Понятие экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:38, контрольная работа

Описание работы

Что именно подразумевается под понятием экономические потребности? Прежде всего, желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность, - так экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубную пасту, проигрыватели, компакт-диски, пиццу, свитеры и т.п. Короче говоря, бесчисленное множество продуктов, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности.

Файлы: 1 файл

контрольная по экономике.docx

— 21.33 Кб (Скачать файл)

Что именно подразумевается  под понятием экономические потребности? Прежде всего, желание потребителей приобрести и использовать товары и  услуги, которые доставляют им полезность, - так экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубную пасту, проигрыватели, компакт-диски, пиццу, свитеры и т.п. Короче говоря, бесчисленное множество продуктов, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. То, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

Но и услуги также удовлетворяют  наши потребности, как и материальные продукты. Ремонт автомобиля, удаление аппендикса, стрижка волос и консультация юриста наравне с товарами удовлетворяют  человеческие потребности. По зрелом размышлении  мы осознаем, что фактически покупаем много изделий, например автомобили и стиральные машины, именно ради тех  услуг, которые они нам оказывают. Разница между товарами и услугами зачастую оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд.

Материальные потребности  включают также потребности частных  предприятий и правительственных  ведомств. Частные предприятия хотят  иметь в своем распоряжении фабричные  здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все  прочее, что позволяет им реализовать  производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности  граждан страны или преследуя  свои собственные цели, стремится  строить автострады, школы, больницы, накапливать военную технику  и оружие.

В своей совокупности материальные потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны, а  это означает, что материальные потребности  в товарах и услугах полностью  удовлетворить невозможно. Подтвердить  этот вывод можно с помощью  простого эксперимента. Предположим, что  нас просят перечислить те товары и услуги, которые нам нужны, но которыми мы в данный момент не располагаем. Затратим определенное время на составление  перечня неудовлетворенных потребностей, и он окажется весьма внушительным. Но с течением времени потребности  умножаются, и мы вынуждены пополнять  перечень все новыми. Материальные потребности, подобно кроликам, обладают высоким коэффициентом воспроизводства. Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы и в голову не пришло покупать. Еще не так давно у нас не было желания приобретать персональные компьютеры, легкое пиво, видеомагнитофоны, электронные часы, микроволновые печи. Более того, удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться: известно, что приобретение автомобилей моделей "эскорт" или "шеветт" порождает желание купить "порш" или "мерседес".

В общем, можно сказать, что  в каждый данный момент индивиды и  институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных материальных потребностей. Некоторые из этих потребностей - пища, одежда, жилье - имеют общее  из биологических потребностей человека. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев  и привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья, которые мы стремимся  приобрести, часто предопределяются общей социальной и культурной средой нашего обитания. С течением времени  потребности изменяются и умножаются в результате появления новых  изделий и под воздействием широкой  рекламы и энергичного стимулирования сбыта.

Наконец, подчеркнем также, что конечная цель или задача всей экономической деятельности заключается  в стремлении удовлетворить эти  многообразные материальные потребности.

Что именно подразумевается  под понятием экономические потребности? Прежде всего, желание потребителей приобрести и использовать товары и  услуги, которые доставляют им полезность, - так экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубную пасту, проигрыватели, компакт-диски, пиццу, свитеры и т.п. Короче говоря, бесчисленное множество продуктов, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. То, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

Но и услуги также  удовлетворяют наши потребности, как  и материальные продукты. Ремонт автомобиля, удаление аппендикса, стрижка волос  и консультация юриста наравне с  товарами удовлетворяют человеческие потребности. По зрелом размышлении  мы осознаем, что фактически покупаем много изделий, например автомобили и стиральные машины, именно ради тех  услуг, которые они нам оказывают. Разница между товарами и услугами зачастую оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд.

Материальные потребности  включают также потребности частных  предприятий и правительственных  ведомств. Частные предприятия хотят  иметь в своем распоряжении фабричные  здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все  прочее, что позволяет им реализовать  производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности  граждан страны или преследуя  свои собственные цели, стремится  строить автострады, школы, больницы, накапливать военную технику  и оружие.

