Понятие международной экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 21:43, реферат

Описание работы

Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово "интеграция" происходит от лат. integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Содержание работы

Введение
1. Понятие международной экономической интеграции
2. Формы экономической интеграции государств
3. Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике
4. Перспективы развития интеграционных процессов в международной экономике.
5. Вертикальные и горизонтальные связи.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержани1.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Создана в 1967г. и на протяжении 30 лет успешно действует в регионе Восточной Азии. В эту группировку входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Филиппины, Таиланд.

Основные цели деятельности АСЕАН:

•содействовать развитию сотрудничества в экономической, социальной и культурной областях;

•развивать сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и связи для повышения уровня жизни населения;

• взаимодействовать  в сфере науки и образования;

• создать зону свободной  торговли к 2003 г.;

•развивать сотрудничество с международными и региональными  организациями.

СТЭС—Совет тихоокеанского экономического сотрудничества. Сформирован в 1980 г. по инициативе Австралии и Японии как партнерское объединение представителей бизнеса, государственных органов и исследовательских центров. Членами СТЭС являются 22 государства АТР. СТЭС занимается практическим решением вопросов на уровне правительства и деловых кругов в целях активизации торговли, инвестиций и экономического развития в регионе.

САЭЕ—Совет арабского  экономического единства. Создан в  соответствии с Соглашением, подписанным  в 1964 г. двенадцатью государствами (Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Судан).

Основные цели САЭЕ:

• достижение арабского  экономического единства;

• обеспечение свободы  движения капитала и людей, свободы  обмена национальными товарами;

• гарантия свободы выбора места жительства, места работы, а также свободы заниматься экономической деятельностью;

•обеспечение свободы  транспорта, транзита и использования  транспортной инфраструктуры, включая  наземные пути сообщения, морские порты и гражданские аэропорты.

Важным направлением, достижения Совета арабского экономического единства стало создание совместных арабских компаний. Подобные компании работают в области добывающей и медицинской промышленности, развития животноводства, промышленных инвестиций.

ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти. Образована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав организации был принят в 1965 г. в Каракасе. В настоящее время членами ОПЕК являются 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия.

Страны ОПЕК сотрудничают в различных подразделениях нефтяной промышленности, осуществляют защиту своих интересов в этой отрасли как индивидуально, так и коллективно. Кроме того, они объединяют усилия по обеспечению поставок нефти на равноправных и справедливых условиях, а также создают благоприятный климат для вложения капитала и передачи технического опыта в целях развития нефтяной промышленности государств—членов. Очень важной целью их деятельности являются поиски способов обеспечения устойчивости цен на мировом нефтяном рынке и недопущения их колебаний, способных вызвать тяжелые последствия.

ОАЕ—Организация африканского единства. Создана в 1964 г. в результате подписания Устава на Конференции глав государств и правительств стран в стран в Аддис-Абебе после многочисленных ранее предпринимавшихся попыток. Членами данной организации являются 53 страны.

Основные цели ОАЕ:

• содействие единству и  солидарности африканских стран;

• координация усилий по повышению уровня жизни африканских народов;

• ликвидация всех форм колониализма в Африке;

• согласование и координация сотрудничества в области политики и дипломатии, обороны и безопасности, экономики, образования и культуры, здравоохранения и продовольственного обеспечения, науки и техники.

САДК — Южноафриканское сообщество развития. Образовано в результате подписания Декларации глав государств и правительств и Договора об образовании САДК в 1992 г. В состав САДК входят 12 государств: Ангола, Замбия, Легато, Намибия и др. Договоры, политика и соглашения, принимаемые под эгидой САДК, являются юридически обязательными для всех ее членов.

Основные цели САДК:

• достижение развития и экономического роста;

• повышение уровня и качества жизни народов Южной Африки;

• укрепление общих политических ценностей и институтов;

• достижение взаимодополняемости  национальных и региональных стратегий и программ.

