Понятие и виды норм международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 08:55, реферат

Описание работы

Понятие международно-правовой нормы. Общая теория права определяет формально-юридические признаки правовой нормы. Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством);
б) выражение ими государственной воли;
в) всеобщий и представительно-обязывающий характер правовых норм;

Файлы: 1 файл

нормы международного права.docx

— 33.04 Кб (Скачать файл)

 

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

 

 

 

 

Эссе по дисциплине

«Международное право»

 

На тему «Понятие и виды норм международного права»

 

 

 

 

 

 

 

Студентка: Скоромникова А.В

Группа ВН4-1А

 

 

Преподаватель:

Шулятьев И.А

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие международно-правовой нормы. Общая теория права определяет формально-юридические признаки правовой нормы. Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством);

б) выражение ими государственной воли;

в) всеобщий и представительно-обязывающий характер правовых норм;

г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права;

д) многократность применения и длительность действия правовых норм;

е) их строгая соподчиненность и иерархичность;

ж) охрана норм права государством;

 з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.

 Эти признаки mutatis mutandis присущи также и нормам международного права.

Любая международно-правовая норма юридически нарушение ее влечет различного рода санкции. Норма международного права выступает в качестве своеобразной меры равного масштаба, применяемого при оценке поведения субъектов этого права. Она является

критерием определения правильности или неправильности действий различных субъектов международного права.

 

Степень обобщенности норм международного права различна. Наиболее общий характер имеют нормы, содержащиеся в Уставе ООН. В нем закреплены семь общепризнанных принципов международного права (например, принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства государств, мирного разрешения споров). Если какая-либо норма международного права противоречит Уставу ООН, то она объявляется ничтожной, а субъекты международного права не могут руководствоваться ею.

 

Менее общий характер по сравнению с нормами Устава ООН имеют нормы международного права, относящиеся к его отраслям и институтам, а также нормы, обращенные к конкретным субъектам (государствам, межправительственным организациям и др.).

 

Как можно отметить  , к отличительным чертам нормы права как сходной ячейки всей системы права относятся содержание и выражение в ней государственной воли. Нормы международного права являются продуктом согласования воль соответствующих субъектов, и прежде всего государств.

 

 Понятие нормы международного  права и их виды

Международное право (как и внутригосударственное право) состоит из юридических норм. Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:

1) согласование воль субъектов  международного права относительно  правила поведения;

2) дача субъектами международного  права согласия на юридическую  обязательность согласованных правил  поведения.

Иногда эти две стадии могут совпадать по времени, скажем, когда международный договор вступает в силу в момент его подписания. В данном случае подписание договора означает окончательное согласование текста договора (правила поведения) и одновременно придание согласованному тексту силы международной договорной нормы.

Отсутствие в международном правиле поведения юридической обязательности позволяет говорить о наличии лишь первого этапа создания международно-правовой нормы.

Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, которые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus cogens).

В отличие от внутригосударственного права императивность международно-правовой нормы означает, что она «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юридическую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.

Процесс создания императивной нормы выглядит следующим образом:

1) согласование воль субъектов  международного права относительно  правила поведения;

2) согласование воль этих  субъектов относительно придания  данному правилу поведения высшей  юридической силы в данной  правовой системе;

3) дача субъектами международного  права согласия на юридическую  обязательность согласованного  правила поведения.

Императивные нормы международного права образуют каркас, своего рода «конституцию» в международно-правовой системе и обеспечивают ее внутреннюю согласованность и непротиворечивость. Императивными нормами являются основные принципы международного права, некоторые положения Устава ООН и другие нормы, отступление от которых в международных отношениях недопустимо.

Виды норм международного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

• Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы существуют отраслевые нормы-принципы. Например, принцип воздержания в международных отношениях от угрозы силой или ее применения, принцип мирного разрешения споров, принцип невмешательства во внутренние дела государства, принцип сотрудничества государств, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип суверенного равенства государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих обязательств. Три общепризнанных принципа — нерушимости границ, территориальной целостности, уважения прав человека и основных свобод — закреплены в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.;

 

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

«никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

По содержанию правил поведения международные нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие международно-правовой нормы. Общая теория права определяет формально-юридические признаки правовой нормы. Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выражение ими государственной воли; в) всеобщий и представительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность применения и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчиненность и иерархичность; ж) охрана норм права государством; з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права веле-ний3. Эти признаки mutatis mutandis присущи также и нормам международного права. 
 
Любая международно-правовая норма юридически на- 
 
рушение ее влечет различного рода санкции. Норма международного права выступает в качестве своеобразной меры равного масштаба, применяемого при оценке поведения субъектов этого права. Она является 
 
Оппенгейм Л. Указ. соч. С. 52. 
 
