Политика занятости, ее социальная ориентация и основные задачи в условиях многообразия форм собственности и перехода к рыночной эконом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица ( за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.). в настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 71.45 Кб (Скачать файл)

Наименование показателей:

1. Удельный  вес трудоустроенных службой  занятости ( из числа незанятого населения) в общей численности принятых на работу.

2. Удельный  вес трудоустроенных службой  занятости ( из числа незанятого населения ) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.

3. Уровень  безработицы.

4. Численность  незанятых граждан, зарегистрированных  службой занятости в расчете  на одну вакансию.

5. Основные  тенденции формирования, распределения  и использования трудовых ресурсов  в регионах страны. Проблемы изучения  и формирования рынка рабочей  силы.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. В 1996 году тенденции развития рынка труда в России кардинально не изменились. Ситуацию в сфере занятости характеризовали : рост общей численности безработных; умеренный рост уровня безработицы, регистрируемой органами ФСЗ России; четко выраженное влияние сезонных факторов на рынок труда. Относительно новыми явлениями стали заметные ухудшения между спросом и предложением на официально регистрируемом рынке труда страны, стабилизация численности работников, занятых неполное рабочее время или же находящихся в административных отпусках, а также замедление снижения количества занятых в экономике по сравнению с 1995 годом.

Темпы прироста числа официально зарегистрированных безработных в России в 1994 - 1995 годах, %

Месяц

1994

1995

1996

Январь

8,78

6,98

4,57

Февраль

10,14

10,71

7,51

Март

5,71

9,49

4,46

1 квартал

26,66

29,67

17,43

Апрель

2,60

8,91

3,36

Май

- 1,36

3,34

0,38

Июнь

- 3,15

3,31

0,57

2 квартал

- 1,98

16,26

4,34

Июль

- 0,00

5,12

2,18

Август

- 0,00

5,13

2,42

Сентябрь

- 1,11

2,41

1,31

3 квартал

- 1,55

13,18

5,98

Октябрь

3,17

3,48

2,80

Ноябрь

6,97

5,04

5,00

Декабрь

7,23

5,56

5,46

4 квартал

18,34

14,74

13,59

В целом за год

44,63

95,79

46,25


За 1996 год и начало 1997 г. увеличилась нагрузка на органы государственной службы занятости, что обусловлено опережающим ростом численности официально зарегистрированных безработных. Доля последних в общем количестве безработных увеличилась к концу 1996г. до 41% ( в конце 1995г. она составляла 29,1%, в 1994 г. - 19,1%.). В 1996г. прирост безработных, состоящих на учете в центрах занятости, превысил общий прирост безработных на 20%. Таким образом, в ближайшей перспективе ситуацию на российском рынке труда скорее всего будут определять процессы, связанные со структурным перераспределением безработных по их категориям.

В 1996г. число официально зарегистрированных безработных в России увеличилось на 920 тыс. человек, что на 15% больше абсолютного прироста числа безработных в1995году. Регионы России сильно различаются по изменению численности официально зарегистрированных безработных. Если в четырех из них - Орловской, Магаданской, Курской и Липецкой областях количество безработных сократилось (соответственно на 20%,11%,10% и 1%), то в Читинской обл. Оно увеличилось в 3,26 раза, в Смоленской обл. - в 2,7 раза. В 1995 году количество зарегистрированных безработных сократилось только в Республике Северная Осетия ( на 1% ), наибольшим был их рост в Карачаево-Черкесской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе и Еврейской автономной области ( соответственно в 4,78 , 4,09 и 4,02 раза).

Безработные, зарегистрированные в службе занятости, в 1996 году сосредотачивались в регионах с наилучшим экономическим положением. Хотя их концентрация несколько снизилась. Доля 10 регионов с наибольшим количеством безработных в общем числе последних составила к началу 1997году 28,4% , в то время как в начале 1996года она достигала 30,3% , а в начале 1995года - 34,9%. Доля же 10 регионов , в которых число безработных было наименьшим, в 1996году возросла в несколько большей степени, чем в1995году - с 0,61% до 0,75%.

