Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 22:25, контрольная работа
Существует огромное количество концепций национализма. Национализм рассматривается то как идеология, то как политическая доктрина, то как переживание, чувство. В одной из своих статей посвященных проблеме изучения национализма Э. Кисс вспоминает образное сравнение "с тем знаменитым описанием слона, которое было сделано группой слепых, каждый из которых дотрагивался до различных частей тела этого животного.
Введение………………………………………..2
1:Определения понятия «национализм»………4
2: Понятие национализма………………………7
3: Национализм как идеология………………..9
4: Истоки национализма в России…………….11
Литература……………………………………..17
Содержание
Введение………………………………………..2
1:Определения понятия «национализм»………4
2: Понятие национализма………………………7
3: Национализм как идеология………………..9
4: Истоки национализма в России…………….11
Литература……………………………………..17
Введение
Существует огромное количество концепций национализма. Национализм рассматривается то как идеология, то как политическая доктрина, то как переживание, чувство. В одной из своих статей посвященных проблеме изучения национализма Э. Кисс вспоминает образное сравнение "с тем знаменитым описанием слона, которое было сделано группой слепых, каждый из которых дотрагивался до различных частей тела этого животного. Соответственно, нация рассматривается то как идеологема, то как факт политической реальности, то как общность, обладающая рядом определенных характеристик, то как общность, скрепленная единым чувством и самосознанием, то как население того или иного государства, то как просто фантом.
И тем не менее, нельзя не признать, что в подавляющем количестве трудов по проблеме национализма, даже если теории выглядят взаимоисключающими, содержится здравое зерно - вот в чем подтверждение истории про слепых и слона; ни одно исследование не может быть просто отвергнуто. "Виноват " в этом сам изучаемый феномен, что наиболее ярко выразил Б.Андерсон в своем рассуждении о трех противоречиях национализма. Парадоксы состоят в следующем: 1) Объективно современный характер нации с точки зрения ее историка - Субъективный древний характер нации с точки зрения националистов. 2) Формальная всеобщность национальности как социокультурного понятия (в современном обществе любой человек может "иметь " национальную принадлежность, подобно тому, как он имеет пол) - Реальная особенность конкретных проявлений этой национальности, как, например, по определению, греческая национальность отличается своеобразием. 3) Политическая сила национализма - Его скудость и даже непоследовательность с философской точки зрения. Если внимательно вчитаться в "список парадоксов ", то нельзя не заметить, что все они имеют как бы общий знаменатель: друг другу противопоставляются идеальная система национализма и культурная система, возникшая под воздействием идеологии национализма. Отсюда и отсутствие хотя бы минимально общепринятой не то что бы теории, а хотя бы феноменологического описания национализма. Единственное общее место - национализм зародился не ранее XVIII или в крайнем случае, XVII века.
1.Определение понятия «национализм»
При определении понятия национализм принципиально важное значение приобретает ясность и определенность терминологий. Однако добиться ясности и определенности в этом вопросе весьма трудно(если вообще возможно), поскольку терминология, выражающая национальную проблематику, как , правило, неопределенна, размыта, неоднозначна. Такая неопределенность объясняется как сложностью объекта исследований - нации, так и различной интерпретацией одних и тех же терминов национально-расовой проблематики в отечественной и зарубежной литературе.
В «Советском энциклопедическом словаре» национализм трактуется как «...буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе: противоположен пролетарскому интернационализму. Основа национализма - идеи национального превосходства и национальной исключительности...». Определение более чем расплывчатое, неконкретное, но при этом однозначно подчеркивается негативный характер национализма. Негативно трактуется национализм и в отечественной научной литературе последних лет. Так, известный историк и специалист по национальной проблематике Т. М. Исламов, пишет о национализме как о явлении «...негативном, деструктивном, пренебрегающем чужими интересами, а интересы собственного этноса, зачастую ложные и мнимые, ставящем превыше всего, когда ради достижения своих целей есть готовность пожертвовать всем, вплоть до жизни и благополучия целых стран и народов».
В отечественной литературе национализм отождествляется с термином «шовинизм», характеризуется этноцентризмом, проповедью национальной исключительности и разжиганием национальной вражды и ненависти к другим этносам, которые наделяются отрицательными признаками, характеристиками.