Cassese A International Law. Oxford. 2001. P. 150—151. 
 
Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2004. С. 569—570. 
 
критерием определения правильности или неправильности действий различных субъектов международного права. 
 
Степень обобщенности норм международного права различна. Наиболее общий характер имеют нормы, содержащиеся в Уставе ООН. В нем закреплены семь общепризнанных принципов международного права (например, принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства государств, мирного разрешения споров). Если какая-либо норма международного права противоречит Уставу ООН, то она объявляется ничтожной, а субъекты международного права не могут руководствоваться ею. 
 
Менее общий характер по сравнению с нормами Устава ООН имеют нормы международного права, относящиеся к его отраслям и институтам, а также нормы, обращенные к конкретным субъектам (государствам, межправительственным организациям и др.). 
 
Как отмечает М. Н. Марченко, к отличительным чертам нормы права как сходной ячейки всей системы права относятся содержание и выражение в ней государственной воли1.Нормы международного права являются продуктом согласования воль соответствующих субъектов, и прежде всего государств. 
 
Нормы международного права делятся на диспозитивные и императивные. От диспозитивных норм субъекты могут отступать по взаимному соглашению. Например, в соответствии со ст. 16 Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. преступления, совершенные на воздушном судне, зарегистрированном в каком-либо договаривающемся государстве, рассматриваются для целей выдачи, как если бы они были совершены не только на месте их совершения, но также и на территории государства регистрации воздушного судна. Однако ничто в этой Конвенции не считается обязывающим осуществлять выдачу. Иными словами, нормы Конвенции носят диспозитивный характер. 
 
Императивными называются такие нормы, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению, а договор, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным. Такие нормы в соответствии со ст. 164 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. называются нормами jus cogens. Согласно данной статье если возникает новая императивная норма общего международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается. Императивная норма может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. 
 
Российская наука международного права считает, что императивными нормами прежде всего являются основные принципы современного международного права2. 
 
В зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения нормы международного права подразделяются на: 
 
Марченко М. Н. Указ. соч. С. 571. Курс международного права. М., 1989. Т. 1. С. 28. 

  •  
    нормы-принципы. Таковыми являются семь основных принципов международного права, закрепленные в ст. 1 и 2 Устава ООН. Например, принцип воздержания в международных отношениях от угрозы силой или ее применения, принцип мирного разрешения споров, принцип невмешательства во внутренние дела государства, принцип сотрудничества государств, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип суверенного равенства государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих обязательств. Три общепризнанных принципа — нерушимости границ, территориальной целостности, уважения прав человека и основных свобод — закреплены в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.;
  •  
    нормы-определения. Они содержатся в различных статьях международного договора или составляют отдельный раздел (статью) договора. Например, в ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. даны определения таким терминам, использованным в договоре, как «ратификация», «полномочия», «оговорка», «договор», «участник», «международная организация» и др.;
  •  
    нормы-цели, закрепляющие и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность субъекта или субъектов международного права. Например, государства — участники Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. поставили перед собой цель «не допустить превращения Луны в район международных конфликтов».

 
Нормам международного права присущи самые разнообразные санкции, т. е. меры принуждения, которые применяются к нарушившему запрет или же исполнившему веление нормы права. Например, согласно ст. 41 Устава ООН к нарушителям решений Совета Безопасности могут быть применены такие санкции, как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. 
 
По справедливому мнению Г. И. Тункина, одной из важных особенностей международного права является то, что его нормы создаются самими субъектами этой системы права. Международный договор и международный обычай являются двумя основными способами создания норм международного права1. 
 
Договорная норма. Общепризнано, что основным способом создания норм международного права является международный договор. Например, крупнейший юрист-международник Ф. Ф. Мартене еще в конце XIX в. отмечал, что международный договор «устанавливает известные обязательные отношения между государствами, которые его заключили, и всегда служил одним из лучших средств для выяснения и определения правовых отношений, даже принципов права, которые должны господствовать в области международных отношений»-. 
 
Договоры, как правило, заключаются в письменной форме. Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. 
 
Тункин Г. И. Теория международного права. М., 1970. С. 101, 162 и 188. Мартене Ф. Ф. Указ. соч. С. 393 договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регистрируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международным договором является также учредительный акт международной организации. 
 
В международно-правовой литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что не все международные договоры являются нормоуста-навливающими. По мнению многих специалистов, имеется большое количество договоров, не создающих нормы международного права. Эта точка зрения высказана в трудах русских и зарубежных ученых: Ф. Мар-тенса, Н. Коркунова, С. Бергбома, Г. Трипеля, Дж. Фицмориса, А. Ул-лоа, А. Фердросса, Э. Аречаги, Ч. Руссо, П. Гуггенхайма и др.1 
 
Вместе с тем в российской литературе распространенным является мнение о том, что любой международный договор имеет нормоустанови-тельное значение. Например, Ф. И. Кожевников писал: «Все договоры в принципе имеют в той или иной степени нормообразующий характер, поскольку они устанавливают правила поведения, которые их участники обязаны соблюдать»2. 
 
