Показатели уровня безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России – то есть теоретических и практических аспектов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
· раскрытие сущности понятия безработицы
· анализ причин и последствий безработицы, а также анализ рынка труда в различных экономических концепциях (Кейнсианская, классическая, марксистская, монетаристская теории)

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты безработицы
1.1 Показатели уровня безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы, а также ее возможных последствий
1.3.1 Классический подход
1.3.2 Кейнсианская концепция
1.3.3 Монетаристская модель
1.3.4 Марксистский подход
1.3.5 Современное представление
1.4 Последствия безработицы
2. Практические аспекты безработицы
2.1 Безработица в России
2.2 Возможные пути решения проблем безработицы в России
2.2.1 Пособия по безработице
2.2.2 Трудоустройство
2.2.3 Переобучение
2.2.4 Самозанятость поддержка предпринимательства
2.2.5 Общественные работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.54 Кб (Скачать файл)

Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2010г. составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей  численности населения страны.

В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек  классифицировались как занятые  экономической деятельностью и 6,8 млн.человек - как безработные с  применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с декабрем 2009г. численность занятого населения  снизилась на 1,5 млн.человек, или  на 2,2%, численность безработных увеличилась  на 0,7 млн. человек, или на 10,7%.

Уровень безработицы, исчисленный  как отношение численности безработных  к численности экономически активного  населения, в январе 2010г. составил 9,2%.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности  населения соответствующего возраста) в январе 2010г. составил 60,8%.

В январе 2010г. общая численность  безработных по сопоставимому кругу  лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров  по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,8 раза.

Безработица по полу и месту  проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в  январе 2010г. составила 44,9%, доля городских  жителей среди безработных - 63,4%.

Безработица городского и  сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей. В январе 2010г. это превышение составляло 1,7 раза.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных  в январе 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,3%, 20-24 года - 21,4%. Высокий уровень  безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (34,8%) и 20-24 года (19,0%).

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в январе 2010г. составил 20,9% (в декабре 2009г. - 18,4%), в том числе среди  городского населения - 19,2%, среди сельского  населения - 24,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем  безработицы взрослого населения  в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,3 раза, сельского населения - 2,1 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 30,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии  поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более  ищут работу 29,9% безработных (застойная  безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно  выше, чем среди городских, и в  январе 2010г. составила, соответственно, 34,5% и 27,3%.

Наличие опыта работы. В  численности безработных 26,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2010г. их численность  составила 1,8 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно  из числа молодежи (17% - за счет молодежи до 20 лет, 47% - от 20 до 24 лет, 20% - 25-29 лет).

В январе 2010г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,4%.

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в  Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе. 

 

2.2 Возможные пути  решения проблем безработицы  в России 

 

2.2.1 Пособия по  безработице

Пособие по безработице –  это денежные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке  безработными. Решение о выплате  пособия по безработице принимается  одновременно с решением о признании  гражданина безработным.

Начисление пособия по безработице производится с первого  дня признания гражданина безработным. В случае увольнения гражданина из организации по сокращению численности (штата) работников организации, а также  в связи с ликвидацией самой  организации, и если при этом гражданин  не нашел себе работу в течение  периода времени, пока за ним сохранялась  средняя заработная плата по последнему месту работы (с зачетом выходного  пособия), то пособие по безработице  начисляется начиная с первого  дня после истечения срока, в  течение которого за гражданином  сохраняли среднюю заработную плату.

На 2009 год минимальная  величина пособия по безработице  составляла 850 рублей, максимальная–4900рублей.[7]

2.2.2 Трудоустройство

По данным пресс-службы Минздравсоцразвития, уровень официальной безработицы  в России в марте 2010 года практически  не изменился, сократившись на 0,04% - до 2,274 миллиона человек.

"Численность безработных  граждан, зарегистрированных в  органах службы занятости, по  состоянию на 17 марта составила  2 миллиона 274 тысячи 990 человек", - говорится  в сообщении. В министерстве  отметили, что темпы прироста  численности безработных граждан,  зарегистрированных в органах  службы занятости, за аналогичный  период 2009 года составляли 2,7%.

С 17 февраля в течение  трех недель в РФ регистрировалось незначительное снижение уровня официальной  безработицы. По данным Минздравсоцразвития  РФ, неделей ранее, с 3 по 10 марта, уровень  официальной безработицы снизился на 0,3%.

Минздравсоцразвития получило информацию о высвобождении 77,1 тысячи работников из всех субъектов РФ.

В марте 2010 года численности  безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, наблюдался в 42 субъектах РФ, среди которых  Амурская область, Еврейская автономная область, Псковская область.

В Ставропольском, Хабаровском  краях, Архангельской и Нижегородской  областях численность безработных  граждан не изменилась по сравнению  с прошлой неделей.

Вместе с тем, численность  безработных граждан снизилась  в 37 субъектах РФ, в том числе  в Республиках Тыва, Мордовия, Алтай, Саха (Якутия).

С начала октября 2008 года общая  численность уволенных работников достигла 1,021 миллиона человек, из них  было трудоустроено 290 тысяч человек, в том числе 165,9 тысячи человек - в  прежних организациях.

