Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение несовершенство рынка и проблем функционирования современной экономики. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие «несовершенства» рынка, его проявления и причины появления; изучить методы государственного воздействия на рынок, а также функции государства в экономике;
рассмотреть глобальные экономические проблемы; проанализировать состояние современной российской экономики, выявить проблемы ее функционирования.
Введение 3
Глава 1. Понятие несовершенства рынка и роль государства в рыночной экономике 5
1.1. Несовершенство рынка. Проявления и причины несовершенства
рынка 5
1.2. Функции государства в экономике 8
1.3. Методы государственного воздействия на рынок 10
Глава 2. Проблемы функционирования современной экономики 13
2.1. Глобальные проблемы мировой экономики и их признаки 13
2.2.Основные проблемы современной экономики России 19
Заключение 27
Список литературы 30
Приложения 31
Также причиной обострения глобальных проблем является также быстрая урбанизация населения, увеличение гигантских мегаполисов, что сопровождается бурной автомобилизацией и сокращением сельскохозяйственных угодий. В целом на 0,3 % территории планеты сконцентрировано 40 % населения.
2.2.Основные
проблемы современной
Российская экономика за восемь последних лет существенно превысила показатели конца 1990-х годов, а в 2007 году Россия вошла в мировую семерку лидеров по размеру ВВП по паритету покупательной способности, опередив такие страны, как Италия и Франция8.
За восемь лет объемы ВВП выросли на 72%, достигнув 1 триллиона 330 миллиардов рублей. Чистый приток капитала в РФ в 2007 году составил 82,3 миллиардов долларов, что является рекордом. В 2006 году приток капитала был почти вдвое меньше - 42 миллиарда долларов.
Накопленный объем иностранных инвестиций вырос в 7 раз за последние 8 лет. Внешний долг России снизился до 3% ВВП (это один из самых низких показателей в мире).
Основные экономические индикаторы уровня жизни населения представлены в приложении 1.
Зарплаты и пенсии увеличивались быстрее инфляции, что позволяет говорить о росте реальных доходов населения. Однако, пока не удалось решить одну весьма важную задачу - это сокращения разрыва между бедными и богатыми.
Анализ распределения населения по величине среднедушевых доходов показал (см. приложение 1), что в 2007 г. по сравнению с 2004 г. на 9,7% сократилась доля населения с ежемесячным доходом до 2000 руб.
Наибольший удельный вес в структуре доходов 2007 г., а именно 19,1% занимают граждане с доходом от 10000 до 15000 руб. Возросло количество граждан с уровнем дохода выше 25000 руб., к примеру, в 2006 г. их удельный вес составлял 3,1%, когда в 2007 г. – 10,1%.
Однако, так называемый "коэффициент фондов", это соотношение доходов 10% наиболее богатых и наиболее бедных слоев населения, даже несколько вырос. Если целевой уровень был 14,4 раза, то в 2007 г. этот коэффициент достиг величины 15,3.
Программа социально-экономического развития страны до 2020 года предполагает переход на инновационный путь развития. Этот путь должен обеспечить повышение эффективности российской экономики за счет четырехкратного повышения производительности труда. Этот сценарий предполагает развитие высокотехнологичных отраслей экономики - авиа- и судостроения, транспортной системы, энергетики, а также финансовой системы.
Однако, несмотря на все вышеперечисленное, существуют системные проблемы функционирования современной российской экономики, прежде всего это инфляция, монополизация, бюрократия и коррупция9.
Обеспечение макроэкономической стабильности и снижение инфляции являются основными условиями экономического развития России10.
Основной проблемой является все-таки высокая инфляция, однако ее причины проистекают от комплекса факторов:
Во многих важных сферах цены растут намного быстрее темпов базовой инфляции: в 2007 году квартиры подорожали на 35%, детские сады – на 28,5%, ЖКХ – на 18%, электричество – на 16,7%, бензин – на 16%11.
Кроме того, логичным следствием «искаженной» политики ЦБ является отрицательный уровень реальных процентных ставок, способствующих быстрому росту кредитования и, в конечном счете, потребления, что толкает инфляцию вверх. Также в таких условиях возникает риски неэффективности инвестиций, особенно при столь внушительной поддержке государства.
Также одной из основных проблем функционирования российской экономики является коррупция, которая стала системным явлением.
Справочный документ ООН о международной борьбе с коррупцией определяет её как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях»12.
Это явление стало нормой в политике, экономике и общественной жизни России. Коррупция уже не угрожает этим сферам, а является их составной частью. Каждый россиянин платит коррупционный налог, скрытый в цене на продукты питания и товары первой необходимости, проезд в транспорте, коммунальные услуги, строительство жилья и дорог, услуги медицины и образовательной сферы.
По данным социологических опросов, проведённых Фондом общественного мнения (ФОМ) в марте 2008 года, 55% россиян считают, что искоренить коррупцию в нашей стране невозможно, 34% утверждают, что это реально, 11% респондентов затруднились с ответом.
К общим причинам коррупции в России относятся:
Коррупция наиболее распространена в тех регионах, которые обладают наибольшими экономическими ресурсами, особенно там, где они сконцентрированы у ограниченного количества субъектов хозяйственной деятельности. Как показывает большинство социологических опросов, наиболее коррумпированными являются: здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера, образование, властная система, правоохранительные, налоговые и таможенные службы13.
Следующей проблемой является монополизация. Монополия характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке14.
Монополизация, неразвитость конкурентных, рыночных принципов при организации производства и сбыта продукции – вот черты, характеризующие состояние отечественной промышленности15.
