Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:39, курсовая работа
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. Как определить вклад каждого из факторов производства в процесс увеличения общественного продукта? Как измерить качественное совершенствование труда, капитала и земли, т. е. какие показатели могут отразить эти изменения? Особое значение анализ экономического роста имеет в последние десятилетия. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Сам по себе экономический рост противоречив.
Введение c. 3-4
Глава 1. Понятие и типы экономического роста c. 5-7
§ 1. Цели, эффективность и качество экономического роста c. 8-10
§ 2. Типы экономического роста c. 10-12
§ 3. Факторы экономического роста c. 12-15
Глава 2. Модели экономического роста c. 16-16
§ 1. Основные модели экономического роста c. 16-18
§ 2. Государственное регулирование экономического роста c. 18-20
§ 3. Закономерности современного экономического роста c. 21-24
Глава 3. Особенности развития экономического роста в России c. 25-28
§ 1. Ключевые факторы экономического роста в России c. 28-29
§ 2. Перспективы экономического роста в России c. 29-31
§ 3. Стратегия-2020 c. 31-34
Заключение c. 35-36
Список литературы c. 37
Что касается накопления человеческого капитала как фактора роста, то основной вопрос в том, как этот капитал измерять. Говоря о роли данного фактора в экономическом развитии, теория роста имеет в виду знания и практический опыт, необходимые в производстве и продвижении на рынок продукции. Данные навыки являются в значительной мере следствием обучения на практике и лишь косвенным образом зависят от уровня образования. Однако большая часть эмпирических исследований роста основываются на измерениях именно уровня образования, который на самом деле взаимосвязан с уровнем развития страны.
Конечно, образовательный уровень позитивно влияет на эффективность производства и процессов обучения, повышая восприимчивость работников к новым технологиям, ноу-хау и т. д. Но сам по себе он не гарантирует высоких темпов роста, особенно если в экономике отсутствуют механизмы его генерации. Экономика бывшего СССР, да и современной России представляет в этом смысле яркий пример: доля лиц с высшим образованием в нашей стране была и остается сопоставимой с аналогичными показателями в передовых странах, однако это практически не сказалось на ее экономической динамике. В ряде странах Африки и Азии рост образования достиг за последние четверть века невиданных ранее темпов, однако это практически не сказалось на экономической динамике данных стран. Это подтверждает и опыт Индии, где значительные ресурсы государства направлялись на повышение образования и фундаментальных исследований. Однако индийская модель развития так и не стала эталоном для подражания.
§ 2. Перспективы экономического роста в России
Суть задачи, которую предстоит решать России, - догоняющая (точнее, опережающая) постиндустриализация.
Решение этой задачи не имеет исторических аналогов. Нет опыта, на который можно опереться. Наиболее развитые страны мира - пионеры постиндустриализации - не решали задачи догоняющего развития. А страны, демонстрировавшие в последние десятилетия чудеса роста (Южная Корея, Тайвань, Китай и др.), осуществляли переход от традиционного (аграрного) общества к индустриальному, т. е. решали иные задачи.
Главная особенность развития в условиях постиндустриальных вызовов - резкое сужение временных интервалов, на которые можно ориентироваться при разработке стратегии. Если в индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты роста на 30 - 40 лет, а при их достижении благополучно войти в ряды передовых стран (что и сделала в свое время Германия, а потом - Япония и СССР), то теперь приоритеты меняются быстро. Можно попытаться превзойти весь мир в производстве компьютеров на душу населения, разработать программы производства лучших в мире самолетов и телефонов, но к моменту их осуществления выяснится, что мир ушел далеко вперед. Причем ушел в направлении, о самой возможности которого при разработке программы никто и не догадывался.
Постиндустриальный прорыв предполагает выдвижение на передний план гибкости и адаптивности экономической системы, способности экономических агентов быстро и адекватно реагировать на меняющиеся вызовы времени. Раньше ключевым ориентиром государственной политики была концентрация ресурсов, теперь - адаптивность. Причем "неформальная" адаптивность сейчас куда важнее формальных показателей уровня развития, измеряемого данными о среднедушевом ВВП.
