Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:34, контрольная работа
Актуальность темы предлагаемого исследования заключается в том, что одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО), происходящих на фоне его глобализации. Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.
Введение
1.Понятие современного мирового хозяйства
1.1 Структура современного мирового хозяйства
1.2 Субъекты современного мирового хозяйства
1.3 Тенденция развития современного мирового хозяйства
2. Место России в мировой экономике
Заключение
Вторая особенность
Третья особенность связана со значительной и к тому же растущей сырьевой и особенно топливно-энергетической специализацией отечественной экономики. В 2007 г. удельный вес в российском экспорте товаров минерально-сырьевой группы составил 56,9%, в том числе топливных и энергетических товаров - 54,2, а с учетом древесины, черных, цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства - 81,4%. Высокий уровень концентрации таких товаров в экспорте при относительно высокой доле самого экспорта в ВВП привел к тому, что сырьевой и особенно топливно-энергетический экспорт из России стал одним из важнейших факторов национального экономического развития. По удельной концентрации экспорта товаров топливно-энергетической группы в ВВП (более 10%) Россия в настоящее время входит в лидирующую группу стран мира (кроме России, к этой группе также относятся: Экваториальная Гвинея, Конго, Ангола, Габон, Катар, Нигерия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Алжир, Кувейт, Ливия, Азербайджан, Папуа - Новая Гвинея, Венесуэла, Бруней, Иран, Норвегия, Казахстан, Бахрейн). Конкретные значения экспорта сырой нефти и природного газа с 2004 года по настоящее время смотрите в таблицах.
В России, как и в остальном мире развиваются процессы международной экономической интеграции. Однако у наших партнеров есть несколько серьезных претензий, требующих урегулирования.
Так, Россия практически полностью готова к вступлению в ВТО и сделала для этого все от нее зависящее. Все необходимые законы находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Тем не менее наши оппоненты продолжают держаться иной точки зрения. Камни преткновения остаются теми же самыми – проблема ценообразования на энергоносители, уровень тарифной защиты и господдержки сельского хозяйства, а также максимальная открытость рынка услуг. Переговоры фактически идут по кругу. На каждой встрече оппоненты вновь задают те же вопросы, что и год, и пять лет назад.
Особенно сложно идут переговоры со странами Евросоюза, требования которых по вопросам энергетики состоят из шести пунктов: конечная цена газа внутри страны должна полностью покрывать издержки на его добычу и транспортировку, «Газпром» не должен обладать монопольным правом экспорта газа в Европу, Россия должна обеспечить свободный транзит туркменского газа по своим газопроводам, разрешить иностранцам строить газопроводы в России и отменить экспортную пошлину на поставки газа в Европу. И шестое требование – уравнять цены на прокачку газа для внутренних нужд и в Европу.
Российские переговорщики
Например, наличие экспортной пошлины действительно противоречит соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ), основному нормативному документу Всемирной торговой организации. И единственный аргумент, который может предъявить Россия в пользу ее сохранения, это возможные потери федерального бюджета в случае ее отмены. А отсутствие правил свободного транзита туркменского газа, в свою очередь, противоречит статье 5 ГАТТ, требующей равного доступа поставщиков товаров к национальным транспортным системам. Правда, прямого указания на газопроводы в ней нет. Но и доказать, что они являются исключением, весьма сложно.
Все перечисленные выше шесть пунктов приведут к скачку тарифов внутри России. И хотя прямого требования уравнять внутренние и внешние цены на газ европейцы не выставляют, выполнение названных шести пунктов привело бы как раз к такому результату, что российская сторона считает неприемлемым.
В то же время в самой Всемирной
торговой организации дела обстоят
не лучшим образом. Развивающиеся страны
в качестве главного требования к
США и Евросоюзу выдвигали
отказ от предоставления субсидий фермерам.
