Понятие внутреннего аудита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:11, реферат

Описание работы

Целью исследования в данной работе является повышение уровня профессиональных знаний в области бухгалтерского учета и аудита, правильного понимания экономического значения рассматриваемых вопросов, приобретения навыков самостоятельного углубленного изучения теоретического материала и практики аудита на предприятиях, умения критически оценивать проработанный материал, формулировать и обосновывать собственные выводы.

Содержание работы

Введение
Основные концепции развития аудита в России.
1.1Сущность и цели аудита .
2.1 Правовое регулирование аудиторской деятельности.
2. Понятие внутреннего аудита в России.
2.1 Понятие аудита .
2.2 Внутренний аудит .
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

понятие внутреннего аудита в Российских компаниях.docx

— 39.65 Кб (Скачать файл)

     Среди подзаконных нормативных актов  регулирующих аудиторскую деятельность можно выделить:

     - Постановление Правительства РФ  от 30 ноября 2005г. N706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита";

     - Приказ Минфина РФ от 29 декабря  2006г. N 187н "Об утверждении программ повышения квалификации аудиторов" (с изменениями от 13 июня 2007г.).

     Важно отметить, что в случае противоречия указа Президента Российской Федерации  или постановления Правительства  Российской Федерации обозначенным федеральным законам применяется  Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности» или соответствующий  федеральный закон.

     Еще одна группа нормативных актов –  ведомственные акты.

     В мае 2007 года Совет по аудиторской  деятельности при Минфине одобрил  новый Кодекс этики аудиторов  России. Организации и индивидуальные предприниматели время от времени  пользуются услугами аудиторов: когда  подлежат обязательному аудиту или  проводят его по собственной инициативе, при консультировании по отдельным  вопросам, оказании помощи в ведении  бухгалтерского учета и иных сопутствующих  аудиту услуг. Заключая договор с  аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором, субъект предпринимательской  деятельности должен знать, что он может  ожидать от них, на какую сумму  стоит заключить договор, что  подразумевает та или иная услуга, какие существуют риски, обоснованны ли запросы аудиторов в ходе проведения проверки.

       Необходимость в написании кодекса  для аудиторов вызвана тем,  что представители аудиторской  профессии, проводя проверку организации,  индивидуального предпринимателя,  работают не только на них, - они обязаны действовать в  первую очередь в общественных  интересах, то есть высказанное  ими мнение о бухгалтерской  отчетности и порядке ведения  бухучета должно отражать реальное  положение вещей. Данное мнение  имеет большое значение для  пользователей отчетности - контрагентов, акционеров и прочих лиц. Поэтому  подход аудиторов к проверке, сведение к минимуму различных  форм влияния на это мнение  являются предметом рассмотрения  данного кодекса. Знание его  основ позволяет налогоплательщику  понять, как вести себя с аудитором,  в каких случаях аудиторская  организация может отказаться  от предоставления услуг и  почему. 

 

     

                        2. Понятие внутреннего аудита в России.

                                   

                                    2.1 Понятие аудита 

     Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

     Аудитор (от лат. auditor – слушатель, ученик, последователь) – лицо, проверяющее состояние финансово – хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Существует мнение, что понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль, поскольку аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, что не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.  Аудиторская деятельность, помимо проверок, предполагает оказание различных сопутствующих услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения и т.д.

     По  словам известного американского специалиста  в области теории и практики аудита проф. Дж. Робертсона аудит является деятельностью, направленной на уменьшение предпринимательского риска. Он считает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного  риска для пользователей финансовых отчетов.

     Аудит отличается от судебно-бухгалтерской  экспертизы. Это отличие состоит  в том, что аудит – это независимая  проверка, а судебно-бухгалтерская  экспертиза осуществляется по решению  судебных органов. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского процесса. Аудитор может быть привлечен  в качестве эксперта-бухгалтера при  проведении судебно-бухгалтерской  экспертизы. 
 

      2.2 Внутренний аудит 

     В экономически развитых государствах внутреннему  аудиту уделяется такое же пристальное  внимание, как и внешнему (аудиторские  комитеты обязаны создавать все  компании, акции которых котируются на бирже). Но если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже  состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и  в законодательном, и в институциональном  аспектах сегодня находится еще  в «зачаточном» состоянии. Следует  отметить также отсутствие достаточного количества научно-практических разработок, посвященных внутреннему аудиту. В то же время усиливается взаимодействие внешнего и внутреннего аудита (стандарты  внешнего аудита предусматривают использование  работы внутренних аудиторов при  проведении аудиторских проверок).

     Внутренний  аудит — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).

     Цель  внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Под главной задачей внутренних аудиторов следует понимать обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. Под общей же функцией внутренних аудиторов следует понимать:

     а) оценку адекватности систем контроля — осуществление проверок звеньев  управления (контроля), предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

     б) оценку эффективности деятельности — осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Деятельность внутренних аудиторов  для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение.

