Понятие, уровень и критерии безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 13:32, реферат

Описание работы

Проблема продовольственной безопасности для современного российского общества является одной из важнейших.
Это связано с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства. Сейчас сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, которая выстраивается на строго правовой основе.

Файлы: 1 файл

Vvedenie (1).docx

— 29.81 Кб (Скачать файл)

Сельское хозяйство России специфическое. Надо учитывать климатические, природные условия нашего производства. Наш урожай зерна с гектара вбирает в себя гораздо больше машинного и человеческого труда, чем такой же урожай в Соединенных Штатах Америки. Гораздо дороже нам обходятся содержание и развитие животноводства, равно как и многие социальные условия для людей. Отечественное сельское хозяйство следует рассматривать не только с экономической точки зрения, а с национальной безопасности. Страна должна иметь свою надежную продовольственную безопасность[4].

Продовольственная независимость страны – снабжение основной части населения продуктами питания за счет внутреннего производства. Есть опасения, что после либерализации аграрного рынка страны и сокращения государственной поддержки сельскохозяйственных производителей доля импортного продовольствия на внутреннем рынке существенно увеличится. Этот аспект продовольственной безопасности в связи с грядущим вступлением России в ВТО звучит особенно остро.

По мнению большинства экспертов, для достижения продовольственной независимости страны доля импортного продовольствия не должна превышать 20% от общего объема продовольственной продукции.

В России порог продовольственной безопасности существенно превышен, и угроза потери Россией продовольственной независимости выглядит достаточно реальной, особенно с учетом возможных негативных последствий после присоединения страны к ВТО. Страна завозит из-за границы треть всего необходимого продовольствия, а в Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах – до 70%.

Таким образом, проблема продовольственной безопасности России, несмотря на кажущееся относительное благополучие, стоит достаточно остро. А присоединение к ВТО может ухудшить ситуацию, особенно в вопросе продовольственной независимости страны. Приход дешевого и не всегда качественного импортного продовольствия на внутренний рынок может ослабить позиции российских сельскохозяйственных производителей, а затем вызвать рост цен на продовольствие, что неблагоприятно скажется на доходах как городских, так и сельских жителей и ухудшит ситуацию с экономической доступностью продовольствия. Необходима эффективная государственная политика по смягчению возможных негативных последствий [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Стратегия продовольственной безопасности

 

Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее – рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:

- своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних  и внешних угроз продовольственной  безопасности, минимизация их негативных  последствий за счет постоянной  готовности системы обеспечения  граждан пищевыми продуктами, формирования  стратегических запасов пищевых  продуктов;

- устойчивое развитие отечественного  производства продовольствия и  сырья, достаточное для обеспечения  продовольственной независимости  страны;

- достижение и поддержание физической  и экономической доступности  для каждого гражданина страны  безопасных пищевых продуктов  в объемах и ассортименте, которые  соответствуют установленным рациональным  нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и  здорового образа жизни;

- обеспечение безопасности пищевых  продуктов.

Продовольственная независимость Российской Федерации – устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.

Исходя из требований продовольственной независимости основными источниками пищевых продуктов является продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйство и пищевая промышленность.

Укрепление и развитие сотрудничества с международными и региональными организациями, налаживание механизмов межгосударственных диалогов и развитие отношений с ведущими государствами всех регионов мира по вопросам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации отвечают национальным внешнеполитическим и экономическим интересам страны.

Вступление во Всемирную торговую организацию на условиях, отвечающих национальным интересам Российской Федерации, также будет способствовать укреплению продовольственной безопасности страны. Меры и механизмы, обеспечивающие продовольственную безопасность, направлены на надежное предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности и должны разрабатываться одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития страны.

Правительство Российской Федерации обеспечивает ежегодную разработку балансов ресурсов и использования основных видов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.

В целях повышения доступности пищевых продуктов для всех групп населения необходимо принять следующие решения:

- о формировании механизмов  оказания адресной помощи группам  населения, уровень доходов которых  не позволяет им обеспечить  полноценное питание;

- об утверждении системы взаимосвязанных  показателей, обеспечивающих безопасность  пищевых продуктов, в том числе  продуктов, произведенных из сырья, полученного с использованием  генно-инженерно-модифицированных  организмов;

- о разработке унифицированных  требований, предъявляемых на пищевых  предприятиях к системам контроля  и гармонизированных с рекомендациями  международных

- организаций, переходе пищевой  индустрии на комплексную систему  контроля безопасности.

