Понятие безработицы, ее причины и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности безработицы. Согласно поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение понятию безработица, исследовать ее причины и виды;
2. Проанализировать конкурентный рынок труда и соотношение уровней заработной платы;
3. Рассмотреть инвестиционную политику и занятость;
4.Рассмотреть и проанализировать социальные и экономические последствия безработицы, а так же основные направления государственного регулирования рынка труда.

Содержание работы

Введение
1. Сущность безработицы
1.1 Понятие безработицы, ее причины и виды. Естественный уровень безработицы и его измерение. Кривая А. Филлипса
1.2 Конкурентный рынок труда и соотношение уровней заработной платы
1.3 Инвестиционная политика и занятость
2. Экономические и социальные последствия безработицы
3. Основные направления государственного регулирования рынка труда
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 72.89 Кб (Скачать файл)

· воспроизводственная, предполагающая, что зарплата должна быть достаточной  для того, чтобы удовлетворять  и воспроизводить жизненные потребности  человека;

· стимулирующая — заработная плата стимулирует вовлечение в процесс труда и эффективное исполнение последнего;

· распределительная — с помощью заработной платы определяется место, где будет трудиться каждый данный работник, перераспределяется труд между сферами, отраслями, предприятиями и т.д.

Однако, роль заработной платы в экономике не ограничивается этими функциями. Она значительно шире. Особо можно выделить макроэкономическую роль оплаты труда. Заработная плата — основная составляющая часть доходов населения. Она определяет уровень и состав спроса. Чем ниже уровень заработной платы, тем уже границы для экономического роста. И наоборот, растущая заработная плата стимулирует экономический рост.

 

1.3 Инвестиционная политика и занятость

 

Инвестиционная политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической  политики государства. Инвестиционная политика - это важный рычаг воздействия  как на экономику страны, так и  на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.

Под инвестиционной политикой  государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных  условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения  эффективности производства и решения  социальных проблем.

Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных  условий для активизации инвестиционного  потенциала.

Основными направлениями  инвестиционной политики выступают  меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных  и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению  жизненного уровня населения.

Результат осуществления  инвестиционной политики оценивается  в зависимости от объема вовлеченных  в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической  политики, политики в отношении иностранных  инвестиций и др.

Амортизационная политика государства  устанавливает порядок начисления и использования амортизационных  отчислений. Осуществляя соответствующую  амортизационную политику, государство  регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь,скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная  политика государства позволяет  предприятиям иметь достаточные  инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.

Под научно-технической политикой  государства понимается система  целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и  техники, внедрение их результатов  в экономику страны. Научно-техническая  политика является составной частью инновационной политики и предполагает выбор приоритетных направлений  в развитии науки и техники  и всяческую поддержку государства  в их развитии.

В настоящее время российская экономика нуждается в притоке  иностранных инвестиций. Это вызвано  практически полным отсутствием  финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных  средств у предприятий, развитием  общего экономического кризиса и  спадом производства, большим износом  установленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Действительно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает  положительное влияние на экономический  рост, помогает интегрироваться в  мировую экономику. С Другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы  зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. Таким  образом, иностранные инвестиции могут  иметь неоднозначные последствия  для национальной экономики.

В связи с этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической  помощи, направленной на углубление использования  собственных ресурсов, повышение  квалификации национальных Кадров, а  уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться  эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный  капитал в свою экономику.

Перспективы же для инвесторов в России в настоящее время  весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая  сила, емкий рынок дешевого сырья  и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент  прибыли, во много раз превышающий  среднюю прибыль в странах  со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной  для иностранных предпринимателей.

Однако, несмотря на это, иностранные  инверторы не очень торопятся  вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основными причинами  этого являются:

· нестабильность экономической  и политической ситуации;

· несовершенное и противоречивое законодательство;

· неясность в определении  прав собственности;

· отсутствие реальных льгот  и привилегий для иностранного капитала;

· нестабильность рубля как  национальной валюты;

· непредсказуемость изменений  в налоговой системе и др.