Обострилась конкуренция за свободные рабочие места. Если в начале 1996 года на одну вакансию в среднем по стране приходилось 5,02 зарегистрированных безработных, то в начале 1997 года - уже 7,52, или почти на 50% больше. При увеличении численности официально зарегистрированных безработных в стране количество безработных , приходящихся в среднем на одну заявленную работодателями вакансию , увеличилась в 1,7 раза. Таким образом, эластичность спроса и предложение на рынке труда по росту числа безработных составила в 1996 году 1,06. Это явилось одним из следствий политики финансовой стабилизации, проводившейся в 1996 году, когда содержание избыточных рабочих мест, во всяком случае налогооблагаемом секторе экономики, для многих работодателей становилось невозможным в результате ужесточения финансовых ограничений.

В 1996 году снижение напряженности на рынке труда произошло только в 12 регионах, причем наиболее значительное - в Брянской области ( на 46,3 человека в расчете на одну вакансию ) , в Кабардино - Балкарской Республике ( на 15,1 человека ) и Калининградской области ( на 12,3 человека ).

Годовая динамика потребности в работниках , заявленной предприятиями и организациями, в 1996 году отражала сезонные особенности рынки труда в России. Так , в январе - марте среднее число вакансий составляло 320 тысяч , в апреле - июне - 406, в июле - сентябре - 453 и в октябре - декабре - 350 тысяч.

В 1996 году продолжало изменяться группировка регионов страны по числу безработных, приходящихся на одно свободное рабочее место ( таблица 2 ). Эти изменения, как и в 1995 году проявились прежде всего в уменьшении числа регионов с невысокой напряженностью на рынке труда. Но если в 1995 году наиболее заметно ( на 21 ) уменьшилась группа регионов , где в расчете на одну вакансию приходилось один - два безработных, то в 1996 году пик сокращения пришелся на те из них, в которых в расчете на одну вакансию приходилось два- пять и пять - десять зарегистрированных в службе занятости безработных. В целом же интенсивность межгрупповых перемещений регионов в 1996 году по сравнению с 1995 годом снизилась на 32%, что также свидетельствовало об определенной стабилизации рынка труда в России.

Распределение регионов РФ по соотношению между спросом и предложением на рынке труда

Число безработных в расчете на одну вакансию, человек

01.01

1995 г

01.01

1996 г

01.01

1997 г

Изменение в 1995 г

Изменение в 1996г

До 1,00

7

3

1

- 4

- 2

1,01 - 2,00

24

3

0

- 21

- 3

2,01 - 5,00

23

25

19

+ 2

- 6

5,01 - 10,00

13

23

17

+ 10

- 6

10,01 - 25,00

17

21

26

+ 4

+ 5

25,01 - 50,00

3

9

14

+ 6

+ 5

Более 50,00

2

5

12

+ 3

+ 7

Примечание. Для приведения расчетов к единой региональной базе принято допущение, что показатель напряженности на рынке труда Республики Чечня превысил к началу 1997 года 70 человеко / вакансий.

         

Средняя продолжительность безработицы ( она условно определяется как величина, обратная отношению числа безработных, снятых с учета в течение отчетного месяца, к общему числу безработных, состоявших на учете в начале отчетного месяца; этот показатель определяет выраженную в месяцах продолжительность периода, в течение которого органы государственной службы занятости в регионах снимут с учета всех имевшихся к началу месяца безработных при уровне снятия их с учета, зафиксированном отчетном месяце) увеличилась в России с 7,7 месяцев в декабре 1995 года до 10,3 месяцев в декабре 1996 года, или 33,8%. Эластичность роста средней продолжительности безработных по росту напряженности на рынке труда составила, следовательно, 0,68, а по росту общей численности безработных - 0,8. Иными словами, в настоящее время регистрируемый рынок труда России приближается к такому состоянию, когда прирост численности безработных вызывает адекватные ему увеличения средней продолжительности безработицы.

