Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:05, курсовая работа
Целью данной работы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономике России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть подходы к определению и структуру государственного сектора
2. определить экономические функции государства
Введение
Глава 1. Понятие и сущность государственного сектора экономики……….5
1.1 Подходы к определению госсектора и его структура…………….……..5
1.2 Методы государственного регулирования госсектора…………………..8
Глава 2. Состояние государственного сектора……………………………….12
2.1 Особенности государственного сектора в РФ……………………………12
2.2 Государственный и негосударственный сектор производства общественных благ. Сравнительная характеристика……………………....18
Заключение……………………………………………………………………..24
Список используемой литературы…………………………………………...26
В первой главе мы исследовали основные
теоретические положения
Последнее время резко
увеличилось государственное
Но большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет назад экономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра составит не менее 50% ВВП. Также эксперты считают, что в ближайшее время присутствие государства в экономике будет только увеличиваться.
Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг.
Рассмотрим общие параметры государственного сектора:
- объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;
- в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;
- «Газпром», формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;
- доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП [30, C.4].
Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:
инфраструктура - транспортная (РЖД, «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Госкорпорация по организации воздушного движения»), коммуникационная («Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ,), энергетическая («ЕЭС России», «Росэнергоатом», ТВЭЛ);
добыча и экспорт сырья – «Роснефть», алмазная монополия «АЛРОСА», «Газпром», «Газпромнефть». По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России;
оборонно-промышленный комплекс – «Росавиакосмос», судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения, это относится к таким госкорпорациям как Рособоронэкспорт, Ростехнологии;
финансовый комплекс - государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего − Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ «Газпром», «СОГАЗ» и т.д.
информационный комплекс - включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг «Газпроммедиа», контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, «Известия», «Эхо Москвы» и др.), РАО «ЕЭС» (REN TV и др.), «Российская газета» и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств [29, C.14].
В настоящее время происходит
формирование новых государственных
корпораций с использованием как
ядра (по аналогии с «Газпромом»)»
Результаты анализа
Огромные финансовые ресурсы выделяются не только в сфере ОПК и промышленности. В рамках различных целевых программ в области высоких технологий на 2008−2010 годы правительство выделит 600 млрд. рублей. Такие деньги на эти цели не выделялись никогда. Столь масштабные вложения обусловлены разработкой и внедрением новой концепции развития России до 2020. Один из важнейших пунктов концепции-2020 предусматривает переход от сырьевой экономики к инновационной. Для этого будут образованы пять-семь национальных исследовательских центров, а также будет поддержано формирование 10−15 исследовательских университетов [22, C.36].
Анализирую такое расширение объемов госсектора, при имеющихся рычагах управления, можно сказать о создании системы, похожей на южнокорейские корпорации-чеболи. Также можно использовать термин «венесуэлизация», поскольку Венесуэла в свое время тоже национализировала нефтяную промышленность и довела свой госсектор до 60%. Ряд экспертов объясняет это попыткой создать экономическую вертикаль власти.
Наличие в госсекторе крупных государственных компаний повышает управляемость национальной экономики. Государство по отношению к субъектам госсектора может применять меры прямого административного регулирования в отличие от общих мер макроэкономического регулирования, относящихся преимущественно к косвенным методам.
Ряд российских ученых считает, что государственный сектор не просто должен существовать в стране в ограниченных размерах, но играть роль «локомотива» в экономике: Управляя госсектором, государство осуществляет бенчмаркинговую функцию, в частности, формирует образцы управления и рыночного поведения субъектов экономики. Эталонообразующая функция государства должна быть реализована в первую очередь на предприятиях госсектора. Это относится и к качеству производимой в нем продукции. Эффективное функционирование госсектора и его субъектов - одна из наиболее важных составляющих эффективной деятельности государства в целом. Госсектор должен стать и ареной формирования и воспитания экономической и политической элиты страны. Государственный сектор должен служить источником и местом апробации прогрессивных организационно-экономических инноваций, распространяемых на другие сектора экономики.