В сфере производства и оборота сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия предстоит осуществить меры, направленные на:

- оптимизацию межотраслевых экономических  отношений, которые стимулировали  бы рост темпов расширенного  воспроизводства, привлечение инвестиций  и

- внедрение инноваций в сельском  и рыбном хозяйстве;

- стабилизацию ценовой ситуации  и формирование механизмов ценообразования  на основе индикативных цен  на основные виды продукции;

- совершенствование системы поддержки  кредитования в целях обеспечения  доступности для большинства  товаропроизводителей краткосрочных  и инвестиционных кредитов;

- создание условий для реализации  потенциала зон опережающего  экономического роста с агропромышленной  и рыбохозяйственной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения;

- стимулирование развития интеграции  и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной  и рыбной продукции, сырья и  продовольствия;

- ускоренное развитие инфраструктуры  внутреннего рынка;

- разработку и реализацию программ  технологической модернизации, освоение  новых технологий, обеспечивающих  повышение производительности труда  и ресурсосбережения в сельском  и рыбном хозяйстве, пищевой промышленности;

- формирование общего продовольственного  рынка и единой товаропроводящей  сети в рамках таможенного  союза государств-членов Евразийского  экономического сообщества;

- совершенствование государственной  торговой политики, регулирование  рынков сельскохозяйственной и  рыбной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных  нужд, обеспечивающие расширение  спроса на продукцию отечественного  производства.

В области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:

- совершенствовать нормативную  правовую базу функционирования  агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, исходя из основных направлений и механизмов реализации положений настоящей Доктрины;

- осуществлять мониторинг, прогнозирование  и контроль состояния продовольственной  безопасности;

- оценивать устойчивость экономики  страны к изменениям на мировых  рынках продовольствия и изменениям  природно-климатического характера;

- оценивать устойчивость продовольственного  снабжения городов и регионов, зависимых от внешних поставок  пищевых продуктов;

- сформировать государственные  информационные ресурсы в сфере  обеспечения продовольственной  безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5.  Прогнозы на продовольственную безопасность

Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций сегодня опубликовала ежеквартальный доклад "Прогнозы на урожай и продовольственная ситуация". Эксперты ФАО прогнозируют по итогам года рекордный объем мирового производства зерна в мире – 2 млрд. 323 млн. тонн. Это на 3,5% выше прошлогоднего значения.

Уборочная кампания в северном полушарии близится к завершению, и уже сейчас можно сделать выводы, что 2011-2012 гг. сельскохозяйственный год окажется для аграриев намного успешнее предыдущего. Правда, к югу от экватора полевые работы только начались, но дожди в Южной Америке и Австралии вселяют надежду, что урожай на юге окажется не хуже, чем на севере.(табл.1)

 

Таблица 1. – Объем мирового производства зерна

2010-2011

1752 млн. тонн

2011-2912 (прогноз)

1816 млн. тонн


 

По прогнозу Международного совета по зерну, общий объем мирового производства зерна в этом году вырастет на 64 млн. тонн. Основная причина – восстановление производства в России, Казахстане и на Украине после прошлогодней засухи. По итогам года вырастет урожай почти всех зерновых, за исключением сорго. Наибольший прирост будет у пшеницы и кукурузы.

Прогноз мирового потребления зерна на 2011-2012 – 1826 млн. тонн.

Потребление зерна в этом году тоже вырастет, хотя и не так существенно – на 2,2%. Хотя в итоге оно окажется, по прогнозам, чуть выше производства, дефицита не будет: есть еще переходящие запасы в 360 млн. тонн.

А вот с ценами на продовольствие ситуация довольно странная. Предложение уверенно росло, а спрос оставался слабым из-за рецессии в мировой экономике и долговых проблем в Европе. Казалось бы, цены должны были бы упасть довольно значительно. В действительности снижение более чем умеренно.

Высокие цены – это не только отрада сельхозпроизводителей, но и угроза продовольственной безопасности. По подсчетам Всемирного банка, из-за роста цен на продукты питания в прошлом году в мире еще 70 млн. человек оказались в состоянии крайней нищеты. Хороший урожай этого года позволяет надеяться, что теперь им станет полегче.

По мнению вице-президента Американской пшеничной ассоциации Винсента Петерсона, цены могут опуститься. "Этому может помешать ухудшение погодных условий на Украине, в Центральной Европе, в Центральной Америке и Австралии. Но даже в этом случае у нас есть излишки зерна, так что цены все-таки должны снижаться", – отмечает Петерсон.

Но помимо климатических факторов, важным риском для зернового рынка остается политика стран-экспортеров. В памяти еще свежи воспоминания, к какой панике привело в прошлом году введение эмбарго на экспорт зерна в России. Вот как комментирует ситуацию Игнасио Перес, экономист подразделения ОЭСР по торговле и сельскому хозяйству: "Рынок зерна находится в руках небольшого числа экспортеров. Мы можем охарактеризовать рынок как узкий. Не знаю, будет ли он становиться еще тоньше или нет, но уже в прошлом году мы видели, какое мощное влияние на рынок могут оказывать внезапные политические решения".

На фоне общей нервозности на финансовых рынках цены на продовольствие чутко реагируют на любую новость: как экономическую, так и политическую. А поскольку негативных новостей пока стабильно больше, чем позитивных, есть огромный риск скачкообразного увеличения цен в ближайшем будущем. По мнению секретаря межправительственной группы по зерновым ФАО Абдолреза Аббассиана: "В ближайшие пару месяцев, для того чтобы цены очень резко взмыли вверх, достаточно даже одной плохой новости. А вот чтобы они пошли вниз, нужно очень-очень много хороших новостей. Рынок очень чувствителен к шокам, потому что он едва удовлетворяет спрос и имеет мало резервов".

Информация о работе Понятие, уровень и критерии безопасности