Понятие мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

Огромные сдвиги произошли в развитии производительных сил. Мировое производство почти в два раза обгоняло рост населения. Под влиянием НТП произошли глубокие сдвиги в отраслевой структуре экономики, в промышленно развитых странах Запада в основном возобладал интенсивный тип развития.

Содержание работы

Введение 3
Понятие мирового хозяйства 5
Структура мирового хозяйства 7
Субъекты мирового хозяйства 9
Тенденции развития мирового хозяйства 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

ТНК проникает на рынки  других стран за счет имеющихся у  них монопольных преимуществ, дающих возможность использовать факторы  производства других стран. Основными  источниками капиталовложения выступают  сами принимающие и третьи страны. У американских ТНК для самофинансирования и рефинансирования составляет около 16% инвестиционных расходов. Основные финансовые средства (45%) мобилизуется на рынке принимающей страны, т.е. принимающие страны в основном сами финансируют деятельность иностранных ТНК.

Стратегия ТНК и стратегия  государства, ориентированная на процветание  страны, стали расходиться. Сфера  их деятельности больше не прикрывают одна другую. ТНК в своей деятельности далеко выходят за границы национальных государств. Многие национальные государства располагают более ограниченными, чем раньше возможностями самостоятельно перераспределять прибыль. Между государством и ТНК нарастает структурная напряженность, увеличиваются расхождения между интересами глобальных участников рынка, с одной стороны, и интересами национальных общественных и политических сил с другой.

Мировая направленность деятельности ТНК, их стремление к максимальному  увеличению прибыли не редко приходят в противоречие с интересами принимающих  стран. В связи с тем, что государство должно являться выразителем национальных интересов и обладает суверенитетом на определенной территории, транснациональный капитал стремится обойти или выхолостить монополию государства на власть. ТНК предпринимают попытки относиться к иностранному государству как к обычному хозяйствующему субъекту.

ТНК как субъект хозяйствования в мировой экономике занимает своеобразное положение. На международной  арене они де-факто имеют экономические  права, но не имеют международных  обязательств. Попытки регулирования деятельности ТНК были предприняты еще в 70-е годы. В рамках ООН велись переговоры о заключении многостороннего соглашения по регулированию деятельности ТНК, которое поставило бы их деятельность в определенные рамки. Эти усиления встретили сопротивление ведущих западных стран. В последующие годы страны стали определять свои отношения с конкретными ТНК на двухстороннем уровне. Эта практика создает определенные противоречия между интересами транснационального капитала и национального государства. Конкретное проявление этих противоречий зависит от экономической мощи субъектов отношений, положения дочерних компаний ТНК в стране пребывания.

Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. В качестве носителя международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.

МВФ и МБРР были созданы  в 1944г. как специализированные координационные  валютные органы. Их деятельность в  определенной мере связанна. Членство в МБ невозможно без участия МВФ.

МВФ по своим целям  изначально должен был содействовать  развитию международной торговли путем  устранения ограничений по международным  текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи  фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.

В 80-90-е годы Фонд превратился  в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало  занимать кредитование, направленная на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал преимущественно предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование программ экономического развития практически превратило его в международный банк Средства на осуществление экономических программ и регулирования валютной сферы образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.

Со второй половины 80-х  годов объектом воздействия МВФ  выступают только развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Развитые страны перестали пользоваться кредитами МВФ.

Мировой банк, являясь  признанным субъектом мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние десятилетия  он осуществляет кредитования конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка покрывает в основном около 30% общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд. долл. Его деятельность координировалась МВФ.

Участниками мирового хозяйства  выступают региональные интеграционные объединения. Их насчитывается свыше 20. Они представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов прежде всего во внешнеэкономической сфере.

Региональные интеграционные объединения включат территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Почти все они находятся на низших уровнях хозяйственного единства. Реальное продвижение к объединению национальных хозяйств происходит в Западной Европе, где складывается экономическая общность в форме Европейского Союза (ЕС), и в Северной Америке (НАФТА).

 

 

 

 

 

 

4.Тенденции развития мирового хозяйства

 

Экономическое положение  развивающихся стран, где сосредоточено  свыше 4/5 населения планеты, основная часть сельскохозяйственных угодий и запасов полезных ископаемых, имеет огромное значение для всего человечества. Этим объясняется бурный рост исследований их экономической проблематики, немалая часть которых осуществляется в рамках и по заказу специализированных учреждений ООН и других международных экономических и гуманитарных организаций. С развертыванием информационно-коммуникационной революции (ИКР), радикально изменившей систему производительных сил и связанных с ними ценностей. Но из этого вовсе не следует, что с ними можно совсем не считаться.

Наряду с широкой политэкономической трактовкой, отождествляющей индустриализацию с переходом общества к промышленному способу производства, в прикладном ее понимании индустриализация зачастую ассоциируется с развитием обрабатывающей промышленности. И это не случайно. В обрабатывающей промышленности в отличии от добывающей, снабжающей экономику исходным минеральным сырьем, производятся практически все предметы потребления и средства производства, а также приборы и материалы для НИОКР.

