Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:32, доклад

Описание работы

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и услуги производить и в каком объеме. Важно также оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использования каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.24 Кб (Скачать файл)

Таким образом, приведенный  выше анализ позволяет говорить о  постоянном развитии рыночной экономики  реальных стран в направлении  сглаживания некоторых противоречий, что, однако не мешает возникать новым.

еет гораздо больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыночная экономика

Содержание

 

Административно –  командная система (централизованно  – плановая, коммунистическая).

Командная экономика: достоинства и недостатки.

Международная торговля и мировой рынок.

Тесты

Вывод

Список используемой литературы.

1. Административно-командная  система (централизованно-плановая, коммунистическая)

 

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной  Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные  и зарубежные экономисты в своих  работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

Характерными чертами  административно-командной системы  являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически  на все экономические ресурсы, монополизация  и бюрократизация экономики в  специфических формах, централизованное экономическое планирование как  основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы  имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого  центра - высших эшелонов государственной  власти, что сводит на нет самостоятельность  хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные  рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный  аппарат руководит хозяйственной  деятельностью с помощью преимущественно  административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с  заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного  планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной  системе являлось привилегированное  положение партийно-государственной  элиты.

Нежизнеспособность  этой системы, ее невосприимчивость  к достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали  неизбежным коренные социально-экономические  преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

 

2. Командная  экономика достоинства и недостатки

 

Командная экономика  – это, как правило, автаркия, т.е. хозяйственная обособленность, закрытость отдельной страны от мировых хозяйственных  связей. Один из теоретических аргументов сторонников автаркии в том, что  создание обособленной от остального мира национальной экономики будто  бы предохраняет ее от колебаний мировой  экономической конъюнктуры, а следовательно, и от возможных в связи с этим кризисных явлений, с их отрицательными последствиями.

Мировой опыт наглядно демонстрирует, что страны с закрытой экономикой становятся беднее тех, которые  участвуют в мирохозяйственных  связях, что они изолированы от новых технологий, идей, иностранных  инвестиций и т. д. Страны с закрытой экономикой стремятся больше продавать, чем покупать на мировом рынке. К  сожалению, сокращение импорта, как  правило, приводит к печальным последствиям для экономики, в том числе  и для экспорта данной страны. Объясняется  это следующим:

во первых, предприятия-экспортеры зависят от импортных материалов, которые становятся все более недоступными из-за высоких тарифов или ограничений (квот);

во-вторых, стране, вводящей ограничения на импорт, грозит, что  другие государства ответят на это  ограничениями на экспорт данной страны. Введенные импортные барьеры  погубят стимулы к экспорту продукции;

в-третьих, из-за импортных  ограничений предприятия данной страны вынуждены тратить свои ресурсы  на производство импортозамещающей  продукции, которая могла бы ввозиться  в страну с меньшими затратами. Отсюда возможности предприятий наращивать производство продукции на экспорт  неизбежно сокращаются.

Либерализация внешней  торговли объективно необходима в странах  с закрытой экономикой, хотя ясно, что  их внутренняя промышленность не сможет конкурировать с поступающей  по импорту продукцией. Это на определенном этапе может вызвать кризис экономики, высокую безработицу и другие беды, сопровождающие экономический  кризис. Такие опасения стояли перед  странами Латинской Америки в 80-е  годы, перед Восточной Европой  в конце 80-начале 90-х годов, с такими же проблемами столкнулась и Россия на рубеже третьего тысячелетия. И все  же присоединение к мировому экономическому сообществу приносит не только негативные (не секрет, что неконкурентоспособное  производство не выживает), но и позитивные результаты, поскольку страна вынуждена  развивать свой экспортный потенциал, что явится фактором внутренней стабилизации.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности  на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются  государственными органами посредством  централизованного директивного планирования. Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что определяет решение вопроса, как производить; указываются не только поставщики, но и покупатели, т.е. решается вопрос, для кого производить. Выделение ресурсов предприятию осуществляется на основе долговременных приоритетов, в силу чего производство товаров постоянно отрывается от потребностей членов общества.

Рыночная экономика  – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений  между хозяйствующими субъектами, ограниченного  вмешательства государства в  хозяйственную деятельность. Такая  система предполагает существование  многоукладной экономики, т.е. сочетание  государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов  собственности. Каждому предприятию, фирме предоставляется право  самому решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются  на спрос и предложение, а свободные  цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными  покупателями. Свобода выбора, частный  интерес формируют отношения  конкуренции.

Идеи смешанной  экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической  жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка  и государственного регулирования  экономики, частного предпринимательства  и процесса социализации.

Смешанная экономика  предполагает использование регулирующей роли государства и экономической  свободы производителей. Предприниматели  и рабочие перемещаются из отрасли  в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговою) и  другие виды экономической политики, что в той или другой степени  способствует экономическому росту  страны и повышению жизненного уровня населения.

