Понятие о реинжиниринге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:24, реферат

Описание работы

Цель: Уточнение сущности реинжиниринга, обоснование необходимости применения его, как одного из направлений обновления бизнеса на предприятиях Украины, определение факторов его успешного проведения для отечественного производителя.
Изложение основного материала. В экономической зарубежной литературе за последние годы опубликовано много работ, в которых авторы представляют реинжиниринг, как один из наиболее эффективных способов обновления бизнеса.

Файлы: 1 файл

Реинжиниринг.docx

— 25.58 Кб (Скачать файл)

Постановка проблемы. Предприятие, стремящееся выжить или улучшить свое положение на рынке, должно постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации деловых процессов.   Из всех концепций менеджмента, основанных на процессах, реинжиниринг бизнес –процессов рассматривается как наиболее эффективная концепция.

Реинжиниринг бизнес-процессов, или перепроектирование деловых  процессов предприятий, — относительно новый для Украины вид консалтинговых услуг.  Его появление связано с развитием интереса к реструктуризации бизнеса в новых условиях.

Цель: Уточнение сущности реинжиниринга, обоснование необходимости применения его, как одного из направлений обновления бизнеса на предприятиях Украины, определение факторов его успешного проведения для отечественного производителя.

Изложение основного  материала. В экономической зарубежной литературе за последние годы опубликовано много работ, в которых авторы представляют реинжиниринг, как один из наиболее эффективных способов обновления бизнеса.

Робсон М., Уллах Ф.[5] провели анализ накопленного опыта за прошедшие годы по проведению реинжиниринга и охарактеризовали реинжиниринг, как радикальное перепланирование бизнес –процессов для осуществления улучшения ключевых показателей.

Основателем теории реинжиниринга  считают М. Хаммера, который в соавторстве с Дж. Чампи выпустил книгу «Реинжиниринг корпорации: манифест для революции в бизнесе». Авторы определили реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное изменение решений о деловых процессах с целью достижения драматических улучшений, таких как издержки, качество, обслуживание и скорость».     По мнению этих аналитиков, необходимо переосмыслить способы организации бизнеса и использовать принципиально иной подход, который позволит в полной мере реализовать преимущества новых технологий и ресурсов.

Реинжиниринг (англ. reengineering) – это инженерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно –торговыми и инвестиционными процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости.

Методология реинжиниринга  не предполагает отрицания существующих способов, но в дополнение к ним позволяет на более строгой основе принимать и оценивать решения, связанные с изменениями деятельности предприятия.

Этот кризис может выражаться в явно неконкурентном (очень высоком) уровне издержек, массовом отказе потребителей от продукта предприятия и т.п. В современной украинской экономике такая ситуация характерна для государственных и приватизированных предприятий традиционных отраслей — машиностроительной, текстильной, аграрной сферы. Ситуация кризиса усугубляется такими факторами, как сокращение традиционных рынков сырья, отсутствие устоявшихся структур и процедур минимально отвечающих требованиям рыночной среды, финансовый кризис и низкий уровень финансового управления и т.д.

Во - вторых, в условиях, когда  текущее положение предприятия  может быть признано удовлетворительным, однако прогнозы его деятельности являются неблагоприятными.

Предприятие сталкивается с  нежелательными для себя тенденциями  в части конкурентоспособности, доходности, уровня спроса и т.д. Такая  ситуация характерна для многих украинских банков, финансовых компаний, коммерческих организаций.

В – третьих, реализацией  возможностей реинжиниринга занимаются благополучные, быстрорастущие и агрессивные организации и предприятия.

В реинжиниринге обычно выделяют два существенно отличающихся вида деятельности: кризисный реинжиниринг, где речь идет о решении крайне сложных проблем организации, когда дела пошли совсем плохо и нужен комплекс мер, который позволил бы ликвидировать «очаги заболевания», и реинжиниринг развития, который применим тогда, когда дела у организации идут в целом неплохо, но ухудшилась динамика развития, стали опережать конкуренты.

Для большинства украинских предприятий наиболее актуален кризисный  реинжиниринг, потенциал которого служит основным фактором успешного и стабильного  развития. Одно из наиболее существенных достоинств реинжиниринга — способность  содействия быстрым изменениям в  бизнесе, обеспечивающим возможность  не только сохранить место на рынке, но и добиться в относительно короткие сроки крутого перелома,прочного финансового положения, высокого общественного имиджа.

Реинжиниринг развития применяется  в тех случаях, когда динамика развития снижается и действующая  структура организации и управления производственно –торговым и инвестиционным процессами уже достигла предельного уровня по получению прибыли.

Этот вид реинжиниринга  в Украине характерен для торговых предприятий. Например, если ранее в торговой практике нормальным считалась продажа товара по предоплате, то сейчас наметилась четкая тенденция налаживания партнерских связей с контрагентами по принципу товарных кредитов, коммерческих кредитов (т.е. расчетов с рассрочкой платежа). То есть предприятия начинают использовать оптимальные системы управления хозяйственными процессами с минимальными рисками для себя.

Международный опыт убеждает, что реинжиниринг обеспечивает не только значительное снижение затрат, но и сокращение сроков работы и повышение ее качества. Важно, что при этом обеспечивается большая гибкость в управлении предприятием. Реинжиниринг помогает существенно повысить качество работы во всех основных сферах жизнедеятельности компании, в частности таких, как снабжение, кадровая политика, планирование производства, процесс производства, управленческая отчетность, маркетинг, обслуживание клиентов и т.д.

