Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:27, курсовая работа
Развитие экономики России за последние годы характеризуется высокими темпами экономического роста, увеличением реальных доходов населения, стабилизацией уровня инфляции и курса национальной валюты, положительным сальдо внешнеторгового баланса. Все это свидетельствует о привлекательности национальной экономики для инвестиций, как внутренних, так и внешних, часть из которых распределяется посредством инструментов фондового рынка.В России формируется цивилизованный рынок ценных бумаг. Некоторый оборот ценных бумаг имел место и в социалистической экономике, но в силу специфических черт, присущих государственной экономике, он был чрезвычайно обеднен. С рыночными преобразованиями ситуация качественно изменилась: появились новые виды ценных бумаг, возрос их оборот и стал формироваться и развиваться рынок ценных бумаг
По сделкам, повлекшим выдачу векселя, векселя могут быть товарными и финансовыми.
Товарные векселя. В основе денежного
обязательства, выраженного данным
векселем, лежит товарная сделка, коммерческий
кредит, оказываемый продавцом
Отдельно выделяют другие виды векселей: бронзовые, дружеские, зеркальные подделки.
Бронзовый вексель - это вексель, за которым не стоит никакой реальной сделки, никакого реального финансового обязательства, при этом хотя бы одно лицо, участвующее в векселе, является вымышленным.
Дружеский вексель - это вексель, за которым не стоит никакой реальной сделки, никакого реального финансового обязательства, однако лица, которые участвуют в векселе, являются реальными.
Векселя - зеркальные подделки - два и более векселя, один из которых является настоящим. Все остальные представляют собой поддельные векселя с реквизитами реального (настоящего) векселя.
Такие векселя (бронзовые, дружеские, зеркальные подделки) фальсифицируют вексельный оборот, провоцируют его неустойчивость и массовые неплатежи.
По срокам платежа векселя могут быть определенно-срочными, то есть в них указан срок платежа, или подлежащими оплате по предъявлении (неопределенно-срочные).
По форме получения дохода векселя бывают процентными и беспроцентными.
Процентный вексель - вексель сроком "по предъявлении" или "во столько-то времени от предъявления", который содержит дополнительный реквизит "процент по векселю", по которому сумма платежа будет отличаться от первоначальной суммы, увеличиваясь со временем.
Беспроцентный вексель - вексель сроком "во столько-то времени от составления" или "на определенный день", доходом по которому является только дисконт.
Таким образом, дисконт может являться доходом, как по процентному, так и по беспроцентному векселю.
Преимуществом данной классификации является полнота охвата многочисленных видов векселей, обращающихся в хозяйственном обороте.
После уточнения классификации векселей перейдем к рассмотрению вексельного обращения на развитых рынках зарубежных стран.
Российский вексельный рынок развивается
в русле мировых тенденций. В
настоящее время в России де-факто
сложилась основа рынка коммерческих
бумаг в виде существующего рынка
векселей в качестве краткосрочных
инструментов финансирования оборотных
средств. Это наиболее ликвидные векселя
заемщиков, добросовестно раскрывающих
информацию и скурпулезно соблюдающих
интересы кредиторов.
Развитие российского вексельного рынка проходило в несколько этапов :
По мере восстановления российской
банковской системы на рынке вновь начинают
появляться векселя различных банков.
Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) России, как и финансовые рынки других государств, состоит из денежного рынка и рынка капиталов. В основе данной группировки лежит принцип деления инструментов финансового рынка по срокам: до года и, соответственно, свыше одного года.
Вексельное обращение в
Уже несколько лет многие профучастники
говорят о том, что по мере развития
облигационного рынка вексельный рынок
неизбежно начнет вымирать, постепенно
снижая обороты. Однако сегодня можно
утверждать, что этого НЕ происходит, напротив,
вексельный рынок эволюционирует, приобретая
опыт размещения и обращения облигаций.
Одним из таких эволюционных шагов стало повышение публичности вексельного рынка. В большей степени это касается выхода на рынок новых заемщиков. Так, размещению векселей той или иной компании в последнее время, как правило, предшествует довольно серьезная работа по ознакомлению потенциальных инвесторов с ее историей и текущей деятельностью, финансовым положением и уровнем кредитоспособности. Для достижения максимального эффекта векселедатели активно сотрудничают со СМИ, выпускают пресс-релизы и инвестиционные меморандумы, ничем не уступающие облигационным. В результате к моменту выписки бумаг участники вексельного рынка имеют довольно четкое представление о положении дел у векселедателя, а не покупают кота в мешке, как это было раньше. Пойти на подобный шаг компании и кредитные организации вынудило два обстоятельства: прошлогодний кризис доверия и желание сформировать полноценный рынок по своим обязательствам.
Что касается кризиса доверия, то, после проблем с некоторыми коммерческими банками летом 2004 г. рынок банковских векселей на несколько месяцев сократился до минимума: в обращении остались бумаги лишь двух десятков банков. Активность в секторе корпоративных бумаг вообще упала до нуля. Однако по мере решения внутренних проблем и возобновления тенденции к снижению доходностей участники вексельного рынка вернулись к вопросу восстановления прежних и необходимости открытия новых лимитов. Этот момент в истории вексельного рынка можно назвать переломным. Дело в том, что на продолжительный период времени уровень доходности векселя перестал иметь решающее значение, тогда как надежность векселедателя, напротив, вышла на первое место. Естественно, подобные перемены вынуждали векселедателей повышать свою открытость и прозрачность и в результате становиться публичными.
