Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 18:04, курсовая работа
Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица ( за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.). в настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения.
Наименование показателей:
1. Удельный вес трудоустроенных службой занятости ( из числа незанятого населения) в общей численности принятых на работу.
2. Удельный вес трудоустроенных службой занятости ( из числа незанятого населения ) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.
3. Уровень безработицы.
4. Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию.
5. Основные
тенденции формирования, распределения
и использования трудовых
На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. В 1996 году тенденции развития рынка труда в России кардинально не изменились. Ситуацию в сфере занятости характеризовали : рост общей численности безработных; умеренный рост уровня безработицы, регистрируемой органами ФСЗ России; четко выраженное влияние сезонных факторов на рынок труда. Относительно новыми явлениями стали заметные ухудшения между спросом и предложением на официально регистрируемом рынке труда страны, стабилизация численности работников, занятых неполное рабочее время или же находящихся в административных отпусках, а также замедление снижения количества занятых в экономике по сравнению с 1995 годом.
Темпы прироста числа официально зарегистрированных безработных в России в 1994 - 1995 годах, %
Месяц |
1994 |
1995 |
1996 |
Январь |
8,78 |
6,98 |
4,57 |
Февраль |
10,14 |
10,71 |
7,51 |
Март |
5,71 |
9,49 |
4,46 |
1 квартал |
26,66 |
29,67 |
17,43 |
Апрель |
2,60 |
8,91 |
3,36 |
Май |
- 1,36 |
3,34 |
0,38 |
Июнь |
- 3,15 |
3,31 |
0,57 |
2 квартал |
- 1,98 |
16,26 |
4,34 |
Июль |
- 0,00 |
5,12 |
2,18 |
Август |
- 0,00 |
5,13 |
2,42 |
Сентябрь |
- 1,11 |
2,41 |
1,31 |
3 квартал |
- 1,55 |
13,18 |
5,98 |
Октябрь |
3,17 |
3,48 |
2,80 |
Ноябрь |
6,97 |
5,04 |
5,00 |
Декабрь |
7,23 |
5,56 |
5,46 |
4 квартал |
18,34 |
14,74 |
13,59 |
В целом за год |
44,63 |
95,79 |
46,25 |
За 1996 год и начало 1997 г. увеличилась нагрузка на органы государственной службы занятости, что обусловлено опережающим ростом численности официально зарегистрированных безработных. Доля последних в общем количестве безработных увеличилась к концу 1996г. до 41% ( в конце 1995г. она составляла 29,1%, в 1994 г. - 19,1%.). В 1996г. прирост безработных, состоящих на учете в центрах занятости, превысил общий прирост безработных на 20%. Таким образом, в ближайшей перспективе ситуацию на российском рынке труда скорее всего будут определять процессы, связанные со структурным перераспределением безработных по их категориям.
В 1996г. число официально зарегистрированных безработных в России увеличилось на 920 тыс. человек, что на 15% больше абсолютного прироста числа безработных в1995году. Регионы России сильно различаются по изменению численности официально зарегистрированных безработных. Если в четырех из них - Орловской, Магаданской, Курской и Липецкой областях количество безработных сократилось (соответственно на 20%,11%,10% и 1%), то в Читинской обл. Оно увеличилось в 3,26 раза, в Смоленской обл. - в 2,7 раза. В 1995 году количество зарегистрированных безработных сократилось только в Республике Северная Осетия ( на 1% ), наибольшим был их рост в Карачаево-Черкесской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе и Еврейской автономной области ( соответственно в 4,78 , 4,09 и 4,02 раза).
Безработные, зарегистрированные в службе занятости, в 1996 году сосредотачивались в регионах с наилучшим экономическим положением. Хотя их концентрация несколько снизилась. Доля 10 регионов с наибольшим количеством безработных в общем числе последних составила к началу 1997году 28,4% , в то время как в начале 1996года она достигала 30,3% , а в начале 1995года - 34,9%. Доля же 10 регионов , в которых число безработных было наименьшим, в 1996году возросла в несколько большей степени, чем в1995году - с 0,61% до 0,75%.
