Политика занятости в Республике Беларусь, ее цели и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Беларусь проводит собственную стратегию реформ в социально-трудовой сфере, предусматривающую повышение уровня занятости населения и формирование ее рациональной структуры. С одной стороны, созданы необходимые условия для обеспечения свободно избранной и продуктивной занятости населения. Гражданам предоставлено право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольный выбор видов деятельности, субъектам хозяйствования – возможность формировать кадры исходя из реальных потребностей производства.

Файлы: 1 файл

Политика занятости в Республике Беларусь.docx

— 24.51 Кб (Скачать файл)

Политика  занятости в Республике Беларусь, ее цели и результаты

Беларусь проводит собственную  стратегию реформ в социально-трудовой сфере, предусматривающую повышение  уровня занятости населения и  формирование ее рациональной структуры. С одной стороны, созданы необходимые  условия для обеспечения свободно избранной и продуктивной занятости  населения.  Гражданам предоставлено  право на свободное распоряжение своими способностями к труду  и добровольный выбор видов деятельности, субъектам хозяйствования – возможность  формировать кадры исходя из реальных потребностей производства.

С другой стороны, современное состояние  занятости свидетельствует о сохранении ряда негативных  тенденций в использовании трудового потенциала страны. Высокий уровень вовлечения трудоспособного населения в общественное производство сочетается с нерациональным использованием рабочей силы, деформированной отраслевой структурой кадров, не отвечающей потребностям реформируемой экономики, низким развитием сферы малого бизнеса, недостаточным спросом на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причинам несоответствия профессиольно-квалификационной структур спроса и предложения рабочих мест, низкой территориальной мобильности населения. [эк. Бюллетень №9]

Следует отметить, что динамика занятости  имеет различную направленность в разрезе городской и сельской местности. Острота проблемы сельской занятости в значительной степени определяется спецификой отраслевой структуры рабочих мест в сельской местности, отсутствия новых сфер приложения труда и возможностей создания новых рабочих мест из-за низкого уровня развития социальной инфраструктуры, а также наличием экономических барьеров для развития сельского предпринимательства и фермерских хозяйств. [эк. Бюл №9]

Политика по сохранению кадрового  персонала и недопущению массовых увольнений сопровождается консервацией неполной занятости и низкой эффективностью использования рабочей силы. На ряде предприятий численность персонала  превышает экономически целесообразный уровень. Ведущей отраслью экономики  является промышленность, где сосредоточено 26.6% всех работников. В условиях наращивания  производства продукции, расширения ввода  в действие основных фондов и сокращения незадействованных производственных мощностей увеличивается потребность  промышленности в кадрах и заметно  активизируется процесс создания новых  рабочих мест.

Приоритетные  меры по стимулированию создания новых рабочих мест, включая  общеэкономические, и определяющие спрос на рабочую силу:

  1. Установление системы льготного налогообложения и кредитования субъектов хозяйствования с целью формирования новых рабочих мест в жизненно важных производствах в сфере услуг, а также в районах с критическим состоянием рынка труда;
  2. Расширение прямых бюджетных инвестиций в создание и модернизацию рабочих мест в высокотехнологичных и наукоемких производствах и сфере услуг;
  3. Обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании рабочих мест для граждан, неконкурентоспособных на рынке труда (предоставление льгот по платам в бюджет, дотации для формирования специализированных рабочих мест и т.д.)
  4. Активизация создания временных рабочих мест на основе общественных работ и развитие нестандартных форм занятости с помощью мер, способных экономически заинтересовать в этом субъекты хозяйствования ( снижение взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников; облегчение процедуры приема их на работу и т.д.). [эк бюл. №6]

В 2011г. В сфере занятости населения  поставлены задачи в части обеспечения  численности занятых в экономике  в пределах 4670-4720 тыс. человек с  одновременным удержанием уровня безработицы  в размере 1.2 – 1.5%. Поставленные задачи решались в рамках Государственной  программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год.

Национальный рынок труда в 2011 г. Характеризовался следующими основными  тенденциями:

- сокращением численности безработных  граждан, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на 1 января 2012г. на учете состояло 28.2 тыс. безработных, или 85.2% к уровню 2010г.);

- увеличением потребности работодателей  в работниках, заявленной в органы  по руду, занятости и социальной  защите ( в сравнении с аналогичным периодом 2010г. число вакансий увеличилось на 5.9% и составило 51.7 тыс. единиц), причем в г. Минске вакансий в 6 раз больше, чем безработных;

- снижением напряженности на  рынке труда ( с 0.7 на начало 2011 г. до 0.5 на 1 января 2012). [ Бюллетень Минтруда и соц защиты]

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, 
занятости и социальной защите ( на  конец года)  часть1

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Численность безработных, тыс. чел

Из них:

131.0

95.8

102.9

130.5

136.1

83.0

Мужчины

46.7

37.6

40.8

47.8

46.1

25.5

женщины

84.3

58.2

62.1

82.7

90.0

57.5

Уровень зарегистрированной безработицы  ( в процентах от экономически активного населения)

2.9

2.1

2.3

2.9

3.1

1.9


 

Часть2

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Численность безработных, тыс. чел.