Было еще одно обстоятельство, заставившее заемщиков пересмотреть свой подход к вексельным программам, а заодно и изменить требования к их организации. Долгое время размещение обязательств новых и малоизвестных векселедателей, будь то банк или компания, осуществлялось по схеме "векселедатель - организатор размещения - клиенты организатора выпуска". В качестве организатора выпуска, как правило, выбирался участник вексельного рынка, располагающий широкой клиентской базой. При этом нередко многие из его клиентов сами напрямую с векселями не работали, доверяя свои средства в управление. В итоге большая часть выпуска оседала в их портфелях до погашения. Если же у кого-нибудь из клиентов возникала потребность в деньгах, то продать векселя можно было, лишь организатору, так как никакого рынка по размещенным таким способом векселям, естественно, не существовало. В отдельных случаях векселедатель предоставлял возможность досрочного учета своих векселей, однако, как правило, объявленные им ставки ущемляли интересы держателя бумаги.
Изначально подобная схема вполне устраивала векселедателей, поскольку их главной задачей было оперативное привлечение средств на текущие нужды. Однако со временем заемщики осознали, что, повышая ликвидность собственных обязательств, они могут не только привлекать средства более дешево и оперативно, но и существенно повышать объем такого рода заимствований. В результате перед организаторами вексельных программ, помимо всего прочего, все чаще стала ставиться задача по организации полноценного вторичного рынка размещаемых бумаг.
Сначала организаторы вексельных размещений чаще всего ограничивались поддержанием двухсторонних котировок на наиболее известных информационно-торговых площадках. Впрочем, в случае "распихивания" векселей по "карманам" собственных клиентов, особого смысла в этом не было. Поэтому в определенный момент времени для создания полноценного вторичного рынка и повышения ликвидности выпуска организаторы стали привлекать соорганизаторов. В состав таких пулов, как правило, включаются 2-3 участника, как минимум один из которых является активным участником вексельного рынка. Обычно организатор и соорганизаторы заранее оговаривают размер своего участия, т.е. количество векселей.*Фактически подобная схема представляет собой вариант гарантированного размещения, последние годы часто практикуемого при выпуске облигаций. И хотя в зависимости от статуса участников размер их комиссии может несколько различаться, прочие условия выписки векселей для всех участников пула одинаковы. Благодаря этому на этапе вторичного размещения бумаг удается избежать ценового демпинга уже непосредственно на вексельном рынке, что также является необходимым условием для повышения ликвидности выпуска. Отметим, что, хотя за векселедателем и сохраняется право самостоятельного размещения собственных обязательств, ставки его выписки не должны превышать оговоренные участниками пула уровни. Это ограничение в какой-то мере позволило централизовать процесс выписки векселей и исключить нежелательные ценовые колебания на этапе размещения.
Еще одним новшеством, положительно повлиявшим на вексельный рынок, можно считать появление так называемого траншевого размещения векселей. Так, если раньше с момента объявления о начале размещения обязательств векселедателя выписка велась фактически непрерывно, то в настоящее время векселедатель и участники размещения стали заранее оговаривать общий номинал бумаг, после реализации, которого выписка ими временно прекращается. Размер транша в таком случае обычно продиктован реальными потребностями векселедателя в денежных средствах, но может быть, и скорректирован организаторами в целях увеличения ликвидности выпуска. Кроме того, на весь период размещения транша сторонами также фиксируется как срок, так и ставки, по которым будет производиться выписка. Преимуществ у подобного способа размещения довольно много: во-первых, у инвесторов создается четкое представление о потребностях векселедателя в денежных средствах и совокупном размере его вексельной задолженности; во-вторых, фиксирование ставок на заранее оговоренный период времени дает участникам рынка определенную степень свободы, а также возможность заработать свою комиссию практически на всех этапах размещения. И наконец, перерывы между траншами позволяют не только распространить бумагу между широким кругом лиц, но и начать обращение на вторичном рынке.
Кроме совершенствования механизмов размещения векселей и организации вторичного обращения, организаторы рынка пытаются повысить привлекательность векселей за счет расширения сопутствующих услуг. Речь, конечно, идет об услугах домициляции, а также создании единого депозитария.
Что касается организации домициляции
векселей, то изначально подобная услуга
предоставлялась в случаях, когда
векселедатель находился в
Задача другого вида сервиса, единого депозитария, - обеспечить максимально простой и удобный доступ на рынок инвесторов, в прямом и переносном смысле далеких от рынка. Прежде всего наличие подобной услуги способствует выходу на рынок небольших региональных компаний и банков, которые территориально находятся вдали от основных центров вексельной торговли - Москвы, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. Не имея представительств в этих городах, при погашении или продаже бумаг они вынуждены нести дополнительные издержки по их транспортировке. Кроме того, наличие единого депозитария позволяет участнику рынка избежать большого количества специфических рисков, присущих векселям (порчи, утери, кражи, фальсификации и мошенничества). Это делает торговлю более удобной и выгодной, что стимулирует активность игроков и привлекает на рынок новых участников, избегавших ранее инвестировать средства в векселя по вышеназванным причинам.
Как ни странно это звучит, но развитию вексельного рынка способствует и расширение конкурирующего сектора - облигационного рынка. За последний год на облигационном рынке появилось довольно много новых эмитентов. Однако, придя на более "цивилизованный" рынок, они не отказались от своих вексельных программ. Таким образом, все больше компаний (а за последний год к ним стали присоединяться и банки) оказываются представленными на обоих рынках.
Конечно, облигационный рынок более
прозрачен и в плане
Информация о работе Понятие векселя и история его возникновения