Обострилась конкуренция за свободные рабочие места. Если в начале 1996 года на одну вакансию в среднем по стране приходилось 5,02 зарегистрированных безработных, то в начале 1997 года - уже 7,52, или почти на 50% больше. При увеличении численности официально зарегистрированных безработных в стране количество безработных , приходящихся в среднем на одну заявленную работодателями вакансию , увеличилась в 1,7 раза. Таким образом, эластичность спроса и предложение на рынке труда по росту числа безработных составила в 1996 году 1,06. Это явилось одним из следствий политики финансовой стабилизации, проводившейся в 1996 году, когда содержание избыточных рабочих мест, во всяком случае налогооблагаемом секторе экономики, для многих работодателей становилось невозможным в результате ужесточения финансовых ограничений.
В 1996 году снижение напряженности на рынке труда произошло только в 12 регионах, причем наиболее значительное - в Брянской области ( на 46,3 человека в расчете на одну вакансию ) , в Кабардино - Балкарской Республике ( на 15,1 человека ) и Калининградской области ( на 12,3 человека ).
Годовая динамика потребности в работниках , заявленной предприятиями и организациями, в 1996 году отражала сезонные особенности рынки труда в России. Так , в январе - марте среднее число вакансий составляло 320 тысяч , в апреле - июне - 406, в июле - сентябре - 453 и в октябре - декабре - 350 тысяч.
В 1996 году продолжало изменяться группировка регионов страны по числу безработных, приходящихся на одно свободное рабочее место ( таблица 2 ). Эти изменения, как и в 1995 году проявились прежде всего в уменьшении числа регионов с невысокой напряженностью на рынке труда. Но если в 1995 году наиболее заметно ( на 21 ) уменьшилась группа регионов , где в расчете на одну вакансию приходилось один - два безработных, то в 1996 году пик сокращения пришелся на те из них, в которых в расчете на одну вакансию приходилось два- пять и пять - десять зарегистрированных в службе занятости безработных. В целом же интенсивность межгрупповых перемещений регионов в 1996 году по сравнению с 1995 годом снизилась на 32%, что также свидетельствовало об определенной стабилизации рынка труда в России.
Распределение регионов РФ по соотношению между спросом и предложением на рынке труда
Число безработных в расчете на одну вакансию, человек |
01.01 1995 г |
01.01 1996 г |
01.01 1997 г |
Изменение в 1995 г |
Изменение в 1996г |
До 1,00 |
7 |
3 |
1 |
- 4 |
- 2 |
1,01 - 2,00 |
24 |
3 |
0 |
- 21 |
- 3 |
2,01 - 5,00 |
23 |
25 |
19 |
+ 2 |
- 6 |
5,01 - 10,00 |
13 |
23 |
17 |
+ 10 |
- 6 |
10,01 - 25,00 |
17 |
21 |
26 |
+ 4 |
+ 5 |
25,01 - 50,00 |
3 |
9 |
14 |
+ 6 |
+ 5 |
Более 50,00 |
2 |
5 |
12 |
+ 3 |
+ 7 |
Примечание. Для приведения расчетов к единой региональной базе принято допущение, что показатель напряженности на рынке труда Республики Чечня превысил к началу 1997 года 70 человеко / вакансий. |
Средняя продолжительность безработицы ( она условно определяется как величина, обратная отношению числа безработных, снятых с учета в течение отчетного месяца, к общему числу безработных, состоявших на учете в начале отчетного месяца; этот показатель определяет выраженную в месяцах продолжительность периода, в течение которого органы государственной службы занятости в регионах снимут с учета всех имевшихся к началу месяца безработных при уровне снятия их с учета, зафиксированном отчетном месяце) увеличилась в России с 7,7 месяцев в декабре 1995 года до 10,3 месяцев в декабре 1996 года, или 33,8%. Эластичность роста средней продолжительности безработных по росту напряженности на рынке труда составила, следовательно, 0,68, а по росту общей численности безработных - 0,8. Иными словами, в настоящее время регистрируемый рынок труда России приближается к такому состоянию, когда прирост численности безработных вызывает адекватные ему увеличения средней продолжительности безработицы.
