Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:23, курсовая работа
Значительный вклад в теорию домашнего хозяйства внесли российские ученые-экономисты А. В, Чаянов, А. Н. Челинцев, Н. П. Макаров -представители организационно-производственного направления. Они исследовали закономерности развития и особенности функционирования крестьянских домохозяйств.
В советской науке изучению домашнего хозяйства не уделялось должного внимания, домашнее хозяйство не рассматривалось в качестве субъекта рыночных отношений в связи с их отсутствием. Объектом анализа выступала семья, то есть исследовался социально-демографический аспект домашнего хозяйства, экономическое же направление распространялось только на структуру потребления.
Модель кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.
Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.
3. Связи и
источники доходов домашних
Крупнейшим источником доходов домохозяйства является заработная плата, достигающая в развитых странах трех четвертей от общей суммы поступлений.
Домашние хозяйства
принимают самое
Таблица 1
Взаимодействие домохозяйств с другими субъектами рынка
Плата за ресурсы (доход)
Трансфертные Потребительские платежи товары и услуги
Ресурсы
Налоги Денежные доходы
хозяйств
Проценты Сбережения
Инвестиции
Денежные средства (кредиты)
Доходы
Оплата кредита. Проценты
Налоги
В данной таблице показано, что все ресурсы принадлежат домохозяйствам и поступают в виде факторных услуг фирмам. Плата за ресурсы служит материальной основой доходов домохозяйств и используется для покупки потребительских товаров и услуг, созданных фирмами. Движение потоков ресурсов, денежных средств, а так же товаров и услуг осуществляется постоянно. Причем денежные потоки движутся в направлении, противоположном движению ресурсов, товаров и услуг.
В процессе экономического кругооборота, наряду с домохозяйствами и фирмами, принимают участие различные государственные и кредитно-банковские учреждения. Их участие обязывает и представляет возможность домохозяйствам тратить на потребление не весь полученный доход, так как в налоговую систему необходимо перевести часть доходов, необходимых для получения государственного бюджета. Оставшийся доход в виде сбережений хранится в кредитных учреждениях и идет на покупку ценных бумаг, акций, и др. Домохозяйства получают от государства так называемые трансфертные платежи в форме пенсий, пособий, стипендий и тому подобное. На рисунке показаны и другие важнейшие отношения, возникающие в процессе экономического кругооборота.
Если говорить конкретно, то взаимосвязь домохозяйств с фирмами и государством заключается в следующем:
1) Поставляют фирмам
и государству
2) Предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, производимые фирмами и государственными предприятиями.
3) Пополняют доходную
часть государственного
4) Предоставляют свои
сбережения фирмам и государств
Кроме того, стоит упомянуть, что роль домохозяйств в общественном производстве и потреблении благ достаточно велика, а именно:
Домохозяйства являются потребителями 2/3 всех потребительских товаров и услуг, производимых на фирмах и государственных предприятиях. На их спрос ориентируются производители при решении главных вопросов экономики: что и сколько, как и для кого производить.
Домохозяйства – поставщики ресурсов, то есть обеспечивают важнейшие условия производства экономических благ.
Домохозяйства пополняют доходную часть государственного бюджета на всех его уровнях.
Домохозяйства посредством участия их членов в управлении фирмами и госпредприятиями оказывают воздействие и на организацию производства.
Во всех странах с рыночной экономикой
действуют механизмы
Первичные доходы частных домохозяйств складываются в результате рыночных сделок – продажи факторов производства и товаров. Соответственно, они образуются за счет заработной платы наемных работников (вознаграждения за труд как фактора производства), доходов от собственности, предпринимательского дохода, а также доходов от самозанятости. При этом все подлежащие оплате проценты вычитаются из получающейся суммы доходов.
Далее вступают в действие механизмы государственного перераспределения доходов. Все социальные выплаты и трансферты (кроме выдаваемых в натуральной форме) добавляются к первичным доходам домохозяйств, и уже из этой суммы выплачиваются подоходные и имущественные налоги, социальные взносы и платежи. В результате остается располагаемый доход домохозяйства.
Сопоставление стоимостных показателей - как в динамике, так и между регионами - всегда представляет непростую статистическую проблему. Даже в странах с единой валютой различны уровни цен и потребительские стандарты, а применение в расчетах валютных курсов привносит еще больше различий.
Для обеспечения прямой сопоставимости важнейших макроэкономических показателей стран и регионов - прежде всего валового внутреннего продукта (ВВП) и других агрегатов национальных счетов - в рамках Программы международных сопоставлений используется их пересчет в фактические паритеты покупательной способности (ППС) на душу населения. Сходные процедуры используются в исследованиях Евростата при сопоставлениях доходов домохозяйств и валового регионального продукта. При этом для пересчета доходов домохозяйств используется только потребительский компонент ППС - паритет потребительской покупательной способности (ПППС).