В постиндустриальном обществе доминирующими в ВВП и занятости становятся услуги. Россия уже идет в этом направлении, но движению надо придать целенаправленный и последовательный характер. Стратегия прорыва (а не повтора) должна ориентировать на усиленное развитие сектора услуг, особенно высокотехнологичных.
«Промышленная (или структурная) политика» ни в коем случае не должна ориентироваться ни на «назначение победителей», ни даже на их «выбор». Оба подхода означают консервацию пропорций, а ведь новая экономическая структура у нас только формируются. Гораздо важнее стратегия постоянной корректировки структуры, при которой власть готова гибко защищать политическими (в том числе внешнеполитическими) методами всех, кто добивается успеха в мировой конкуренции.
Акцент на секторе услуг не означает забвения других секторов, по которым у страны есть определенные перспективы развития (например, автомобиле- и самолетостроение). Однако надо отдавать себе отчет, что при всей важности развития этих секторов (политической, технологической и социальной) они вряд ли станут точками прорыва в постиндустриальную систему. Современная экономика в основном не индустриальная, на долю промышленности, сельского хозяйства в развитых странах приходится меньше четверти валового внутреннего продукта, у нас гораздо больше, и, к сожалению, именно промышленные предприятия определяют приоритеты экономической политики. И более того, не просто промышленные предприятия, а предприятия, связанные со старой промышленностью, то есть с энергетикой, с металлургией. Получается, что крупнейшие наши экономические игроки и политические лоббисты представляют интересы старой промышленной экономики. Никто, к сожалению, сейчас в России не лоббирует новую экономику. Она у нас осталась без своих лоббистов и в правительстве, и за его пределами. Если посмотреть состав участников встреч президента с представителями крупного бизнеса. Ему подсказывают, в каком направлении проводить экономическую политику нефтяники, металлурги, машиностроители, энергетики и т.п., что ни как не способствует переменам в структуре нашей экономики.
§ 3. Стратегия-2020
Предыдущий проект Стратегии-2020, представленный общественности, предполагал 3 пути развития России. Инерционный, энерго-сырьевой и инновационный варианты отличались друг от друга темпами роста ВВП и другими важнейшими параметрами экономического роста. Сейчас остается только инновационный вариант.
Стратегической целью (согласно проекту программного документа) является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных государств. К 2020 г. наша Родина должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта.
Выглядит эта цель, нет слов, здорово, тем более что по итогам прошлого года Россия, по данным международных экспертов, опередила такие страны «восьмерки», как Италия и Франция, по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, и вошла в семерку крупнейших экономик мира. А от семерки и до пятерки — всего лишь два шага, то есть две страны в данном случае.
Но стоит только разделить наш ВВП на численность граждан страны, и мы сразу же вылетаем не просто из семерки или первой десятки, а оказываемся в пятой десятке по уровню валового внутреннего продукта на душу населения.
Покинувший в прошлом году пост
министра экономического развития Герман
Греф перед своей отставкой
Еще более сомнительными выглядят попытки протащить в Стратегию оценки основных экономических показателей, сделанные на основе паритета покупательной способности, кстати, рассчитанного на базе цен 2005 г. Ведь российское Правительство уже приняло решение о том, что цены на продукцию и услуги естественных монополий (прежде всего электричество и газ) выйдут на уровень мировых к 2015 г. Производители других товаров тоже будут тянуть свои цены вслед за корпорациями (что мы и наблюдаем сейчас) и дотянут-таки их к 2020 г. до международных высот.
Многие цены, например на жилье, уже сегодня вышли на уровень мировых и продолжают увеличиваться даже в условиях возможного глобального финансового кризиса.
Российская инфляция опережает увеличение цен в развитых государствах в 3 раза. Так что любые попытки провести оценки валового продукта в 2020 г. на основе ППС могут лишь привести к искажениям важнейших экономических параметров.
Отдельная тема — вхождение России
в число мировых
Россия должна занять значимое (не менее 10%) место на 4-6 мировых рынках товаров и услуг, технологии производства которых относятся к разряду так называемых критически важных для успешного научно-технического развития.
