Понятие и структура современного мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы предлагаемого исследования заключается в том, что одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО), происходящих на фоне его глобализации. Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

Содержание работы

Введение
1.Понятие современного мирового хозяйства
1.1 Структура современного мирового хозяйства
1.2 Субъекты современного мирового хозяйства
1.3 Тенденция развития современного мирового хозяйства
2. Место России в мировой экономике
Заключение

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 40.39 Кб (Скачать файл)

 

Вторая особенность заключается  в том, что российская экономика  является открытой с точки зрения как достаточно свободного формирования валютного курса по текущим операциям, так и весьма высокой доли экспорта и импорта в национальном продукте. На начало 2009 г. Удельный вес экспорта составлял до 50%, импорта – около 20%. К примеру можно привести некоторые данные о внешней торговле Российской Федерации услугами за 2008 год. Внешнеторговый оборот услуг в 2008 году составил 127,7 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 30%. Продолжился рост дефицита баланса услуг. Отрицательное сальдо сложилось в размере 25,1 млрд. долларов, что в 1,3 раза выше уровня 2007 года. Соотношение основных параметров внешней торговли Российской Федерации услугами за 2001-2008 года приведено на графике. Экспорт услуг оценивался в 51,3 млрд. долларов, или на 30% выше показателя предыдущего года. Положительная динамика, как и годом ранее, наблюдалась во всех без исключения отраслях. Поступления по важной для российской экономики статье баланса услуг – транспорту – составили 15 млрд. долларов США, увеличившись на 27%. Их удельный вес в общем объеме экспортных операций снизился на 1 процентный пункт до 29%. Высокие темпы роста сохранили международные операции, связанные с поездками: экспорт услуг по данной статье вырос на 24%. Несколько замедлился относительно предыдущего года прирост объема оказанных услуг связи (17%), роялти и лицензионных платежей (14%), а также финансовых услуг (12%). Поступления от компьютерных и информационных услуг выросли в 1,5 раза, составив 1,6 млрд. долларов. Структура российских услуг, предоставленных внешним потребителям, стала более диверсифицированной. Если в 2001 году на долю операций, не относящихся к транспорту и поездкам, приходилось 28% совокупного экспорта, то в 2005 году – уже 41%, а в 2008 году этот показатель составил 47%. Импорт услуг по сравнению с 2007 годом увеличился на 29% до 76,4 млрд. долларов США. При этом высокие темпы прироста зарегистрированы по всем категориям. Доминирующее положение в импорте сохранили услуги, оказываемые гражданам России во время их пребывания на территории иностранных государств, регистрируемые в платежном балансе по статье «Поездки». Расходы по этой статье достигли 24,9 млрд. долларов США, что на 12% выше показателя предыдущего года. Наряду с этим удельный вес данной категории услуг продолжал снижаться: если в 2001-2005 годах он достигал 45-48%, то в 2006 году уменьшился до 41%, а в 2008 году – до 33%.

 

Третья особенность связана  со значительной и к тому же растущей сырьевой и особенно топливно-энергетической специализацией отечественной экономики. В 2007 г. удельный вес в российском экспорте товаров минерально-сырьевой группы составил 56,9%, в том числе топливных и энергетических товаров - 54,2, а с учетом древесины, черных, цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства - 81,4%. Высокий уровень концентрации таких товаров в экспорте при относительно высокой доле самого экспорта в ВВП привел к тому, что сырьевой и особенно топливно-энергетический экспорт из России стал одним из важнейших факторов национального экономического развития. По удельной концентрации экспорта товаров топливно-энергетической группы в ВВП (более 10%) Россия в настоящее время входит в лидирующую группу стран мира (кроме России, к этой группе также относятся: Экваториальная Гвинея, Конго, Ангола, Габон, Катар, Нигерия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Алжир, Кувейт, Ливия, Азербайджан, Папуа - Новая Гвинея, Венесуэла, Бруней, Иран, Норвегия, Казахстан, Бахрейн). Конкретные значения экспорта сырой нефти и природного газа с 2004 года по настоящее время смотрите в таблицах.

 

В России, как и в остальном  мире развиваются процессы международной экономической интеграции. Однако у наших партнеров есть несколько серьезных претензий, требующих урегулирования.