Следует отметить, что это не все  интеграционные группировки, а только самые основные. Многие международные  экономические объединения создают лишь предпосылки для формирования подлинных интеграционных блоков.

 

 

4. Перспективы развития  интеграционных процессов в международной  экономике.

 

В начале 2007, по данным Секретариата Всемирной  торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 327 региональных торговых соглашений интеграционного характера. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем.

Наиболее ярким примером успешной интеграции ряда государств является Европейский Союз. ЕС удалось  достигнуть сочетания в себе фактически всех форм экономической и политической интеграции, благодаря чему была образована устойчивая, постоянно расширяющаяся, интеграционная группировка. В качестве перспективной задачи провозглашается дальнейшее расширение ЕС за счёт принятия новых сран-участниц и образование на территории Союза единого государственного объединения конфедеративного или федеративного типа. Исходя из успеха Евросоюза, можно предположить, что наиболее эффективным является именно такой механизм интеграции, какой был применен в ЕС.

Процесс интеграции в МЕРКОСУР, несмотря на незавершенность становления таможенного союза в его классическом виде, является наиболее динамичным в регионе. Объем внутризонального экспорта в 1991-1995 годах вырос с 5,1 до 15,8 млрд. долл., т.е. более чем втрое, и составил почти половину экспорта стран Латинской Америки и Карибского бассейна3. Доля внутризональной торговли в товарообороте стран МЕРКОСУР со всем миром в 1994 г. повысилась до 19,3%, а в 1995 г. - до 22%. МЕРКОСУР оказал положительное воздействие на качественные показатели внешней торговли стран-членов, способствовал росту промышленного экспорта.

Перспективы интеграции в МЕРКОСУР в целом оцениваются большинством наблюдателей внутри субрегиона и за его пределами как благоприятные. Главные условия углубления и развития интеграции - укрепление экономической и финансовой стабильности блока. По мнению экспертов, взаимная торговля между странами МЕРКОСУР находится на самом пике. ЗСТ и таможенный союз, видимо, уже не смогут дать новый мощный импульс развитию связей. Эти формы интеграции в экстенсивном плане уже сыграли свою роль. Необходимо внедрение новых более прогрессивных форм сотрудничества на микроуровне. Для этого в рамках МЕРКОСУР предпринимаются меры организационного порядка, например, создание специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами блока. Пока идет кулуарное обсуждение идеи о создании некоего наднационального органа по отслеживанию проблем и принятию решений. Однако процесс создания наднационального органа является вообще весьма сложным делом. Странам предстоит найти действенные рецепты по сочетанию рыночных механизмов с регулирующей деятельностью государства, учитывая специфику южноамериканского региона, в котором еще недавно насчитывалось достаточное количество авторитарных режимов. Вероятно, будут предприняты также меры по структурной перестройке экономики самих стран МЕРКОСУР.

В настоящее время  Россия является полноправным участником большинства наиболее влиятельных международных интеграционных группировок, что позволяет ей лоббировать там свои политические и экономические интересы. В этом плане наибольший интерес могут вызвать Содружество Независимых Государств, Единое Экономическое Пространство и Азиатско-Тихоокеанский форум Экономического Сотрудничества.

ЕЭП России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет своей целью  создание достаточного основания для обеспечения свободной торговли между входящими в него государствами. К сожалению, из-за политической нестабильности в Украине, постоянной смены власти в этой стране и, как следствие этого, неопределенности её внешнеполитического курса, Украина до сих пор не ратифицировала весь пакет соглашений по ЕЭП, а значит не может полноценно принимать участия в работе сообщества. Несмотря на это три государства в 2007 году подписали соглашение об организации таможенного союза, что может послужить основой для дальнейшей экономической и политической интеграции государств.

