Понятие и сущность рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 09:11, доклад

Описание работы

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного
производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная
необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность рыночной экономики.docx

— 18.00 Кб (Скачать файл)

Понятие и сущность рыночной экономики

 

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного

производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная

необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что рынок является неотъемлемым элементом товарного хозяйства.

В экономической литературе сущность рынка трактуется весьма разнообразно, и нередко определение понятия "рынок" зависит от цели проводимого исследования. Например, американский ученый Роджер Вод, автор объемного труда по проблемам политической экономии, дает такое весьма своеобразное толкование понятия "рынок": "это сфера, где покупатели и продавцы отдельных товаров находятся в таком тесном информационном общении, что цены товаров стремятся быть одинаковыми в границах всей этой сферы". В этом определении акцент сделан скорее на механизме функционирования рынка, чем на его сущности как экономической категории. Филипп Котлер, известный специалист в области рыночных отношений, считает, что рынок - это "совокупность существующих и потенциальных покупателей товара". Подобное утверждение не вызывает возражений, если, конечно, рассматривать рынок лишь как место реализации маркетинговых устремлений производителей товаров и услуг. Во многом аналогична трактовка рынка в популярном журнале  "Экономикс": "Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг".

Согласно положениям современной российской экономической теории, рассматривающей рынок как экономическую категорию, рынок - это "совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда". В узком смысле рынок - это сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.

Общепризнанными характерными чертами рыночных отношений в условиях свободной экономической деятельности являются:

  • Добровольность;
  • Возмездность;
  • Эквивалентноть;
  • Свободный обмен информацией;

 

Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития включает в себя три опорных элемента: предложение, спрос, цена. Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором, "вечным двигателем" рынка - конкуренция.

Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за максимизацию личной выгоды. Необходимые предпосылки возникновения конкуренции:

  • Наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок.
  • Отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых).
  • Доступность информации, генерируемой рынком (за исключением информации, составляющей коммерческую тайну), - о предложении и спросе, ценах, норме прибыли.

 


Информация о работе Понятие и сущность рыночной экономики