Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:24, реферат
Цель: Уточнение сущности реинжиниринга, обоснование необходимости применения его, как одного из направлений обновления бизнеса на предприятиях Украины, определение факторов его успешного проведения для отечественного производителя.
Изложение основного материала. В экономической зарубежной литературе за последние годы опубликовано много работ, в которых авторы представляют реинжиниринг, как один из наиболее эффективных способов обновления бизнеса.
Постановка проблемы. Предприятие, стремящееся выжить или улучшить свое положение на рынке, должно постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации деловых процессов. Из всех концепций менеджмента, основанных на процессах, реинжиниринг бизнес –процессов рассматривается как наиболее эффективная концепция.
Реинжиниринг бизнес-процессов, или перепроектирование деловых процессов предприятий, — относительно новый для Украины вид консалтинговых услуг. Его появление связано с развитием интереса к реструктуризации бизнеса в новых условиях.
Цель: Уточнение сущности реинжиниринга, обоснование необходимости применения его, как одного из направлений обновления бизнеса на предприятиях Украины, определение факторов его успешного проведения для отечественного производителя.
Изложение основного материала. В экономической зарубежной литературе за последние годы опубликовано много работ, в которых авторы представляют реинжиниринг, как один из наиболее эффективных способов обновления бизнеса.
Робсон М., Уллах Ф.[5] провели анализ накопленного опыта за прошедшие годы по проведению реинжиниринга и охарактеризовали реинжиниринг, как радикальное перепланирование бизнес –процессов для осуществления улучшения ключевых показателей.
Основателем теории реинжиниринга считают М. Хаммера, который в соавторстве с Дж. Чампи выпустил книгу «Реинжиниринг корпорации: манифест для революции в бизнесе». Авторы определили реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное изменение решений о деловых процессах с целью достижения драматических улучшений, таких как издержки, качество, обслуживание и скорость». По мнению этих аналитиков, необходимо переосмыслить способы организации бизнеса и использовать принципиально иной подход, который позволит в полной мере реализовать преимущества новых технологий и ресурсов.
Реинжиниринг (англ. reengineering) – это инженерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно –торговыми и инвестиционными процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости.
Методология реинжиниринга не предполагает отрицания существующих способов, но в дополнение к ним позволяет на более строгой основе принимать и оценивать решения, связанные с изменениями деятельности предприятия.
Этот кризис может выражаться в явно неконкурентном (очень высоком) уровне издержек, массовом отказе потребителей от продукта предприятия и т.п. В современной украинской экономике такая ситуация характерна для государственных и приватизированных предприятий традиционных отраслей — машиностроительной, текстильной, аграрной сферы. Ситуация кризиса усугубляется такими факторами, как сокращение традиционных рынков сырья, отсутствие устоявшихся структур и процедур минимально отвечающих требованиям рыночной среды, финансовый кризис и низкий уровень финансового управления и т.д.
Во - вторых, в условиях, когда текущее положение предприятия может быть признано удовлетворительным, однако прогнозы его деятельности являются неблагоприятными.
Предприятие сталкивается с нежелательными для себя тенденциями в части конкурентоспособности, доходности, уровня спроса и т.д. Такая ситуация характерна для многих украинских банков, финансовых компаний, коммерческих организаций.
В – третьих, реализацией возможностей реинжиниринга занимаются благополучные, быстрорастущие и агрессивные организации и предприятия.
В реинжиниринге обычно выделяют два существенно отличающихся вида деятельности: кризисный реинжиниринг, где речь идет о решении крайне сложных проблем организации, когда дела пошли совсем плохо и нужен комплекс мер, который позволил бы ликвидировать «очаги заболевания», и реинжиниринг развития, который применим тогда, когда дела у организации идут в целом неплохо, но ухудшилась динамика развития, стали опережать конкуренты.
Для большинства украинских
предприятий наиболее актуален кризисный
реинжиниринг, потенциал которого служит
основным фактором успешного и стабильного
развития. Одно из наиболее существенных
достоинств реинжиниринга — способность
содействия быстрым изменениям в
бизнесе, обеспечивающим возможность
не только сохранить место на рынке,
но и добиться в относительно короткие
сроки крутого перелома,
Реинжиниринг развития применяется
в тех случаях, когда динамика
развития снижается и действующая
структура организации и
Этот вид реинжиниринга в Украине характерен для торговых предприятий. Например, если ранее в торговой практике нормальным считалась продажа товара по предоплате, то сейчас наметилась четкая тенденция налаживания партнерских связей с контрагентами по принципу товарных кредитов, коммерческих кредитов (т.е. расчетов с рассрочкой платежа). То есть предприятия начинают использовать оптимальные системы управления хозяйственными процессами с минимальными рисками для себя.
Международный опыт убеждает, что реинжиниринг обеспечивает не только значительное снижение затрат, но и сокращение сроков работы и повышение ее качества. Важно, что при этом обеспечивается большая гибкость в управлении предприятием. Реинжиниринг помогает существенно повысить качество работы во всех основных сферах жизнедеятельности компании, в частности таких, как снабжение, кадровая политика, планирование производства, процесс производства, управленческая отчетность, маркетинг, обслуживание клиентов и т.д.
Главное, что реинжиниринг процессов бизнеса имеет прежде всего своей целью совершенствование функционирования всего предприятия, нацеленное на сокращение затрат и повышение эффективности предприятия в целом или его основных звеньев, причем упор делается на усовершенствование рабочих процессов. Основное внимание уделяется также реорганизации бизнес-процессов, направленной на качественное улучшение последних.
Используя опыт зарубежной практики, можно предложить для отечественного производителя следующий алгоритм использования потенциала реинжиниринга:
1.Определение направления развития бизнеса. На этом отрезке организация определяет цели и принципы своей деятельности, решает ряд важных вопросов, например, определение ключевых рынков, групп покупателей и их основных потребностей. 2. Определение масштаба и конечных целей проекта, для чего используются средства анализа и моделирования, например, диаграммы потоков данных и методики сравнения текущих результатов деятельности с планируемыми на период после завершения проекта.
Факторы проведения успешного реинжиниринга:
- Мотивация. Осуществления проекта реинжиниринга должен быть ясно определен и зафиксирован. При этом высшее руководство должно быть абсолютно убеждено, что этот проект действительно даст значительный результат, и понимать, что полученный результат вызовет изменение структуры предприятия.
- Руководство. Проект должен выполняться под управлением руководителей предприятия. Руководитель, возглавляющий проект реинжиниринга, должен иметь большой авторитет и нести за него
ответственность. - Сотрудники. В команде, выполняющей проект реинжиниринга и контролирующей его проведение, необходимо участие сотрудников, наделенных соответствующими полномочиями и способных создать атмосферу сотрудничества.
- Коммуникации. Новые задачи компании должны быть четко сформированы и понятны каждому сотруднику. Успешность реинжиниринга зависит от того, насколько руководство и рядовые сотрудники понимают, как достичь стратегических целей предприятия.
- Бюджет. Проект должен иметь свой бюджет, особенно если планируется интенсивное использование информационных технологий.
- Технологическая поддержка. Для проведения работ по реинжинирингу необходима поддержка — соответствующие методики и инструментальные средства. Реинжиниринг обычно включает в себя
построение информационной системы для поддержки нового бизнеса.
- Консультации. Эксперты (консультанты) могут оказать существенную помощь исполнителям, впервые осуществляющим реинжиниринг.
3. Планирование процесса,
осуществляемое специалистами,
4. Определение структуры
организации и кадровой
5. Технологическая поддержка,
когда формулируются
6. Определение физической инфраструктуры, когда выявляются характеристики помещения, оборудования, согласуются планы и проекты
помещений и необходимых систем жизнеобеспечения (энергетическая система, системы водоснабжения, вентиляции и т.д.).
7. Осуществление внутренней
политики предприятия и оценка
влияния действующего
8. Мобилизация ресурсов
для осуществления проекта,
9. Внедрение. В процессе
реинжиниринга появляется
Реинжиниринг бизнес-процессов
предприятий применим в случаях,
когда необходимо принять обоснованное
решение о реорганизации
Вывод
На основании проведенного исследования и изучения особенностей применения реинжиниринга в отечественной практике нами выделены следующие факторы его успешного проведения: мотивация, руководство, сотрудники, коммуникации, бюджет, технологическая поддержка,консультации.
В кризисном реинжиниринге нуждаются многие хозяйствующие субъекты Украины. Применение данного вида реинжиниринга обеспечит возможность не только сохранить место на рынке,но и добиться в относительно короткие сроки прочного финансового положения, высокого общественного имиджа.
В украинских условиях стратегическая
задача предприятия посредством
осуществления комплексной
Список литературы:
1.Баринов В.А. Антикризисное управление: Учеб. пособие. – М.: ИД ФБК –ПРЕСС, 2002. -520с.
2.Варжапетян А.Г. Системы управления. Инжиниринг качества. – М.: Вузовская книга, 2001. -185с.
3.Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. /Под. ред. В.И. Ирикова. : Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. -414с.
4. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. : Пер. с англ. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. -158с.
5. Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Практическое руководство: Пер. с англ.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -224с.