Изменения распределения регионов о средней продолжительности безработицы в 1996 году характеризуется данными, приведенными в таблице 3. Они свидетельствуют, что в 1996 году анализируемый показатель достаточно резко ухудшился. Например, с декабря 1995 года до декабря 1996 года количество регионов, в которых средняя продолжительность безработицы не превышала 6 месяцев, сократилось в 4,3 раза, а число регионов с застойной безработицей ( более одного года ) возросло в 3,3 раза.
Распределение регионов Российской Федерации по средней продолжительности безработицы в 1996 году.
Средняя продолжительность безработицы, месяц |
Дека-брь 1995 г |
% |
Дека-брь 1996 г |
% |
Изме-нение, всего |
Изме - нение, п. п. |
До 3 |
2 |
2,2 |
0 |
- |
- 2 |
- 2,2 |
3,1 - 6,0 |
24 |
27,3 |
6 |
6,8 |
- 18 |
16,5 |
6,1 - 9,0 |
37 |
42,0 |
24 |
27,3 |
- 13 |
- 14,7 |
9,1 - 12,0 |
18 |
20,5 |
35 |
39,8 |
+ 17 |
+ 19,3 |
Больше 12,00 |
7 |
8,0 |
23 |
26,1 |
+16 |
+16,1 |
Итого |
88 |
100 |
88 |
100 |
Несмотря на увеличение средней продолжительности безработицы в 1996 году, оно происходило несколько более медленными темпами по сравнению с темпами роста численности официально зарегистрированных безработных. В расчете на 1% увеличение числа безработных средняя продолжительность безработицы повышалась в среднем на 0,79% ( в абсолютном выражении- на 0,08 месяцев , или приблизительно на 2,5 дня).
Не превышало единицу и отношение процентных приростов средней продолжительности безработицы и числа безработных, приходящихся в среднем на одно рабочее место: он составило 0,65. В абсолютных показателях увеличение числа безработных на одну вакансию сопровождалось ростом средней продолжительности безработицы чуть более чем на один месяц.
Количественные взаимосвязи между основными показателями, характеризующие состояние рынка труда в регионах описывают ранговые коэффициенты корреляции Спирмэна.
В 1996 году наиболее тесными были три связи: между уровнем безработицы и числом безработных в расчете на одну вакансию ( коэффициент корреляции составил 0,78); между числом безработных в расчете на одну вакансию и продолжительностью безработицы ( 0,63 ); между уровнем безработицы и ее продолжительностью ( 0,54 ).
Численность занятых на предприятиях отраслей, рассмотренных в п.3 в 1996 году сократилась в 84 из 88 регионов РФ, за исключением Ингушской Республики, Ямало - Немецкого и Ханты - Мансийского АО, а также республики Башкортостан, в которых превышение принятых над выбывшими составило соответственно 3,4%, 2,3, 0,2 и 0,1% среднесписочной численности работников. Наибольшее превышение выбывших над принятыми было отмечено в Чукотском АО ( 12,6% ), Владимирской ( 6,3% ) и Сахалинской ( 6,2% ) областях.
Сокращение численности работников на крупных предприятиях практически не повлияло на рост численности зарегистрированных безработных.
6. Заключение
Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования и занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие « причастные» органы исполнительной власти ( Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства ), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности при Госкомимуществе РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах исполнительной власти. Такое представительство позволит координировать усилия разных ведомств по решению социально-экономических задач, объединяя их ограниченные финансовые ресурсы.
Формирование и эффективное функционирование системы регулирования занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить Федеральная служба занятости.
Достоянием не только научной, но и широкой общественности должны стать сведения о формировании и использовании средств Государственного Фонда Занятости Населения. Госкомстат России лишь однажды обнародовал сведения о движении средств государственных внебюджетных фондов в статистическом сборнике « Российская Федерация в 1992 году». В последующих изданиях и этих общих данных не оказалось, хотя по другим государственным внебюджетным фондам социального назначения подобные сведения публикуются.