Понятие и сущность рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучить понятие и сущность рыночной экономики, основные функции рынка и механизмы его действия, рассмотреть положительные и отрицательные черты рыночной экономики в России.
Чтобы достигнуть этих целей необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить общее понятие о рыночной экономики
2. Рассмотреть основные элементы рыночного механизма
3. Проанализировать рыночную экономику в России
4. Указать положительные и отрицательные стороны рыночной экономики

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I
1. Понятие и сущность рыночной экономики
2. Основные функции и структура рынка
3. Основные элементы рыночного 3. механизма
3.1 Спрос и предложение
3.2 Конкуренция
3.3 Рыночная цена
4. Государственное регулирование рыночной экономики
4.1 Административные методы
4.2 Экономические методы
Глава II
1. Особенности формирования рыночной экономики в России
2. Положительные и отрицательные черты рыночной экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Рыночная экономика.docx

— 80.69 Кб (Скачать файл)

 

Содержание: 
 
ВВЕДЕНИЕ 

Глава I

1. Понятие и  сущность рыночной экономики 
2. Основные функции и структура рынка

3. Основные элементы рыночного 3. механизма  

3.1 Спрос и предложение 
   3.2 Конкуренция 
   3.3 Рыночная цена 

4. Государственное  регулирование рыночной экономики 
 
    4.1 Административные методы 
    4.2 Экономические методы 
 
Глава II

1.     Особенности формирования рыночной экономики в России 
2.     Положительные и отрицательные черты рыночной экономики 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 
 
  Тема курсовой работы «Понятие и сущность рыночной экономики. Основные функции рынка и механизм его действия». Данная тема актуальна, т.к. в настоящее время господствует рыночная экономика. 
 
  Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.  Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей - максимизация прибыли. Основу рыночной экономики составляет частная собственность. 
 
Цель курсовой работы: Изучить понятие и сущность рыночной экономики, основные функции рынка и механизмы его действия, рассмотреть положительные и отрицательные черты рыночной экономики в России. 
 
Чтобы достигнуть этих целей необходимо выполнить следующие задачи: 
 
1.     Изучить общее понятие о рыночной экономики 
 
2.     Рассмотреть основные элементы рыночного механизма 
 
3.     Проанализировать рыночную экономику в России 
 
4.     Указать положительные и отрицательные стороны рыночной экономики 
 
Объект исследования: Рыночная экономика, механизмы её действия. 
 
Предмет исследования: Структура, классификация и механизмы рыночной экономики. 
 
I глава. 
 
1. Понятие и сущность рыночной экономики. 
 
Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики. С помощью цен выявляются общественные потребности, и с их помощью ограниченные ресурсы общества направляются туда, где эти ресурсы могут быть использованы наилучшим способом. Если попробовать в самом общем виде представить себе рыночный экономический механизм, то есть каким способом рыночная экономика решает фундаментальные экономические проблемы общества, то это будет выглядеть следующим образом. 
 
Что производить? Речь идёт, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести. Потребности общества выражаются в спросе на тот или иной товар, а масштабы спроса определяются тем, сколько люди могут заплатить за разные товары. Будут покупаться те продукты, цена и качество которых удовлетворяют потребителей. С другой стороны объём произведённых товаров и их ассортимент выражаются в предложении товаров. Производители будут производить те товары, цена на которые возмещают им затраты на производство и приносят прибыль. Во взаимодействии спроса и предложения формируются цены на товары. Потребительский спрос играет важнейшую роль при определении того, что и сколько производить. Потребители "голосуют рублём". Если в пользу данного продукта отдано достаточно голосов, чтобы обеспечить прибыль предприятиям, то они будут его производить. При повышении потребительского спроса прибыль увеличивается, что служит сигналом для расширения производства. И, наоборот, если потребительский спрос уменьшается, то прибыль снижается и производство начинает сокращаться. 
 
