Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:10, курсовая работа
Главная задача – доказать судьям и инспекторам, что лизинговая сделка была заключена, что бы получить оборудование или транспорт, необходимые для коммерческой деятельности. Иными словами, договор лизинга имел реальную экономическую цель. А налоговая выгода лизингополучателя – это всего лишь побочный положительный эффект лизинговой сделки.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЛИЗИНГА
1.1 Понятие и правовые основы лизинга
1.2 Преимущества и недостатки лизинга
1.3 Безопасность налогового планирования с помощью лизинга
1.4 Рынок лизинга в России
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
2.1 Лицензирование деятельности лизинговых компаний
2.2 Бизнес-стратегия лизинговой компании
2.3 Разновидности лизинговых компаний
3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРАНСЛИЗИНГ»
3.1 Общая характеристика компании
3.2 Программы лизинга
3.3 Динамика развития
3.4 Финансовые результаты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложение
Список литературы
Исторически лизинг в нашей стране начинался с легкового автотранспорта, и сейчас в этом сегменте он наиболее развит - там самые совершенные лизинговые продукты. Вторым по популярности был лизинг грузовой специальной техники, третий развит сегмент - промышленное оборудование. Кроме того возрос интерес к железнодорожному подвижному составу. Достаточно активно рассматривается вопрос по лизингу объектов недвижимости.
Общий объем лизинговых сделок по итогам 2010 года превысил $15 млрд. Динамика рынка, которую он демонстрирует в течении последних нескольких лет -прирост 30 - 50% в год. Но стоит отметить факторы, которые определят дальнейшие перспективы. Прежде всего, вопрос о налогообложении. В последние годы приходится тратить большое количество усилий на урегулирование вопроса НДС, на то, чтобы иметь возможность проводить те законные операции, которые определены в Налоговом кодеке. Кроме того, наблюдается уверенный рост экономики, сопровождающийся большим спросом на новые основные фонды. У многих дилеров оборудования происходит скачкообразный рост продаж. Некоторые поставщики уже к маю - июню выполнили план продаж, который был рассчитан до конца 2010 г. Рынок требует основных средств, и на них есть реальный спрос. Но ограничивающими факторами выступают объем доступного финансирования и доступность самого оборудования.9
Судя по тому, что количество лизинговых сделок в России с каждым годом увеличивается, этот вид деятельности становится весьма перспективным. Так, например, в статье профессора Высшей школы экономики, доктора экономических наук Виктора Газмана, приведены следующие данные: в 2009 году объемы нового лизингового бизнеса, рассчитанные на основе данных о 135 лизингодателях, превысили $8,5 млрд, в то время как по ВВП этот показатель на уровне 5%, а по инвестициям в основной капитал - 6,7%. Среднегодовой прирост лизинговых операций за восемь лет составляет 33,7%. Согласитесь, для России - неплохой показатель, особенно если учесть, что удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные производственные фонды страны в 2009 году равнялся примерно 9%, а в инвестициях в оборудование и транспортные средства 18%. Это соответствует среднеевропейскому уровню.
По данным '"Эксперта РА"10 в 2010 году объем заимствований по лизинговым сделкам составил 14,7 млрд против 8 млрд долл. в 2009 году, а доля лизинга в ВВП за год выросла с 0,99 до 1,5%. «Рынок вышел на новую стадию роста, - считает директор департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Павел Самиев. - Первый цикл, начавшийся в 2001 году, в 2009 году завершился волной инвестиционного спроса и обновления основных фондов. Рынок лизинга перешел с 2009 года на качественно новый этап развития и до 2010 года имеет реальный шанс вырасти в 5-7 раз.
Прирост объема новых сделок и профинансированных средств в 2010 году стал фундаментом устойчивого и быстрого роста на ближайшие несколько лет. Темпы роста рынка в отдельные годы могут достигать 150%.