Главное, что реинжиниринг процессов бизнеса имеет прежде всего своей целью совершенствование функционирования всего предприятия, нацеленное на сокращение затрат и повышение эффективности предприятия в целом или его основных звеньев, причем упор делается на усовершенствование рабочих процессов. Основное внимание уделяется также реорганизации бизнес-процессов, направленной на качественное улучшение последних.

Используя опыт зарубежной практики, можно предложить для отечественного производителя следующий алгоритм использования потенциала реинжиниринга:

1.Определение направления  развития бизнеса. На этом отрезке организация определяет цели и принципы своей деятельности, решает ряд важных вопросов, например, определение ключевых рынков, групп покупателей и их основных потребностей.       2. Определение масштаба и конечных целей проекта, для чего используются средства анализа и моделирования, например, диаграммы потоков данных и методики сравнения текущих результатов деятельности с планируемыми на период после завершения проекта.

Факторы проведения успешного  реинжиниринга:

- Мотивация. Осуществления проекта реинжиниринга должен быть ясно определен и зафиксирован. При этом высшее руководство должно быть абсолютно убеждено, что этот проект действительно даст значительный результат, и понимать, что полученный результат вызовет изменение структуры предприятия.

- Руководство. Проект должен выполняться под управлением руководителей предприятия. Руководитель, возглавляющий проект реинжиниринга, должен иметь большой авторитет и нести за него

ответственность.            - Сотрудники. В команде, выполняющей проект реинжиниринга и контролирующей его проведение, необходимо участие сотрудников, наделенных соответствующими полномочиями и способных создать атмосферу сотрудничества.

- Коммуникации. Новые задачи компании должны быть четко сформированы и понятны каждому сотруднику. Успешность реинжиниринга зависит от того, насколько руководство и рядовые сотрудники понимают, как достичь стратегических целей предприятия.

- Бюджет. Проект должен иметь свой бюджет, особенно если планируется интенсивное использование информационных технологий.

- Технологическая поддержка. Для проведения работ по реинжинирингу необходима поддержка — соответствующие методики и инструментальные средства. Реинжиниринг обычно включает в себя

построение информационной системы для поддержки нового бизнеса.

- Консультации. Эксперты (консультанты) могут оказать существенную помощь исполнителям, впервые осуществляющим реинжиниринг.

3. Планирование процесса, осуществляемое специалистами, которые  работают над проектированием отдельных процессов. При этом ставятся такие цели, как сокращение длительности производственного цикла, оптимизация функции контроля и т.д.

4. Определение структуры  организации и кадровой политики. Необходимо конкретизировать инфраструктуру для обеспечения эффективного функционирования новых процессов.

5. Технологическая поддержка,  когда формулируются требования  к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам новых технологий и оценивается их воздействие на работу организации.   На основании этого производится выбор технологий, эффективных для данного предприятия.

6. Определение физической  инфраструктуры, когда выявляются  характеристики помещения, оборудования, согласуются планы и проекты

помещений и необходимых  систем жизнеобеспечения (энергетическая система, системы водоснабжения, вентиляции и т.д.).

7. Осуществление внутренней  политики предприятия и оценка  влияния действующего законодательства. Определяются сферы, где для  реализации выбранных решений  необходимы изменения во внутренней  политике

8. Мобилизация ресурсов  для осуществления проекта, когда  обеспечивается планирование новых  процессов для получения максимально  быстрой и эффективной отдачи. Составляется окончательный бюджет  затрат (в том числе капитальных  и затрат на реализацию), оцениваются  преимущества и риски, связанные  с каждым бизнес -решением. Внедряется стратегия управления процессом изменений для обеспечения успешной реализации проекта. План работы призван фиксировать цели, сроки, проблемы, ресурсы и ответственных по каждому направлению. Необходимо использовать автоматизированные средства планирования для оптимизации плана работ и контролем за ходом их выполнения.

9. Внедрение. В процессе  реинжиниринга появляется возможность  достижения быстрого успеха при минимальном привлечении ресурсов.  Для проверки действенности выработанных подходов и рекомендаций к разработке новых бизнес-процессов, как уже убедила практика.   

Реинжиниринг бизнес-процессов  предприятий применим в случаях, когда необходимо принять обоснованное решение о реорганизации деятельности: радикальных преобразованиях, реструктуризации бизнеса, замене действующих структур управления на новые. Это достаточно актуально для деятельности украинских предприятий, находящихся на грани банкротства.

 

 

 

 

 

     Вывод

 

На основании проведенного исследования и изучения особенностей применения реинжиниринга в отечественной  практике нами выделены следующие факторы  его успешного проведения: мотивация, руководство, сотрудники, коммуникации, бюджет, технологическая поддержка,консультации.

В кризисном реинжиниринге нуждаются многие хозяйствующие субъекты Украины. Применение данного вида реинжиниринга обеспечит возможность не только сохранить место на рынке,но и добиться в относительно короткие сроки прочного финансового положения, высокого общественного имиджа.

В украинских условиях стратегическая задача предприятия посредством  осуществления комплексной программы  реинжиниринга, включающей качественное совершенствование основных бизнес-процессов  с одновременным внедрением новых  информационных технологий, добиться модернизации и существенного повышения  эффективности бизнеса.

 

Список литературы:

1.Баринов В.А. Антикризисное  управление: Учеб. пособие. – М.: ИД ФБК –ПРЕСС, 2002. -520с.

2.Варжапетян А.Г. Системы  управления. Инжиниринг качества. –  М.: Вузовская книга, 2001. -185с.

3.Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. /Под. ред. В.И. Ирикова. : Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. -414с.

4. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. : Пер. с англ. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. -158с.

5. Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Практическое руководство: Пер. с англ.

– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -224с.


Информация о работе Понятие о реинжиниринге