Можно и нужно согласиться с важностью этой задачи, определенные сомнения в данном случае вызывает реалистичность некоторых декларируемых в Стратегии-2020 показателей. Так, целая группа инновационных проектов ориентирована на развитие научно-технического потенциала по междисциплинарным критическим технологиям.
В качестве примера такого подхода приводится комплекс программных решений по развитию нанотехнологий, включая президентскую инициативу «Стратегия развития наноиндустрии», создание Российской корпорации нанотехнологий и федеральную целевую программу «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 гг.» и ряд других мер.
Реализация этих программ, по оценке
Минобрнауки, создаст потенциал
новых перспективных
Но сегодняшнее положение
Безусловно, необходимо финансировать и развивать это перспективное направление высоких технологий, только целевые показатели должны быть более реалистичными.
Еще одна проблема — отсутствие в
Стратегии-2020 конкретных решений по
отдельным важнейшим
Но о каком конкретно самолете идет речь, не ясно. Если наше государство планирует создать современный дальнемагистральный авиалайнер, который может составить конкуренцию «Боингу» и «Эйрбасу», то нужно четко прописать такие намерения. Страна, что называется, должна знать своих героев и иметь возможность спросить с них за результаты, достигнутые за счет расходования бюджетных средств.
А ностальгия по мировому лидерству, красивые слова о нашей экономической мощи могут вызвать лишь головокружение у российских чиновников.
Отечественная наука в соответствии с программным документом должна активизировать исследования и разработки как фундаментального, так и прикладного характера. Внутренние затраты на исследования и разработки поднимутся до 4% ВВП (в 2006 г. — лишь 1% валового продукта).
Отраслевая диверсификация экономики
наконец-то станет реальностью, причем
в структуре хозяйственного комплекса
ведущая роль перейдет «отраслям знаний»
и высокотехнологичным секторам промышленности.
ВКЛАД ФАКТОРОВ МОДЕРНИЗАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ |
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ ПЕРВОГО ЭТАПА (2012 Г. К 2007 Г., % |
Дополнительный 2008- 2011- 2016 -прирост ВВП за счет. 2010 2015 2020 развития инновационного сектора 0,4 1,7 2,3 Продление инфраструктурных ограничений 0,1 0,7 0,6 других факторов 0,2 0,5 0,7 Итого рост ВВП Инновационный вариант 6,1 6,3 6,
ЦЕЛЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ ВТОРОГО ЭТАПА (2017 Г. К 2012 Г., %) Рост ВВП 138—140 Рост производительности труда 143—145 Снижение энергоемкости ВВП 80—83 Рост реальных располагаемых доходов населения 138—140 Рост инвестиций в основной капитал 166—170 Темп роста потребительских мен 123—125 |
Рост валового внутреннего продукта 133—135 Рост производительности труда 137—140 Снижение энергоемкости ВВП 81—82 Рост реальных располагаемых доходов населения 143—145 Рост инвестиций в основной капитал 165—168 Темп роста потребительских цен 134—136
ЦЕЛЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА (2020 Г. К 2017 Г., %) Рост ВВП 121—124 Рост производительности труда 122—125 Снижение энергоемкости ВВП 88—89 Рост реальных располагаемых доходов населения 120—123 Рост инвестиций в основной капитан 130—133 Темп роста потребительских цен 109—111 |
Доля высокотехнологичного сегмента и экономики знаний в ВВП увеличится почти в 2 раза и будет составлять не менее 20% (в 2006 г. — 10,5%), а вклад инновационных факторов в годовой прирост валового продукта будет равняться 2,5-3 процентным пунктам (в 2006 г. — 1,3).
В промышленности произойдут качественные сдвиги: доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет более чем в 5 раз — с 9,3% в 2006 г. до 50% в 2020 г. Таким образом, практически каждая вторая компания будет внедрять в свою работу технологические инновации.
Осуществлять столь масштабные перемены в экономике должны высококвалифицированные, здоровые и хорошо оплачиваемые работники. Расходы на образование увеличатся до 6% ВВП (в 2006 г. - 3,9%), затраты на здравоохранение возрастут тоже до 6% (в 2006 г. - 3,9%). А среднемесячная заработная плата должна превысить 2000 долл. (в 2007 г. — порядка 500 долл.), то есть вырасти в 4 раза.
Заключение