Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 20:29, курсовая работа
Беларусь проводит собственную стратегию реформ в социально-трудовой сфере, предусматривающую повышение уровня занятости населения и формирование ее рациональной структуры. С одной стороны, созданы необходимые условия для обеспечения свободно избранной и продуктивной занятости населения. Гражданам предоставлено право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольный выбор видов деятельности, субъектам хозяйствования – возможность формировать кадры исходя из реальных потребностей производства.
Политика занятости в Республике Беларусь, ее цели и результаты
Беларусь проводит собственную
стратегию реформ в социально-трудовой
сфере, предусматривающую повышение
уровня занятости населения и
формирование ее рациональной структуры.
С одной стороны, созданы необходимые
условия для обеспечения
С другой стороны, современное состояние занятости свидетельствует о сохранении ряда негативных тенденций в использовании трудового потенциала страны. Высокий уровень вовлечения трудоспособного населения в общественное производство сочетается с нерациональным использованием рабочей силы, деформированной отраслевой структурой кадров, не отвечающей потребностям реформируемой экономики, низким развитием сферы малого бизнеса, недостаточным спросом на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причинам несоответствия профессиольно-квалификационной структур спроса и предложения рабочих мест, низкой территориальной мобильности населения. [эк. Бюллетень №9]
Следует отметить, что динамика занятости имеет различную направленность в разрезе городской и сельской местности. Острота проблемы сельской занятости в значительной степени определяется спецификой отраслевой структуры рабочих мест в сельской местности, отсутствия новых сфер приложения труда и возможностей создания новых рабочих мест из-за низкого уровня развития социальной инфраструктуры, а также наличием экономических барьеров для развития сельского предпринимательства и фермерских хозяйств. [эк. Бюл №9]
Политика по сохранению кадрового
персонала и недопущению
Приоритетные меры по стимулированию создания новых рабочих мест, включая общеэкономические, и определяющие спрос на рабочую силу:
В 2011г. В сфере занятости населения
поставлены задачи в части обеспечения
численности занятых в
Национальный рынок труда в 2011 г. Характеризовался следующими основными тенденциями:
- сокращением численности
- увеличением потребности
- снижением напряженности на рынке труда ( с 0.7 на начало 2011 г. до 0.5 на 1 января 2012). [ Бюллетень Минтруда и соц защиты]
Численность безработных, зарегистрированных
в органах по труду,
занятости и социальной защите ( на
конец года) часть1
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Численность безработных, тыс. чел Из них: |
131.0 |
95.8 |
102.9 |
130.5 |
136.1 |
83.0 |
Мужчины |
46.7 |
37.6 |
40.8 |
47.8 |
46.1 |
25.5 |
женщины |
84.3 |
58.2 |
62.1 |
82.7 |
90.0 |
57.5 |
Уровень зарегистрированной безработицы ( в процентах от экономически активного населения) |
2.9 |
2.1 |
2.3 |
2.9 |
3.1 |
1.9 |
Часть2
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Численность безработных, тыс. чел. Из них: |
67.9 |
52.0 |
44.1 |
37.3 |
40.3 |
33.1 |
28.2 |
Мужчины |
21.1 |
17.7 |
15.2 |
14.7 |
17.3 |
15.7 |
13.0 |
Женщины |
46.8 |
34.3 |
28.9 |
22.6 |
23.0 |
17.4 |
15.2 |
Уровень зарегистрированной Безработицы( в процентах от экономически активного населения) |
1.5 |
1.1 |
1.0 |
0.8 |
0.9 |
0.7 |
0.6 |
Вместе с тем сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, при этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составляли 77.6% от общего количества вакансий.
Остается значительной (16.3%) доля безработных, имеющих длительный ( более года) перерыв в трудовой деятельности.
Несмотря на снижение остроты, остается
актуальной проблема женской и молодежной
безработицы. Сложности с трудоустройством
молодых людей связаны с
В 2011 г. большое внимание уделялось профессиональному обучению молодежи. На профессиональное обучение направлено 12.6 тыс. молодежи в возрасте 16-29 лет, из них 2.3 тыс. безработных в возрасте до 18 лет.
Постоянного внимания требуют вопросы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе.
В целях стимулирования граждан к повышению профессионального уровня в 2011 г. разработаны проекты нормативным правовых актов, в которых предусматривается увеличение размеров стипендии гражданам, направленным органами службы занятости на обучение; стимулирование нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения; возможность пройти обучение по направлению органов государственной службы занятости гражданам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до трех лет в порядке и на условиях, определенных для безработных; выделение материальной помощи в размере трех базовых величин ежемесячно инвалидам и др.
Утверждена Государственная
Стратегически важным направлением является
содействие развитию малого бизнеса
и индивидуального
Предупреждать возможную безработицу среди выпускников ссузов и вузов следует еще на этапе подготовки специалистов, прогнозируя объем выпуска по той или иной специальности с учетом намечаемых структурных сдвигов в экономике. Подготовка специалистов должна вестись на основе изучения их востребованности на региональных рынках труда. При этом должны быть значительно увеличены масштабы профессионализации молодежи с гарантией последующего трудоустройства.
Одним из индикаторов благополучия
общества является уровень развития
здравоохранения. По-прежнему остра
проблема повышения уровня обеспеченности
населения медицинским
Среди отраслей сферы услуг наиболее сложная ситуация наблюдается в науке и научном обслуживании. Продолжается устойчивая тенденция сокращения численности работников этой отрасли – на 18.2% за 2001-2007 гг. По сравнению с дореформенным периодом она уменьшилась в 3.5 раза.
Проводимая в 2012 г. работа будет направлена на реализацию следующих основных направлений:
- осуществление мониторинга
- содействие нанимателям в структурной
перестройке экономики;
- содействие самостоятельной
- обеспечение занятости
- профессиональная реабилитация
и содействие в
- содействие в трудоустройстве
граждан, освободившихся из
- Содействие занятости женщин;
- содействие занятости
- обеспечение занятости
- совершенствование системы
- информационное, профориентационное , методическое обеспечение по вопросам занятости населения;
- обеспечение социальных выплат безработным.
В результате реализации мероприятий Государственной программы к к онцу 2012 г. уровень регистрируемой безработицы не превысит 1.5% к численности экономически активного населения.
Информация о работе Политика занятости в Республике Беларусь, ее цели и результаты