 

Так, Россия практически полностью  готова к вступлению в ВТО и  сделала для этого все от нее  зависящее. Все необходимые законы находятся на рассмотрении в Государственной  Думе. Тем не менее наши оппоненты продолжают держаться иной точки зрения. Камни преткновения остаются теми же самыми – проблема ценообразования на энергоносители, уровень тарифной защиты и господдержки сельского хозяйства, а также максимальная открытость рынка услуг. Переговоры фактически идут по кругу. На каждой встрече оппоненты вновь задают те же вопросы, что и год, и пять лет назад.

 

Особенно сложно идут переговоры со странами Евросоюза, требования которых  по вопросам энергетики состоят из шести пунктов: конечная цена газа внутри страны должна полностью покрывать  издержки на его добычу и транспортировку, «Газпром» не должен обладать монопольным  правом экспорта газа в Европу, Россия должна обеспечить свободный транзит  туркменского газа по своим газопроводам, разрешить иностранцам строить  газопроводы в России и отменить экспортную пошлину на поставки газа в Европу. И шестое требование – уравнять цены на прокачку газа для внутренних нужд и в Европу.

 

Российские переговорщики признают, что некоторые из этих требований действительно могут иметь право  на существование, поскольку соответствуют  нормам ВТО.

 

Например, наличие экспортной пошлины  действительно противоречит соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ), основному  нормативному документу Всемирной  торговой организации. И единственный аргумент, который может предъявить Россия в пользу ее сохранения, это  возможные потери федерального бюджета  в случае ее отмены. А отсутствие правил свободного транзита туркменского газа, в свою очередь, противоречит статье 5 ГАТТ, требующей равного  доступа поставщиков товаров  к национальным транспортным системам. Правда, прямого указания на газопроводы  в ней нет. Но и доказать, что  они являются исключением, весьма сложно.

 

Все перечисленные выше шесть пунктов  приведут к скачку тарифов внутри России. И хотя прямого требования уравнять внутренние и внешние цены на газ европейцы не выставляют, выполнение названных шести пунктов  привело бы как раз к такому результату, что российская сторона  считает неприемлемым.

 

В то же время в самой Всемирной  торговой организации дела обстоят  не лучшим образом. Развивающиеся страны в качестве главного требования к  США и Евросоюзу выдвигали  отказ от предоставления субсидий фермерам. В свою очередь США и ЕС добивались снижения таможенных пошлин и проведения масштабных реформ экономики и законодательства развивающихся стран. Единственным соглашением, которого удалось достичь, стало решение о продаже дешевых  патентов на производство массовых лекарств (против ВИЧ, туберкулеза, малярии и  т. д.) в развивающихся странах. Развитые страны и страны третьего мира обвинили в провале переговоров друг друга.

 

По оценке Всемирного банка, если бы новые торговые соглашения ВТО были подписаны, то к 2015 г. это позволило  бы 144 млн. человек выйти из-за черты  бедности, а дополнительный прирост  общемирового ВВП к тому же году составил бы 520 млрд. долларов.

 

 

 

 

Заключение

Мировое хозяйство представляет из себя сложившуюся систему. Ее структура остается неизменной на протяжении долгого времени и поддается анализу. Однако мировое хозяйство еще и развивающаяся структура. В своем развитии мировое хозяйство прошло несколько этапов: от примитивного обмена товаров между народами до образования планетарных производительных сил. Мировому хозяйству можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению, мировое хозяйство — это сумма всех национальных экономик мира. По узкому определению — это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром. Однако различие между двумя определениями становится все менее заметным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли национальной экономики, которые активно торгуют на внешнем рынке. Коренная причина возникновения и развития международных экономических отношений заключается в различии в наделенности стран факторами производства (экономическими ресурсами).

 

 

Тема  № 26. Иностранный капитал в экономике России, свободные экономические зоны

     План

Введение

1.Иностранный капитал  в экономике России

2.Свободные экономические  зоны

Заключение

Введение

               Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера капитала и обоснования инвестиционной политики России в отношении зарубежных инвесторов.

