Понятие и правовое положение некоммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятие «некоммерческие организации», рассмотреть их правовые формы и многие аспекты, связанные с их созданием, реорганизацией и ликвидацией. Достижение такой цели возможно при выполнении следующих задач:
раскрытие понятия и признаков некоммерческих организаций;
рассмотрение процессов создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций;
- характеристика организационно-правовых форм некоммерческих организаций и их особенностей.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и правовое положение некоммерческой организации
1.1. Понятие некоммерческой организации
1.2. Правовое положение некоммерческой организации
2. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации
2.1. Учредительные документы
2.2. Создание и регистрация некоммерческой организации
2.3. Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации
3. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
3.1. Общественные и религиозные организации
3.2.Фонды
3.3. Государственная корпорация
3.4.Некоммерческие партнерства
3.5.Учреждения
3.6.Автономная некоммерческая организация
3.7.Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
3.8.Потребительский кооператив
Заключение

Файлы: 1 файл

Моя курсовая работа.docx

— 49.44 Кб (Скачать файл)

- документы, подтверждающие правомочие на использование в 
наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, 
символики, а также полного наименования иного юридического лица как 
части собственного наименования.

Все необходимые для регистрации  документы предоставляются в  уполномоченный орган не позднее  чем через три месяца со дня  принятия решения о создании такой  организации. В течение четырнадцати рабочих дней после получения  документов уполномоченный орган принимает  решение о государственной регистрации  некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган необходимые документы и сведения. На основании полученных документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Данный орган не позднее трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. За государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина.

2. 2. Учредительные  документы

Учредительными  документами некоммерческих организаций  могут быть учредительный договор, устав либо учредительный договор вместе с уставом. Некоторые некоммерческие организации в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Иногда учредительный документ конкретной организации, представляющий по сути своей устав, именуется "положением". Примером может служить Положение о Политехническом музее, утвержденное Правительством РФ.[] Ассоциации и союзы должны иметь учредительный договор и устав. Учредительный договор заключается в письменной форме в виде единого документа, подписанного всеми учредителями. Члены ассоциации или союза должны также утвердить устав объединения. По своей правовой природе устав является локальным нормативным актом и обязателен не только для учредителей (членов) организации, но и для третьих лиц, которые вступают с нею в гражданско-правовые отношения.

В учредительных документах должно быть указано:

  • наименование некоммерческой организации, в котором содержится определение ее организационно - правовой формы;
  • место нахождения некоммерческой организации в соответствии с местом государственной регистрации организации;
  • порядок управления деятельностью, т.е. определение структуры органов некоммерческой организации, их компетенция, порядок принятия решений коллегиальными органами;

- предмет и цели деятельности организации;

- филиалы  и представительства  организации  с  указанием  их наименования, места нахождения;

- права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены

организации и выхода из нее (для некоммерческих организаций, основанных на членстве);

- источники формирования имущества некоммерческой организации, 
какими могут быть имущественные взносы учредителей, добровольные 
пожертвования третьих лиц, доходы от дозволенной предпринимательской 
деятельности и др.;

-   порядок     использования     имущества     в     случае     ликвидации  некоммерческой организации;

- порядок внесения изменений в учредительные документы.

В уставе фонда  обязательно должны содержаться  слово "фонд", указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от должности. Условия о составе и компетенции органов управления, о порядке принятия ими решений обязательны для учредительных документов ассоциаций и союзов. Для них же обязательно определение вопросов, по которым решения принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В содержание учредительных документов некоммерческих организаций могут быть включены и другие положения, не противоречащие законодательству.

2.3. Реорганизация  и ликвидация некоммерческой  организации

Реорганизация некоммерческой организации означает прекращение существования субъекта гражданского права и одновременно возникновение другого субъекта либо сохранение того же, но с изменившимся правовым статусом. Права и обязанности реорганизуемой некоммерческой организации переходят к иным организациям в порядке универсального правопреемства. К правопреемникам может перейти весь комплекс прав и обязанностей реорганизуемой организации либо часть их, но непременно права и обязанности  вместе.  В  большинстве  случаев  реорганизация  происходит

добровольно по решению высшего  органа управления некоммерческой организации.

Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация признается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - при разделении, выделении или преобразовании. Если происходит присоединение, то реорганизация считается завершенной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. С этого момента права и обязанности присоединенной организации в полном объеме переходят к основной организации, которая и оказывается, таким образом, реорганизованной.

Процедура государственной  регистрации вновь возникшей  в результате реорганизации организации (организаций) и внесения в государственный  реестр записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляется в порядке, установленном  законом о государственной регистрации  юридических лиц. Регистрация должна производиться в органах юстиции.

Преобразование некоммерческой организации является одной из форм реорганизации. Особенность преобразования как реорганизации состоит в  том, что число участников гражданских  правоотношений не изменяется, все  права и обязанности преобразуемой  организации переходят к возникшему на ее месте субъекту иной организационно - правовой формы. Учитывая особенности  различных некоммерческих организаций, разнообразие целей, которые они  перед собой ставят, законодатель в ряде случаев ввел ограничения на преобразования из одной формы в другую.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ права  и обязанности преобразуемого юридического лица переходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным   актом.   В   этом   акте   должны   содержаться   положения   о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Передаточный акт утверждается учредителями некоммерческой организации.

Ликвидация - прекращение  существования некоммерческой организации как юридического лица - происходит без перехода его прав и обязанностей иному субъекту в порядке правопреемства.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ существует два вида оснований и, следовательно, два порядка ликвидации юридического лица: обычный и принудительный. Основаниями для обычного порядка  ликвидации некоммерческой организации  по решению ее учредителей, участников либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, являются: истечение срока, на который была создана некоммерческая организация; достижение цели, для которой она  была создана. Принудительная ликвидация коммерческой организации, как и  любого иного юридического лица, - это  своего рода санкция за допущенные правонарушения. Она осуществляется только по решению суда.

Для ликвидации некоммерческой организации должна быть назначена  ликвидационная комиссия и установлены  порядок и сроки проведения процесса ликвидации.

В соответствии со ст. 62, 63 ГК РФ процесс ликвидации некоммерческой организации протекает по общим  правилам ликвидации юридических лиц.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по делам ликвидируемой некоммерческой организации, включая представительство интересов ликвидируемой некоммерческой организации в суде. Ликвидационная комиссия обязана поместить в печатном органе, который обычно публикует сообщения о государственной регистрации юридических лиц, извещение о предстоящей ликвидации некоммерческой организации. В этом извещении дается информация о порядке и сроках обращения      возможных      кредиторов      со      своими      требованиями.

Предоставленный кредиторам срок обращения не может быть менее  двух месяцев со дня публикации.

Ликвидационная комиссия сама должна выявить всех потенциальных 
кредиторов, а также организаций и лиц, которые являются должниками 
ликвидируемой некоммерческой организации с тем, чтобы своевременно 
принять необходимые меры для взыскания задолженности через суд. После 
того, как истечет срок для предъявления требований кредиторам, должны 
быть собраны полные сведения о составе и стоимости имущества 
некоммерческой организации, а также об обращенных к ней требованиях 
кредиторов и результатах их рассмотрения. Эти сведения составляют 
промежуточный баланс, на основании которого производится выплата 
денежных сумм по требованиям кредиторов, признанным ликвидационной 
комиссией подлежащими удовлетворению. При необходимости 
ликвидационная комиссия должна провести продажу имущества 
некоммерческой организации с публичных торгов. Очередность выплат 
денежных сумм, причитающихся кредиторам ликвидируемой 
некоммерческой организации, производится по правилам,

сформулированным в ст. 64 ГК РФ. Когда все долги погашены, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, в котором отражает все  расчеты с кредиторами.

После утверждения ликвидационного  баланса в Единый государственный  реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации юридического лица. Именно с этого момента любое  юридическое лицо считается прекратившим свое существование в качестве субъекта гражданского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Некоммерческая организация  может быть создана в различных  организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др.

Некоммерческие организации  могут создаваться в форме  общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных  и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

3.1. Общественные  и религиозные организации

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке  объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Объединение граждан в общественные или религиозные организации  добровольное. Добровольность объединения  предполагает свободное волеизъявление. Поэтому речь может идти лишь о  дееспособных гражданах, осознающих общность своих интересов в удовлетворении духовных или иных нематериальных потребностей. Недопустимо вовлекать в общественные или религиозные объединения  недееспособных или ограниченно  дееспособных граждан, в том числе  малолетних и несовершеннолетних.

Религиозным объединением в  Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и  на законных основаниях проживающих  на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания  и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и  церемоний;

- обучение религии и  религиозное воспитание своих  последователей.[]

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное  по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для  реализации общих целей, указанных  в уставе общественного объединения.[] Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация  - основанное на членстве общественное  объединение, созданное на основе  совместной деятельности для  защиты общих интересов и достижения  уставных целей объединившихся  граждан;

- общественное движение - состоящее из участников и  не имеющее членства массовое  общественное объединение, преследующее  социальные политические и иные  общественно-полезные цели, поддерживаемые  участниками общественного движения;

- общественный фонд - не  имеющее членства общественное  объединение, цель которого заключается  в формировании имущества на  основе добровольных взносов,  иных, не запрещенных законом  поступлений, и использовании  данного имущества на общественно-полезные  цели;

- общественное учреждение - не имеющее членства общественное  объединение, ставящее своей целью  оказание конкретного вида услуг,  отвечающих интересам участников  и соответствующих уставным целям  указанного объединения;

- орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное  объединение, целью которого является  совместное решение различных  социальных проблем, возникающих  у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное  на удовлетворение потребностей  неограниченного круга лиц, чьи  интересы связаны с достижением  уставных целей и реализации  программ органа общественной  самодеятельности по месту его  создания;

- политическая партия - это  общественное объединение, созданное  в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления;[]

Информация о работе Понятие и правовое положение некоммерческой организации