Данную точку зрения детализирует польский профессор М. По его мнению, «международный договор, как двусторонний, так и многосторонний, представляет собой источник прав и обязанностей, причем даже в том случае, когда он регулирует самые заурядные вопросы повседневной жизни»3. Опираясь на это суждение, М. Ляхе предлагает следующую классификацию международных договоров: 1) договоры, подтверждающие или формулирующие в целях большой точности некоторые являющиеся уже обязательными принципы и нормы права; 2) договоры, создающие новые принципы и нормы; 3) договоры, применяющие ad casum существующие принципы или нормы права4. 
 
Важной функцией договоров является систематизация как конвенционных, так и обычных норм. Например, в преамбуле Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. указано, что ее цель заключается в кодификации и прогрессивном развитии морского права. Примерно такую же цель преследует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. (см. преамбулу). «Недостаточная системность — одно из самых слабых мест обычного правотворчества, — отмечает И. И. Лукашук. — Договор определяет взаимосвязи не только между содержащимися в нем нормами, но и последних с другими нормами международного права»5. 
Анализ литературы по данному вопросу см.: Тункин Г. И. Указ. соч. С. 102-108. 
 
Кожевников Я. И. Учебное пособие по международному публичному праву. М, 1947. С. 117. 
 
Ляхе М. Многосторонние договоры. М., 1960. С. 263. 
 

 
Там же. С. 264. 
 
Лукашук И. И. Нормы международного права. М, 1997. С. 276. 
 
Договор может воспроизводить и подтверждать нормы действующего международного права, конкретизировать их, развивать, создавать новые и ликвидировать старые нормы1. Например, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. закреплен принцип суверенитета прибрежного государства над территориальным морем, равно как на его дно и недра (ст. 2). В этой Конвенции закреплен, конкретизирован и дополнен принцип свободы открытого моря (ст. 87), являющийся высшим, императивным принципом международного морского права. Конвенция конкретизирует статус континентального шельфа (ст. 76) и определяет его режим (ст. 77—85). Она развивает действующие ранее нормы относительно сохранения живых ресурсов открытого моря и управления ими (ст. 116—120), режима проливов, используемых для международного судоходства (ст. 34—44), защиты и сохранения морской среды (ст. 192—212). Наконец, Конвенция создает огромное количество новых норм, в частности нормы, относящиеся к статусу и режиму исключительной экономической зоны (ст. 55—75), архипелажных вод (ст. 46—54), международного района морского дна за пределами континентального шельфа (ст. 33—283), режима морских научных исследований (ст. 238—244), разработки и передачи морской технологии (ст. 266-278). 
 
Договор может вступить в силу и до его ратификации. Однако действие такой нормы носит временный характер, поскольку возможен отказ от его ратификации. Согласно ст. 25 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. договор или часть договора применяются временно до вступления договора в силу, если: а) это предусматривается самим договором или б) участвовавшие в переговорах государства договорились об этом каким-либо иным образом. Например, 15 июня 1990 г. США и СССР подписали Соглашение о разграничении морских пространств. В ст. 7 Соглашения сказано, что оно подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами. При подписании стороны обменялись нотами о временном применении этого Соглашения. В Договоре о торговле и мореплавании между СССР и Ираном 1940 г. говорится, что Договор будет ратифицирован, но он вводится временно в действие в день его подписания. 
 
Договоры заключаются только субъектами международного права, и прежде всего суверенными государствами, межправительственными организациями, нациями и народами, борющимися за свое освобождение, государственно-подобными образованиями. Процедуру заключения договоров между государствами регламентирует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., а между государствами и межправительственными организациями или между самими такими организациями — Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или межлу международными организациями 1986 г. В этой Конвенции под договором понимается международное соглашение, регулируемое международным правом и заключенное в письменной форме: а) между одной или несколькими международными организациями; или б) между международными организациями 
1 Тункин Г. И. Указ. соч. С. 108. 
 
независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Договоры международных организаций создают обязательные для их участников нормы. 
 
Процесс заключения международного договора проходит ряд этапов: переговоры, согласование текста, парафирование его, принятие на международной (дипломатической) конференции, подписание, ратификация (присоединение), вступление в силу, регистрация в Секретариате ООН, опубликование в книге «Treaty Series». 
 
Как отмечает Г. И. Тункин, процесс заключения международного договора есть процесс согласования воль государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора1.

Информация о работе Понятие и виды норм международного права