Понятие рабочего места

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Рабочее место является первичным звеном производственно-технологической структуры предприятия, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и управление. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель – производства предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами. От того, как организованы рабочие места, во многом зависит эффективность использования самого труда, орудий и средств производства и, соответственно, производительность труда, себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и многие другие экономические показатели функционирования предприятия.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Понятие рабочего места. Классификация рабочих мест ………….…. 5
2. Организация и оснащение рабочего места ………………………….... 9
2.1. Планировка рабочих мест и их обслуживание ……………………..13
3. Пример нерациональной планировки и обслуживания рабочего
места. Рекомендации по совершенствованию организации,
планировки и обслуживания рабочих мест …………………………... . 23
3.1 Расчет экономической эффективности от совершенствования
организации и обслуживания рабочих мест …………………………..... 24
Заключение ……………………………………………………………… 25
Список литературы ……………………………………………………. 26

Файлы: 1 файл

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДАbestref-128539.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

- ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и организационной оснастки);

- хозяйственно-бытовая (систематическая уборка производственных помещений и территории, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание).

Все эти функции могут выполняться по различным системам: цетрализованной, децентрализованной и смешанной. При централизованной системе обслуживание осуществляется на предприятии едиными функциональными службами предприятия (производства). Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия). При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие – децентрализованно. На выбор системы обслуживания непосредственное влияние оказывает большое количество факторов: тип производства, сложность выпускаемой продукции, требования к се качеству, производственная структура предприятия, состояние парка оборудования, планировка производственных площадей и пр.

Значительными организационными и экономическими преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно позволяет более рационально использовать труд работников служб обслуживания, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т. д.

Обслуживание рабочих  мест может быть дежурным, планово-предупредительным и стандартным.

При дежурном обслуживании, которое обычно организуется в условиях единичного и мелкосерийного производства, обслуживающий персонал (наладчики, транспортные и ремонтные рабочие) вызывается на рабочее место по мере необходимости с помощью специальных устройств. Это не всегда гарантирует своевременность обслуживания и, следовательно, возможность полного отсутствия простоев в работе основного рабочего, но такая организация обслуживания относительно проста.

Планово-предупредительное обслуживание особенно целесообразно для серийного производства, где обслуживание рабочего места осуществляется на основе соответствующих планов-графиков и расписаний. Внедрение этой системы требует большой подготовительной работы, четкого ритма работы служб обслуживания и минимальной вероятности простоев обслуживаемого рабочего и оборудования.

Стандартное обслуживание применяется в поточно-массовом производстве. Это наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания рабочих мест, осуществляемая в строго регламентированном порядке по стандартным расписаниям и стандартным планам. Такое обслуживание характеризуется высокой экономичностью, полной ликвидацией простоев на рабочих местах из-за его осуществления, но требует жесткой ритмичности основного производства.

Разработка системы  обслуживания рабочих мест включает выбор формы ее организации, определение профессионального состава обслуживающего персонала, установление его регламентаций, обеспечение обслуживающего персонала соответствующей технической и инструктивной документацией, расчет нормативов обслуживания, организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих, а также организацию регулярной и надежной связи между рабочими местами основного производства и обслуживающим персоналом.

К каждой системе предъявляются  специфические требования, однако все  системы обслуживания производства на предприятии должны отвечать следующим основным требованиям:

- иметь четкую специализацию рабочих по функциям обслуживания;

- основываться на строгой регламентации и плановости выполняемых работ по обслуживанию и хорошей взаимосвязи этих работ во времени и пространстве;

- предусматривать проведение работ по обслуживанию активно-предупредительного характера (особенно это относится к работам, связанным с обслуживанием средств производства и предметов труда);

- обеспечивать оперативность и надежность обслуживания на всех участках производства на основе научного построения системы с учетом специфики производства и возможности ее быстрой перестройки с использованием типовых решений;

- быть экономичной, не вызывать неоправданных расходов.

В целях наиболее полного  учета этих требований проектирование организации обслуживания производства осуществляется в строгой последовательности. Прежде всего, определяется общий состав работ по обслуживанию и устанавливается, какие из них должны выполнять основные рабочие, а какие – рабочие соответствующих специализированных служб обслуживания.

Выделение отдельных  видов работ по обслуживанию в  самостоятельную функцию, выполняемую специализированными рабочими, целесообразно в тех случаях, когда суммарные затраты времени основных рабочих на их выполнение превышают сменный фонд времени одного рабочего. В противном случае данный вид работ должен выполняться основными рабочими или его следует совместить с другими видами работ по обслуживанию.

Следующий этап – определение состава и объема работ, закрепленных за обслуживающими рабочими, и распределение их между ними. Далее устанавливаются формы обслуживания по отдельным функциям и разрабатываются регламенты обслуживания с указанием способов и последовательности выполнения работ, скоординированных во времени (путем составления графиков, расписаний, маршрутов, инструкций и т. д.). И, наконец, рассчитываются нормы обслуживания и нормативы численности рабочих по обслуживанию, а затем определяется экономическая эффективность разработанной системы.

Обязательным условием рациональной организации процессов  обслуживания является их механизация. Как показывает практика, производимые при этом затраты дают в 3-5 раз больший экономический эффект, чем затраты на механизацию основных работ.

