Понятие и сущность теневого рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение политических руководителей России променяло “власть на собственность”. Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.

Файлы: 1 файл

Экономика - общая теория теневых рынков.docx

— 36.06 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда  масштабы экономического явления и  степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта  проблема теневой экономики, которая  охватывает все сферы жизнедеятельности  общества. Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно  измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению  не подлежит.

Расширяя поле своего влияния, теневая  экономика проникает в различные  сферы официальной экономики: финансовую, банковскую, внешнеэкономическую, систему  пенсионного обеспечения, сферу  малого бизнеса и т.д. Теневая  деятельность обычно опирается на неконкурентные средства и методы ведения дел, что  в конечном итоге приводит к нарушению  нормальной работы рыночного механизма  и дестабилизации официальной экономики.

Эта проблема была и будет актуальна. Удельный вес и влияние криминального  сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов.

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в  России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение политических руководителей России променяло “власть на собственность”. Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.

 

  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТЕНЕВОГО РЫНКА

 

Теневая экономика (скрытая  экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё  не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или  общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

 
В зависимости от стадий воспроизводственного цикла выделяют:

  • теневое производство;
  • теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления);
  • теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);
  • теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).

 
Трактовка теневой экономики у  большинства авторов включает в  ее состав экономическую деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла. 
Исключение составляет статистическая концепция, рассматривающая теневую экономику как производительный сектор, участвующий в создании ВВП. 
Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. Выделяют в связи с этим:

  • . теневой рынок;
  • . неформальную экономику;
  • . властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия. 
    Если изучение теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают. Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь не многими исследователями. 
    По видам рынков и находящихся в обороте экономических ресурсов выделяют:
  • теневые экономические отношения на рынках потребительских товаров и услуг;
  • на рынках инвестиционных товаров;
  • на финансовых рынках;
  • на рынке труда;
  • других рынках (информации, технологий, интеллектуальной собственности).

 

 

Теневой рынок включает в себя сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности(«левые» репетиторство услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне» (каламбур), авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения.

Теневой рынок-это своего рода офшор внутри страны. Посредством  нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и полиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки». Хозяйствующий субъект теневого рынка - организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕНЕВОГО РЫНКА И ТЕНЕВОГО КАПИТАЛА

1. Рыночный механизм воспроизводства  теневого капитала возникает  в той мере и постольку, в  какой и поскольку отдельными  предпринимателями нарушаются фундаментальные  «правила общественного соревнования»  между предприятиями по поводу  социально оправданной величины  соотношения издержек и выгоды  производства. Это значит, что сложилось  альтернативное сосуществование  «легального» и «теневого» рыночных  механизмов воспроизводства, обращения  и перемещения легальных и  теневых капиталов, что порождает  эффект «ложной экономической  эффективности», ориентирующей предпринимателей  на социально разрушительный  уровень рентабельности.

 

2. Рыночный механизм воспроизводства  теневого капитала выступает  фактором деформации микрорыночного уровня макроэкономики, препятствуя возможности проведения краткосрочной эффективной политики рационализации финансовой инфраструктуры национальной экономики. Следовательно, капитал основных сегментов теневого сектора национальной экономики формируется как результат деструктивной реализации основных принципов рыночной организации производства в границах определенного сегмента данного рынка (прежде всего — в результате аномальной девиации избыточной прибыли).

 

3. Посегментная дифференциация теневого капитала означает образование особого рыночного механизма воспроизводства его теневого статуса, конкурирующего с легальным механизмом воспроизводства законопослушного капитала. Элементы рыночного механизма капиталов основных сегментов теневого сектора вступают в конфликт с элементами рыночного механизма капиталов легального сектора («неофициальные» спрос, предложение и цена конкурируют с «официальными» спросом, предложением и ценой), что приводит к дестабилизации микро- и макрорыночного равновесия, к перераспределению инвестиционных потоков и к деформированной индикации реального уровня поотрас-левой эффективности.

 

4. Основу механизма рыночного  воспроизводства всех сегментов  теневого капитала образует заниженная  цена предложения теневого производства, поскольку главным фактором необоснованного  получения дополнительной прибыли  (в рамках теневого сегмента  рынка) является более низкий  уровень издержек «теневого производства»,  стимулирующий и формирование  «теневого спроса». В отличие  от этого, основу механизма  рыночного воспроизводства криминального  капитала составляют финансовые  потоки тех криминальных видов  предпринимательства, которые способны  воспроизводиться посредством «коррупционного»  снижения уровня издержек в теневом сегменте общественного производства как экономической базе его формирования.

 

5. Системная характеристика сущности и специфики рыночного механизма воспроизводства основных сегментов теневого и криминального капитала нелегального сектора экономики, в рамках которой этот механизм трактуется как механизм автономной девиации подсистемы экономических параметров легального предпринимательства, показывает, что сегодня уже выявлен механизм формирования, функционирования и перемещения теневого (криминального) капитала, конкурентное преимущество которого создается и реализуется неправомерным способом посредством коррупционной преференции; такой подход позволяет выйти на объективные критерии разграничения легального и теневого капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ГОСУДАРСТВО И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Важной составной частью организационно-экономического механизма обеспечения прозрачности деятельности товарных рынков должна быть государственная контрольная система. Существование государственной контрольной системы - общепринятая практика для стран с развитой рыночной экономикой. Сферой деятельности контрольной системы является госсектор и связанные с ним хозяйствующие субъекты. Действует Международная организация высших контрольных органов, а также Европейская организация высших контрольных органов (ЕВРОСАИ), цель которых - обеспечение обратной связи в системе управления государственными финансовыми и материальными ресурсами. Данная цель структурируется в виде следующих задач:

  • Проверка соблюдения требований законов, проавил и норм, эффективности и экономии в использовании финансовых ресурсов;
  • Выявление нарушений и факторов неэффективного использования финансовых и материальных ресурсов;
  • Выработка по преодолению причин отклонений и возможному предотвращению их возникновения.

В России создана и действует  так называемая трехконтурная система: органы Парламентского контроля (Счетная  палата); органы Правительственного контроля (Главное контроля управление Президента; государственная контрольно-ревизионная  служба РФ; Федеральные и ведомственные  органы и службы госфинконтроля); органы внутрифирменного контроля (собрание акционеров, ревизионная комиссия, планово-финансовые службы, аудиторские фирмы и др.). однако противодействие теневым процессам на товарных рынках в компетенцию, указанной системы прямо не входит.

Организационно-экономический  механизм преодоления теневой деятельности на товарных рынках должен быть ориентирован прежде всего на решение проблем в области товарного рынка, контролируемого государством или связанного с функционированием государственного рынка (рынка госзакупок). В сочетании с организованными товарными рынками и соответствующей контрольной системой деятельность организационно-экономического механизма может охватить практически весь значимый объем товарных обменов и финансовых потоков, что несомненно будет способствовать сокращению теневой деятельности и повышению прозрачности товарных рынков.

Вместе с тем, системный  подход к проблеме преодоления теневой  деятельности на товарных рынках предполагает решение более общих (общесистемных) проблем формирования цивилизованного, прозрачного рынка, а также оценку рассматриваемой проблемы с позиций  экономической и национальной безопасности страны. Это означает необходимость  программно-целевого подхода.

  1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ТЕНЕВОЙ РЫНОК

  •  Воздействие на рынок социальных услуг

Анализ рынка социальных услуг будет не полным без учета  «теневой составляющей», которая стала  неотъемлемым компонентом современного российского общества. Реальный уровень  удовлетворения социальных потребностей населения в значительной мере определяется действием не закона, а теневых  отношений, существенно модифицирующих весь механизм функционирования рынка  социальных услуг.

По своей природе теневой  рынок социальных услуг основан  на превращении нерыночного товара (социальных гарантий, социальных благ) в объект рыночных операций. Объектом рыночной конкуренции, основным товаром  на нелегальных рынках социальных услуг становятся конституционные права, общественные блага, доступ к которым по закону должен быть равным для всех граждан.

Однако государственные  ресурсы, призванные обеспечивать конституционные  права граждан, ограничены. Поэтому, номинально оставаясь бесплатными, соответствующие услуги (медицинские, образовательные и т.п.) перестают  быть равно доступными для всех граждан. Услуги, которые должны быть исключены из рыночного оборота, утрачивают характер общественного блага и становятся предметом купли-продажи.

Информация о работе Понятие и сущность теневого рынка