает возможность увеличить капитал, поскольку банк может использовать весь чистый доход для пополнения своей базы капитала, или он может использовать часть этого дохода на выплату дивидендов акционерам. В любом случае акционеры получат больший дивидендный доход, чем от других подобных инвестиций. Они с большим желанием будут приобретать дополнительные акции такого кредитной организации.

В свою очередь, сильная позиция капитала помогает увеличить прибыль двумя способами. Во-первых, капитал является источником беспроцентных финансовых средств для кредитной организации. Если банк увеличивает свой капитал через выпуск новых акций и использует прибыль для оплаты своих обязательств, его процентные расходы уменьшаются. Во-вторых, кредиторы желают иметь дело с хорошо капитализированным банком. Следовательно, хорошо капитализированные банки платят меньшие процентные ставки по своим обязательствам, тем же уменьшая свои процентные расходы. Хорошо капитализированные банки могут также работать с менее ликвидными активами, поскольку могут свободно получать кредитные ресурсы, если это им нужно. Они могут размещать больше средств в доходных активах.

Убытки, с другой стороны, могут быстро уменьшить или уничтожить капитал кредитной организации. Поэтому очень важно осуществлять непрерывный контроль за прибыльностью банков.

Значение показателя банковской прибыли трудно переоценить. Он важен для всех участников экономической жизни и зависит от ряда факторов (Приложение 1)

Резервы роста доходности обычно находят  в повышении эффективности использование  активов через увеличение удельного  веса доходных активов и сокращения удельного веса недоходных активов.

Не случайно концепция "высокорентабельной банковской деятельности", которая достаточно распространена в США, базируется на трех "китах":

максимизации доходов (от предоставленных  кредитов и операций с ценными  бумагами, а также поддержка гибкой структуры активов, которая приспособлена  к изменениям процентной ставки);

минимизации расходов (через оптимизацию  структуры пассивов, уменьшения потерь от безнадежных займов, жесткий контроль за накладными расходами;

грамотном и эффективном менеджменте.

Следовательно, получение прибыли  является одной из стратегических целей управления и важнейшим объектом менеджмента деятельности кредитной организации.

1.2 Задачи управления  рентабельностью в кредитных  организациях

 

Существует межуровневое разделение управления рентабельностью кредитных организаций, которое включает в себя:

1)       управление рентабельностью кредитной организации в целом;

2)       управление рентабельностью отдельных направлений деятельности кредитной организации;

3)       управление рентабельностью банковского продукта.

Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности кредитной организации основывается на выделении центров ответственности – функциональных подразделений кредитной организации, ответственных за определенные направления деятельности кредитной организации, то есть за группу однородных банковских продуктов, и финансовый результат, полученный по ним.

Примерами подобных центров ответственности  являются: управление ссудных операций, управление ценных бумаг, управление лизинговых операций, управление валютных операций, операционное управление, управление депозитных операций.

Оценка финансового результата работы подразделений, ответственных  за отдельные направления деятельности, включает несколько этапов.

Первый этап является основным и  предполагает определение бюджета  подразделения, то есть сметы затрат на соответствующий период и величины доходов, полученных в этот период от создания и реализации продуктов, за которое ответственно данное подразделение.

На втором этапе производится выявление  центров прибыльности и центров затрат путем сопоставления расходов и доходов подразделений.

На третьем этапе осуществляется определение размера дохода, передаваемого  подразделением, ответственным за данное направление деятельности кредитной организации, другим функциональным подразделениям в связи с использованием привлеченных ими ресурсов.

Наконец, на четвертом этапе оценки эффективности каждого направления  деятельности кредитной организации определяется чистый финансовый результат центров прибыльности.

К управлению прибылью кредитной организации на микроуровне относится управление рентабельностью конкретных банковских продуктов. Прибыль от реализации любого банковского продукта определяется на основе его рыночной цены и себестоимости. Специфика расчета эффекта от создания и реализации банком отдельных видов продуктов определяется их характером, структурой затрат на создание банковских продуктов и формой цены.

По этим признакам банковские продукты целесообразно разделить на две  группы:

- к первой группе следует  отнести продукты, приносящие банку процентный или приравненный к нему доход, создание которых связано с вложением в активные операции банковских ресурсов. Это могут быть, например, ссудные операции, операции с ценными бумагами;

-  ко второй будут относиться продукты, приносящие банку комиссионный доход и не связанные с использованием ресурсов, например расчетные услуги, предоставление гарантий, кассовые услуги.

1.3 Система показателей  рентабельности в кредитных организациях

 

Прибыль – это главный показатель результативности работы кредитной организации. Разность между доходами и расходами кредитной организации составляет его валовую прибыль (валовой доход). Именно показатель валовой прибыли (т.е. без учета уплаты налогов и распределения остаточной прибыли) дает характеристику эффективности деятельности кредитной организации.

Результаты деятельности кредитной организации, все произведенные расходы и полученные доходы в истекшем финансовом году учитываются по счету прибылей и убытков, позволяет исследовать структуру и соотношение отдельных статей доходов и расходов кредитной организации, а также их групп, провести анализ доходности отдельных операций кредитной организации, пофакторный анализ прибыли кредитной организации.

В доходной части можно выделить три группы статей:

Доходы от операционной деятельности кредитной организации, включающие доходы от межбанковских операций, операций с клиентами, ценными бумагами, лизинговых операций. Они делятся на:

1) процентные доходы (процентные  доходы, полученные по межбанковским  ссудам; процентные доходы, поступившие по коммерческим ссудам) и непроцентные доходы, в том числе: доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по ценным бумагам, доходы от участия в совместной деятельности предприятий и организаций и пр.); доходы от валютных операций; доходы от полученных комиссий и штрафов;

2) Доходы от побочной деятельности, т.е. от сдачи в аренду служебных  и других помещений, оборудования, временно оказавшихся свободными, а также оказание услуг небанковского  характера;

3) Доходы, отраженные по ряду  статей и не заработанные банком использованные резервы, результаты от переоценки долгосрочных вложений.

Расходная часть счета прибылей и убытков может быть сгруппирована  следующим образом:

1) Операционные расходы, к которым  относятся проценты и комиссионные, выплаченные по операциям с клиентами (включая банки), по привлечению долгосрочных займов на финансовых рынках и др.

Информация о работе Показатели рентабельности в системе банковского менеджмента