Понятие и правовая природа договора лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 06:01, курсовая работа

Описание работы

Успешная реализация всех экономических реформ в стране напрямую зависит от того, насколько оперативно удастся преодолеть существующее научно-техническое и технологическое отставание от мировых лидеров в вопросе инфраструктуры и техники. Первостепенным вопросом для решения поставленной задачи является вопрос обеспечения процесса реформирования значительными объемами ресурсов, и в первую очередь финансовыми. Совершенно очевидно, что использование только собственных средств: выручки от реализации у коммерческих организаций или налоговых поступлений у государства - явно недостаточно. В то же время необходимо учитывать, что задействование традиционного (экстенсивного) механизма инвестирования масштабных проектов, когда финансовые ресурсы напрямую направляются на приобретение основных средств (например, привлечение заемных средств в инвестиционный проект в виде прямого долгосрочного инвестиционного кредита), не позволяет говорить о высоком темпе и эффективности бизнес-процессов. Решение указанных задач лежит в плоскости использования, с одной стороны, эффективных бизнес-процессов, а с другой - эффективных инвестиций. Анализ передового мирового опыта показал, что наиболее адаптированным к решению подобного рода задач является финансовый лизинг.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие и правовая природа договора лизинга 7
2. Отличия договора финансовой аренды от смежных договоров 18
3. Проблемы классификации и перспективы развития договора финансовой аренды в Российской Федерации 27
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

кур.р. гражданское право лизинг.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Однако основной причиной удаления подобной классификации из гражданского законодательства является то, что подобные категории (финансовый и оперативный лизинг) - это категории бухгалтерского учета, а с правовой точки зрения обе категории едины.

В настоящее время новая редакция закона подразделяет лизинг на внутренний, когда лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации, и международный, когда кто-либо из участников является нерезидентом. При осуществлении операций международного лизинга, когда лизингополучатель или лизингодатель являются нерезидентами Российской Федерации, в дополнение к закону "О финансовой аренде (лизинге)" следует руководствоваться уже упоминавшейся Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Деление лизинга на внутренний и внешний происходит из-за валютных ограничений в отечественном законодательстве при осуществлении операций международного лизинга. Расчеты по сделкам международного лизинга осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ25.

Рассматривая категорию "лизинг", следует отдельно упомянуть о проблемах классификации указанных операций с регулятивной, а также экономической точек зрения. В трудах современных российских специалистов можно найти не один десяток всевозможных видов лизинга -  "мокрый", "чистый", "лизинг-бланка, "револьверный", "лизинг-левередж".

В отношении таких множественных классификаций следует отметить, что их авторы достаточно подробно описывают всевозможные отличия и особенности указанных видов лизинга с точки зрения чистой экономики, но не на уровне гражданского законодательства, а на уровне соответствующих учетных и финансовых стандартов.

В настоящее  время полностью не удалось исключить  огрехи законодательства о лизинге из современной правовой базы, однако тенденцию развития законодательных норм о лизинге и приведение их в соответствии с нормами Конвенции о международном финансово лизинге, а также рассмотрение данного вопроса именно с правовой, а не экономической точки зрения следует признать положительной.

Главным преимуществом  лизинга перед иными способами  приобретения оборудования является государственная  политика, направленная на поощрение  и расширение лизинговых операций. Это связано, прежде всего, с мобильностью и многофункциональностью лизинга для участников сделки. Понятно, что государство поощряет использование лизинга прежде всего в тех отраслях, где бизнес рискован и не особенно рентабелен. В частности, правительство создает благоприятные условия для привлечения инвестиций в отрасли производства телекоммуникационного оборудования, автотранспорта, сельскохозяйственной продукции, авиатехники, а также в энергетическую отрасль, закладывая в федеральный бюджет десятки миллиардов рублей на финансирование лизинговых сделок в этих сферах. Лизинг сегодня является единственным доступным способом привлечения инвестиций в перечисленные отрасли производства.

Так, в рамках развития сельского хозяйства компания Росагролизинг  в сотрудничестве со Сбербанком России по утвержденному Правительством РФ списку поставляет сельхозтехнику российского производства по доступным процентным ставкам. Так как у предприятий есть спрос и на импортную сельхозтехнику, банк также предоставляет кредиты Росагролизингу для финансирования программы коммерческого лизинга26.

Развитие отечественного автопрома Правительство РФ видит  также в привлечении инвестиций с помощью лизинга. Как известно, транспорт занимает львиную долю этого рынка, причем по числу сделок лидирует именно автомобильный лизинг.

Правительство РФ для этих целей приняло Постановление от 4 февраля 2009 г. N 93 "Об осуществлении от имени Российской Федерации прав акционера открытого акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания"27.

Тем самым Правительство  РФ пытается увеличить объем отечественного автотранспорта в общем объеме предоставляемого по лизингу автотранспорта.

В этих же целях, а именно для активного развития российского  автопрома, Министерством промышленности и торговли РФ разработан проект Постановления  Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 г. на срок не более пяти лет, для приобретения автотранспортных средств российского производства с последующей передачей их в лизинг".

Новые требования позволят облегчить жизнь фирмам - сократят налоговую базу, сделают проще  приобретение и оформление автомобилей.

Начал работать Инвестиционный фонд, создается Банк развития, реализуются приоритетные национальные проекты. В конце 2007 г. в Минпромэнерго России было принято решение о создании специализированной государственной лизинговой компании на базе Объединенной судостроительной корпорации для стимулирования сбыта отечественных судов. Государственной Думой было одобрено направление в капитал новой лизинговой компании 8 млрд. руб. в 2008 г. В политике многих региональных властей в последние годы на первый план вышло реальное стимулирование экономического роста, осуществление крупных инвестиционных проектов при поддержке властей региона. На уровне многих региональных бюджетов также внедряются программы по стимулированию лизинговых инвестиций28.

Относительно выгоды для государства можно заметить, что с помощью лизинга увеличивается доходная часть бюджета за счет налоговых поступлений по договору лизинга, а также увеличивается число рабочих мест, снижая уровень безработицы. Однако нельзя не заметить, что благодаря сотрудничеству органов местного самоуправления, в частности местных администраций, с лизинговыми компаниями в некоторых регионах улучшилось положение в сфере жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной техники, в дорожном и жилищном строительстве, в сфере автотранспорта для грузовых и пассажирских перевозок. Например, 57 единиц специальной техники с помощью лизингового фонда Ленинградской области приобрели предприятия жилищно-коммунального хозяйства в 2007 г. Из областного бюджета было выделено 65 млн. руб. для закупки спецтехники. Этой формой поддержки технического перевооружения ЖКХ в 2007 г. воспользовались 28 предприятий коммунального комплекса области. Во многих городах России строятся с применением лизинговых схем мусороперерабатывающие заводы, мусоросортировочные полигоны (например, строительство в Пскове лизинговой компанией ООО "ИР-Лизинг" совместно с местной администрацией на условиях лизинга мусороперерабатывающего завода). В Правительстве РФ также ведется работа по применению схем лизинга в лесопромышленной отрасли и золотодобывающем секторе экономики страны. Успехи работы лизинга имеются и в энергетическом секторе экономики. Так, только одной лизинговой компанией "ИР-Лизинг" была оказана помощь на лизинговых условиях в работе Бурейской ГЭС, Калининградской ТЭЦ-2, ГТУ-ТЭЦ "Луч" (Белгородэнерго), Жигулевской ГЭС. В связи с этим при сложившейся экономической ситуации и наличии финансового кризиса проблема развития лизинга приобретает для государства особую актуальность, так как государство видит в лизинге некое спасение от общего развала тех или иных отраслей производства в экономике России29.