Если говорить об уровне денежных доходов частных домохозяйств в странах-членах Европейского Союза, то он различается в 2 раза, а с учетом стран-кандидатов - более, чем в 5 раз. Для примера приведём следующие данные:
Самые высокие первичные доходы - у домохозяйств в Германии, вдвое ниже - в Португалии. Уровень располагаемых доходов заметно ниже, особенно в Германии, и различия между этими странами сокращаются до 1,8 раз.
Среди стран-кандидатов на вступление в Европейский Союз, представивших соответствующие данные, наиболее высоки доходы домохозяйств в Чехии, самые низкие - в Румынии. Различия по первичным доходам составляют 2,3 раза, а по располагаемым - 2,1 раза.
Весьма значительны различия в соотношении располагаемых и первичных доходов. В странах Северной Европы (Нидерландах, Швеции, Дании, Бельгии и Финляндии) в распоряжении домохозяйств остается порядка 74 - 80% их первичных доходов, а в Португалии и Греции - 95-98%. Среди стран-кандидатов на вступление в Европейский Союз отношение располагаемых доходов домохозяйств к первичным колеблется от 88% в Чехии до 109% в Литве. Отметим, что превышение располагаемых денежных доходов над первичными наблюдается также в ряде регионов Великобритании, Германии, Греции, Италии Франции, Польши, Венгрии и Румынии, что обусловлено перераспределительной политикой государства, реализуемой в виде различных социальных выплат.
Различно также соотношение располагаемых денежных доходов домохозяйств и валового внутреннего продукта. В скандинавских странах и Ирландии среднедушевой располагаемый денежных доход составляет 42-45% от среднедушевого значения ВВП, в Германии, Италии, Великобритании - 65%, Португалии - более 76%, в странах-кандидатах колеблется от 50% в Чехии до 63% в Польше. Более низкие уровни располагаемого денежного дохода по сравнению с первичными доходами и уровнем ВВП указывает на большую активность государства в перераспределении доходов, однако отнюдь не всегда означает снижение уровня благосостояния, поскольку может давать выигрыши за счет развития общественного транспорта.
4. Представление потребительских предпочтений с помощью кривых безразличия
Набор кривых безразличия дает нам полное представление о гипотетических предпочтениях потребителя, то есть мы получает возможность с их помощью сопоставить два любых варианта набора товаров. Кривые безразличия отражают предпочтения потребителей и обладают определенными свойствами. Для большинства кривых безразличия характерны следующие отличительные особенности:
Свойство 1: чем выше расположена кривая, тем предпочтительнее она для потребителя, т.к. покупатель стремится иметь большее количество товаров.
Свойство 2: кривые безразличия имеют вид нисходящих.
Свойство 3: кривые безразличия не пересекаются.
Свойство 4: кривые безразличия вогнуты
рис. 1. Кривые безразличия
5. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
На выбор потребителя влияют не только уровень дохода и кривые безразличия, но и другие факторы:
1. Культурные факторы
Самое сильное влияние
на поведение потребителя
Культура
Культура - определяющий фактор потребностей и поведения человека, который с детства усваивает в семье и через другие общественные институты определенный набор ценностей, стереотипов восприятия и поведения.
Субкультура
Каждая культура состоит из более мелких субкультур, которые дают человеку возможность более полного отождествления и тесного общения с себе подобными. Субкультуры формируются на национальной, религиозной , расовой или региональной основе, многие из них образуют важные сегменты рынка, что должны учитывать производители при разработке продукции и планирования маркетинговых программ.
Социальные классы
Практически каждое современное общество подразделяется на социальные слои. Одно из наиболее жестких разделений такого рода - касты, членам которых предписаны определенные роли, а переход из касты в касту не допускается. Гораздо менее жестко разделение общества на социальные классы.
Социальные классы - построенные в строгой иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.
К критериям разделения общества на классы относят не только доход, но и работу, образование и место жительства. Представители различных социальных классов различаются стилем одежды, речью, организацией отдыха и многими другими характеристиками. К отличительным признакам социального класса относят:
склонность его представителей к более или менее одинаковому поведению;
наличие определенного социального статуса;
образование, род деятельности и уровень доходов;
возможность перехода из класса в класс.
Представители социальных классов имеют определенные общие предпочтения в выборе различных товаров и торговых марок, включая одежду, домашнюю мебель, проведение досуга и автомобили. Некоторые производители, использую данное обстоятельство, фокусируют свое внимание на удовлетворении потребностей какого-то одного класса.
2. Социальные факторы
Кроме культурных на потребительское поведение оказывают влияние такие социальные факторы, как референтные группы, семья, роли и статусы.
Референтные группы
Референтные группы - группы, которые оказывают (при личном контакте) прямое или косвенное влияние на отношение человека к чему(кому)-либо и его поведение. Группы, оказывающие прямое влияние на человека, называются группами членства.
Группы членства могут
быть первичными (семья, друзья, соседи,
все те общности, взаимодействие с
членами которых носит
Референтные группы оказывают влияние на индивида по крайней мере в трех направлениях: они могут подтолкнуть человека к изменению своего поведения и стиля жизни; оказывают влияние на отношение индивида к жизни и его представление о самом себе; могут воздействовать на выбор индивидом конкретных товаров и торговых марок.