 

 

1.Иностранный  капитал в экономике России

На ранних стадиях трансформации  постсоветское государство фактически упустило возможность привести в  промышленность значительные иностранные  прямые инвестиции. Действующие в  России иностранные корпорации предпочитают пока краткосрочные финансовые вложения и преимущественно в добывающие и металлургические отрасли. Не более 1,5% иностранных инвестиций вкладываются в научные и технологические  проекты. Помимо этого в настоящий  период в нашу страну поступают:

– средний и мелкий иностранный  капитал, привлекаемый высокой рентабельностью  и быстрой окупаемостью отдельных  проектов в торговле, строительстве  и сфере услуг. Прибыльность перекрывает  в глазах таких инвесторов риски, пока ещё присущие инвестиционному  климату России;

– инвестиции от представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также оффшорных компаний, вкладывающих в Россию незаконно вывезенный и  легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов риски существенно  снижены за счёт знания местной специфики  и обширных деловых и статусных  контактов.

Подобные инвестиции не служат насущной потребности технического обновления экономики за некоторым  исключением - например, массовой "мобильной" телефонизации населения; но и здесь  в основном присутствует так называемый серый капитал. Причина не только в "злокозненности" мирового капитализма. Просто вне отраслей ВПК в России почти отсутствуют бизнес-структуры, способные на коммерческой основе принять иностранные высокие технологии. А для национальных военно-промышленных компаний коммерция на технологическом поприще не главная задача.

Стратегические ограничения  иностранного капитала в оборонной  промышленности России, вплоть до запретительных мер, вполне логичны из соображений  национальной безопасности: государственный  сектор отечественной тяжёлой промышленности требует защиты от недружественного поглощения. Напротив, ожидаемым следствием изоляции будет сохранение общей  технической отсталости. По мнению видных военных, и традиционная неготовность российской (советской) армии Х1Х-ХХ веков практически к каждой войне  - прямое следствие подобной закрытости.

Исторически сложилось, что  за отраслями российского ВПК  зафиксированы основные патенты  и ноу-хау в сфере высоких  технологий. Именно в его институтах или под его патронатом сложились  всемирно известные научные коллективы. Поэтому наряду с ограничением "внешнего" влияния транснациональных корпораций желательно избежать "внутреннего" давления государственных предприятий  ВПК в сторону расширительного понимания "стратегических ограничений", имея в виду облегчить продвижение на мировой рынок отечественных технологий гражданского и двойного назначения.

Сейчас методы давления ВПК  на все ветви и уровни российской власти поистине безграничны. Между  тем имеется мировой опыт регулирования  правил и условий лоббирования интересов  в инвестиционной деятельности - в  основном это законодательно закреплённая подотчётность заинтересованных фирм и физических лиц в денежных и  материальных ресурсах, затраченных  ими на сопровождение инвестиционных проектов и получение государственных  ресурсов.

К несомненно закрытым для иностранного капитала стратегическим сферам можно отнести лишь чисто военные технологии, что и делается во всём мире, однако с разной степенью паранойи. Дело в том, что неизбежной расплатой за полную закрытость ВПК выступает техническое отставание гражданских наукоёмких отраслей.

Стоило бы вспомнить, что  в стране накоплен значительный невостребованный потенциал инженерно образованных специалистов, который неэффективно используется в рамках государственных  компаний, но может влиться в формирующиеся  структуры малого и среднего инновационного бизнеса. Желательно направить прямые иностранные инвестиции на техническую  помощь в подготовке кадров и на привлечение новых технологий (в  форме технопарков, экономических  зон и проч.). Иностранные кредиты  могут быть заменены средствами стабилизационного  фонда.

2.Свободные экономические  зоны

Свободные экономические  зоны рассматриваются в мире как  активное средство государственной  политики. В истории постсоветской  России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано  как с отсутствием законодательной  базы, так и с постоянной борьбой  регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных  зон и право контроля над ними.

Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально  новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано  с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах  в РФ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.

Причины создания СЭЗ в  России:

- привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;

- стимулирование развития регионов;

- развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;

- создание высококвалифицированных рабочих мест.

Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает  создание создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.

В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения  ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.

Участникам зон экспортного  производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые  могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

Информация о работе Понятие и структура современного мирового хозяйства