Государственные мероприятия  по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. К  первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для  иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. Ко второй - мероприятия  правительства, которые снижают  налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.

Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства  тесно связана с амортизационной  политикой, научно-технической политикой, политикой в отношении иностранных  инвестиций и др. Все они являются составными частями экономической  и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.

Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма  ее реализации. Он должен включать в  себя:

· выбор источников и методов  финансирования инвестиций;

· определение сроков реализации;

· выбор органов, ответственных  за реализацию инвестиционной политики;

· создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;

· создание благоприятных  условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся  в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает  условия и способствует активизации  инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую  и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение  научно-технического прогресса и  установление неискаженных хозяйственных  пропорций на ближнюю и дальнюю  перспективу.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального  использования в интересах населения  региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

· экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

· величиной имеющегося производственного  потенциала;

· природно-климатическими условиями;

· оснащенностью энергосырьевыми  ресурсами;

· географическим местонахождением и геополитическим положением;

· состоянием окружающей среды;

· демографической ситуацией;

· привлекательностью региона  для иностранных инвестиций и  др.

Все большую роль в инвестиционной деятельности в последнее время  играют отдельные коммерческие предприятия  и организации. Исходя из этого существенно  повышается роль инвестиционной политики предприятия. Под инвестиционной политикой  коммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных  и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в  ближайшей и дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика предприятия  исходит из стратегических целей  его бизнес-плана.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных  условиях обусловлены отсутствием  четко разработанной системы  принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное  взаимодействие всех уровней, начиная  от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность  и социальная, экологическая и  экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться  в инвестиционной политике органов  власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Для проведения эффективной  муниципальной инвестиционной политики (на уровне муниципальных образований) требуется выработка стратегии  инвестиционной деятельности на уровне региона (области, края, республики).

В современных условиях эффективная  инвестиционная политика должна строиться  в развитии четырех базовых принципов:

· совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;

· осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;

· организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации  в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);

· осуществление постоянного  мониторинга положительных и  отрицательных моментов развития.

Любая инвестиционная политика, направлена на создание рабочих мест, для трудоспособного населения. Привлеченный капитал открывает  большие перспективы развития различных  отраслей хозяйственной деятельности, а следственно и возможность  гражданам устроится на работу с  достойной оплатой труда. Создаются  новые рабочие места – уровень  безработицы падает.

 

2 Экономические и социальные последствия безработицы. Основные направления государственного регулирования рынка труда

 

Экономические последствия  безработицы

Экономические последствия  безработицы весьма многообразны и  неоднозначны. Достаточно сложна и  их структура. Вместе с тем в различной  литературе преимущественно рассматриваются  далеко не все аспекты этой весьма важной проблемы. Преимущественно исследуются  экономические потери, к которым  относят: суммы пособий и различных  выплат по безработице, расходы на переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц, оказавшихся  безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются  объем потенциальной продукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в бюджет (налоги) и в государственные фонды  страхования. При этом потери, издержки безработицы исчисляются преимущественно  на уровне национальной экономики. При  этом необходимо отметить, что безработица - весьма сложное и многогранное явление, ее последствия проявляются  практически на всех уровнях экономической  и социальной жизни общества и  оказывают непосредственное влияние  не только на экономику страны, но и  на каждого участника экономического процесса.

В связи с этим при решении  вопроса об экономических потерях  следует выделить уровни их оценки. К их числу, как нам представляется, необходимо отнести страну, регион, отрасль, предприятие, безработного. В  правомерности такого подхода нас  убеждает и то, что потери каждого  уровня автономны. Результаты расчетов потерь для одного уровня не могут  быть использованы для оценки убытков  другого. В частности, убытки предприятия  нельзя выразить через потери его  работников. Уровневый подход оценки потерь от безработицы позволяет осуществить более конкретный и адресный анализ ее экономических последствий.

Информация о работе Понятие безработицы, ее причины и виды