Как производить? Другими словами, какие ресурсы и какую технологию надо использовать при производстве той или иной продукции? В рыночной экономике производство осуществляют те предприятия, которые применяют наиболее эффективную, то есть наиболее выгодную, технологию. Эффективная технология предполагает выбор таких ресурсов, цены на которые относительно низкие. Если в стране существует нехватка капитала, чтобы купить дорогое оборудование, но вместе с тем есть дешёвая рабочая сила, то выбирается трудоёмкая технология. Таким образом, цены на ресурсы, в данном случае стоимость оборудования и уровень заработной платы, дают основание для решения проблемы, как производить. 
 
Для кого производить? То есть, как произведённая продукция должна быть распределена между членами общества? В принципе продукция распределяется между потребителями в соответствии с возможностями потребителей заплатить за неё рыночную цену. Эти возможности в свою очередь определяются доходами потребителей. А денежные доходы зависят от количества и качества ресурсов (от количества и качества труда, капитала, земли, предпринимательского таланта), которые домохозяйства поставляют на рынок ресурсов. В обмен на поставляемые ресурсы домохозяйства получают доходы. Величина дохода непосредственно зависит от цен на ресурсы. Это значит, что цены на ресурсы в конечном итоге определяют как доход, так и количество продукции, которое получает потребитель при распределении произведённого общественного продукта. Что купит потребитель зависит от цен на товары и услуги, другими словами, цена продукта играет ключевую роль в определении ассортимента товаров и услуг, которые получит потребитель. 
 
Таким образом, роль цены в рыночном экономическом механизме весьма значительна, цены:  
 
1- выявляют общественные потребности  
 
2- сигнализируют о том, что производить и в каких количествах  
 
3- передают информацию о том, какая технология является наиболее эффективной  
 
4- определяют механизм распределения общественного продукта  
 
5- влияют на масштабы и структуру потребления людей. 
 
Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке. 
 
Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики. 
 
Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм. 
 
Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять Многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики. 
 
Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики. 

2. Основные функции  и структура рынка. 
 
Рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. На каждом из рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей. 
 
К основным элементам рынка относятся:  
 
- спрос 
 
- предложение 
 
- цена 
 
Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.  
 
 
 
Основные функции рынка: 
 
1.Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.  
 
2.Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.  
 
3.Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.  
 
4.Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.  
 
5.Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.  
 
6.Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.  
 
Рассмотрим структуру рынка: 
 
1.     по объектам рынка 
 
- рынок товаров и услуг  
 
- рынок капиталов  
 
- рынок труда  
 
- финансовый рынок  
 
- рынок информации  
 
2.     по географическому положению 
 
- местный  
 
- региональный  
 
- национальный  
 
- мировой  
 
3.     по механизму функционирования 
 
-рынок свободной конкуренции  
 
-монополизированный рынок  
 
-регулируемый рынок  
 
4.     по степени насыщенности 
 
-равновесный рынок  
 
-дефицитный рынок  
 
-избыточный рынок  
 
5.     в соответствии с действующим законодательством  
 
-легальный рынок  
 
-нелегальный рынок  

3. Основные элементы  рыночного механизма.  
 
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.  
 
Инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.  
 
    Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.  
 
    Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.  
 
     Наконец, в третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них  старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложение данного товара. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.  
 
  Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.  
 
 Экономисты используют термин спрос для обозначения желания и способности людей покупать товары. Термин предложение обозначает желание и способность продавцов предоставлять товары для реализации на рынке. 

3.1 Спрос и предложение. 
 
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения 
 
Спрос и предложение 
—  взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. 
 
Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.  
 
Цена спроса 
—  максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию. 
 
Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных  условиях. 
 
Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной  оси. 
 
Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная.

 
 





 
 
 
 
Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями. 
 
Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.

 
 





 
 
 
 
Возможны случаи, когда предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях. 
 
Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса (если предложение больше спроса, то равновесное количество увеличивается). 
 
Предположим теперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает. Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. 
 
Возможны также случаи, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении. 
 
Сначала предположим, что и спрос и предложения увеличиваются. Чтобы определить изменение равновесной цены, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эффекта больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится. 
 
Рассмотрим одновременное уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается. 
 
Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения с одной стороны, и увеличение спроса и предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется. 
 
