1 вопрос Понятие
государственного долга
Государственным
долгом являются долговые обязательства
Российской Федерации перед физическими
и юридическими лицами, иностранными государствами
и международными организациями.
Внешний долг — это обязательства перед
нерезидентами в иностранной валюте.
Внутренний долг — обязательства перед резидентами
в рублях.
Государственный долг обеспечивается
в федеральной собственности.
2 вопрос Формы
государственных и муниципальных
заимствований, их роль в финансовом
обеспечении общегосударственных,
региональных и муниципальных
потребностей
Мировая практика знает ряд способов
финансирования дефицита бюджета. Основными
способами привлечения средств для покрытия
разрыва между расходами и доходами бюджета
являются:
1. Кредитно-денежная эмиссия, которая
представляет собой инфляционный способ
покрытия бюджетного дефицита, поскольку
непосредственно ведет к увеличению количества
денег в обращении.
2. Продажа государственных запасов, имущества
и земельных участков, которая
также является неинфляционным способом
финансирования дефицитного бюджета.
Однако он используется не часто, поскольку
сами объекты реализации являются ограниченными.
3. Долговое финансирование бюджетного
дефицита посредством государственных
заимствований. Это также, в основном,
неинфляционный способ покрытия разрыва
между расходами и доходами бюджета. С
помощью заимствований государство осуществляет
перераспределение спроса от одних групп
потребителей к другим, а также между разными
территориями, не увеличивая совокупного
спроса.
Основным способом покрытия бюджетного
дефицита являются государственные и муниципальные
заимствования, представляют собой
передачу в распоряжение органов государственной
власти и органов местного самоуправления
средств, которые заемщики обязуются возвратить
в той же сумме с уплатой процента (дохода
в иной форме) на сумму заимствования. Целью проведения
заимствований является получение
органами власти и органами местного самоуправления
в свое распоряжение дополнительных финансовых
средств, которые они могли бы направить
на финансирование мероприятий, не обеспеченных
доходами, или осуществление программ
экономического и социального развития.
Кредиторами органов власти и органов
местного самоуправления могут выступать
многочисленные юридические и физические
лица (резиденты и нерезиденты), национальные
органы власти другого уровня, правительства
иностранных государств, международные
финансовые организации.
Государственные и муниципальные займы
– это денежные ресурсы, привлекаемые
для покрытия дефицита соответствующего
бюджета от физических и юридических лиц,
иностранных государств, международных
финансовых организаций на основании
заключаемых договоров, по которым возникают
долговые обязательства РФ, субъекта РФ,
муниципального образования как заемщиков
или гарантов погашения займов (кредитов)
другими заемщиками.
Заимствования проводятся в двух формах: государственных
и муниципальных займов и прямых кредитов.
Государственные и муниципальные займы осуществляются
путем выпуска ценных бумаг от имени РФ,
субъекта РФ или муниципального образования. Самым
распространенным видом государственных
и муниципальных ценных бумаг являетсяоблигация. Облигация
государственного или муниципального
займа – это эмиссионная ценная бумага,
закрепляющая право ее держателя на получение
от эмитента облигации в установленный
срок ее номинальной стоимости и зафиксированного
в ней процента или иного имущественного
эквивалента.
Орган государственной власти или орган
местного самоуправления устанавливает
нарицательную стоимость (номинальную
цену) облигации. Номинальная
стоимость облигаций – это цена, обозначенная
на ценной бумаге и удостоверяющая, что
она представляет определенный капитал,
используемый ее эмитентом. Эта сумма
включается в долг территориальной единицы,
выпустившей долговые обязательства,
и выплачивается держателям в момент их
погашения.
Процентный доход, установленный к номиналу
облигации, выражает номинальную доходность
займа. Однако реальная доходность облигации
для ее держателя может быть выше или ниже
установленного номинального процента.
Это обусловлено тем, что облигации продаются
по курсовым ценам,
а они отклоняются от нарицательной стоимости
облигаций в силу целого ряда факторов,
складывающихся на рынке.
Курсом называется рыночная цена ценной
бумаги (в процентах), т.е. та цена,
по которой она покупается и продается
на фондовом рынке:
Курс ценной бумаги (в процентах) прямо
пропорционален размеру получаемого по
ней дивиденда (дохода по ценной бумаге)
и обратно пропорционален уровню ссудного
(банковского) процента.
Ссудный процент
Под воздействием многочисленных факторов
курс отклоняется вверх или вниз от номинала.
Резкие колебания курса свидетельствуют
о нестабильности рынка и могут привести
к его нарушению.
3 вопрос Управление
государственным и муниципальным
долгом
Управление государственным
долгом может рассматриваться в узком
и широком смысле. Под управлением
государственным и муниципальным долгом
в широком смысле понимается формирование
одного из направлений финансовой политики
государства, связанном с его деятельностью
в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Управление государственным
долгом в широком смысле как одно из направлений
финансовой политики находится в руках
органов власти и управления государством.
