Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 15:39, курсовая работа
Безработицей принято считать такую ситуацию в экономике, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. При этом под численностью экономически активного населения понимается сумма занятых в экономике и безработных.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 29,1% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 34,4% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 40,7%, среди городских - 30,2%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 28,8% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2012г. их численность по сравнению с мартом 2011г. увеличилась на 70 тыс.человек, или на 5,2% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 14,4% составляет молодежь до 20 лет, 49,8% - от 20 до 24 лет, 16,2% - от 25 до 29 лет.
В марте 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,3%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 25,2%.
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (Приложение 9).
2.2 Возможные пути решения проблем безработицы в России
Пособие по безработице – это денежные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о выплате пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Начисление пособия по безработице производится с первого дня признания гражданина безработным. В случае увольнения гражданина из организации по сокращению численности (штата) работников организации, а также в связи с ликвидацией самой организации, и если при этом гражданин не нашел себе работу в течение периода времени, пока за ним сохранялась средняя заработная плата по последнему месту работы (с зачетом выходного пособия), то пособие по безработице начисляется начиная с первого дня после истечения срока, в течение которого за гражданином сохраняли среднюю заработную плату.
На 2012 год минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, максимальная–4900рублей.7
2.2.2 Трудоустройство
По данным пресс-службы Минздравсоцразвития, уровень официальной безработицы в России в марте 2012 года снизилась на 1,54 проц. или 20 606 человек.
"Численность безработных
Безработица снизилась в 69 регионах России. Максимальное снижение отмечено в Чукотском АО, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Нижегородской и Ивановской областях. Рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, отмечен в 14 регионах, в том числе в республиках Тыва, Хакасия, Дагестан, Адыгея. В Пензенской области число безработных не изменилось.
В 2009 году в рамках опережающего обучения основным являлся социальный аспект. Опережающее обучение было предназначено для людей, которые либо стали безработными, либо находились под риском увольнения на тех предприятиях, которые в период кризиса, скажем так, "плохо себя чувствовали". В 2009 году это были короткие программы опережающего обучения, рассчитанные максимум на три месяца и ориентированные в основном на специалистов с начальным профессиональным образованием, то есть людей рабочих профессий. Программы опережающего обучения были так сориентированы, чтобы человек получил достаточно быстро новую профессию.
С 2010 года запущена новая программа опережающего обучения специалистов, направленная на переподготовку кадров для ведущих отраслей экономики страны. Финансирование планируется в объеме 8 млрд руб. в год на период 2010--2012 годов. В отличие от программы, действующей в 2009 году, в рамках которой краткосрочные курсы переобучения проходили специалисты рабочих специальностей, теперь получить новую профессию смогут люди с высшим и среднеспециальным образованием. По словам разработчиков программы, такая переподготовка, продолжительностью от одного года до двух лет, фактически будет приравниваться к получению второго высшего образования, и подтверждаться дипломами государственного образца. Планируется, что ежегодно в переобучении за государственный счет будет принимать участие около 280 тыс. россиян. Необходимость столь масштабной переподготовки кадров объясняется нуждами посткризисной экономики, которая требует большого количества профессионалов, способных обеспечить инновационное развитие страны. А для каждого участника программы возможность бесплатно получить второе высшее образование в ведущих вузах страны станет уникальным шансом добиться личного профессионального и жизненного успеха. 9
2.2.4 Организация стажировок выпускников образовательных учреждений
Это одно из направлений целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, принятая Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1089.
Одной из главных проблем для молодых специалистов при
поиске работы является отсутствие практического
опыта. Чтобы помочь выпускникам приобрести
этот опыт и повысить их конкурентоспособность
на рынке труда, службой занятости организуются
стажировки для выпускников образовательных
учреждений.
Стажировка – это форма временного трудоустройства
выпускников с целью приобретения ими
опыта работы по полученной или смежной
профессии/специальности.
Стажировка дает возможность:
- приобрести первый опыт и стаж работы по своей специальности: закрепиться на предприятии с последующим трудоустройством на постоянное место;
- приобрести навыки работы и общения в трудовом коллективе;
- расширить профессиональные связи, которые помогут впоследствии найти работу.
Стажировочные площадки для выпускников созданы более
чем в 200 предприятиях области строительной,
машиностроительной, металлургической,
лесной, сельскохозяйственной и других
отраслей.
В стажировках могут принимать участие
выпускники образовательных учреждений,
которые не имели опыта работы по полученной
или смежной профессии (специальности)
после окончания образовательного учреждения.
Стажировка выпускников будет проходить под руководством наставников, которые назначаются из числа опытных работников с соответствующей квалификацией.
Программой предусмотрено возмещение затрат работодателям:
- на оплату труда участников стажировки выпускников не более минимального размера оплаты труда (увеличенного на районный коэффициент и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды);
- на оплату труда наставников за каждого выпускника из расчета не более ½ установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда (увеличенного на районный коэффициент и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды). 10
Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.
В рамках реализации программы самозанятости количество граждан, решивших открыть свое дело, выросло на 37%. На этом направлении сделан акцент в 2010 году. 55,3 тыс. человек получили поддержку в организации собственного дела в 2009 году, по итогам 2009 года предполагается оказание поддержки 64 тыс. участников программы самозанятости.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая для дополнительной поддержки граждан, ищущих работу. (Закон РФ «О занятости населения» ст.24) Государственная услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ предоставляется центрами занятости населения в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 июня 2007 №401. 11
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что безработица в России носит ярко выраженный региональный характер.
В настоящее время в Российской Федерации особенную тревогу вызывают следующие проблемы: во-первых, увеличение скрытой безработицы; во-вторых, рост обращающихся в службу занятости; в-третьих, быстрое развитие занятости в теневой экономике. А также население плохо информировано о территориальном расположении центров занятости. Возможности центров занятости по трудоустройству ограничены, так как подавляющее большинство работодателей не прибегают к услугам центров занятости при поиске рабочей силы. Размеры пособия по безработице минимальны. Однако в регионах с высоким уровнем безработицы доля получавших пособие по безработице оказалась существенно выше. Таким образом, уровень безработицы определяет и размер выплачиваемых пособий.
Рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, могут купить лишь минимум средств к существованию. В результате затрудняется сбыт товаров. Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны. Безработица также обостряет политическую напряженность в стране. Причиной тому служит озлобление людей, не имеющих возможности содержать свою семью и проводящих день за днем в изнуряющем поиске работы.
Для уменьшения безработицы могут быть использованы методы - поощрения индивидуального предпринимательства, организация переобучения безработных многое другое.
Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволят снизить уровень безработицы.
Список литературы
Законодательные и нормативные акты:
от 19 апреля 1991 года.
2008 г. N 915 г. Москва "О размерах
минимальной и максимальной
размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год".
о федеральной службе по труду и занятости» от 30 июня 2004 г.
Книги, статьи, интернет-сайты:
рынке труда //zanprim.ru
1 Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
2 Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года.
3 Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
4 Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.: Экономист. 2006г.
5 Безработица 2009 // www.crizis.org
6 www.abrid.ru
8 http://www.biztass.ru
9 http://www.vremya.ru
10 www.depzan.info
11 http://zanprim.ru
3