АТЭС также преследует цель укрепления экономических отношений между странами-участницами. Для России сотрудничество с государствами Азиатско-тихоокеанского региона является одним из приоритетных направлений. Несмотря на это, до последнего времени Россия не принимала серьезного участия в работе форума. Однако в 2005 году резидент РФ В.В. Путин объявил, что АТЭС является для России важнейшим партнером. После этого произошла заметная активация деятельности России в данной организации, а на последнем саммите было решено, что саммит АТЭС-2012 пройдет во Владивостоке.

Содружество Независимых  Государств в последнее время  испытывает серьезный кризис. К сожалению, СНГ сейчас фактически разделилось на 3 лагеря: государств, стремящихся к взаимной интеграции с Россией; государств, стремящихся к интеграции в ЕС и государств, пытающихся быть лояльными и той и другой стороне. Особенно такое разделение усилили ряд бархатных революций, а также энергетические конфликты с Украиной и Белоруссией. Однако, несмотря на это СНГ, остается важнейшей организацией, поскольку основан не на желании государств-членов, а на необходимости интеграции, поскольку все страны, входящие в СНГ неразрывно связаны культурно, экономически и политически.

Идея вступления России в Европейский Союз в настоящее  время не актуальна. Гораздо более важным для обеих сторон является задача построения крепкого экономического сотрудничества. ЕС является одним из главных торговых партнеров России, хотя в последнее время из-за чреды энергетических скандалов между Россией и некоторыми государствами СНГ европейские страны все более задумываются об уменьшении роли РФ в поставках сырья в ЕС.

Шанхайская Организация  Сотрудничества также имеет ряд  проблем. Прежде всего, это дублирование большинства её функций другими международными организациями, членами которых являются страны-участники ШОС. Однако данная группировка имеет серьезный потенциал, который в первую очередь определяется экономическим потенциалом России и Китая, участвующих в ней. Для его раскрытия ШОС следует принять ряд стабилизационных и прогрессивных мер, которые могут способствовать расширению роли данной организации.

В последние годы все  больше растет интерес России к государствам Юго-Восточной Азии, что в первую очередь вызвано тем, что именно там располагаются наиболее перспективные рынки сбыта продукции российского ВПК. В настоящее время уже существует и функционирует комиссия Россия АСЕАН, деятельность которой направлена на сближение России с организацией. Вступление России в АСЕАН в ближайшем будущем вполне возможно и могло бы усилить взаимную экономическую интеграцию стран данного региона.

В целом, Россия уже сейчас является полноценным членом мирового сообщества. В последние годы она все более и более усиливает свою роль. РФ является членом большинства наиболее влиятельных международных организаций, что позволяет её отстаивать свою внешнеполитическую позицию и лоббировать свои экономические интересы. Дальнейшая интеграция России в мировую экономику могла бы позволить ей укрепить свои экономические связи с иностранными государствами и усилить товарообмен с ними, что, безусловно, не может не сказаться положительно на российской экономике в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Вертикальные и горизонтальные  связи. 
 