Между тем, в существующий закон о лизинге предлагается внести четыре основополагающие поправки - разрешить внесудебное изъятие  предмета лизинга; позволить передавать в лизинг имущество, приобретенное по договорам подряда; распространить использование лизинга на бюджетные организации; узаконить вторичный лизинг. В отношении бюджетных учреждений как субъектов договора лизинга данный вопрос был урегулирован Законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

В принципе претензий  к существующему закону накопилось больше, но лизинговые компании боятся, что дискуссии по некоторым вопросам, в частности налоговым, могут  затянуться надолго и рассмотрение первоочередных мер будет отложено на долгий срок.

Сейчас самое главное - узаконить внесудебный порядок изъятия техники у недобросовестных лизингополучателей. В настоящее время в случае, если лизингополучатель не соглашается отдать предмет лизинга, единственный способ вернуть имущество - обратиться в суд. Из-за резкого роста числа неплательщиков, размера дебиторской задолженности и, как следствие, количества обращений лизинговых компаний в суды средний срок рассмотрения одного дела от момента подачи искового заявления до вынесения судом решения - 6 месяцев. А учитывая право лизингополучателя обжаловать решение суда в апелляционной и кассационной инстанции, право подачи встречных исков, судебное разбирательство может затянуться на годы. Столь длительные сроки судебных разбирательств приводят к тому, что после получения исполнительного листа изымать просто нечего. К моменту получения исполнительного листа об изъятии предмета лизинга последний может оказаться в состоянии, когда расходы по его изъятию и доставке до места временного хранения окажутся больше, чем возможная выручка от его реализации. К сожалению, арбитражные суды неохотно налагают обеспечительные меры, несмотря на явный документально подтвержденный ущерб для лизинговой компании от продолжения эксплуатации имущества лизингополучателем30.

Вторая важнейшая для  отрасли поправка - разрешение работать по договорам подряда. Сейчас объект лизинга должен быть обязательно куплен, его нельзя построить. Даже нельзя провести дополнительные работы, если в результате возникает новая вещь. В лизинг ее уже не отдашь, поскольку договор купли-продажи на эту вещь отсутствует, так как она была приобретена на основании договора подряда. Получается, что лизинговая компания, приобретая имущество для передачи в лизинг и доводя его до состояния пригодного к эксплуатации, после выполнения этих дополнительных работ сталкивается с ситуацией, при которой она не вправе передавать в лизинг вновь созданное имущество.

В настоящее время  лизинговые компании решают данную проблему путем заключения с поставщиками договоров поставки, в соответствии с условиями которых имущество изготавливается, доставляется и устанавливается на месте эксплуатации у лизингополучателя.

Также лизинговые компании с нетерпением ждут законодательного разрешения вторичного лизинга. Это  возможность повторно передавать в  лизинг изъятое оборудование или технику, от которой отказались. Сегодня напрямую отдать в лизинг изъятое оборудование нельзя, поскольку опять же на него отсутствует договор купли-продажи (оборудование уже не куплено, а изъято). Поэтому лизинговым компаниям приходится его продавать подставным фирмам и затем обратно выкупать и только после этого вновь передавать в лизинг. Такой же "оборот" приходится проводить и с "отказной" техникой, теряя деньги и время. Весьма разумным выглядит предложение о повторном лизинге. Это особенно актуально в период кризиса и неплатежей лизингополучателей. Объясняется это тем, что в случае прекращения договора лизинга предмет лизинга перестает быть таковым и утрачивает описанные специфические признаки, характеризующие его в качестве объекта гражданского оборота. Его дальнейшее включение в оборот в данном качестве возможно не иначе как путем заключения другой лизинговой компанией, действующей в качестве лизингодателя, договора купли-продажи с прежним лизингодателем, действующим как продавец, с целью передачи соответствующего имущества в лизинг новому клиенту-лизингополучателю. Повторная передача имущества в качестве предмета лизинга без совершения сделки, полностью отвечающей признакам договора финансовой аренды, невозможна31.

И как предлагает в своей статье Громов С.А. вторичный лизинг – это лизинг, при котором предмет лизинга, оставшийся в собственности лизингодателя в случае прекращения или расторжения договора лизинга, передается в лизинг другому лизингополучателю.