     Внутренний  аудит может подразделяться на следующие  виды:

     Функциональный  аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе хозяйственной деятельности.

     При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

     Организационно-технологический  аудит систем управления выражает проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической (т.е. в плане оценки совокупности применяемых способов, приемов, технологий управления, осуществляемых процедур) целесообразности (рациональности).

     Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, бизнес-проектов с целью выявления возможностей их улучшения. Кроме того, внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, например системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития.

     Особую  роль играет внутренний аудит в банковской системе, в том числе и в  Центральном Банке РФ. Внутренний аудит в банке – это независимая, объективная проверка и консультирование, направленные на улучшение деятельности банка. Внутренний аудит помогает банку  в достижении его целей, обеспечивая  систематическую оценку и повышение  качества процесса управления. Важнейшей  функцией внутреннего аудита является независимая оценка системы внутреннего  контроля, включая контроль за составлением финансовой отчетности. Внутренний аудит  в свою очередь также должен подвергаться оценке независимой стороны (например, внешних аудиторов, аудиторского комитета).

     Под внутренним аудитом в Центральном  Банке РФ понимается контроль, осуществляемый путем проведения регулярных документальных ревизий финансово-хозяйственной  стороны деятельности отдельно взятых подразделений и учреждений Центрального Банка РФ, имеющих самостоятельный  бухгалтерский баланс, а также  путем целевых аудиторских проверок выполнения Центральным Банком РФ отдельных  функций или отдельных операций и проверок выполнения подразделениями  Банка России и учреждениями Банка  России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность. Внутренний аудит  в Банке России обеспечивается службой  главного аудитора Банка России, состоящей  из следующих структурных подразделений  Банка России и его учреждений: департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России; ревизионные  отделы (управления, секторы) территориальных  учреждений Банка России; Департамент  полевых учреждений и Дирекция центрального хранилища. Главными задачами службы главного аудитора Банка России являются: обеспечение  наблюдения за соответствием совершаемых  в Банке России финансовых и хозяйственных  операций законодательству РФ и нормативным  актам Банка России; независимая оценка информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям; проверка организации выполнения учреждениями и организациями системы Банка России отдельных функций и отдельных операций Банка России.

     Практическая  польза от создания отдела внутреннего  аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие  аспекты целесообразности его создания заключаются в следующем:

  • это позволит совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;
  • проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ позволят выявить резервы повышения эффективности производства и определить наиболее приоритетные направления развития организации;
  • использование опыта и квалификации внутренних аудиторов позволит сократить расходы на обязательный аудит, не потеряв качества услуг, получаемых финансово-экономическими, бухгалтерскими и иными службами как головной организации, так и ее филиалов и дочерних компаний.

     По  объекту изучения принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие, операционный.

     Финансовый  аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности  финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают  общепринятые принципы организации  бухгалтерского учета. Такой аудит  проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых  является заключение относительно финансовых отчетов.

     Аудит на соответствие предназначен для выявления  того, как соблюдаются предприятием конкретные правила, нормы, законы, инструкции, договорные обязательства, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты.

     Операционный  аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, оценки производительности и эффективности.

     В зависимости от намеченных целей  операционный аудит проводится на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях, внешними или внутренними аудиторами, в интересах внешних либо внутренних пользователей.

     По  периодичности осуществления аудиторских  проверок различают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит – это такая проверка, которая впервые осуществляется на данном предприятии. Периодический  аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно.

     По  методам проверки аудит бывает подтверждающим, системно-ориентированным, базирующемся на риске.

     Подтверждающий  аудит – при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверяет и  подтверждает каждую хозяйственную  операцию.

     Системно-ориентированный  аудит – предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции по функции учета.

     Аудит, базирующийся на риске – такой  вид аудита, когда проверка, исходя из условий работы предприятия, проводится выборочно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Потребители аудиторских услуг традиционно  делятся на две категории. К первой относятся опытные и серьезные  компании и предприятия, которые  определяются с выбором своего аудитора заблаговременно, проводят конкурс  или предпочитают получить рекомендацию от коллег по бизнесу. Другая категория  потребителей аудиторских услуг  использует так называемый формальный подход, когда выбор аудитора определяется не его именем, рекомендациями или  долей рынка, а сравнительно невысокой  ценой услуг. Качество такого аудита, как показывает практика, прямо пропорционально  затратам аудируемой организации на его проведение. Аудитор для юридических  лиц с долей участия государства  стал назначаться на конкурсной основе. Еще одна положительная тенденция, оказывающая влияние на структурирование и организацию рынка аудиторских  услуг, — ориентация все большего числа российских компаний на зарубежные стандарты деятельности, расширение внешнеэкономической деятельности на равноправных условиях с иностранными компаниями. Следствием этого является эволюция подходов руководителей предприятий  к организации управления, отчетности.

Информация о работе Понятие внутреннего аудита в России