          В современной экономике, как никогда ранее, важная роль принадлежит вопросу упорядочения внутренних и внешних связей. При этом, как показывает практика, на уровне предприятий особенно остро сегодня ощущается необходимость в развитии и налаживании именно внешних связей. Например, по мнению специалистов, на обычном машиностроительном предприятии лишь 10—20% потенциально возможного эффекта можно получить за счет его внутренних ресурсов, а 80—90% — за счет упорядочения внешних связей. 
         От наличия и четкости функционирования связей между различными предприятиями, производственными объединениями, между поставщиками и потребителями, между выше- и нижестоящими органами и аппаратами управления в большой степени зависит эффективность всего нашего народного хозяйства. 
         Здесь следует правильно различать вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальная цепочка связей соответствует установленному порядку подчиненности в структуре управления народным хозяйством: предприятие — объединение — министерство — Госплан — Совет Министров. Горизонтальные связи устанавливаются между различными предприятиями, учреждениями, организациями, системами, относящимися к разным министерствам и ведомствам, т. е. находящимися в различных цепочках вертикальных связей. 
         Вертикальные и горизонтальные связи между автоматизированными системами управления и вычислительными центрами в определенном смысле являются важнейшими элементами ОГАС. 
         Необходимость и тех и других связей совершенно очевидна. Вертикальные связи позволяют улучшить взаимодействие нижних и верхних звеньев в системе управления. Если, например, «отрезать верх от низа» и использовать только такие данные, как обобщенные показатели, статистику по прошедшему периоду времени и т. д., то, разумеется, нельзя рассчитывать на качественное и гибкое планирование. Успех здесь возможен только на основе информационного обмена между аппаратами управления верхнего уровня и нижнего звена, где постоянно появляется свежая экономическая информация, в том числе и информация о новых научно-технических идеях. Она возникает на рабочих местах конструкторов, передовых рабочих, которые вносят рационализаторские предложения, технологов и многих других. 
          В то же время по-настоящему оценить вклад каждого предприятия, правильно распределить усилия всех предприятий и экономических ячеек можно только с верхнего уровня системы управления. Здесь же, на верхнем уровне, где лучше знают общую обстановку и перспективные планы, специалисты могут правильнее оценить реальность внедрения предложенной снизу научной или рационализаторской идеи. 
           Наличие и действенность горизонтальных связей в значительной степени определяет уровень синхронизации в народном хозяйстве. В гл. III мы уже говорили о важности и эффективности точного согласования во времени работы поставщиков и потребителей. Решение задач синхронизации представляет особую сложность, так как они являются ярко выраженными задачами межведомственного характера. Приведенные ранее примеры о задержке при перевозке груза из-за несогласованности во времени действий морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, о возникновении мнимого, а впоследствии и истинного, дефицита металла по причине грубого поквартального планирования поставок сырья убедительно продемонстрировали, к чему приводят межведомственные барьеры в деле планирования и управления. Путь к решению этой проблемы — упорядочение и автоматизация горизонтальных связей. 
           Остановимся подробнее на вопросе об автоматизации вертикальных и горизонтальных связей. Речь здесь в первую очередь идет о стыковке работы различных ЭВМ, ВЦ и АСУ, об автоматизированной передаче необходимой информации. Этот процесс может осуществляться либо по каналам связи, либо путем прямой транспортировки машинных носителей нформаиии. Но главное — на основе безбумажной технологии. 
            С вертикальными связями дела обстоят проще, чем с горизонтальными. Это объясняется тем, что для упорядочения вертикальных связей не требуется никаких новых организационных решений. Все соответствует структуре подчиненности: например, Госплан имеет полное право потребовать необходимую информацию у министерства, а министерство — у своих предприятий и они обязаны эту информацию представлять. 
            В период подготовки важных плановых и управленческих решений информация непрерывно циркулирует по всей вертикальной цепочке: сверху вниз и снизу вверх, причем для эффективного решения поставленных задач в условиях ОГАС требуется совместная работа АСУ и ВЦ различных уровней управления. А это в свою очередь — сложная техническая задача. Возникает она потому, что каждый из низовых вычислительных центров имеет ведь свои собственные задачи, в том числе и такие, решение которых не может быть отложено. Если же министерство будет слишком часто и в неудобное для низового ВЦ время запрашивать необходимую ему в срочном порядке информацию, то может произойти срыв решения какой-либо оперативной для производства задачи, возникнет информационный конфликт. Чтобы преодолеть эти трудности и автоматизировать вертикальные связи, необходимо организовать диспетчеризацию работы вычислительных центров по вертикали. Но это не под силу одному или нескольким работникам диспетчерской службы. Дело в том, что работу многих ЭВМ здесь надо согласовать с точностью до секунд. А это может сделать только машина. Поэтому один из ВЦ должен взять на себя функции управления взаимодействием всех ВЦ, выполняющих совместную работу по заданию, поступившему из верхнего звена системы управления. Иными словами, система диспетчеризации работы вычислительных центров должна быть также автоматизированной. 