В свою очередь США и ЕС добивались
снижения таможенных пошлин и проведения
масштабных реформ экономики и законодательства
развивающихся стран. Единственным
соглашением, которого удалось достичь,
стало решение о продаже
По оценке Всемирного банка, если бы новые торговые соглашения ВТО были подписаны, то к 2015 г. это позволило бы 144 млн. человек выйти из-за черты бедности, а дополнительный прирост общемирового ВВП к тому же году составил бы 520 млрд. долларов.
Заключение
Мировое хозяйство представляет из себя сложившуюся систему. Ее структура остается неизменной на протяжении долгого времени и поддается анализу. Однако мировое хозяйство еще и развивающаяся структура. В своем развитии мировое хозяйство прошло несколько этапов: от примитивного обмена товаров между народами до образования планетарных производительных сил. Мировому хозяйству можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению, мировое хозяйство — это сумма всех национальных экономик мира. По узкому определению — это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром. Однако различие между двумя определениями становится все менее заметным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли национальной экономики, которые активно торгуют на внешнем рынке. Коренная причина возникновения и развития международных экономических отношений заключается в различии в наделенности стран факторами производства (экономическими ресурсами).
Тема № 26. Иностранный капитал в экономике России, свободные экономические зоны
План
Введение
1.Иностранный капитал в экономике России
2.Свободные экономические зоны
Заключение
Введение
Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера капитала и обоснования инвестиционной политики России в отношении зарубежных инвесторов.
1.Иностранный капитал в экономике России
На ранних стадиях трансформации
постсоветское государство
– средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый высокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов в торговле, строительстве и сфере услуг. Прибыльность перекрывает в глазах таких инвесторов риски, пока ещё присущие инвестиционному климату России;
– инвестиции от представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также оффшорных компаний, вкладывающих в Россию незаконно вывезенный и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов риски существенно снижены за счёт знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов.
Подобные инвестиции не служат насущной потребности технического обновления экономики за некоторым исключением - например, массовой "мобильной" телефонизации населения; но и здесь в основном присутствует так называемый серый капитал. Причина не только в "злокозненности" мирового капитализма. Просто вне отраслей ВПК в России почти отсутствуют бизнес-структуры, способные на коммерческой основе принять иностранные высокие технологии. А для национальных военно-промышленных компаний коммерция на технологическом поприще не главная задача.
Стратегические ограничения
иностранного капитала в оборонной
промышленности России, вплоть до запретительных
мер, вполне логичны из соображений
национальной безопасности: государственный
сектор отечественной тяжёлой
Исторически сложилось, что
за отраслями российского ВПК
зафиксированы основные патенты
и ноу-хау в сфере высоких
технологий. Именно в его институтах
или под его патронатом сложились
всемирно известные научные коллективы.
Поэтому наряду с ограничением "внешнего"
влияния транснациональных
Сейчас методы давления ВПК на все ветви и уровни российской власти поистине безграничны. Между тем имеется мировой опыт регулирования правил и условий лоббирования интересов в инвестиционной деятельности - в основном это законодательно закреплённая подотчётность заинтересованных фирм и физических лиц в денежных и материальных ресурсах, затраченных ими на сопровождение инвестиционных проектов и получение государственных ресурсов.
К несомненно закрытым для иностранного капитала стратегическим сферам можно отнести лишь чисто военные технологии, что и делается во всём мире, однако с разной степенью паранойи. Дело в том, что неизбежной расплатой за полную закрытость ВПК выступает техническое отставание гражданских наукоёмких отраслей.
Стоило бы вспомнить, что
в стране накоплен значительный невостребованный
потенциал инженерно
2.Свободные экономические зоны
Свободные экономические
зоны рассматриваются в мире как
активное средство государственной
политики. В истории постсоветской
России первые такие зоны возникли
ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении
15 лет процесс их создания и функционирования
происходил бессистемно. Это было связано
как с отсутствием
Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.
Причины создания СЭЗ в России:
- привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
- стимулирование развития регионов;
- развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
- создание высококвалифицированных рабочих мест.
Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает создание создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.
В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.
Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.
Информация о работе Понятие и структура современного мирового хозяйства