В своей совокупности материальные потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны, а  это означает, что материальные потребности  в товарах и услугах полностью  удовлетворить невозможно. Подтвердить  этот вывод можно с помощью  простого эксперимента. Предположим, что  нас просят перечислить те товары и услуги, которые нам нужны, но которыми мы в данный момент не располагаем. Затратим определенное время на составление  перечня неудовлетворенных потребностей, и он окажется весьма внушительным. Но с течением времени потребности  умножаются, и мы вынуждены пополнять  перечень все новыми. Материальные потребности, подобно кроликам, обладают высоким коэффициентом воспроизводства. Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы и в голову не пришло покупать. Еще не так давно у нас не было желания приобретать персональные компьютеры, легкое пиво, видеомагнитофоны, электронные часы, микроволновые печи. Более того, удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться: известно, что приобретение автомобилей моделей "эскорт" или "шеветт" порождает желание купить "порш" или "мерседес".

В общем, можно сказать, что в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных  материальных потребностей. Некоторые  из этих потребностей - пища, одежда, жилье - имеют общее из биологических  потребностей человека. Однако другие возникают под влиянием сложившихся  в обществе обычаев и привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья, которые мы стремимся приобрести, часто предопределяются общей социальной и культурной средой нашего обитания. С течением времени потребности  изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и  под воздействием широкой рекламы  и энергичного стимулирования сбыта.

Наконец, подчеркнем также, что конечная цель или задача всей экономической деятельности заключается  в стремлении удовлетворить эти  многообразные материальные потребности.

Понятие экономического роста

Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост- это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.

В самом общем  виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов  производства и его факторов (их производительности). Свое выражение  экономический рост находит в  увеличении потенциального и реального  валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической  мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП  или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический  рост, является годовой темп роста  ВНП в процентах.

Проблемы экономического роста занимают в настоящее время  центральное место в экономических  дискуссиях и обсуждениях, ведущихся  представителями разных наций, народов  и их правительств. Растущий объем  реального производства позволяет  в какой-то степени разрешить  проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система: ограниченностью  ресурсов при безграничности человеческих потребностей.

В связи с трудностями  измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего  анализируют экономи-ческий рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выраже-ние он находит в увеличении реального ВВП как в абсолютном объеме, так и на душу населения.

Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный  эко-номический рост не всегда говорит о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации. Несколько примеров:

Структурные изменения  в экономике страны могут привести к такой ситуации, когда стагнация  или сокращение выпуска одних  видов продукции из-за падающего  или неизменного спро-са на них сопровождается быстрым ростом других видов про-дукции. Так, в США в 80-х гг. не росло потребление стали, сельскохозяйственной продукции, легковых автомобилей, но одновременно увеличивался выпуск сложных изделий, напри-мер персональных компьютеров. Но и количественный рост выпуска компьютеров недостаточно отражал другие аспекты их производства: продажа персональных компьютеров в США за 1981--1988 гг. выросла по количеству с 1,1 до 9,5 млн. шт., по стоимости -- с 3,1 до 27,7 млрд. долл., а доллар за это время обесценился на 25%. Таким образом, персональные компью-теры дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете комплексного показателя экономического роста -- валового национального продукта (ВНП) -- вышеуказанные моменты привели к тому, что он не до конца отражал динамику экономического развития США за 80-е гг.

Тем не менее при всех недостатках экономический рост остается наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться как в физи-ческом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост). Первый способ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфляции), но не универса-лен (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий). Второй способ употребляется чаще, однако, не всегда возможно до кон-ца «очистить» его от инфляции. Правда, в статистике ряда стран измеряют макроэкономический рост на базе роста про-изводства наиболее важных для экономики товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства.

Типы экономического роста

При экстенсивном типе развития эконо-мический рост достигается путем количе-ственного увеличения факторов производ-ства, а при интенсивном -- путем качественного их совершен-ствования и лучшего использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического объема.

В условиях экстенсивного роста  изменение соотношения между  его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума  производства продукции ставится в  за-висимость главным образом от состояния экономических ре-сурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса.

 


Информация о работе Понятие экономического роста