Необходимо законодательное закрепление возможности повторной передачи в лизинг имущества, переданного по договору лизинга и впоследствии изъятого лизингодателем в связи с досрочным прекращением договора. Данная проблема будет освящена в приложении к данной работе в качестве проекта п. 3 ст. 3 ФЗ "О лизинге".

Между тем, аналогичное  положение, требующее законодательного закрепления в Российской Федерации  уже содержится в Модельном законе СНГ о лизинге (абз. 5 п. 2 ст. 4)32.

Включение бюджетных  организаций в круг лизингополучателей, по мнению экспертов, позволит создать новый сектор рынка. Для лизинговых компаний это возможность снизить риски, поскольку финансирование госструктур само по себе является гарантией того, что лизинговая сделка не станет дефолтной. И в самом деле, на практике можно отметить положительный результат. Законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ статья 1 ФЗ "О лизинге" дополнена пунктом 2 и содержит положения относительно того, что если в качестве лизингополучателя является бюджетное учреждение то нормы данного ФЗ применяют с учетом положений законодательства РФ, устанавливающих особенности правового положения бюджетных учреждений. При этом такое дополнение, вступившее в силу с 1 января 2011 года, применяется с оговоркой, и устанавливает, что положения абз. 2 п. 2 ст. 28 ФЗ "О лизинге" не распространяются на бюджетные учреждения. А именно расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуре) на бюджетные учреждения не распространяются33.

По данным исследования Российской ассоциации лизинговых компаний в 2009 году явно проявилась тенденция к сворачиванию лизингового бизнеса в регионах. Промышленное производство в регионах сильнее ощутило на себе влияние кризиса, значительно сократился платежеспособный спрос. Вторая половина 2011 года ознаменовалась "оттаиванием" лизинговой отрасли. Объем нового бизнеса без учета НДС составил более 270 млрд рублей. За третий и четвертый кварталы 2011 года прирост составил порядка 330%. В целом наблюдалось двукратное падение объемов лизинга. Середина 2011 года стала переломным моментом для рынка лизинга. После стремительного падения объемов бизнеса, наблюдавшегося на протяжении трех кварталов, рынок начал вновь оживать. Сократился не только бизнес. Можно констатировать спад спроса на услуги лизинга. В 2011 году число обращений в лизинговые компании сократилось на 9,4%. Число одобренных обращений упало на 38,2%34.

Возобновление активности лизингового сектора происходило  на фоне общего усиления инвестиционных процессов и роста промышленного  производства.

 

 

Заключение

В настоящее время  лизинг в России постепенно принимает все более четкие организационные и правовые формы. Формируются необходимые законодательные, нормативные, методические, организационно-экономические предпосылки деятельности участников лизинговых операций.

В юридической литературе лизинг определяется как имущественные отношения, при которых одно лицо (лизингополучатель, арендатор) обращается к другому (лизингодателю, арендодателю) с просьбой приобрести для него необходимое имущество (чаще всего различного рода оборудование) и передать ему во временное пользование.

Правовое регулирование  лизинговой деятельности характеризуется  наличием как национальных, так и  международных актов.

Основополагающим законодательным  актом в сфере правового регулирования  лизинговых правоотношений является часть  вторая Гражданского кодекса РФ. Параграфом 6 гл. 34 ГК РФ, носящим название "Финансовая аренда (лизинг)", определены основные требования к лизинговым сделкам, начиная с их оформления (договор финансовой аренды) и заканчивая регулированием отношений между участниками сделок (арендодателем, арендатором и продавцом).

Отношения между участниками  инвестиционной деятельности регулируются на основе договора, заключаемого в  соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации . Примером такого договора является и договор лизинга.

Гражданский кодекс определяет договор лизинга (финансовой аренды) как договор, при котором арендодатель обязуется приобрести в собственность выбранное арендатором имущество во временное владение, пользование для предпринимательских целей. Таким образом, рассматривая его как вид аренды.

Информация о работе Понятие и правовая природа договора лизинга