Понятие и виды домохозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Значительный вклад в теорию домашнего хозяйства внесли российские ученые-экономисты А. В, Чаянов, А. Н. Челинцев, Н. П. Макаров -представители организационно-производственного направления. Они исследовали закономерности развития и особенности функционирования крестьянских домохозяйств.

В советской науке изучению домашнего хозяйства не уделялось должного внимания, домашнее хозяйство не рассматривалось в качестве субъекта рыночных отношений в связи с их отсутствием. Объектом анализа выступала семья, то есть исследовался социально-демографический аспект домашнего хозяйства, экономическое же направление распространялось только на структуру потребления.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

 

Модель кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь  всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка  зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

 

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.

 

3. Связи и  источники доходов домашних хозяйств

 

Крупнейшим источником доходов домохозяйства является заработная плата, достигающая в развитых странах трех четвертей от общей суммы поступлений.

 

Домашние хозяйства  принимают самое непосредственное участие наряду с фирмами и  государством, в движении ресурсов, доходов и товаров (см. табл. 1)

 

Таблица 1

 

Взаимодействие домохозяйств с другими субъектами рынка

 

 

Плата за ресурсы (доход)

 

Трансфертные Потребительские  платежи товары и услуги

 

 Ресурсы

 

 Налоги Денежные  доходы

 

 хозяйств

 

 Проценты Сбережения

 

 Инвестиции

 

Денежные средства (кредиты)

 

 Доходы

 

Оплата кредита. Проценты

 

 Налоги

 

В данной таблице показано, что все ресурсы принадлежат  домохозяйствам и поступают в  виде факторных услуг фирмам. Плата  за ресурсы служит материальной основой доходов домохозяйств и используется для покупки потребительских товаров и услуг, созданных фирмами. Движение потоков ресурсов, денежных средств, а так же товаров и услуг осуществляется постоянно. Причем денежные потоки движутся в направлении, противоположном движению ресурсов, товаров и услуг.

 

В процессе экономического кругооборота, наряду с домохозяйствами  и фирмами, принимают участие  различные государственные и  кредитно-банковские учреждения. Их участие  обязывает и представляет возможность  домохозяйствам тратить на потребление не весь полученный доход, так как в налоговую систему необходимо перевести часть доходов, необходимых для получения государственного бюджета. Оставшийся доход в виде сбережений хранится в кредитных учреждениях и идет на покупку ценных бумаг, акций, и др. Домохозяйства получают от государства так называемые трансфертные платежи в форме пенсий, пособий, стипендий и тому подобное. На рисунке показаны и другие важнейшие отношения, возникающие в процессе экономического кругооборота.

 

Если говорить конкретно, то взаимосвязь домохозяйств с фирмами и государством заключается в следующем:

 

1) Поставляют фирмам  и государству производственные  ресурсы: трудовые, природные, капитальные,  предпринимательские способности. 

 

2) Предъявляют спрос  на потребительские товары и услуги, производимые фирмами и государственными предприятиями.

 

3) Пополняют доходную  часть государственного бюджета  посредством уплаты налогов и  других видов обязательных платежей.

 

4) Предоставляют свои  сбережения фирмам и государству для инвестирования в производство.

 

Кроме того, стоит упомянуть, что роль домохозяйств в общественном производстве и потреблении благ достаточно велика, а именно:

 

Домохозяйства являются потребителями 2/3 всех потребительских товаров  и услуг, производимых на фирмах и государственных предприятиях. На их спрос ориентируются производители при решении главных вопросов экономики: что и сколько, как и для кого производить.

 

Домохозяйства – поставщики ресурсов, то есть обеспечивают важнейшие условия  производства экономических благ.

 

Домохозяйства пополняют доходную часть государственного бюджета  на всех его уровнях.

 

Домохозяйства посредством участия  их членов в управлении фирмами и  госпредприятиями оказывают воздействие  и на организацию производства.

 

Во всех странах с рыночной экономикой действуют механизмы государственного перераспределения денежных доходов, поэтому принято разделять первичные  и располагаемые денежные доходы домохозяйств (населения).

 

Первичные доходы частных домохозяйств складываются в результате рыночных сделок – продажи факторов производства и товаров. Соответственно, они образуются за счет заработной платы наемных работников (вознаграждения за труд как фактора производства), доходов от собственности, предпринимательского дохода, а также доходов от самозанятости. При этом все подлежащие оплате проценты вычитаются из получающейся суммы доходов.

 

Далее вступают в действие механизмы  государственного перераспределения  доходов. Все социальные выплаты  и трансферты (кроме выдаваемых в  натуральной форме) добавляются к первичным доходам домохозяйств, и уже из этой суммы выплачиваются подоходные и имущественные налоги, социальные взносы и платежи. В результате остается располагаемый доход домохозяйства.

 

Сопоставление стоимостных показателей  - как в динамике, так и между регионами - всегда представляет непростую статистическую проблему. Даже в странах с единой валютой различны уровни цен и потребительские стандарты, а применение в расчетах валютных курсов привносит еще больше различий.

 

Для обеспечения прямой сопоставимости важнейших макроэкономических показателей стран и регионов - прежде всего валового внутреннего продукта (ВВП) и других агрегатов национальных счетов - в рамках Программы международных сопоставлений используется их пересчет в фактические паритеты покупательной способности (ППС) на душу населения. Сходные процедуры используются в исследованиях Евростата при сопоставлениях доходов домохозяйств и валового регионального продукта. При этом для пересчета доходов домохозяйств используется только потребительский компонент ППС - паритет потребительской покупательной способности (ПППС).

 

Если говорить об уровне денежных доходов частных домохозяйств в  странах-членах Европейского Союза, то он различается в 2 раза, а с учетом стран-кандидатов - более, чем в 5 раз. Для примера приведём следующие данные:

 

Самые высокие первичные  доходы - у домохозяйств в Германии, вдвое ниже - в Португалии. Уровень  располагаемых доходов заметно  ниже, особенно в Германии, и различия между этими странами сокращаются  до 1,8 раз.

 

Среди стран-кандидатов на вступление в Европейский Союз, представивших соответствующие данные, наиболее высоки доходы домохозяйств в Чехии, самые низкие - в Румынии. Различия по первичным доходам составляют 2,3 раза, а по располагаемым - 2,1 раза.

 

Весьма значительны  различия в соотношении располагаемых и первичных доходов. В странах Северной Европы (Нидерландах, Швеции, Дании, Бельгии и Финляндии) в распоряжении домохозяйств остается порядка 74 - 80% их первичных доходов, а в Португалии и Греции - 95-98%. Среди стран-кандидатов на вступление в Европейский Союз отношение располагаемых доходов домохозяйств к первичным колеблется от 88% в Чехии до 109% в Литве. Отметим, что превышение располагаемых денежных доходов над первичными наблюдается также в ряде регионов Великобритании, Германии, Греции, Италии Франции, Польши, Венгрии и Румынии, что обусловлено перераспределительной политикой государства, реализуемой в виде различных социальных выплат.

 

Различно также соотношение  располагаемых денежных доходов  домохозяйств и валового внутреннего  продукта. В скандинавских странах и Ирландии среднедушевой располагаемый денежных доход составляет 42-45% от среднедушевого значения ВВП, в Германии, Италии, Великобритании - 65%, Португалии - более 76%, в странах-кандидатах колеблется от 50% в Чехии до 63% в Польше. Более низкие уровни располагаемого денежного дохода по сравнению с первичными доходами и уровнем ВВП указывает на большую активность государства в перераспределении доходов, однако отнюдь не всегда означает снижение уровня благосостояния, поскольку может давать выигрыши за счет развития общественного транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Представление потребительских предпочтений с помощью кривых безразличия

 

 

Набор кривых безразличия  дает нам полное представление о  гипотетических предпочтениях потребителя, то есть мы получает возможность с их помощью сопоставить два любых варианта набора товаров. Кривые безразличия отражают предпочтения потребителей и обладают определенными свойствами. Для большинства кривых безразличия характерны следующие отличительные особенности:

 

Свойство 1: чем выше расположена  кривая, тем предпочтительнее она  для потребителя, т.к. покупатель стремится  иметь большее количество товаров.

 

Свойство 2: кривые безразличия  имеют вид нисходящих.

 

Свойство 3: кривые безразличия  не пересекаются.

 

Свойство 4: кривые безразличия  вогнуты

 

 

 

рис. 1. Кривые безразличия

 

 

 

 

 

 

 

5. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

На выбор потребителя влияют не только уровень дохода и кривые безразличия, но и другие факторы:

1. Культурные факторы

 

Самое сильное влияние  на поведение потребителя оказывают  культурные факторы, особенно общий  его уровень, принадлежность к определенной субкультуре и социальному классу.

 

Культура 

 

Культура - определяющий фактор потребностей и поведения  человека, который с детства усваивает  в семье и через другие общественные институты определенный набор ценностей, стереотипов восприятия и поведения.

 

Субкультура

 

Каждая культура состоит  из более мелких субкультур, которые  дают человеку возможность более  полного отождествления и тесного  общения с себе подобными. Субкультуры  формируются на национальной, религиозной , расовой или региональной основе, многие из них образуют важные сегменты рынка, что должны учитывать производители при разработке продукции и планирования маркетинговых программ.

 

Социальные классы

 

Практически каждое современное  общество подразделяется на социальные слои. Одно из наиболее жестких разделений такого рода - касты, членам которых предписаны определенные роли, а переход из касты в касту не допускается. Гораздо менее жестко разделение общества на социальные классы.

 

Социальные классы - построенные  в строгой иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.

 

К критериям разделения общества на классы относят не только доход, но и работу, образование и  место жительства. Представители  различных социальных классов различаются стилем одежды, речью, организацией отдыха и многими другими характеристиками. К отличительным признакам социального класса относят:

 

склонность его представителей к более или менее одинаковому  поведению;

 

наличие определенного  социального статуса;

 

образование, род деятельности и уровень доходов;

 

возможность перехода из класса в класс.

 

Представители социальных классов имеют определенные общие  предпочтения в выборе различных  товаров и торговых марок, включая  одежду, домашнюю мебель, проведение досуга и автомобили. Некоторые производители, использую данное обстоятельство, фокусируют свое внимание на удовлетворении потребностей какого-то одного класса.

2. Социальные факторы

 

Кроме культурных на потребительское  поведение оказывают влияние  такие социальные факторы, как референтные группы, семья, роли и статусы.

 

Референтные группы

 

Референтные группы - группы, которые оказывают (при личном контакте) прямое или косвенное влияние  на отношение человека к чему(кому)-либо и его поведение. Группы, оказывающие  прямое влияние на человека, называются группами членства.

 

Группы членства могут  быть первичными (семья, друзья, соседи, все те общности, взаимодействие с  членами которых носит постоянный и неформальный характер) и вторичными группами (профессиональные коллективы, религиозные и профсоюзные объединения, построенные скорее на формальной основе, общение с членами которых носит периодический характер).

 

Референтные группы оказывают  влияние на индивида по крайней мере в трех направлениях: они могут  подтолкнуть человека к изменению своего поведения и стиля жизни; оказывают влияние на отношение индивида к жизни и его представление о самом себе; могут воздействовать на выбор индивидом конкретных товаров и торговых марок.

Информация о работе Понятие и виды домохозяйств