Смешанная экономика  – экономическая система, с элементами рынка, государственного регулирования  и традиций. В такой системе  и рынок, и государство играют важную роль в решении основных экономических  вопросов. Особая роль при этом принадлежит  государству, которое выполняет  следующие функции:

а) поддержание и  облегчение функционирования рыночной экономики (защита конкуренции, создание правовой базы);

б) совершенствование  механизмов функционирования экономики (перераспределение доходов и  богатства, регулирование уровня занятости, инфляции и т.п.);

в) поскольку рыночной системе присуща нестабильность, то перед любым государством стоит  проблема стабилизации экономики, решение  которой сводится к нескольким задачам:

Обеспечению полной занятости;

Максимально возможному сглаживанию циклических колебаний;

Снижению (стабилизации) уровня инфляции;

Регулированию платежного баланса;

Созданию устойчивой денежной системы.

Только при успешном решении поставленных задач государство  будет располагать необходимыми предпосылками для осуществления  социальной защиты и социальных гарантий широким слоям населения: гарантия минимального уровня заработной платы, пенсионное обеспечение, финансирование производства услуг, которые являются объектом частного предпринимательства (фундаментальная наука, общее образование, медицинское обслуживание).

Однако наиболее спорным в теоретическом и  практическом плане является решение  вопроса о допустимых пределах вмешательства  государства в экономику. Очевидно, они должны определятся возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма, и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы.

Модели смешанной  экономики

Современный мир  характеризуется широким разнообразием  смешанных моделей. Они отличаются друг от друга своими "национальными  коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон.

Американская модель

В американской экономике  государство играет важную роль в  утверждении правил экономической  деятельности, регулировании бизнеса, развитии образования и науки. Но большинство решений принимается  исходя из ситуации на рынке и ценообразования  на нем.

Германская модель

Это модель социального рыночного  хозяйства с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной  структуры субъектов социальной политики. В германской экономической  модели государство не устанавливает  экономические цели - это лежит  в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для  реализации экономической инициативы. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка  государства как источника и  защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы  западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции  социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о  более активном вмешательстве государства  в экономику.

Японская модель

Это модель регулируемого  корпоративного капитализма, в которой  благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования  в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением  корпоративного начала.

Шведская модель

Это социал-демократическая  модель, которая отводит государству  место верховной социально-экономической  силы. Демократически избранной государственной  власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической  жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

Таким образом, современные  страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в  основе понятия "смешанная система  хозяйства".

Все перечисленные типы экономических  систем существуют не обособлено, они  находятся в постоянном взаимодействии, образуя сложную систему мирового хозяйства.

 

3. Международная  торговля и мировой рынок

 

Мировая экономика является сложной системой, включающей в себя множества составляющих её элементов. Основу этой системы образуют Международная  торговля и мировой рынок.

Процессы интернационализации, транснационализации и глобализации, протекающие в мировой экономике, открывают новые возможности для углубления международной специализации, увеличения масштабов выпуска продукции, снижения издержек и повышения конкурентоспособности товаров.

Это способствует росту капиталовложений, внедрению новых технологий и  увеличению занятости, а также решению  на совместной основе комплекса социальных, региональных и глобальных проблем.

Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений  является международная торговля и  мировой рынок.

Международная торговля –  это обмен товарами и услугами между государственно-национальными  хозяйствами. Она зародилась в глубокой древности, но лишь к XIX веку принимает  форму мирового рынка, поскольку  в неё оказываются втянутыми  в основном все развитые страны.

Для оценки международной  торговли анализируется либо суммарный  объем экспорта, либо внешнеторговый оборот страны. Он рассчитывается путем  суммирования экспорта и импорта.

Процессы интернационализации, транснационализации и глобализации, протекающие в мировой экономике, открывают новые возможности для углубления международной специализации, увеличения масштабов выпуска продукции, снижения издержек и повышения конкурентоспособности товаров.

Это способствует росту капиталовложений, внедрению новых технологий и  увеличению занятости, а также решению  на совместной основе комплекса социальных, региональных и глобальных проблем.

Проблемы международной  торговли исследовались экономистами еще в XVI-XVII вв. Это течение научной  экономической мысли носит название меркантилизма. Одним из видных представителей этого учения был Томас Манн (1571 – 1641). Меркантилисты считали, что  внешняя торговля – единственный производительный сектор экономики, который  может обеспечить накопление общественного  богатства в виде золота и других драгоценностей. Приток золота в страну обеспечивался, если вывоз товаров, за которые государство получает золото, будет больше ввоза, за который  надлежит расплачиваться благородным  металлом. Этот постулат должен был  обеспечивать стране активный торговый баланс. Поэтому меркантилисты выступали за расширение экспорта и всемирное ограничение импорта.

Информация о работе Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики