Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:22, доклад
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.
Под институтами следует понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности.
1.Понятие и сущность экономических институтов.
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.
Под институтами следует понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности.
Для формирования системы экономических институтов и системы
отношений существуют базовые, теоретические,
общие для любых государств основы.
1) Ключевым процессом, присутствующем
в создании, деятельности и развитии институтов
является участие и обеспечении процесса
социально- экономических экономического
регулирования. Тому служит и изменение
законодательства, структуры и содержания
деятельности экономических институтов.
Экономическая система является только
частью общественной системы и служит
удовлетворению политических, экономических
и нравственно-культурных запросов общества.
2) Экономический порядок в деятельности
экономических институтов необходимо
понимать как задачу непрерывного формирования
рамочных условий с позиции порядка, а
не регламентирования. Отсюда следует
рассматривать рыночную экономику как
непрерывную деятельность по созданию
и совершенствованию законов, нормативно-правовых
актов.
3) Деятельность экономических институтов
в рамках экономического порядка как совокупности
действующих норм, правил и существующих
институтов образуют рамки индивидуальных
и государственных действий в экономическом
процессе страны. Они призваны выполнять
общие задачи: создание и сохранение эффективной
экономики; целенаправленной координации
экономической деятельности; внесение
вклада в осуществление основных общественно-политических
целей, таких как свобода, безопасность,
справедливость, благосостояние и др.
4) Основные формы, и элементы деятельности
экономических институтов следующие:
-система планирования и управления (централизованная,
децентрализованная);
-законодательство о частной собственности;
механизм ценообразования;
-расчет производственных результатов;
-сопоставление системы рыночной экономики
с централизованно управляемой экономической
системой и т.п.
5) Для обеспечения эффективности функционирования
экономических институтов рыночной экономической
системы должны быть сформированы основные
элементы правового порядка, такие как:
- конкурентное законодательство;
- денежно-кредитное законодательство
(например, двухуровневая банковская система);
- правовое законодательство;
- эффективное государственное управление
и др.
6) Любые экономические институты как элементы
рыночной экономической системы рано
или поздно сталкиваются с различными
проблемами, такими как, возрастающая
доля государственных расходов в общественном
продукте, внедрение принципа конкуренции,
возрастающая концентрация, экологические
проблемы, безработица, сочетание политической
власти с экономическим развитием и т.п.
Кроме того, в деятельности экономических
институтов органично встраиваются основные
принципы формирования системы социального
обеспечения:
- принцип индивидуализма имеет приоритет
перед принципом социальности;
- принцип страхования имеет приоритет
перед принципом обеспечения;
- принцип субсидиарное имеет приоритет
перед принципом солидарности и т.п.
7) Государство в рыночных
экономических системах вмешивается в
деятельность экономических институтов
множеством разных способов. Необходимо
учитывать и различать следующие важные
сферы государственной деятельности:
- системная политика;
- структурная политика;
- процессная политика, причем в рамках
различных (часто меняющихся, сочетающихся
и конфликтующих) политико-экономические
концепций (например, концепции, ориентированные
на предложение и спрос, социально-экономическое
регулирование и т.п.).
Институты в любой экономической системе
предопределяют процесс принятия решений.
Поэтому в первую очередь следует выяснить,
какие институты играют ведущую роль в
рыночной экономике, как они возникли
и изменялись, как взаимосвязаны между
собой. Весьма важным, в особенности для
экономики переходного периода, представляется
различие внешних институтов как фундаментальных
предпосылок рыночного хозяйства и внутренних
институтов, создаваемых корпорациями
в ходе их развития. Внешние институты
образуют свод основополагающих норм
и правил, на базе которых возможно осуществление
рыночного хозяйства. Это институты, которые
гарантируют и защищают права собственности,
обеспечивают ответственность, свободу
и обязательность выполнения договоров,
составляют основу рыночной экономики,
будучи вместе с тем производными элементами
общеправового демократического и свободного
государственного порядка.
Все экономические институты
по функциональности условно можно поделить
по уровням хозяйствования:
-домашнее хозяйство (экономический институт
семьи, экономика семьи);
-экономика предприятия, учреждения,
организации;
-экономика региона, муниципального образования
региона в рамках регионального и государственного
устройства;
-экономика межинституциональных отношений
(в рамках внутри муниципальных, межмуниципальных,
межрегиональных, межведомственных и
международных отношений) в контексте
регионального (окружного) и, государственного
территориального устройства.
Реально функционирующие институты рыночной
экономики есть в гораздо большей степени
продукт деятельности миллионов экономических
субъектов и каждодневной реальной государственной
политики, чем формальных установлений.
2. Функции институтов.
Прежде всего, как отмечалось ранее, институты ограничивают доступ к ресурсам и разнообразие вариантов их использования, т.е. выполняют функцию ограничений в задачах принятия экономических решений.
Ограничивая возможные способы действий и линии поведения, или даже предписывая только один допустимый способ действия, институты также координируют поведение экономических агентов, оказавшихся в ситуации, описываемой условиями приложения соответствующей нормы.
Действительно, описание содержания института, действующего в некоторой ситуации, дает каждому из экономических агентов, находящихся в ней, знание о том, как должен (и, скорее всего, будет) вести себя его контрагент. Исходя из него, агенты будут формировать собственную линию поведения, учитывая ожидаемые действия другой стороны, что и означаетвозникновение координации в их поступках.
Выполнение институтами функции координации действий экономических агентов порождает и обусловливает возникновение координационного эффекта. Суть его заключается в обеспечении экономии для экономических агентов на издержках изучения прогнозирования поведения других экономических агентов, с которыми они сталкиваются в различных ситуациях.
Действительно, если правила строго выполняются, нет нужды специально затрачивать усилия на то, чтобы предугадать, как поведут себя партнеры: круг их возможных поступков прямо очерчен действующим институтом.
Координационный эффект институтов реализуется через снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты.
Снижение уровня неопределенности внешней среды, обеспечиваемое существованием институтов, позволяет планировать и осуществлять долгосрочные инвестиции, добиваясь создания большей стоимости. Кроме того, средства, сэкономленные на исследовании и предсказании поведения контрагентов, также могут быть использованы в производительных целях, усиливая координационный эффект. Напротив, в условиях неопределенной среды, при отсутствии действующих институтов, экономические агенты не только сталкиваются с низкой ожидаемой выгодой от намечаемых инвестиций (что, очевидно, может привести к отказу от их осуществления), но и вынуждены расходовать средства на различные меры предосторожности при осуществлении хозяйственных мероприятий, например, на страхование сделок или отдельных их компонентов. Тем самым координационный эффект выступает одним из тех механизмов, посредством которых институты оказывают воздействие на эффективность функционирования экономики.
Здесь необходимо отметить, что координационный эффект институтов возникает и проявляет себя как фактор, позитивновлияющий на экономику, лишь в том случае, если институты согласованы между собой по предписываемым направлениям действий экономических агентов. Если разные правила, совпадающие по условиям их применения, определяют несовпадающие типы поведения, неопределенность внешней среды для экономических агентов возрастает. Особенно, когда в совокупности институтов отсутствует некоторое «мета-правило», упорядочивающее действия противоречащих друг другу правил.
Любой институт, ограничивая множество возможных способов действий, в силу этого влияет на распределение ресурсов экономическими агентами, выполняя распределительную функцию. Важно подчеркнуть, что на распределение ресурсов, выгод и издержек воздействуют не только те правила, содержанием которых непосредственно является передача благ от одного агента другому (например, налоговое законодательство или правила определения таможенных сборов), но и те, которые прямо не касаются этих вопросов.
Например, установление сложных правил выдачи лицензий на занятие определенными видами предпринимательской деятельности может существенно сократить приток в нее начинающих предпринимателей, снизить уровень конкурентности соответствующего рынка и в конечном счете перераспределить денежные средства покупателей.
Кроме разнообразных специфических распределительных последствий, любой институт характеризуется и некоторым общим, «типовым» распределительным эффектом: ограничивая множество возможных способов действий, он либо непосредственно переключает ресурсы на их разрешенное подмножество, либо как минимум увеличивает издержки осуществления запрещенных способов действий за счет включения в их состав ожидаемого ущерба от применения наказания (санкций) к нарушителю правила.
