Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 10:52, курсовая работа
В 90-х годах в статьях экономистов и в средствах массовой информации стал звучать термин “экономическая безопасность”. Первые статьи по проблемам экономической безопасности России появились в конце 1994 года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса рассмотрели в журнале Вопросы экономики №12 за 1994 год Л.Абалкин, А.Архипов и др. Позже в полемику по этому вопросу вступили и другие крупнейшие российские экономисты.
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общества.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Нормативно – правовая основа экономической безопасности России………………………………………………………………………….5
§1. Государственная стратегия экономической безопасности……….5
§2. Основные положения государственной стратегии экономической безопасности……………………………………………………………7
Глава 2. Понятие и структура экономической безопасности государства…………………..………………………………………….8
§1. Важнейшие элементы экономической безопасности…………….8
§2. Классификация угроз экономической безопасности……………10
Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности……………23
§1. Мониторинг, разработка критериев и параметров экономической безопасности……………………………………………………………23
§2. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности……………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………...28
5. Имущественная дифференциация населения и массовая безработица
Стремительный раскол страны на узкий круг богатых людей и огромную массу бедных, не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных. По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%.
Безработица для России явление новое, поэтому следует иметь ввиду ее моральное воздействие на население и его поступки. По данным американских ученых, рост безработицы на 1% увеличивает заполняемость тюрем на 5-7%.
6. Криминализация.
Как угрозу экономической безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.
Преступность поразила практически все сферы хозяйственной жизни: отношения собственности; производство и распределение произведенного продукта; финансовую и банковскую деятельность, сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность. Уже первый год так называемой «либерализации» экономики стал годом свободы для криминального сообщества Годовой оборот теневой экономики в 1992 году возрос по сравнению с 1991 годом в 25 раз и превысил триллионный рубеж. Однако, тогда удельный вес теневого сектора экономики был сопоставим с аналогичными показателями большинства стран с развитой рыночной экономикой. А к 1996 году он уже составил 45%.
К настоящему времени рухнули последние романтические надежды либералов на возможное облагораживание «черного» рынка.
Проблема криминализации экономики страны остается сегодня проблемой номер один.
В основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности.
Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой — уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.
В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга.
Решающую роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что теневики с первых дней параллельно с рэкетирами, а иногда и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоящее время представители этих структур совместно с налоговыми службами «делают крышу» практически всему крупному и среднему бизнесу. Сверхкрупный бизнес стал вотчиной правительственных чиновников и депутатов самого высокого ранга. Сферы влияния распределены достаточно четко, и срывов, как правило, не бывает.
Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Теневая экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура.
Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию экономической жизни общества, является разрушение механизмов государственной власти, а также проводимая социально-экономическая политика.
Потенциальная опасность криминализации экономики объективно усиливалась также самой направленностью реформ на развитие рыночных отношении. Этапу первоначального накопления капитала неизбежно сопутствует обострение криминальных явлений в экономической жизни общества.
Несмотря на усиление активности государства в борьбе с криминалом, результаты не дают основании для удовлетворительной оценки. Наиболее опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений (как бы впечатляюще ни выглядели конкретные цифры и примеры), а переход экономической преступности в новое качество, выражающееся во все более и более реальной угрозе экономической безопасности Российской Федерации.
Говоря об экономической безопасности с точки зрения воздействия на нее криминальной экономики, необходимо обратить внимание на то, что экономическая преступность приобрела качественно новые свойства. Лидеры и авторитеты криминального мира создают преступные сообщества, которые активно оказывают влияние на предприятия и организации, имеющие федеральное значение. Этим сообществам все в большей мере свойственны жесткая централизация, четкая дисциплина. Особую тревогу вызывает существование в этих сообществах таких атрибутов, как разведка и контрразведка, прекрасное техническое обеспечение и наличие отрядов боевиков, в то время как ранее эти атрибуты могли быть свойственны только государству Это приводит к мысли, что криминальные сообщества пытаются подменить собой государство, взяв на себя его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства. Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности.
7. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.
Одной из острейших проблем экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее далеко не одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные.
Без сомнения, это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.), популярность идеи выхода из состава России (Северный Кавказ, «Уральская республика») и др. Экстраполяция этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России (учитывая уровень интегрированности российской экономики и неконкурентоспособность большинства ее производств на мировом рынке, это неизбежно приведет к полной экономической деградации и окончательно придаст экономике «колониальную» структуру), а затем - к распаду России на множество отдельных государств.
Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности
§1. Мониторинг, разработка критериев и параметров экономической безопасности.
Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.
Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации
Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.
Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).
Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации
Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:
§2. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности качество жизни населения.
Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:
Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации.
Заключение
В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть:
Экономической безопасностью называют характеристику, сущность которой состоит в:
В работе мной были проанализиованны основные угрозы и рассмотрен механизм обеспечения экономической безопасности. Также, были приведены общие направления поддержания экономической безопасности России на должном уровне – это:
- проведение эффективной
- восстановление инвестиционной активности;
- спасение основного массива обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, научно-технического потенциала страны;
- постепенный переход к
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы всех видов экономических отношений. Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию — вооружением, население и социальную сферу — предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю — конкурентоспособными экспортными товарами. Россия должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.
Литература
1.Концепция национальной
2."О Государственной
стратегии экономической
3.Н.Н.Потрубач, А.Н.Борисович, В.И.Гришин. Приоритеты государственной экономической политики на современном этапе. Саранск, НИИ регионологии, 2005
4.М.Арсентьев. Экономическая безопасность. Обозреватель, №5, 1998
5.Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность)./Под ред. Олейникова Е.А. М, ЗАО “Бизнес школа “Интел-Синтез”, 1997
6.Д.А.Кононов, В.В.Кульба, С.С.Ковалевский, С.А.Косяченко. Формирование сценарных пространств и анализ динамики поведения социально – экономических систем. Препринт. М, ИПУ РАН, 1999
7. Лаптев В.В. Введение в предпринимательское право.//М. Институт государства и права РАН.1994
8. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ. Серия 6 "Экономика". 2001. №3.
9. Клейн Н.И. Предпринимательское право. Курс лекций //М. Юридическая лит. 1999
10. В.К.Сенчагов. Экономическая безопасность России. М., 2005
11.К.Х.Ипполитов. Экономическая безопасность: Стратегия возрождения России. М., 1996
12.Экономическая безопасность: Вопросы реализации государственной стратегии. Всероссийская научно-практическая конференция/сборник материалов. М., 1998
1 Принято считать, что для стран, претендующих на экономическую самостоятельность , доля в экспорте обрабатывающей промышленности, должна составлять не менее 40%, в том числе не менее 10% должно приходиться на высокотехнологическую и наукоемкую продукции. Эти показатели в России составляют соответственно около 12% и 1%.
2 Правда в 1997 году падение реальных денежных доходов населения прекратилась. Более того, имеет место некоторый их рост – на 1.5%. Это безусловно позитивная тенденция. Однако этот сравнительно небольшой рост идет на фоне крайне низкого абсолютного уровня доходов населения и практически не ощущается.
Информация о работе Понятие и структура экономической безопасности государства