Другим смысловым содержанием характеризуется термин «национализм» в зарубежной, где этот термин содержит позитивный смысл, хотя не исключается и негативное содержание. Так, Катрин Вердери определяет национализм как «... политическое использование символа нации через дискурс и политическую активность, а также как эмоции, которые заставляют людей реагировать на использование этого символа». Подобное определение национализма по смыслу в значительной степени совпадает с термином «национальное самосознание» в отечественной терминологии. Национализм в этом случае изначально лишен оценочного характера. В зависимости от конкретных исторических условий национализм может быть как позитивным, так и негативным. В целом в западной литературе, как и в отечественной, невозможно обнаружить единого общепринятого определения национализма. Многие исследователи начинают свой анализ от отказа дать научное определение национализма вообще. Хью Ситон-Уотсон, английский историк и социолог, сделал пессимистический вывод, что научной «...дефиниции национализма вообще не может быть». Подобный пессимизм объясняется тем фактом, что национализм - явление сложное, изменчивое как по своей сущности и значению, так и по формам проявления. Национализм - всегда явление конкретное, своеобразное. В зависимости от конкретных условий он всегда проявляется специфически. Такое многообразие проявлений обусловливает политзначность термина национализм, в связи с чем дискуссии о национализме часто сводятся к изложению конкретных исторических фактов этого явления. Разумеется, учитывая сложность явления и многообразие его проявлений, национализм невозможно определить жестко, однозначно. Любая дефиниция национализма должна быть гибкой, диалектической, но в то же время иметь определенное содержание.
2:Понятие национализма.
Национализм — это система идейно-ценностных ориентаций, признающих приоритет национальной идеи в политической жизни общества.
Национализм – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
Национализм – доктрина и политическая практика, основанная на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности под названием нации.
Разные политические идеологии обычно проявляются в национальных формах, отражающих особенности положения, интересов, менталитета, культурных и иных традиций определенных наций. В тех случаях, когда национальная проблематика доминирует над социальной, когда содержание идеологии стоится на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп, она является националистической.
Национализм в его современном понимании зародился в XVIII веке как форма протеста против национального угнетения и бесправия. Предпосылкой его возникновения явилось развитие коммуникации между представителями этносов и формирование у них общей национальной идентичности. Будучи направленной против национального угнетения, колониальной зависимости и различных форм дискриминации, национальная идеология играет прогрессивную роль: способствует консолидации и освобождению нации, созданию самостоятельных государств, развитию национальной культуры и развитию национальных интересов. Однако в современном мире при уважении государством прав человека, при обеспечении им равноправия всех наций, она утрачивает всякое прогрессивное, гуманное содержание.
Национальная идеология складывается на основе реальных национальных общностей людей, однако гипертрофирует, преувеличивает значение национальных различий и достоинств собственной нации. Используя национальное самосознание, патриотические чувства, лингвистическое и иное этническое родство, она трансформирует их во враждебную, агрессивную позицию по отношению к другим нациям.
В современном мире ее распространение базируется на методах манипулирования сознанием людей, изощренных технологиях массового обмана с помощью СМИ.
3: Национализм как идеология.
Национализм как идеология – разновидность группового эгоизма, не признающая равноправия наций и их представителей.
Фашистская идеология – крайне радикальная форма национализма. Она трактует понятие нация как высшую вечную общность, основанную на единстве крови. Все нации делятся на высшие и низшие. При этом первые должны господствовать над вторыми, безжалостно подавляя сопротивление вплоть до уничтожения.
Классический образец фашизма – Италия в 20-30е года XX века, идеология движения Муссолини.
Широко распространенными проявлениями национализма в наши дни выступают сепаратизм и изоляционизм, разрывающие естественные связи между народами и наносящие ущерб гражданам всех наций.
Националистические идеи и ценности обычно распространяют политические элиты и правители для реализации своих корыстных целей: оправдания собственных претензий на власть, отвлечение населения от провалов в политике, захватов чужих богатств и д.р.
Широкое политическое влияние имеют религиозные идеологии, например, христианско-демократическая, исламский фундаментализм, идеология «зеленых».