Основная доля сделок в 2010 году пришлась на лизинг железнодорожного транспорта - 15,73%, а также лизинг грузового и легкового автотранспорта - 14,59%. Указанные сегменты почти удвоили свою долю на рынке по сравнению с 2009 годом и в совокупности составили около 50% рынка. По оценкам аналитиков «Эксперт РА», сегмент лизинга железнодорожного транспорта имеет потенциал двукратного роста в абсолютном выражении к 2010 году, кроме того, хорошие перспективы есть у лизинга недвижимости и сельскохозяйственной техники.
Особенностью российского рынка является то, что на его динамику оказывают сильное влияние конъюнктурные сделки и внутрихолдинговый лизинг. Такие контракты не всегда носят рыночный характер, и их объем трудно прогнозировать. Вероятно, через несколько лет объем нового бизнеса в лизинге будет больше коррелировать именно с рыночными тенденциями инвестиций в основной капитал, как на Западе.
Рис. 1 Объем заимствований по лизинговым сделкам в России за 2010 год (млрд. долл.)
Лизинг в России будет стремительно расти. Этот рынок еще не насыщен. В настоящий момент многие компании начинают более активно развиваться, потенциальный спрос на лизинговые услуги велик. Лизинговые компании при иностранных банках уже активно выходят на рынок лизинга в России, и мы ожидаем усиления конкуренции в этом сегменте уже в краткосрочной перспективе, потому что проекты в сфере лизинга весьма привлекательны для иностранных инвесторов.
Таким образом, лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств. Объектом является движимое и недвижимое имущество. Преимущество в том, что лизинговыми услугами пользуются компании любого уровня (малый, средний и крупный бизнес), но наиболее он выгоден тем предприятиям, которые находятся на общей системе налогообложения, т.е. платят налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Экономия для таких предприятий при приобретении имущества в лизинг составляет порядка 15-20% по сравнению с банковским кредитованием на развитие бизнеса. Эффективность лизинга обосновывается налоговыми преимуществами данной схемы финансирования. Лизинг выгоден за счет экономии по трем налогам: налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество. Вместе с тем, лизингу присущ и ряд негативных сторон.
Лизинг в России развивается стремительными темпами, возрастает региональная доступность лизинговых услуг, количество лизинговых сделок с каждым годом увеличивается, этот вид деятельности становится весьма перспективным. Прирост объема новых сделок и профинансированных средств в 2010 году стал фундаментом устойчивого и быстрого роста на ближайшие несколько лет. Темпы роста рынка в отдельные годы могут достигать 150%.
Лизинговыми компаниями (лизингодателями) могут быть только коммерческие организации, создаваемые в установленных Гражданским кодексом РФ организационно-правовых формах, с предусмотренной в учредительных документах лизинговой деятельностью и имеющие лицензию на право ею заниматься. Учредителями лизинговых компаний могут быть юридические лица и (или) граждане. Лизинговая деятельность для компании должна быть основной и давать не менее 40% дохода по итогам хозяйственного года.
Лицензирование деятельности лизинговых компаний осуществляет Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ. Вместе с тем согласно ст. 34 ФЗ «О лизинге» лизингодатель имеет право без лицензии ЦБР осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать в целях приобретения предмета лизинга денежные средства он нерезидентов РФ, а также выплачивать проценты за пользование рассрочкой платежа, предоставленной продавцам предмета лизинга.
МЭРТ РФ предоставлено право передавать полномочия по лицензированию лизинговой деятельности, осуществляемой на территории одного субъекта РФ, органу исполнительной власти этого субъекта Федерации. Это должно облегчить процедуру лицензирования для местных лизинговых компаний. Однако если лизинговая компания в своей деятельности выйдет за рамки того субъекта РФ, в котором она получила лицензию, то ей будет необходимо пройти регистрацию в МЭРТ РФ.
Лизинговые компании, использующие в своей деятельности средства федерального бюджета и имеющие отраслевой характер, должны получать разрешение в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
Лицензии, выданные МЭРТ РФ, действительны на всей территории России, а выданные органом исполнительной власти - только на территории данного субъекта РФ.
Для получения лицензии лизинговые компании должны предъявить в МЭРТ РФ следующие документы: