Понятие, типы и последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности безработицы. Согласно поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение понятию безработица, исследовать ее причины и виды;
2. Проанализировать конкурентный рынок труда и соотношение уровней заработной платы;
3. Рассмотреть инвестиционную политику и занятость;
4.Рассмотреть и проанализировать социальные и экономические последствия безработицы, а так же основные направления государственного регулирования рынка труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….….………………….4
1. Сущность безработицы………………………………………..……………….6
1.1 Понятие безработицы, ее причины и виды. Естественный уровень
безработицы и его измерение. Кривая А. Филлипса…………...........................6
1.2 Конкурентный рынок труда и соотношение уровней заработной
платы……………………………………………………………………………...18
1.3 Инвестиционная политика и занятость…………………………………….24
2. Последствия безработицы ……………………………………….…………..30
2.1 Экономические и социальные последствия безработицы………………...30
2.2 Основные направления государственного регулирования рынка труда...38
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………..……………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

·   воспроизводственная, предполагающая, что зарплата должна быть достаточной для того, чтобы  удовлетворять и воспроизводить жизненные потребности человека;

·   стимулирующая — заработная плата стимулирует вовлечение в процесс труда и эффективное исполнение последнего;

·   распределительная  — с помощью заработной платы  определяется место, где будет трудиться  каждый данный работник, перераспределяется труд между сферами, отраслями, предприятиями и т.д.

Однако, роль заработной платы в экономике не ограничивается этими функциями. Она значительно  шире. Особо можно выделить макроэкономическую роль оплаты труда. Заработная плата — основная составляющая часть доходов населения. Она определяет уровень и состав спроса. Чем ниже уровень заработной платы, тем уже границы для экономического роста. И наоборот, растущая заработная плата стимулирует экономический рост.

1.3           Инвестиционная политика и занятость

Инвестиционная  политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической политики государства. Инвестиционная политика - это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Основной целью  инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала.

Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Результат осуществления  инвестиционной политики оценивается  в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

Государство может  влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.

Амортизационная политика государства устанавливает  порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь,скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.

Под научно-технической  политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и  техники, внедрение их результатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составной частью инновационной политики и предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии.

В настоящее  время российская экономика нуждается  в притоке иностранных инвестиций. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Действительно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С Другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.

В связи с  этим, естественно, ставится вопрос о  расширении технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных Кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.

Перспективы же для инвесторов в России в настоящее  время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны  национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.

Однако, несмотря на это, иностранные инверторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основными причинами этого являются:

·   нестабильность экономической и политической ситуации;

·   несовершенное  и противоречивое законодательство;

·   неясность  в определении прав собственности;

·   отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;

·   нестабильность рубля как национальной валюты;

·   непредсказуемость  изменений в налоговой системе и др.

Государственные мероприятия по привлечению иностранных  инвестиций можно свести в две группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. Ко второй - мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.

Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с  амортизационной политикой, научно-технической  политикой, политикой в отношении  иностранных инвестиций и др. Все  они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.

Инвестиционная  политика не может осуществляться без  механизма ее реализации. Он должен включать в себя:

·   выбор  источников и методов финансирования инвестиций;

·   определение  сроков реализации;

·   выбор  органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

·   создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;

·   создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной  инвестиционной политики различают  отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная  политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

·   экономической  и социальной политикой, проводимой в регионе;

·   величиной  имеющегося производственного потенциала;

·   природно-климатическими условиями;

·   оснащенностью  энергосырьевыми ресурсами;

·   географическим местонахождением и геополитическим положением;

·   состоянием окружающей среды;

·   демографической  ситуацией;

·   привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Все большую  роль в инвестиционной деятельности в последнее время играют отдельные коммерческие предприятия и организации. Исходя из этого существенно повышается роль инвестиционной политики предприятия. Под инвестиционной политикой коммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика предприятия исходит из стратегических целей его бизнес-плана.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Для проведения эффективной муниципальной инвестиционной политики (на уровне муниципальных образований) требуется выработка стратегии инвестиционной деятельности на уровне региона (области, края, республики).

В современных  условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:

·   совершенствование  законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;

·   осуществление  концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;

·   организация  взаимодействия с предприятиями  с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);

·   осуществление  постоянного мониторинга положительных  и отрицательных моментов развития.

Любая инвестиционная политика, направлена на создание рабочих  мест, для трудоспособного населения. Привлеченный капитал открывает большие перспективы развития различных отраслей хозяйственной деятельности, а следственно и возможность гражданам устроится на работу с достойной оплатой труда. Создаются новые рабочие места – уровень безработицы падает.

 

2. Последствия безработицы

2.1   Экономические и социальные последствия безработицы.

Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны. Достаточно сложна и их структура. Вместе с тем в различной литературе преимущественно рассматриваются далеко не все аспекты этой весьма важной проблемы. Преимущественно исследуются экономические потери, к которым относят: суммы пособий и различных выплат по безработице, расходы на переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц, оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются объем потенциальной продукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в бюджет (налоги) и в государственные фонды страхования. При этом потери, издержки безработицы исчисляются преимущественно на уровне национальной экономики. При этом необходимо отметить, что безработица - весьма сложное и многогранное явление, ее последствия проявляются практически на всех уровнях экономической и социальной жизни общества и оказывают непосредственное влияние не только на экономику страны, но и на каждого участника экономического процесса.

В связи с  этим при решении вопроса об экономических  потерях следует выделить уровни их оценки. К их числу, как нам представляется, необходимо отнести страну, регион, отрасль, предприятие, безработного. В правомерности такого подхода нас убеждает и то, что потери каждого уровня автономны. Результаты расчетов потерь для одного уровня не могут быть использованы для оценки убытков другого. В частности, убытки предприятия нельзя выразить через потери его работников. Уровневый подход оценки потерь от безработицы позволяет осуществить более конкретный и адресный анализ ее экономических последствий.

В основу расчетов издержек безработицы положен так  называемый закон А. Оукена. Он имеет как бы две стороны: одна показывает, каким должен быть экономический рост, чтобы решить проблему безработицы, другая выражает количественную зависимость изменения уровня безработицы и производства ВВП. А. Оукеном эмпирическим путем было установлено, что при увеличении фактического уровня безработицы на один процентный пункт по сравнению с ее естественным уровнем происходит отставание производства ВВП на 3%. Даже при увеличении численности работающих и росте производительности труда для создания новых рабочих мест и удержания безработицы на прежнем уровне необходимо от 2,5 до 3% ежегодного прироста ВВП. Дополнительное же уменьшение нормы прироста на 2% увеличивает долю безработных на 1 процентный пункт или наоборот.

Информация о работе Понятие, типы и последствия безработицы