Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:51, доклад
Современная специальная (экономическая) литература не содержит единого подхода к понятию «мировая экономика». В одних случаях прослеживается понятие мировая экономика, в других – мировое хозяйство, в третьих – всемирное хозяйство. Соответственно просматриваются несколько подходов к раскрытию содержания этих понятий.Наиболее часто в научной литературе встречается следующая трактовка:
1. Понятие мировой экономики, ее сущность
Современная специальная (экономическая) литература не содержит единого подхода к понятию «мировая экономика». В одних случаях прослеживается понятие мировая экономика, в других – мировое хозяйство, в третьих – всемирное хозяйство. Соответственно просматриваются несколько подходов к раскрытию содержания этих понятий.Наиболее часто в научной литературе встречается следующая трактовка:
Мировая экономика – это совокупность национальных экономик стран и отдельных регионов и связывающие их международные отношения,
Иначе, мировая
экономика – это совокупность
национальных хозяйств, находящихся
в постоянной динамике, в развитии,
обладающих растущими взаимосвязями
и взаимовлиянием, в результате чего
складывается более или менее
целостная мировая
Мировая экономика относится к числу сложных глобальных систем, которые характеризуются многообразием составляющих элементов, иерархичностью и сложной структурой. В основе этой системы – международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление.
Основная
цель функционирования мировой экономики
– удовлетворение человеческих потребностей
(спроса). Внутри самой системы, в
рамках отдельных государств данная
цель модифицируется в силу различных
социально-экономических
Мировая экономика одновременно является объектом изучения теории международных экономических отношений.Специфика мирового хозяйства и международных экономических отношений определяется тем, что взаимоотношения в социально-экономическом обществе осуществляются через государственные границы и реализуются в виде международных экономических отношений.
Отсюда предметом исследования теории мировой экономики и международных экономических отношений являются взаимоотношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.
Весь многообразный комплекс вопросов мировой экономики и международных экономических отношений является объектом изучения теории экономических отношений на уровнях:
а) развитых стран;
б) развивающихся стран;
в) постсоциалистических стран.
В своей совокупности эти отношения на всех уровнях образуют отношения мировой экономики. Находясь в составе мировой экономики, экономика каждой страны приспосабливается. Она постепенно трансформируется из экономики полного или неполного набора отраслей в экономику специализированную, в которой одни отрасли начинают играть в условиях жесткой конкуренции не только внутристрановое, но и международное значение (при наличии благоприятных предпосылок для их развития), а другие прекращают свое существование или сохраняют значение только в пределах своей страны. Исторически в разных странах производятся различные виды товаров в зависимости от природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации и исторических особенностей развития.
Так складывается международное территориальное и отраслевое разделение труда (о котором скажем далее), в результате чего страна специализируется на производстве конкретной продукции и развитии соответствующих отраслей. Например:
Марокко (имеет
богатые месторождения
Образование
мирового хозяйства — длительный
исторический процесс, связанный с
развитием промышленного и
Решающую роль в этом процессе сыграла крупная машинная индустрия, возникшая в ряде стран Европы и США в результате промышленной революции. Рост крупной машинной индустрии, с одной стороны, позволил значительно увеличить темпы и объем производства, а с другой — вызвал потребность в новых источниках сырья и рынках сбыта.
Поэтому увеличение масштабов выпуска продукции было бы немыслимо без прогресса в области транспорта, который служит связующим звеном между производством и потреблением. Именно во второй половине XIX — начале XX в. происходил особенно быстрый рост железнодорожной сети. Резко увеличился тоннаж торгового флота — при одновременной замене парусных судов пароходами. Сформировались , мощные трансокеанские грузопотоки. Морской транспорт связал отдельные материки, а железнодорожный — их внутренние части. Затем началась эра автомобильного и воздушного транспорта.
Третьей составной частью мирового хозяйства стал мировой рынок, возникший еще в XVI в. в результате великих географических открытий. По мере развития капитализма в орбиту международных торговых связей вслед за Европой, Азией и Северной Африкой были втянуты остальные крупные регионы земного шара. По выражению К. Маркса, именно мировая торговля и мировой рынок открыли «новую историю капитала».
Так сложилась
мировая капиталистическая