Масштабы распределительных последствий действия института могут варьироваться в очень широких пределах, причем связь этих масштабов с содержанием нормы далеко не прямая.
Например, упоминавшийся выше запрет на предпринимательскую деятельность, существовавший в СССР, с одной стороны, перераспределял предпринимательскую инициативу в теневую составляющую экономики, с другой стороны, переключал ее в сферу управленческой деятельности, существенно видоизменив всю структуру предпочтений на рынке труда. С отдаленными последствиями этих перераспределений сталкивается сегодня российская экономика, испытывая явную нехватку малых предприятий.
Итак, воздействие институтов на распределение ресурсов, выгод и издержек составляет второй механизм, обусловливающий их экономическое значение.
3. Формальные и неформальные правила.
Описание любого действующего института с той или иной степенью полноты содержится в памяти индивидов, следующих входящим в него правилам: адресаты нормы знают, как им следует себя вести в соответствующей ситуации, гарант нормы знает, что представляют собой нарушения нормы и как следует на них реагировать. Разумеется, все эти знания могут быть неполными, а также различаться между собой в некоторых деталях.
Кроме того, содержание института может иметь и внешнее представление в виде текста на том или ином языке.
Например, этнолог, изучающий обычаи и нормы поведения вновь открытого племени индейцев в бассейне Амазонки, может описать бытующие формы взаимодействия членов племени и опубликовать их в научном журнале. Аналогично, могут быть описаны и опубликованы правила, регулирующие поведение агентов в теневом секторе экономике. Книга Э. Де Сото «Иной путь», анализирующая функционирование теневого сектора перуанской экономики, являет классический пример подобного описания.
Наряду с такого рода описаниями обычаев, которым следуют различные группы людей, содержание институтов представлено и в виде других текстов — законов, кодексов, сводов правил, инструкций и т.п.
В чем заключается принципиальное различие упомянутых двух групп текстов? Публикации, содержащие описания обычаев, являются результатом инициативной работы исследователей, они никого ни к чему не обязывают. Публикации, содержащие тексты законов и инструкций, являются официальными публикациями, осуществляемыми от имени государства, или зарегистрированными, т.е. признанными, государством частными организациями (например, правила внутреннего распорядка университета или торговой компании), и они обязывают всех, к кому они относятся, исполнять содержащиеся в них правила поведения.
Правила, существующие в памяти участников различных социальных групп, в роли гаранта которых выступает любой участник группы, заметивший их нарушение, называются неформальными правилами.
Правила, существующие в форме официальных текстов или удостоверенных третьей стороной устных договоренностей, в роли гарантов которых выступают индивиды, специализирующиеся на этой функции, называют формальными правилами.
Правила могут иметь формальный и неформальный характер, поэтому выделяют конституционные правила и надконституционные правила.
Конституционными правилами в экономической теории называют правила общего характера, определяющие:
1) структуру взаимоотношений
2) иерархию государственных
Конституционные правила как особый слой институциональной среды могут выделяться не только на уровне государства, но и на уровне фирм, корпораций (уставы, корпоративные кодексы и др.) Конституционные правила могут иметь формальный и неформальный характер: например, правила наследования в монархиях могут опираться на неписанные обычаи и традиции или иметь законодательную основу.
Надконституционными правилами называют наиболее общие трудноизменяемые нефор-мальные правила, имеющие глубокие исторические корни, тесно связанные с религиозными представлениями и стереотипами поведения больших групп населения. Этот вид правил относится к числу наименее изученных.
Независимо от типа правил общая логика действия любого механизма принуждения правила к исполнению может быть охарактеризована следующим образом. А) Гарант правила наблюдает поведение его адресатов и сопоставляет их действия с моделью поведения, определяемой этим правилом; Б) В случае обнаружения различимого отклонения фактического поведения агента X от модельного гарант определяет, какую санкцию следует применить к X, чтобы добиться выполнения последним соответствующего правила; В) Гарант применяет санкцию к агенту, упорядочивая его текущие и будущие действия.
Роль гаранта может исполняться либо любым членом группы, в которой действует институт, либо индивидом (несколькими индивидами или организацией), специализирующимся на выполнении функций гаранта, либо теми и другими одновременно.
Информация о работе Понятие и сущность экономических институтов