Фактическое отсутствие общественного контроля, независимых СМИ, независимой судебной системы, регулярной ротации руководства позволяет бюрократии навязывать коммерческим структурам коррупционную модель ведения бизнеса. В этом случае государственные преференции распространяются лишь на тех бизнес-агентов, которые в своей деятельности «учитывают» финансовые интересы обладателей административного ресурса. Существование подобных систем неизбежно приводит к подавлению рыночных, конкурентных начал в экономике. А это в свою очередь приводит к появлению монополий в наиболее прибыльных отраслях производства.
Так, к примеру, рассмотрим рост цен на подсолнечное масло в 2007 г., объяснение которому лежит в плоскости анализа рынка его производителей16. Здесь действуют четыре крупнейших компании – ООО «Бунге СНГ» («Олейна», «Ideal»), ООО «Юг России» («Золотая семечка»), ЗАО «ЭФКО продукты питания» («Altero», «Слобода») и группа компаний WJ («Милора»). Их совокупная доля на рынке растительного масла в России превышает 60%.
Последние несколько лет в масложировой отрасли наблюдалось наращивание производственных мощностей. Компании «Юг России» и «Бунге СНГ» не только скупали масложировые активы своих конкурентов, но и строили новые маслоперерабатывающие заводы, вкладывая в это сотни миллионов долларов. В результате к 2007 году мощности по переработке подсолнечника почти на четверть превосходили его производство.
Весной 2007 года крупнейшие
компании-производители
Для того чтобы «отбить» затраты на покупку сырья и консолидировать рынок по переработке подсолнечного масла в своих руках, крупные компании многократно подняли отпускные цены на подсолнечное масло для оптовых покупателей. В магазинах подсолнечное масло в одночасье подорожало на 42%, по официальным данным, и на 70-80% – по неофициальным.
Поэтому, необходимо ужесточить борьбу с монополизмом на продовольственном рынке. Во всех странах монополизм считается особо опасным экономическим преступлением и приравнивается к воровству, так как, по сути, означает присвоение чужих доходов. Антимонопольная политика государства должна стать не только более жёсткой, но и открытой для общественности.
Важно создать условия для работы среднего и малого бизнеса в секторе производства, переработки и продажи продовольственных товаров. Поскольку в отсутствии здоровой конкуренции сложно рассчитывать на соблюдение рыночных правил игры.
Проблема определения бюрократии приобрела особую остроту в связи с формированием новых звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью. Эффективное развитие общества, экономики и социальной сферы возможно лишь на основе эффективной системы власти.
Бюрократия - организационно-функциональная структура, обеспечивающая функционирование бюрократической системы управления.
Бюрократия
подразумевает наличие
Структура бюрократического аппарата весьма сложна. Одна его часть обслуживает законодательный процесс, исполнение закона и судебную защиту граждан, т.е. связана с управлением в функциональном его понимании; другая - поддерживает внутреннюю и международную устойчивость, безопасность структуры, иными словами, внутренний правопорядок и нормальные взаимоотношения с сообществом.
В настоящее время понятие «бюрократизм» характеризуют с негативным смыслом, поскольку это болезнь бюрократической организации, ее неспособностью к эффективному функционированию. Бюрократизм, в отличие от рациональной бюрократии, в теории оценивается как явление отрицательное.
В социально-политическом плане сущность бюрократизма состоит в отрыве аппарата управления от большинства общества, в результате чего он превращается в самостоятельную силу с собственными эгоистическими интересами, которые он обеспечивает, используя свое положение распорядителя общественными делами.
Дело в том, что бюрократы образуют особую социальную группу, обладающую определенной независимостью и преследующую свои корпоративные интересы, связанные со стремлением обеспечить свое привилегированное положение в обществе, не соответствующее качеству их работы. При этом государственный аппарат нередко стремиться навязать обществу свой собственный интерес как интерес всеобщий. Более того, они не только стремятся закрепиться в аппарате управления сами, рассматривая его как пожизненную кормушку, но и делают все возможное для передачи доступа к указанной кормушке по наследству.
К примеру, более 75% собственности в стране принадлежит государству и только 25% в частных руках, в то время как в развитых странах все ровно наоборот.
В то же время следует подчеркнуть, что современный государственный аппарат не является сплошь бюрократизированным. В нём немало квалифицированных работников, выполняющих полезную для общества работу. Однако чаще всего не они определяют ведущую тенденцию развития государственного аппарата.
Таким образом, в данной главе были раскрыты проблемы функционирования современной экономики. Рассмотрены глобальные проблемы, касающиеся всех стран мира. Основными из которых являются: глобализация, продовольственная проблема, экологическая проблема, топливно-энергетическая и сырьевая проблемы, проблема отсталости развивающихся стран, применение оружия массового поражения, демографическая проблема. Также в данной главе проанализировано состояние российской экономики и выделены основные проблемы ее функционирования, такие как инфляция, монополизация, бюрократия и коррупция.
Заключение
На основании проделанной работы, можно сказать, что вопросы о несовершенстве рынка, роли государства в рыночной экономике, а также проблемах функционирования современной экономики, — отнюдь не новы; они имеют поистине фундаментальное значение.
Рынок и государство - это взаимодействие противоположностей. Речь идет о добровольном характере сделок, с одной стороны, и о принуждении - с другой. С точки зрения экономической теории, главная отличительная черта рынка - добровольный характер соглашений, тогда как определяющая особенность государства - законное право принуждения по отношению к другим субъектам экономических действий.
В первой главе курсовой работы была раскрыта экономическая сущность несовершенства рынка, рассмотрены основные причины несовершенства рынка и его проявления, определены основные функции государства в экономике, а также методы государственного воздействия на рынок.
Информация о работе Понятие несовершенства рынка и роль государства в рыночной экономике