Именно они определяют общий объем бюджетного
дефицита и, следовательно, объем займов,
необходимых для их финансирования, основные
направления и цели воздействия на денежное
обращение, кредит, производство, занятость,
возможность и целесообразность осуществления
общегосударственных программ по поддержке
малого бизнеса, отдельных районов страны
и т.п.
Под управлением
государственным и муниципальным долгом
в узком смысле понимается совокупность
действий, связанных с подготовкой к выпуску
и размещению долговых обязательств государства,
регулированием рынка государственных
ценных бумаг, обслуживанием и погашением
государственного долга, предоставлением
кредитов и гарантий.
В процессе управления государственным
долгом решаются следующие задачи: –привлечение государственных
и муниципальных заимствований в объемах,
дополняющих доходы органов государственной
власти и органов местного самоуправления
до размеров, необходимых и достаточных
для обеспечения исполнения всех их финансовых
обязательств;
- минимизация
стоимости долга на основе удлинения
срока заимствований и снижения доходности
государственных и муниципальных ценных
бумаг, перехода на другие рынки и переключения
внимания на другие группы инвесторов;
- недопущение
переполнения рынка заемными обязательствами
государства и резкого колебания их курса,
поддержание стабильности и предсказуемости
рынка долговых обязательств;
- удержание
величины внутреннего и внешнего долга на
уровне, обеспечивающем сохранение экономической
безопасности страны;
- создание
определенной степени доверия Правительству,
сохранение репутации Российской Федерации
как первоклассного заемщика на основе
безупречного выполнения финансовых обязательств
перед инвесторами;
- диверсификация
долговых обязательств по срокам заимствований,
доходности, формам выплаты дохода и другим
параметрам для удовлетворения потребностей
различных групп инвесторов;
Специфика категории государственного
кредита определяет и особенности оперативного
управления им. Обычно оно возлагается
совместно на Министерство
финансов РФ, Правительство РФ и Центральный
банк.
Следует различать государственный и общегосударственный
долг. Последнее понятие
более широкое и включает задолженность
не только Правительства РФ, но и органов
управления субъектов Федерации, местных
органов власти.
Обеспечением государственного
долга России служат все активы, находящиеся
в распоряжении Правительства Российской
Федерации.
Государственный
внутренний долг состоит из задолженности прошлых
лет и вновь возникающей задолженности.
Российская Федерация не несет ответственности
по долговым обязательствам национально-государственных
и административно-территориальных образований
Российской Федерации, если они не были
гарантированы Правительством РФ. Форма
долговых обязательств национально-государственных
и административно-территориальных образований
РФ и условия их выпуска определяются
самостоятельно на местах.
Методы
управления государственным и муниципальным
долгом можно условно разделить на административные
и рыночные. К методам, характерным
преимущественно для административных подходов регулирования
долга, относятся, в частности, конверсия,
консолидация, унификация, отсрочка погашения,
списание долга, аннулирование долга и
др. К методам управления, характерным
для рыночноймодели
регулирования долга, относятся, в первую
очередь, реструктуризация,
доразмещение облигаций, выкуп долга,
обмен долга и др.
Реструктуризации долга – изменение графика
погашения основного долга и уплаты процентов
по нему. Реструктуризация внешнего и
внутреннего долга может быть проведена
с частичным списанием
(сокращением) суммы основного долга.
Конверсией называется изменение первоначальных
условий займа, касающихся доходности.
Чаще всего происходит изменение номинального
процента с целью снижения государственных
расходов, связанных с выплатой процентов
по долгу.
Изменение условий займов, касающееся
его сроков, называется консолидациейгосударственного
долга. При этом государство не изменяя
доходности облигаций, превращает краткосрочные
обязательства в средне- или долгосрочные.
Унификация – объединение нескольких займов
в один заем. В результате этой операции
образуется консолидированный (или фундированный)
долг.
Помимо этих основных методов
управления государственным долгом правительство
может выкупать
займы, обращающиеся на фондовом рынке,
давая соответствующие поручения центральному
и коммерческим банкам.
Рефинансирование долга – погашение накопившейся
задолженности путем размещения новых
займов
Погашение
займов осуществляется путем выкупа
(возможен досрочный выкуп) облигаций
у инвесторов, проведения тиражей выигрышей
по выигрышным займам, проведения тиражей
погашения по выигрышным и процентным
займам, амортизации долга (погашение
долга частями).
Выплата
доходов производится при выкупе у инвесторов
дисконтных облигаций в виде разницы между
ценой выкупа и ценой размещения займа,
путем ежеквартальной (полугодовой или
годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей
по облигациям, попавшим в тираж.
Обмен
облигаций по регрессивному соотношению – несколько ранее выпущенных
облигаций займа приравниваются к одной
новой.
К новым
методам покрытия обязательств перед
странами-кредиторами является погашение
долга товарными поставками, обмен долговых
обязательств на акции и облигации компаний
страны-должника, оплата долга в местной
валюте с последующим обращением ее в
инвестиции или собственность, обмен на
долговые обязательства третьих стран
и другие. Эти методы управления государственным
внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего
долга, под которой в данном случае понимают
реализацию всех механизмов, обеспечивающих
замещение внешнего долга другими видами
обязательств, менее обременительными
для экономики страны-должника.