Из них:

67.9

52.0

44.1

37.3

40.3

33.1

28.2

Мужчины

21.1

17.7

15.2

14.7

17.3

15.7

13.0

Женщины

46.8

34.3

28.9

22.6

23.0

17.4

15.2

Уровень зарегистрированной

Безработицы( в процентах от экономически активного населения)

1.5

1.1

1.0

0.8

0.9

0.7

0.6


 

 

Вместе с тем сохраняется  дисбаланс между спросом и  предложением рабочей силы, при этом рынок труда ориентирован на рабочие  профессии, которые составляли 77.6% от общего количества вакансий.

Остается значительной (16.3%)  доля безработных, имеющих длительный ( более года) перерыв в трудовой деятельности.

Несмотря на снижение остроты, остается актуальной проблема женской и молодежной безработицы. Сложности с трудоустройством молодых людей связаны с отсутствием  опыта работы, а в ряде случаев  и квалификации.

В 2011 г. большое внимание уделялось  профессиональному обучению молодежи. На профессиональное обучение направлено 12.6 тыс. молодежи в возрасте 16-29 лет, из них 2.3 тыс. безработных в возрасте до 18 лет.

Постоянного внимания требуют вопросы  трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из  учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе.

В целях стимулирования граждан  к повышению профессионального уровня в 2011 г. разработаны проекты нормативным правовых актов, в которых предусматривается увеличение размеров стипендии гражданам, направленным органами службы занятости на обучение; стимулирование нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения; возможность пройти обучение по направлению органов государственной службы занятости гражданам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до трех лет в порядке и на условиях, определенных для безработных; выделение материальной помощи в размере трех базовых величин ежемесячно инвалидам и др.

Утверждена Государственная программа  содействия занятости населения  на 2012 год ( постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 30 января 2012 г. №96). [бюл минтруда]

Стратегически важным направлением является содействие развитию малого бизнеса  и индивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное  использование рабочей силы в  условиях постоянно меняющегося  спроса производства на рабочие места, позволяет вовлечь в него высвобождаемые ресурсы труда, а также часть  граждан из неформального сектора

Предупреждать возможную безработицу  среди выпускников ссузов и вузов следует еще на этапе подготовки специалистов, прогнозируя объем выпуска по той или иной специальности с учетом намечаемых структурных сдвигов в экономике. Подготовка специалистов должна вестись на основе изучения их востребованности на региональных рынках труда. При этом должны быть значительно увеличены масштабы профессионализации молодежи с гарантией последующего трудоустройства.

Одним из индикаторов благополучия общества является уровень развития здравоохранения. По-прежнему остра  проблема повышения уровня обеспеченности населения медицинским персоналом, прежде всего в сельской местности.

Среди отраслей сферы услуг наиболее сложная ситуация наблюдается в науке и научном обслуживании. Продолжается устойчивая тенденция сокращения численности работников этой отрасли – на 18.2% за 2001-2007 гг. По сравнению с дореформенным периодом она уменьшилась в 3.5 раза.

Проводимая в 2012 г. работа будет направлена на реализацию следующих основных направлений:

- осуществление мониторинга состояния  рынка труда; 
- содействие нанимателям в структурной перестройке экономики;

- содействие самостоятельной занятости  безработных;

- обеспечение занятости молодежи;

- профессиональная реабилитация  и содействие в трудоустройстве  инвалидам;

- содействие в трудоустройстве  граждан, освободившихся из учреждений  уголовно-исполнительной системы  Министерства внутренних дел;

- Содействие занятости женщин;

- содействие занятости длительно  неработающих граждан;

- обеспечение занятости населения  в малых, средних городских  поселениях и регионах с устойчиво  высоким уровнем безработицы,  сельской местности;

- совершенствование системы подготовки  и переподготовки кадров в  соответствии с потребностями  развития экономики;

- информационное, профориентационное , методическое обеспечение по вопросам занятости населения;

- обеспечение социальных выплат  безработным.

В результате реализации мероприятий  Государственной программы к  к онцу 2012 г. уровень регистрируемой безработицы не превысит 1.5%  к численности экономически активного населения.

 

 

 

 


Информация о работе Политика занятости в Республике Беларусь, ее цели и результаты