Таким образом, за последние годы параллельно с созданием «так называемой» суверенной демократии в России в экономике создается государственный сектор, занимающий особое, неприкосновенное положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в целом за счет практической монополии внешнеэкономической деятельности и занятия командных высот в экономике, управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий. Данная система не подконтрольна Федеральному Собранию или иной государственной или общественной организации. Российская экономика прибрела черты мобилизационной. По существу образован государственный мегахолдинг под эгидой правительства Российской Федерации, похожий на «товарищества с ограниченной ответственностью» высшей государственной бюрократии.
Данная система породила массу проблем функционирования госсектора. Низкие стимулы к повышению эффективности ввиду господдержки. Цели формирования госкорпораций, особенно в отсутствие четко отработанной и правообеспеченной системы приоритетов народнохозяйственного развития, как правило, формулируются размыто. А когда на основе формирования госкомпаний происходит нерыночная консолидация не связанных между собой активов, ее логика в ряде случаев вообще не прослеживается. Недостаточный контроль менеджмента со стороны государства, что порождает коррупцию, слабую ответственность государственных представителей за использование госсобственности. Во главе многих госкомпаний находятся бывшие чиновники, встает вопрос о компетентности высшего управления, необходимо проводить конкурсы на основе профессионализма для принятия на подобные должности; это касается не только топ менеджмента, но и более низших структур управления. Потеря управляемости и прозрачности ввиду сложности структуры госсектора. Сложное и нерациональное иерархическое строение размывает ответственность конкретных управляющих. Следует сформировать структуру штата с четкими обязанностями и правами, тем самым удастся избавится от неэффективных работников. Для улучшения прозрачности следует создать единое информационное пространство госсектора, которое позволит с одной стороны налаживать между организациями партнерские отношения, с другой контролировать обществу протекание процессов в госсекторе. Следует обратить внимание на реализацию готового проекта – «Электронного Государства». Пробелы в законодательстве является одной из ключевых. Следует увеличить наказание за нерациональное использование целевых денежных фондов, хищение средств. Незавершенность многих реформ (административная, ЖКХ) тормозит потенциальное развитие государственного и частного секторов. Антимонопольное законодательство скорее формально существует, чем развивает конкуренцию на рынках в условиях госмонополий. Предоставление госкорпорациям права инвестировать многомиллиардные денежные средства в фондовый рынок чревато его «перегревом» и снижением привлекательности венчурного финансирования, весьма важного для развития рынка высоких технологий.
На сегодняшний день наблюдается тенденция как на укрупнение госсектора, так и на его уменьшения в некоторых сферах экономики страны.
2.2 Государственный и негосударственный сектор производства общественных благ. Сравнительная характеристика
Подобная сравнительная характеристика мною взята за основу с целью попытаться определить таким путём (путём сравнения) ответить на главный вопрос представленный в теме о возможностях государственного сектора.
В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность.
Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении.
Сбой рынка в производстве общественных благ происходит в результате: отсутствия платежеспособного спроса на общественное благо; а также нерациональности коллективного выбора (проблема безбилетника).
В случае с общественными благами рынок не принимает эффективного решения. Возникает необходимость государственного вмешательства с целью корректировки рыночного сбоя. В целом необходимость этого вмешательства объясняется с позиций экономической эффективности. Государство тем или иным способом обеспечивает производство оптимального объема общественных благ.[20, С.25]
Вместе с тем в некоторых случаях производство общественных благ обеспечивается негосударственным сектором. Это происходит тогда:
- во-первых, когда предпосылка о поведении потребителя как «безбилетника» не срабатывает;
- во-вторых, когда речь идет о клубных благах;
- в-третьих, когда имеются дополняющие частные блага.
В отличие от смешанных общественных благ обеспечение чистыми общественными благами осуществляется только в рамках государственного сектора. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, поддержка общественного порядка и законности. При этом правительство сталкивается с той же проблемой, что и частная компания, производящая частные блага, а именно с проблемой финансирования производства общественного блага. Если для покрытия своих расходов частная фирма назначает цену за благо, то правительство для покрытия расходов вводит налог.
Таким образом, важнейшими проблемами в рамках государственного обеспечения общественных благ являются:
- финансирование производства общественных благ;
Информация о работе Понятие и сущность государственного сектора экономики