Портфельний аналіз: проблеми, послідовність прийняття рішень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:44, доклад

Описание работы

Портфель предприятия, или корпоративный портфель, – это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному владельцу.
Портфельный анализ – это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/ прекращения инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков.

Файлы: 1 файл

Доклад по стратегии предприятия.docx

— 28.43 Кб (Скачать файл)

ЗАТВЕРДЖЕНО

Наказ Міністерства освіти і  науки,

молоді та спорту України

29 березня 2012 року №  384

Форма № Н-6.01

 

 

ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «ЕКОНОМІКА ПІДПРИЄМСТВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ДОКЛАД

                                з Стратегії підприємства

      на тему: Портфельний аналіз: проблеми, послідовність прийняття рішень

 

 

 

Студента 4 курсу   групи 0504 Б

Спеціальності   економіка  підприємства

                                                                                                              Новікова М. О.

                                                                                                                  (прізвище та ініціали)

Керівник к.е.н., доц. Баглюк Ю.Б.

      (посада, вчене  звання, науковий ступінь, прізвище  та ініціали)  

 

Національна шкала ________________   

Кількість балів: __________

Оцінка:  ECTS _____

 

                                          Члени комісії:         ________________  ___________________________

                                                                                                                                             (підпис)                        (прізвище та ініціали)

                                                                                                      ________________  ___________________________

                                                                                                                                              (підпис)                        (прізвище та ініціали)

                                                                                                                                ________________  ___________________________

                                                                                                                                              (підпис)                         (прізвище та ініціали

 

 

 

 

 

 

                                        

                                      м. Донецьк – 2013 рік

Портфель предприятия, или корпоративный портфель, – это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному владельцу.

Портфельный анализ – это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/ прекращения инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков.

Предполагается, что портфель компании должен быть сбалансирован, т.е. должно быть обеспечено правильное сочетание  продуктов, испытывающих потребность  в капитале для дальнейшего развития, с хозяйственными единицами, располагающими некоторым избытком капитала.

Цель  портфельного анализа – согласование бизнес-стратегий и распределение финансовых ресурсов между хозяйственными подразделениями компании.

Портфельный анализ предназначен для решения  следующих проблем:

  • согласование бизнес-стратегий или стратегий хозяйственных подразделений предприятия. Он призван обеспечить равновесие между хозяйственными подразделениями с быстрой отдачей и направлениями, определяющими будущее;
  • распределение кадровых и финансовых ресурсов между хозяйственными подразделениями;
  • анализ портфельного баланса;
  • установление исполнительных задач;
  • проведение реструктуризации предприятия (слияние, поглощение, ликвидация и другие действия по изменению управленческой структуры предприятия, расширению или сокращению бизнеса).

Главными достоинствами портфельного анализа являются возможность логического структурирования и наглядного отражения стратегических проблем предприятия, относительная простота представления результатов, акцент на качественные стороны анализа.

Главный недостаток портфельного анализа заключается  в использовании данных о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее. Различия методов портфельного анализа состоят в подходах к оценке конкурентных позиций стратегических единиц бизнеса и привлекательности рынка.

 

Портфельный анализ, в общем виде, осуществляется по следующей схеме:

  1. Все виды деятельности предприятия (номенклатура продукции) разбиваются на стратегические единицы бизнеса, а также выбираются уровни в организации для проведения анализа портфеля бизнесов.
  2. Определяется относительная конкурентоспособность отдельных бизнес-единиц и перспективы развития соответствующих рынков. Сбор и анализ данных в этом случае производится по следующим направлениям:
    • привлекательность отрасли;
    • конкурентная позиция;
    • возможности и угрозы фирме;
    • ресурсы и квалификация кадров.
  3. Строятся и анализируются портфельные матрицы (матрицы стратегического планирования) и определяется желаемый портфель бизнесов, желаемая конкурентная позиция.
  4. Разрабатывается стратегия каждой бизнес-единицы, и хозяйственные подразделения со схожими стратегиями объединяются в однородные группы.
  5. Далее, руководство оценивает стратегии всех подразделений с точки зрения их соответствия корпоративной стратегии, соизмеряя прибыль и ресурсы, потребные каждому подразделению, с помощью матриц портфельного анализа.
  6. Дается сравнительный анализ бизнес-стратегий с выявлением потребностей в ресурсах и формируется единая стратегия фирмы.

 

Для построения матрицы необходимо выполнить следующие  этапы:

1. Оценить привлекательность  отрасли на основе выбора ключевых  факторов успеха данного отраслевого  рынка (табл. 2.1). Каждый фактор  получает вес, отражающий его  значение для достижения стратегических  целей фирмы. Оценка рынка по  каждому фактору дается экспортно от единицы — низкая привлекательность, до пяти — высокая. 

 

                                                                                                                                     Таблица 2.1

                                           Оценка привлекательности отрасли 

 

Факторы

Вес

Оценка (1-5)

Взвешенная оценка

Емкость рынка

0,15

4

0,60

Темпы роста рынка

0,15

3

0,45

Сила конкуренции

0,20

3

0,60

Рентабельность продаж

0,15

4

0,60

Чувствительность к инфляции

0,15

4

0,60

Энергоемкость

0.10

3

0,30

Капиталоемкость

0,10

4

0,40

Итого

1,00

 

 

3,55


 

 

Полученная взвешенная оценка находится на среднем уровне (3,55), что свидетельствует о слабой привлекательности отрасли для  данного предприятия, и это повлияет на выбор стратегии поведения  на данном рынке (рис. 2.2).

 

2. Оценить конкурентоспособность  предприятия («силу» бизнеса)  на основе факторов, наиболее  значимых для усиления конкурентных  позиций предприятия (табл. 2.2).

Конкурентные позиции  самого предприятия оцениваются  как высокие (3,65).

                                                                                                                                      Таблица 2.2

                                        Конкурентоспособность предприятия 

 

 

Факторы

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Структура затрат

0,30

4

1,2

 

Технологическое развитие

0,10

3

0,3

 

Имидж фирмы

0,10

4

0.4

 

Относительная доля рынка

0.25

4

1,0

 

Техническая оснащенность производства

0,25

3

0,75

 

Итого

1,0

 

 

3,65

 
                 

 

 

3. Данные всех стратегических  единиц, проранжированные на этапах 1 и 2, вносятся в матрицу.

                                              Анализ портфельных рисков

Количественный  анализ риска - на этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения величин отдельных рисков и риска портфеля в целом.

Статистические  методы - суть статистических методов оценки риска заключается в определении вероятности возникновения потерь на основе статистических данных предшествующего периода и установлении области (зоны) риска, коэффициента риска и т. д.

Аналитические методы - позволяют определить вероятность возникновения потерь на основе математических моделей и используются в основном для анализа риска инвестиционных проектов.

Метод экспертных оценок - представляет собой комплекс логических и математико-статистических методов и процедур по обработке результатов опроса группы экспертов, причем результаты опроса являются единственным источником информации. В этом случае возникает возможность использования интуиции, жизненного и профессионального опыта участников опроса.

Метод аналогов - используется в том случае, когда применение иных методов по каким — либо причинам неприемлемо. Метод использует базу данных аналогичных осуществленных проектов для выявления общих зависимостей и переноса их на исследуемый проект.

 


Информация о работе Портфельний аналіз: проблеми, послідовність прийняття рішень