Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:26, контрольная работа
Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение политических руководителей России променяло “власть на собственность”. Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.
В экономической науке есть немало
неисследованного. Но, пожалуй, трудно
найти другой такой пример, когда
масштабы экономического явления и
степень его изученности были
бы настолько несопоставимы. Эта
проблема теневой экономики, которая
охватывает все сферы жизнедеятельности
общества. Теневая экономика представляет
собой очень трудный для
Расширяя поле своего влияния, теневая
экономика проникает в
Эта проблема была и будет актуальна.
Удельный вес и влияние криминального
сектора в экономике
Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение политических руководителей России променяло “власть на собственность”. Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.
Теневая экономика (скрытая
экономика) — экономическая деятельность,
скрываемая от общества и государства,
находящаяся вне
В зависимости от стадий воспроизводственного
цикла выделяют:
Трактовка теневой экономики у
большинства авторов включает в
ее состав экономическую деятельность
на всех стадиях воспроизводственного
цикла.
Исключение составляет статистическая
концепция, рассматривающая теневую экономику
как производительный сектор, участвующий
в создании ВВП.
Подходы к определению теневой экономики
различаются также и в зависимости от
принимаемых во внимание механизмов координации
ее отдельных сфер и секторов. Выделяют
в связи с этим:
Теневой рынок включает в себя сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности(«левые» репетиторство услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне» (каламбур), авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения.
Теневой рынок-это своего
рода офшор внутри страны. Посредством
нелегальных видов деятельности
создается добавленная
1. Рыночный механизм
2. Рыночный механизм
3. Посегментная дифференциация теневого капитала означает образование особого рыночного механизма воспроизводства его теневого статуса, конкурирующего с легальным механизмом воспроизводства законопослушного капитала. Элементы рыночного механизма капиталов основных сегментов теневого сектора вступают в конфликт с элементами рыночного механизма капиталов легального сектора («неофициальные» спрос, предложение и цена конкурируют с «официальными» спросом, предложением и ценой), что приводит к дестабилизации микро- и макрорыночного равновесия, к перераспределению инвестиционных потоков и к деформированной индикации реального уровня поотрас-левой эффективности.
4. Основу механизма рыночного
воспроизводства всех
5. Системная характеристика сущности и специфики рыночного механизма воспроизводства основных сегментов теневого и криминального капитала нелегального сектора экономики, в рамках которой этот механизм трактуется как механизм автономной девиации подсистемы экономических параметров легального предпринимательства, показывает, что сегодня уже выявлен механизм формирования, функционирования и перемещения теневого (криминального) капитала, конкурентное преимущество которого создается и реализуется неправомерным способом посредством коррупционной преференции; такой подход позволяет выйти на объективные критерии разграничения легального и теневого капитала.
Важной составной частью организационно-экономического механизма обеспечения прозрачности деятельности товарных рынков должна быть государственная контрольная система. Существование государственной контрольной системы - общепринятая практика для стран с развитой рыночной экономикой. Сферой деятельности контрольной системы является госсектор и связанные с ним хозяйствующие субъекты. Действует Международная организация высших контрольных органов, а также Европейская организация высших контрольных органов (ЕВРОСАИ), цель которых - обеспечение обратной связи в системе управления государственными финансовыми и материальными ресурсами. Данная цель структурируется в виде следующих задач:
В России создана и действует
так называемая трехконтурная система:
органы Парламентского контроля (Счетная
палата); органы Правительственного контроля
(Главное контроля управление Президента;
государственная контрольно-
Организационно-экономический
механизм преодоления теневой
Вместе с тем, системный подход к проблеме преодоления теневой деятельности на товарных рынках предполагает решение более общих (общесистемных) проблем формирования цивилизованного, прозрачного рынка, а также оценку рассматриваемой проблемы с позиций экономической и национальной безопасности страны. Это означает необходимость программно-целевого подхода.
Анализ рынка социальных услуг будет не полным без учета «теневой составляющей», которая стала неотъемлемым компонентом современного российского общества. Реальный уровень удовлетворения социальных потребностей населения в значительной мере определяется действием не закона, а теневых отношений, существенно модифицирующих весь механизм функционирования рынка социальных услуг.
По своей природе теневой рынок социальных услуг основан на превращении нерыночного товара (социальных гарантий, социальных благ) в объект рыночных операций. Объектом рыночной конкуренции, основным товаром на нелегальных рынках социальных услуг становятся конституционные права, общественные блага, доступ к которым по закону должен быть равным для всех граждан.
Однако государственные ресурсы, призванные обеспечивать конституционные права граждан, ограничены. Поэтому, номинально оставаясь бесплатными, соответствующие услуги (медицинские, образовательные и т.п.) перестают быть равно доступными для всех граждан. Услуги, которые должны быть исключены из рыночного оборота, утрачивают характер общественного блага и становятся предметом купли-продажи.