Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:06, реферат
Для написания данной работы и обозрения темы я использовал учебные пособия по правовым системам зарубежных стран.
Цель реферата- изучить политическое устройство Испании.
Задачи реферата:
краткий обзор истории Испании;
рассмотреть конституцию Испании;
выделить главу организации;
рассмотреть парламент;
рассмотреть правительство;
I Введение 3-4
II Политическое устройство Испании:
1. Краткая история страны 4-5
2. Современное политическое устройство:
Конституция 5-8
глава государства 9-10
генеральные кортесы 10-12
правительство 12-14
судебная система 14-15
форма государства 15-16
форма правления 16-19
форма избирательной системы 19-20
основные партии 20
III Заключение 21-22
IV Список использованной литературы и источников
Генеральные кортесы "представляют испанский народ" (ст. 66 конституции). Они осуществляют государственную законодательную власть, принимают бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные функции, возложенные на них конституцией. Палаты Генеральных кортесов автономны: они принимают свой внутренний регламент и работают в соответствии с ним, принимают свой бюджет, а на совместном заседании — статут персонала Кортесов. Для обеспечения своей работы палаты организуют весьма внушительный вспомогательный аппарат. Внутренняя организация Кортесов в целом традиционна для западноевропейских парламентов. Каждая палата на срок своих полномочий избирает председателя, по четыре вице-председателя и по четыре секретаря. Депутаты организуются в парламентские группы (фракции); для образования фракции в Сенате требуется минимум 10 членов и 15 — в Конгрессе депутатов, но в нижней палате фракции могут также образовывать 5 членов, получивших по 15% голосов в своем избирательном округе или партии, набравшие 5% голосов в общенациональном масштабе. Обе палаты Генеральных кортесов могут собираться на совместные заседания. Такие заседания ведет председатель Конгресса депутатов. на совместном заседании палат Кортесы дают разрешение ратифицировать международные договоры по политическим вопросам, военного характера, затрагивающие территориальную целостность государства или основные права и обязанности, указанные в части I конституции, договоры и соглашения, содержащие обязательства для государственных финансов, а также договоры или соглашения, влияющие на изменение или отмену какого-либо закона или принятия мер законодательного характера для исполнения этих договоров и соглашений (п. 1 ст. 94). Генеральные кортесы принимают законы нескольких категорий и прежде всего изменяющие конституцию. Право законодательной инициативы принадлежит правительству, 25 членам Сената или Конгрессу депутатов; ассамблеи автономных сообществ большинством в 2/3 голосов могут требовать у правительства внесения проекта закона в бюро Конгресса депутатов. Большая часть полномочий принадлежит нижней палате, Конгрессу депутатов (350 членов). Принятые им законопроекты должны представляться на рассмотрение верхней палаты – Сената (256 членов), но Конгресс большинством голосов может преодолеть вето Сената. Депутаты парламента и сенаторы избираются сроком на 4 года – по мажоритарной системе, а Конгресс – по пропорциональной системе. Генеральные кортесы обладают традиционными для парламентарной монархии правами по контролю за деятельностью правительства. Наиболее важные полномочия в этой сфере принадлежат Конгрессу депутатов, а глава государства имеет на судьбу правительства очень ограниченное влияние. Конгресс депутатов формирует правительство, в этом процессе также участвует и монарх страны. Обе палаты Кортесов и их комиссии могут требовать от правительства любую информацию, требовать присутствия членов правительства на их заседаниях. Члены палат могут задавать вопросы правительству и вносить интерпелляции. Однако только Конгресс депутатов может заставить правительство уйти в отставку. Процедура внесения резолюции порицания весьма похожа на аналогичную во французском Национальном собрании и предназначена для обеспечения стабильности правительства. Резолюция должна быть предложена одной десятой частью депутатов и одновременно указывать кандидатуру на пост главы правительства; последнее требование, известное под названием "конструктивного вотума недоверия", заимствовано из конституции ФРГ 1949 г. (ст. 87). Генеральные кортесы участвуют в международно-правовых актах государства. Они дают разрешение в предварительном порядке на заключение международных дсчоворов политического, военного характера, договоров, затрагивающих территориальную целостность государства или основные права и обязанности испанских граждан, а также договоров, создающих для государства финансовые обязательства, влияющих на изменение или отмену какого-либо закона или влекущих принятие мер законодательного характера для исполнения международных договоров. Кроме того, путем издания органического закона Кортесы могут разрешать заключение международного договора, которым передается компетенция в пользу надгосударственных организаций (ст. 93 конституции). Судебные полномочия Генеральных кортесов состоят в принятии решения о привлечении председателя правительства и других его членов к ответственности за измену или иные преступления, совершенные ими при исполнении своих функций, против безопасности государства.
Правительство
— высший орган исполнительной
власти, в ведении которого находится
руководство внутренней и внешней политикой
страны, гражданской и военной
администрацией и обороной.
Во времена франкизма, до
издания органического закона 1967 г.,
ни один акт не регламентировал
правовое положение исполнительной власти.
Конституция 1978 г. посвящает этой "ветви"
власти целый раздел. Испанское правительство
включает председателя, его
заместителей и министров, а также
других лиц, которые установлены законом.
В Испании, как и в ФРГ, вопрос о
формировании правительства — это вопрос
о назначении его главы. Остальные
члены правительства назначаются
и отстраняются от должности
Королем по представлению его председателя.
Конституция устанавливает значительную
власть председателя правительства
в отношении министров. Согласно
статье 100 основного закона
министры назначаются и отзываются Королем
по предложению председателя. Отставка
или смерть последнего означает "падение",
прекращение функций правительства.