Изменения распределения регионов о средней продолжительности безработицы в 1996 году характеризуется данными, приведенными в таблице 3. Они свидетельствуют, что в 1996 году анализируемый показатель достаточно резко ухудшился. Например, с декабря 1995 года до декабря 1996 года количество регионов, в которых средняя продолжительность безработицы не превышала 6 месяцев, сократилось в 4,3 раза, а число регионов с застойной безработицей  ( более одного года ) возросло в 3,3 раза.

Распределение регионов Российской Федерации по средней продолжительности безработицы в 1996 году.

Средняя продолжительность безработицы, месяц

Дека-брь 1995 г

%

Дека-брь 1996 г

%

Изме-нение, всего

Изме - нение, п. п.

До 3

2

2,2

0

-

- 2

- 2,2

3,1 - 6,0

24

27,3

6

6,8

- 18

16,5

6,1 - 9,0

37

42,0

24

27,3

- 13

- 14,7

9,1 - 12,0

18

20,5

35

39,8

+ 17

+ 19,3

Больше 12,00

7

8,0

23

26,1

+16

+16,1

Итого

88

100

88

100

   

Несмотря на увеличение средней продолжительности безработицы в 1996 году, оно происходило несколько более медленными темпами по сравнению с темпами роста численности официально зарегистрированных безработных. В расчете на 1% увеличение числа безработных средняя продолжительность безработицы повышалась в среднем на 0,79% ( в абсолютном выражении- на 0,08 месяцев , или приблизительно на 2,5 дня).

Не превышало единицу и отношение процентных приростов средней продолжительности безработицы и числа безработных, приходящихся в среднем на одно рабочее место: он составило 0,65. В абсолютных показателях увеличение числа безработных на одну вакансию сопровождалось ростом средней продолжительности безработицы чуть более чем на один месяц.

Количественные взаимосвязи между основными показателями, характеризующие состояние рынка труда в регионах описывают ранговые коэффициенты корреляции Спирмэна.

В 1996 году наиболее тесными были три связи: между уровнем безработицы и числом безработных в расчете на одну вакансию ( коэффициент корреляции составил 0,78); между числом безработных в расчете на одну вакансию и продолжительностью безработицы ( 0,63 ); между уровнем безработицы и ее продолжительностью ( 0,54 ).

Численность занятых на предприятиях отраслей, рассмотренных в п.3 в 1996 году сократилась в 84 из 88 регионов РФ, за исключением Ингушской Республики, Ямало - Немецкого и Ханты - Мансийского АО, а также республики Башкортостан, в которых превышение принятых над выбывшими составило соответственно 3,4%, 2,3, 0,2 и 0,1% среднесписочной численности работников. Наибольшее превышение выбывших над принятыми было отмечено в Чукотском АО ( 12,6% ), Владимирской ( 6,3% ) и Сахалинской ( 6,2% ) областях.

Сокращение численности работников на крупных предприятиях практически не повлияло на рост численности зарегистрированных безработных.

6. Заключение

Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования и занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие « причастные» органы исполнительной власти ( Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства ), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности при Госкомимуществе РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах исполнительной власти. Такое представительство позволит координировать усилия разных ведомств по решению социально-экономических задач, объединяя их ограниченные финансовые ресурсы.

Формирование и эффективное функционирование системы регулирования занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить Федеральная служба занятости.

Достоянием не только научной, но и широкой общественности должны стать сведения о формировании и использовании средств Государственного Фонда Занятости Населения. Госкомстат России лишь однажды обнародовал сведения о движении средств государственных внебюджетных фондов в статистическом сборнике « Российская Федерация в 1992 году». В последующих изданиях и этих общих данных не оказалось, хотя по другим государственным внебюджетным фондам социального назначения подобные сведения публикуются.

Информация о работе Политика занятости, ее социальная ориентация и основные задачи в условиях многообразия форм собственности и перехода к рыночной эконом