Суммарная численность работников, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, составила 1,52 миллиона человек.[8] 

 

2.2.3 Переобучение

В 2009 году в рамках опережающего обучения основным являлся социальный аспект. Опережающее обучение было предназначено для людей, которые  либо стали безработными, либо находились под риском увольнения на тех предприятиях, которые в период кризиса, скажем так, "плохо себя чувствовали". В 2009 году это были короткие программы  опережающего обучения, рассчитанные максимум на три месяца и ориентированные  в основном на специалистов с начальным  профессиональным образованием, то есть людей рабочих профессий. Программы  опережающего обучения были так сориентированы, чтобы человек получил достаточно быстро новую профессию.

С 2010 года запущена новая  программа опережающего обучения специалистов, направленная на переподготовку кадров для ведущих отраслей экономики  страны. В отличие от программы, действующей  в 2009 году, в рамках которой краткосрочные  курсы переобучения проходили специалисты  рабочих специальностей, теперь получить новую профессию смогут люди с  высшим и среднеспециальным образованием. По словам разработчиков программы, такая переподготовка, продолжительностью от одного года до двух лет, фактически будет приравниваться к получению  второго высшего образования, и  подтверждаться дипломами государственного образца. Планируется, что ежегодно в переобучении за государственный  счет будет принимать участие  около 280 тыс. россиян. Необходимость  столь масштабной переподготовки кадров объясняется нуждами посткризисной  экономики, которая требует большого количества профессионалов, способных  обеспечить инновационное развитие страны. А для каждого участника  программы возможность бесплатно  получить второе высшее образование в ведущих вузах страны станет уникальным шансом добиться личного профессионального и жизненного успеха. [9] 

 

2.2.4 Самозанятость  поддержка предпринимательства

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает  как сложное социально-экономическое  явление, которое в отечественной  литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего  ей места. Обращение к этой форме  занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и  необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая  форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что  гражданин сам находит для  себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование  в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а  также членов производственных кооперативов.

В рамках реализации программы  самозанятости количество граждан, решивших открыть свое дело, выросло  на 37%. На этом направлении сделан акцент в 2010 году. 55,3 тыс. человек получили поддержку в организации собственного дела в 2009 году, по итогам 2009 года предполагается оказание поддержки 64 тыс. участников программы самозанятости. 

 

2.2.5 Общественные  работы

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая  социально-полезную направленность и  организуемая для дополнительной поддержки  граждан, ищущих работу. (Закон РФ «О занятости населения» ст.24) Государственная  услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ предоставляется  центрами занятости населения в  соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации от 07 июня 2007 №401. [10]

 

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что безработица в России носит  ярко выраженный региональный характер.

В настоящее время в  Российской Федерации особенную  тревогу вызывают следующие проблемы: во-первых, увеличение скрытой безработицы; во-вторых, рост обращающихся в службу занятости; в-третьих, быстрое развитие занятости в теневой экономике. А также население плохо информировано  о территориальном расположении центров занятости. Возможности центров занятости по трудоустройству ограничены, так как подавляющее большинство работодателей не прибегают к услугам центров занятости при поиске рабочей силы. Размеры пособия по безработице минимальны. Однако в регионах с высоким уровнем безработицы доля получавших пособие по безработице оказалась существенно выше. Таким образом, уровень безработицы определяет и размер выплачиваемых пособий.

Рост безработицы сокращает  спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, могут  купить лишь минимум средств к  существованию. В результате затрудняется сбыт товаров. Тем самым рост безработицы  обостряет экономические проблемы страны. Безработица также обостряет  политическую напряженность в стране. Причиной тому служит озлобление людей, не имеющих возможности содержать  свою семью и проводящих день за днем в изнуряющем поиске работы.

Для уменьшения безработицы  могут быть использованы методы - поощрения  индивидуального предпринимательства, организация переобучения безработных  многое другое.

Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной  службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Применение части приведенных  способов минимизации безработицы  и рост доверия безработных к  государственным службам занятости  позволят снизить уровень безработицы.

 

Список литературы

Законодательные и нормативные акты:

1.         Конституция РФ.

2.         Трудовой кодекс РФ.

3.         Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1

от 19 апреля 1991 года.

4.         Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря

2008 г. N 915 г. Москва "О  размерах минимальной и максимальной  величин пособия по безработице  на 2009 год ".

5.         Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. N 926 "О

размерах минимальной  и максимальной величин пособия  по безработице на 2010 год".

6.         Постановление Правительства РФ N 324 «Об утверждении положения

о федеральной службе по труду и занятости» от 30 июня 2004 г.

Книги, статьи, интернет-сайты:

7.         Безработица 2009 // www.crizis.org

8.         Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.:Экономист. 2006 г.

9.         Программа дополнительных мер по снижению напряженности на

рынке труда //zanprim.ru

10.      Программа сомозанятости в РФ //www.vremya.ru

11.      Щедрунова Е. Безработица в России // www.ippnou.ru

Информация о работе Показатели уровня безработицы