Председатель правительства руководит
его деятельностью и координирует
действия других министров. Испанское
правительство— собрание министров,
"солидарных" друг с другом,
поскольку оно несет солидарную
политическую ответственность
перед Конгрессом депутатов. Правительство
— вершина исполнительной власти,
в которую входят государственная
администрация, армия, полиция,
корпус безопасности. Функции испанского
правительства в целом не выходят за
рамки традиционных в государстве,
имеющем форму парламентарной
монархии. Оно руководит внутренней
и внешней политикой страны, исполняет
законы, издает в этих целях различные
административные акты, назначает гражданских
и военных чиновников. Правительство
обладает законодательной инициативой
(ст. 87конституции); проекты законов
должны быть одобрены Советом министров
(ст.88). Он может получать
от Генеральных кортесов
право издавать законодательные декреты
в порядке делегирования законодательной
власти в течение определенного
отрезка времени по указанному
кругу вопросов. В равной
мере правительство может
принимать декреты-законы
без предварительной делегации парламента.
Государственный совет является консультативным органом правительства и административных органов по юридическим вопросам.
Счетная палата — высший контрольный орган в финансовой области и экономической деятельности государства и государственного сектора экономики. На членов палаты распространяются положения о независимости и несменяемости судей. В своей деятельности палата подчиняется Генеральным кортесам.
Совет экономического планирования занимается разработкой проектов планов экономического развития с учетом предложений астономных сообществ, профсоюзов, патрональных и других организаций экономического характера.
Судебная система. В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и прокуратуры, статус судей и адвокатов. Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначаются Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре — среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. В обязанности Генерального совета входит назначение, перемещение по олжности судей и магистратов, регулирование их административного статуса и дисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначения кандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются в соответствии с политико-административным делением территории; каждый округ включает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию. На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению Конституционного суда. Суд включает шесть палат, рассматривающих соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и трудовые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая) — судей. Например, палата по гражданским делам рассматривает дела Высокого суда на сумму свыше 3 млн. спанских пессет. Судами более низкого уровня являются — Национальный ысокий суд, состоящий из шести палат. Его уголовная палата рассматривает о первой инстанции дела высших должностных лиц государства. Высокие суды втономных сообществ обладают компетенцией в гражданско-правовой, головной, административно-правовой и социальной сфере. Они включают по есколько палат. Ниже следуют провинциальные суды, учреждаемые в каждой из 50 провинций и разбирающие гражданские и уголовные дела. Еще ниже идут суды первой инстанции, муниципальные суды и мировые суды. В каждой провинции учреждены: административный суд, суд по контролю за местами лишения свободы и суд по делам несовершеннолетних.
Форма государства. Форма государственно-
Форма правления - система формирования и взаимоотношений высших государственных органов власти. Согласно конституции, разработанной представителями основных политических партий и одобренной на референдуме 1978, Испания является монархией с парламентской формой правления. Конституционно закреплено единство Испании, но допускается некоторая региональная автономия. Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и переходит, как правило, по наследству. То, что формой правления является монархия можно определить по следующим признакам:
Власть передается по наследству; Конституция установила, что корона передается наследникам Хуана Карлоса I Бурбона, который, таким образом, является первым в новой династии. Власть осуществляется бессрочно;Власть не зависит от населения; Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:
Имеет
место признак разделение властей;
Монарх “царствует, но не правит”; В отличие
от других европейских монархов, не только
"представительное лицо", но и влиятельный
политик. По конституции он наделен большими
полномочиями. Правительство формируется
парламентом из представителей партии
(или партий) большинства; Парвительство
несет ответственность не перед монархом,
а перед парламентом; Правовое положение
монарха существенно ограничено. Тип политического
режима. Испания — последнее государство
современной Европы, где фашистская диктатура
существовала наиболее длительное время.
Это единственная страна, в которой идеология
фашизма пережила Вторую мировую войну
и в которой авторитарный режим исчез
естественным путем в результате смерти
Франко. Современная политическая организация
Испании создана после смерти этого диктатора,
последовавшей в ноябре 1975 г. В то время
в течение нескольких лет продолжал действовать
ряд институтов прежнего режима. Два последовательно
существовавших правительства А. Новарро
и особенно А. Суареса взяли отчетливый
курс на демократизацию страны. Подготовленный
правительством А. Суареса законопроект
о политической реформе был одобрен национальным
референдумом в декабре 1976 г. Этот закон
устанавливал на переходной период некоторые
демократические начала; на национальном
уровне была учреждена практически новая
структура органов государственной власти,
в частности, образован двухпалатный парламент
— Кортесы, формируемый всеобщими и прямыми
выборами при тайном голосовании. Избранные
15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали
конституцию страны, одиннадцатую по счету
после Первой испанской революции 1808 г.
В декабре 1978 г. на общенациональном референдуме
эта конституция была одобрена подавляющим
большинством избирателей; она отменила
действие фашистских законов и установила
новый государственный правопорядок.
Испания получила форму правления парламентарной
монархии, унитарное политико-административное
устройство со значительными правами
составляющих страну единиц — автономных
сообществ и демократический
политический режим.
Имеется немало примеров, свидетельствующих
о действительном переходе к демократии:
референдум по поводу принятия новой конституции,
гарантия прав областной автономии, введение
права на развод, а также отмена смертной
казни. Показательной для произошедших
изменений в общественной жизни стала
плюралистская структура прежде централизованного
государства. Среди признаков демократического
режима также можно выделить: Население
учавствует в формировании и осуществлении
государственной власти; Во всех сферах
общественной жизни господствует закон;
Реальное осуществление принципа разделения
властей на законодательную исполнительную
и судебную; Провозглашаются и реально
обеспечиваются права и свободы человека
и гражданина; и пр.