Другое дело, что с  завершением индустриализации роль обрабатывающей промышленности снижается, высвобождая место для дальнейшей экспансии сферы услуг. При этом модифицируются формы и механизмы их производства. Благодаря ИКР параллельно с межотраслевым разделением труда (МРТ) неудержимо набирает силу его внутриотраслевая разновидность, основанная на пооперационной, поузловой, подетальной специализации и кооперации в производстве промышленных изделий и услуг. Такая кооперация, открывая дополнительные возможности для снижения издержек производства за счет оптимизации его территориального размещения, одновременно торит дорогу к глобализации. Использование этих возможностей зависит от технико-технологического состояния кооперирующихся экономик и их общей размерности.Под давлением неизбывных хозяйственных диспропорций и ведущих международных организаций, выступающих в роли законодателей моды, арбитров, и что самое главное, кредиторов в последней инстанции, развивающиеся страны вынуждены были взять на себя ряд обязательств, облегчивших и ускоривших их подключение к глобальным процессам, но при этом основательно ограничивших возможности реализации им собственных интенций и инициатив в борьбе с отсталостью, за ускорение экономического возвышения.Особенно важным представляется обязательство по поддержанию свободной концентрации национальных валют и либерализации трансакций по текущему счету платежного баланса, что в сочетании с либерализацией внутренних цен и увеличением открытости внешнеторгового сектора втягивает национальных производителей развивающихся стран в глобальную конкуренцию в режиме реального времени.

Немало проблем для  развивающихся экономик создает, в  частности, необходимость сопряжения норм внутреннего регулирования  хозяйственной деятельности с общими правилами трансграничного перемещения товаров, услуг и капиталов, предусматриваемыми уставом ВТО. В итоге снизились возможности дифференцированного налогообложения, использования субсидий, льгот и других инструментов стимулирования национального предпринимательства. Несмотря на то, что в стартовый период индустриализации силы формируемого ею рынка, как следует из опыта промышленно развитых стран, нуждаются не только в свободе, но и в поддержке государства.

Искусственное свертывание  интервенции государства в экономику  ограничивает возможности периферийных стран по регулированию и стимулированию собственного развития, исходя из своих национальных интересов. Между тем преобладающая часть иностранных инвестиций в реальную экономику развивающегося мира концентрируется в сравнительно небольшой группе наиболее динамичных и преуспевающих стран. Благодаря более совершенному технико-технологическому и социокультурному потенциалу они, как правило, лучше и быстрее адаптируются к глобальным тенденциям и императивам развития.

В связи переходом  экономического авангарда в постиндустриальную фазу развития его отрыв от стран запоздалой индустриализации во многом обрел новое качество. К подавляющему превосходству в технико-технологических характеристиках экономики, объемах среднедушевого дохода, накопленного национального богатства и капиталов, в готовности и способности адаптироваться к вызовам времени добавился разрыв в стадиях общественно-экономического развития со всеми вытекающими из этого различиями в системе ценностей, насущных задач и в подходах к их решению. В итоге, не смотря на расширение общих возможностей развития, глобализация скорее осложняет, чем облегчает процесс подтягивания развивающихся стран к технико-технологическим и социально-экономическим стандартам развитых стран. Не только из-за возросших трудностей взаимопонимания между лидерами и аутсайдерами техногенной цивилизации и углубившихся различиях в их интересов, но и вследствие ощутимого обострения конкуренции во всех сферах и на всех этажах мировой экономики.Отображая переход стран авангарда в постиндустриальную фазу развития, глобализация сама в известном смысле является его порождением. Так называемое постиндустриальное развитие опирается не столько на информационно-коммуникационные технологии как таковые, сколько на своеобразный симбиоз, возникающий в результате оснащения машин, оборудования и инструментов всевозможными микроэлектронными устройствами и их подключение к системе компьютерного управления. Этот симбиоз обеспечил масштабную диверсификацию и рост качества услуг.

 

 

 

Заключение

 

Мировое хозяйство представляет собой многообразную, многоуровневую систему. Постоянно происходят сдвиги соотношения сил, на уровнях экономического развития. Существующий механизм функционирования глобальной хозяйственной системы в основном определяется взаимодействием наиболее развитых стран и не носит универсального, всеобщего характера. Межгосударственная система экономического регулирования включает согласование основных направлений внутренней и внешней политики западных стран, либерализацию, открытость международных экономических связей, прежде всего капитала, торговли, сохранение и укрепление роли международных валютно-финансовых институтов. Как видно, она содержит рыночные и административные, нерыночные инструменты. Как те, так и другие силы во многих случаях, действуют в пользу ведущих хозяйств, обладающих мощным и экономическим потенциалом.

Положительную роль в  решении основных вопросов современного хозяйства могли бы сыграть демократическая  перестройка институциональной  основой мирового хозяйственного механизма, придания главным международным и государственным институтам универсального характера, учитывающие интересы всех субъектов мирового хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-735с.
  2. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. — М., 2010.

 

  1. Экономическая и социальная география. Учебник для студентов ВУЗов. — М., Владос, 2013.

 

  1. Акопова Е.С. Мировая экономика и международные отношения. — М., Феникс, 2010.

 

  1. Новокшонова Л. Мировое хозяйство и региональные аспекты развития экономики // Экономист. 2011, № 10, С. 88—90.

 

  1. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебн. пос. — М., ИНФРА-М, 2008г.

 

  1. Блавацкий С. Дилемма глобализации и государственного суверенитета // Зеркало недели, № 1, 5—18 Января 2012 года.

 

  1. Аксючиц В. Неоглобальность глобализации // Источник: http://www.polemics.ru/articles/?articleID=6018&hideText=0&itemPage=1.

 

  1. Мировая экономика / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М., Юристъ, 2008.

Информация о работе Понятие мирового хозяйства