Если спрос – это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить (то есть платежеспособная потребность), то предложение – это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Взаимосвязь, как видим, налицо. Объектом  изучения в данном случае может стать как раз то количество благ X, при котором и спрос и предложение совпадут.        
 
Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное  количество продукции. Любую другую цену конкуренция делает неустойчивой.

 
 





 
 
 
 
Избыточный спрос или дефицит  сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям  необходимо платить более высокую  цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет 1) побуждать фирмы  к перераспределению ресурсов в  пользу производства данного товара и 2) вытеснять некоторых потребителей с рынка.  
 
Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут 1) подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые на производство данной продукции и 2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.  
 
 Изменения, влияющие на спрос и предложение:

 
Изменения (при прочих равных условиях)

 
Сдвиг кривой спроса

 
Движение вдоль кривой спроса

 
Сдвиг кривой предложения

 
Движение вдоль кривой предложения

 
1. Изменение цен конкурирующих товаров

 
+

   

 
+

 
2. Введение новой технологии

 

 
+

 
+

 

 
3. Изменение моды на товары

 
+

   

 
+

 
4. Изменение потребительских доходов

 
+

   

 
+

 
5. Изменение цен на сырье

 

 
+

 
+

 

 
 
 
3.2 Конкуренция. 
 
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.  
 
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:  
 
1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;  
 
2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;  
 
3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.  
 
К числу негативных сторон можно отнести:  
 
1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;  
 
2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;  
 
3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.  
 
Рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.  
 
В экономической литературе принято разделять конкуренцию на: 
 
-ценовую (конкуренцию на основе цены); 
 
-неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости). 
 
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. 
 
Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка. 
 
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях: 
 
- фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями,  для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей; 
 
- для проникновения на рынки с новыми товарами; 
 
- для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. 
 
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. 
 
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн). 
 
К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой. 
 
3.3 Рыночная цена. 
 
В условиях свободного рынка взаимоотношения собственников товаров и денег складываются естественным порядком и некем не регулируются. Рынок превращается в аренду своеобразной экономической демократии, чем он решительно отличается от всякого нормированного распределения продуктов (по талонам и карточкам). В свободной оценке товаров, учитывая их стоимость и полезность, участвуют все продавцы и покупатели. Они проводят своего рода "голосование", но вместо бюллетеней в ход идут рубли, доллары и иные деньги. Таким способом открывается или закрывается путь всякому продукту в сферу потребления. Итоги голосования отражаются в рыночных ценах. 
 
Рыночная цена - это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров.  
В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен, которые можно классифицировать на определенные основные группы:  
 
1.     С учетом способов регулирования выделяются следующие виды цен: 
 
  Свободные цены. Они формируются в зависимости от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной договоренности продавца и покупателя.  
 
  Договорные или контрактные цены. Контрагенты устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В контракте могут оговариваться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Допускается пересмотр цен вследствие инфляции и других оговоренных обстоятельств.  
 
  Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое управление ценами касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости).  
 
  Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.  
 
2.     В зависимости от форм и сфер торговли подразделяются следующие виды цен. 
 
  Оптовые, по которым товары реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.  
 
  Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям.  
 
  Тарифы на услуги - цены (расценки), определяют уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, за пользование телефоном, радио и др.  
 
3.     Биржевые и аукционные цены 
образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка.  
 
4.     Цены мирового рынка - цены, которые: 
     - Фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке; 
     - Признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.  
 
Мы рассмотрели основные виды реально действующих цен. Кроме государственной, твердо фиксированной цены, все другие их виды в той или иной мере имеют общее свойство - они изменяются под воздействием конъюнктуры (стечения разных обстоятельств) рынка. В свою очередь, цены закономерно влияют на экономическое положение продавцов и покупателей, их заинтересованность в купле-продаже товаров.  
 
4. Государственное регулирование рыночной экономики. 
 
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет различные требования. 
 
   Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д. ), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические   методы управления,  старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании. 
 
   Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.  
 
    В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

Информация о работе Понятие и сущность рыночной экономики