Накопленный опыт свидетельствует  о больших возможностях применения в службах обслуживания ЭВМ. В  настоящее время на предприятиях ЭВМ используют для расчетов в  ремонтном производстве (планирование ремонтов, очередность выполнения работ и др.), в транспортно-складском хозяйстве (при составлении графиков и маршрутов обслуживания, расчетах трудоемкости и т. д.).

Функции обслуживания на различных предприятиях имеют свои особенности, поэтому к организации  работы по каждой функции необходим дифференцированный подход, основанный на критическом анализе сложившейся практики.

Прогрессивные изменения  в разделении труда, кооперация и  интеграция производства усложняют  организацию его обслуживания, делают ее более комплексной.

Под комплексной регламентированной системой обслуживания рабочих мест понимается научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации объема, периодичности и методов выполнения работ, связанных со своевременным, бесперебойным обеспечением рабочих мест элементами сменного задания (предметами труда, оснасткой, документацией и т. д.). Такие мероприятия должны быть направлены на максимально возможное в данных конкретных условиях освобождение производственных рабочих от функций обслуживания.

Комплексное регламентированное обслуживание рабочих мест должно обеспечивать:

- плановость обслуживания на основе утвержденного регламента (порядка), полное согласование системы обслуживания с системой оперативно-календарного планирования;

- предупредительность обслуживания, включая своевременную подготовку и выдачу исходной технологической и производственной документации в обслуживающие подразделения, заблаговременное комплектование элементов производственных заданий и своевременную их доставку на рабочие места;

- согласованность регламентов работы всех вспомогательных служб между собой, а также с работой производственных подразделений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Рекомендации по совершенствованию организации, планировки и обслуживания рабочих мест.

 

Рассмотрим мероприятия, необходимые для рационального использования потенциальных возможностей работника.

Во-первых, соблюдая режим  труда и отдыха, уменьшается период врабатываемости, а это увеличивает  фазу устойчивой работоспособности, что даст увеличение производительности труда всего предприятия.

Во-вторых, используя  светлые тона красок при окраске  стен, пола в цехе и, убирая цех во время перерыва, возможно снизить утомляемость работника.

В-третьих, необходимо улучшить работу системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, особенно при работе в зимнее время.

Все это позволит этому  коллективу качественно и своевременно решать самые трудные и ответственные  задачи и поручения руководства  предприятия.

Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест  включает планировку рабочих мест, внедрение наиболее рациональной   оснастки и производственной  мебели, соответствующих эргономическим   требованиям; внедрение наиболее эффективных систем обслуживания   рабочих мест, обеспечивающих устранение потерь рабочего времени.

Совершенствование планировки рабочего места должно быть направлено на устранение лишних и нерациональных трудовых движений, максимальное сокращение перемещения рабочего относительно материальных элементов трудового процесса, а, следовательно, на повышение эффективности труда и снижение утомляемости рабочего.

 

 

3.1 Расчет экономической эффективности от совершенствования организации и обслуживания рабочих мест.

 

Важным этапом в разработке и внедрении системы организации  обслуживания рабочих мест является определение ее экономической эффективности.

Для расчета эффективности  применения системы централизованного  обслуживания рабочих мест используются следующие показатели:

- сокращение численности вспомогательных рабочих и экономия по фонду заработной платы;

- увеличение объема производства за счет устранения потерь рабочего времени станочников и экономия на условно-постоянной части накладных расходов;

- повышение коэффициентов использования оборудования по времени и мощности;

- повышение производительности труда основных рабочих.

Основным критерием  правильности системы является устранение потерь времени в процессе работы и сокращение их при смене объектов труда.

При определении экономической  целесообразности мероприятия необходимо учитывать время, за которое окупаются затраты на его внедрение. Мероприятие считается экономически эффективным, если срок окупаемости единовременных затрат не выше нормативного.

Эффективность организации  и обслуживания рабочих мест можно определить как отношение суммарного экономического эффекта от внедрения мероприятий по улучшению обслуживания оборудования к суммарным затратам на внедрение системы обслуживания.

Затраты по внедрению  мероприятий, направленных на улучшение  организации обслуживания, складываются из затрат на научно-исследовательскую работу, проведение испытаний и собственно внедрения.

Заключение

 

Одним из важнейших элементов  организации труда на предприятии (организации) является совершенствование  планирования, организации и обслуживания рабочих мест с целью создания на каждом из них необходимых условий для высокопроизводительного и высококачественного труда при возможно меньших физических усилиях и минимальном нервном напряжении. Рабочее место – это первичное звено производственной структуры предприятия, оно является объектом организации труда по всем ее вышеназванным направлениям. Рабочее место – это зона приложения труда, определенная на основании трудовых и других действующих норм и оснащенная необходимыми средствами, предназначенными для трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей.

 Для эффективного функционирования современного производства, основанного на применении сложной техники и технологии, характеризуемого большим количеством внутрипроизводственных связей, необходима четкая организация рабочего места.

 

Список литературы

 

  1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999.
  2. Адамчук В.В., Романцев О.В., Сорокин М.Е. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 1999.
  3. Владимирова Л.П. Экономика труда: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2002.
  4. Очакова А.И. и др. Научная  организация  и  нормирование труда  на предприятиях: Учебник. – М.: Радио и связь, 1998.
  5. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. – М.: Наука, 1995.

 

 


Информация о работе Понятие рабочего места