           Для эффективного выполнения своих функций ВЦ-диспетчер должен оперативно получать всю необходимую информацию со всех ВЦ о планах загрузки их мощностей, должен иметь специальный каталог с описанием информационных массивов и математического программного обеспечения всех ВЦ, работой которых он руководит. 
           Несмотря на большие технические трудности, организация описанного выше упорядочения вертикальных связей вполне осуществима в ближайшее время. А вот с автоматизацией горизонтальных связей дел обстоит сложнее. Здесь требуется четкое взаимодействие АСУ и ВЦ различных ведомств. Как возникают причины, вызывающие острую необходимость упорядочения горизонтальных связей?          Вот, например, одна из них. Как известно, в каждое министерство информация поступает в агрегированном виде, а в Госплан — в еще более обобщенном. На верхнем уровне планирования и управления все балансы могут быть блестяще увязаны: и по электроэнергии, и по топливу, и по металлу, и по стройматериалам, и по продовольствию, и т. д. Все может быть отлично сбалансировано и во времени — по годам, по кварталам. Однако на конкретном производственном участке в нужный момент может не оказаться требуемого сырья, а окажется другое, ожидаемое в следующем месяце. Здесь нередким событием является возникновение мнимого дефицита (того самого, о котором уже шла речь в гл. III). 
            Как же решить указанные проблемы? Ведь ясно, что поднять на уровень Госплана значительно более детализированную номенклатуру невозможно. Сегодня, как уже отмечалось, в этой специализированной номенклатуре много миллионов наименований. Такую детализацию планирования не выдержат никакие модели и никакие ЭВМ. Значит, такую детализацию и по специфицированной номенклатуре изделий и материалов, и по времени следует делать на нижнем уровне — между предприятиями и организациями разных министерств. Необходимо организовать прямые потоки информации по горизонтали, разумеется, после того как в высшем звене будет сведён план по обобщенным показателям. 
           Для решения этой грандиозной задачи необходимо организовать диспетчерскую службу в общегосударственных масштабах. В ее обязанности в первую очередь должна входить организация эффективного взаимодействия любых ВЦ, занятых обработкой экономической информации, независимо от их ведомственной принадлежности. Осуществление этого возможно лишь при создании Государственной сети вычислительных центров. 
          Вполне понятно, что работа такой диспетчерской службы должна быть четко регламентирована. Нужно, чтобы составлялось расписание работы отдельных ВЦ, причем приоритет в этом расписании должен даваться задачам управления самими предприятиями. Нужно сделать так, чтобы вычислительные машины имели определенный резерв времени, например, один час в сутки. И диспетчерская служба должна знать этот час. Должно быть также известно состояние оборудования, чтобы задания соответствовали техническим возможностям запрашиваемого ВЦ. Одним словом, сначала нужно наладить свою информацию об информации. 
         Государственная сеть вычислительных центров (ГСВЦ), общегосударственная диспетчерская служба, обеспечивающие решение межведомственных задач различного уровня (в рамках ГСВЦ), как раз и составят основу общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки экономической информации для учета, планирования и управления. 
          Отметим, что для обеспечения эффективной работы такой межведомственной диспетчерской службы нужно обязать все вычислительные центры выполнять запросы и команды общегосударственного диспетчера экономической информации. И если какое-то предприятие-поставщик не удовлетворяет по линии прямых горизонтальных связей в определенное время запросы потребителя, то ОГАС не вправе заставить его это сделать. Но зато ОГАС дает возможность через свою главную диспетчерскую службу затребовать от ВЦ этого предприятия информацию о наличии готовых изделий, заставить ЭВМ рассчитать наилучший вариант удовлетворения запроса потребителя. А окончательное решение по рассматриваемому вопросу (на основании полученной информации) уже будут принимать люди, наделенные для этого соответствующей административной властью. 
        Вот как следует понимать сделанное нами во введении к данной книге замечание о том, что ОГАС не командует экономикой, а лишь командует потоками информации о состоянии экономики.

Информация о работе Понятие международной экономической интеграции