Политические направления национализма: демократия, фашизм, коммунизм.
Черты национализма:
Основан на требовании, что правительства и управляемые должны обладать культурной идентичностью;
Культурный национализм стремиться сохранить или восстановить национальное наследие;
Развитие современных систем массовых коммуникаций облегчает распространение объединяющей национальной идеологии;
Национальные идеологии привлекательны для подчиненных классов, обеспечивая для них некоторую защиту от эксплуатации;
В XXI веке национализм ассоциируется с экономическим развитием стран третьего мира и с борьбой за региональное равенство в обществах.
4: Истоки национализма в России.
Россия складывалась в многонациональную страну под давлением различных обстоятельств. Объединение народов проходило как добровольно, так и принудительно.
В тех случаях, когда присоединение достигалось посредством принуждения, оно чаще всего диктовалось настоятельными потребностями обеспечения безопасности этих рубежей на представлявших постоянную угрозу направлениях.
В отличие от практики других стран Запада и Востока, присоединенные к России народы не подвергались унизительной дискриминации в системе управления.
Для них она чаще всего имела не прямое, а косвенное предназначение, без посягательства на основные нормы их общественного быта, при соблюдении уважительного отношения к их обычаям и религиозным приверженностям.
Внутренняя самостоятельность многонациональных сообществ и внешние российские административные ограничения указывают на то, что в государственную систему России было заложено не подавление, а именно политический компромисс.
Россия, формально провозглашенная федерацией в 1918 г., прошла сложный и противоречивый путь развития. Как известно, большинство федераций в мире создавалось путем объединения народов или территорий в единое сложносоставное государство. Образование таких государств происходило в направлении снизу вверх, путем передачи региональными органами власти части принадлежащих им прав федеральным органам государственной власти на основе разграничения полномочий между ними. В связи с этим в подавляющем большинстве даже многонациональных федеративных государств, не говоря уже о мононациональных, в основу их был положен территориальный принцип управления, имеющий целью приближение органа власти к населению и управляемой территории.
Российская Федерация формировалась иначе. Это обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Уже к концу первой мировой войны царизм начал утрачивать контроль над частью окраинных территорий, которые ранее в условиях авторитарного политического режима жестко управлялись из центра. Смена формы правления (переход от монархии к буржуазной республике) еще более ослабила единство и территориальную целостность страны.
В "наследство" большевикам досталось территориально раздробленная страна с разваленным механизмом государственной власти. Очевидно, что у них оставался один выход - провозгласить федерацию национального типа, положив в основу ее создания принцип автономизации. То есть, федерация создавалась не по традиционному типу объединения нескольких частей в одно целое, а, наоборот, путем передачи центральной властью части полномочий на места.
Естественно, что центральная власть стремилась либо превратить эту процедуру в формальный акт, либо сохранить возможность контролировать и вмешиваться в осуществление власти органами субъектов федерации.
Россия в советское время представляла собой сложное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Этническим ядром страны являются русские, составляющие более 80% ее народонаселения.
Однако, это не позволяет отнести страну к типу моноэтнических государств, поскольку территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность.
Этнополитический процесс в стране протекает по-разному в зависимости от специфики сложившихся социокультурных и социально-экономических регионов страны.
Можно выделить четыре региона активного проявления этнополитического процесса:
- российский север (территория
расселения финно-угорских
-южно-сибирский район (зона
политической активности яку
-татаро-башкирский район, северокавказский.
Этнополитический процесс в регионах прошел несколько этапов:
Первый этап (конец 1980-х - 1991 гг.)
В этот период происходит суверенизация автономий России — они обретают статус самостоятельных республик в составе Российской Федерации, законодательно оформляется государственный статус языков народов. Этнокультурные общества формируются в качестве общественно-политических движений, съездов народов.
Второй этап (1991-1994 гг.).
Ведущей тенденцией данного этапа является борьба внутри республик между официальной властью и национально-политическими движениями по поводу государственного устройства республик, их политического статуса. Важными вехами этого этапа, повлиявшими на урегулирование этнополитических проблем, явились подписание Федеративного договора (31.03.1992) и утверждение Конституции Российской Федерации (1993).