Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 12:49, курсовая работа
Экономика имеет свойство развиваться циклически: у нее есть свои кризисы, подъемы, "бумы". Люди всегда стремятся к пику, "буму" своего благополучия, правительство - к пику развития экономики своего государства. Но экономика страны не может находиться вечно на пике своего развития, за ним неизбежно следует спад, кризис. Под этими двумя словами все мы понимаем нечто плохое, от чего нужно поскорей избавиться.
Введение
1. Экономика стран во время финансового кризиса
1.1 Сущность экономического кризиса
1.2 Мировой финансовый кризис 2008 года
1.3 Начало экономического спада в Европе
1.4 Совместные действия финансовых и политических властей
2. Последствия экономического кризиса в России
2.1 Происхождение глобального кризиса
2.2 Инфляция
2.3 Действия руководства страны и денежных властей
Заключение
Список используемой литературы
2.3 Действия руководства страны и денежных властей
В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд. рублей (2,6% ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики - 304 млрд. рублей.
Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году:
субординированные кредиты - 450 млрд. рублей;
рекапитализация и другие меры прямой поддержки - 335 млрд. рублей;
рекапитализация Агентства по страхованию вкладов - 200 млрд. рублей;
рекапитализация банков - 75 млрд. рублей;
рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию - 60 млрд. рублей.
Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:
меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей - 272 млрд. рублей;
снижение налогового бремени - 220 млрд. рублей;
поддержка отраслей - 52 млрд. рублей;
меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению - 32 млрд. рублей;
приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения - 32 млрд. рублей.
На 2009 год объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд рублей, из них на укрепление финансового сектора планируется направить 625 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики - 798,3 млрд рублей, на помощь регионам - 300 млрд рублей, на защиту уязвимых групп населения - 111,5 млрд рублей.
Август - октябрь 2008 года
Стремясь предотвратить кризис ликвидности, в августе Министерство финансов России разместило в коммерческих банках 166 млрд рублей; в сентябре - 763 млрд рублей (лимит повышен до 1,5 трлн рублей); ещё 300 млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков.
В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3% ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, "это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора".
7 октября 2008 года Президент России
Д. Медведев, после совещания с
экономическим блоком
The Financial Times от 10 октября 2008 года отмечала,
что накопленные резервные
10 октября 2008 года Государственная дума приняла ряд законопроектов по стабилизации финансовой системы. В частности поправки разрешают размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд рублей по ставке 7% годовых в порядке, установленном российским правительством. Член комитета Госдумы по экономической политике Наталья Ермакова выразила мнение, что тем самым "законодатель дает Центробанку еще один сильный инструмент для того, чтобы поддерживать ликвидность". Аналитики, опрошенные журналом "Эксперт", позитивно оценили принятые меры: "Меры, направленные на стабилизацию финансовой системы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, что повысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках".
Также 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения гос. средств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк), в котором он является председателем Наблюдательного совета. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка и средства пенсионных накоплений; он также сказал, что кризис может продолжаться "более двух лет", а роста российских активов "нужно будет ждать в течение 3-5 лет".
За неделю, прошедшую после заявлений Путина, Медведева и Кудрина, к 17 октября 2008 года индекс РТС упал на 21%. В целом за пять месяцев индекс РТС потерял более 73%, опустившись с 2487,92 пункта 19 мая 2008 года до 667,62 пункта 17 октября 2008 года.
13 октября 2008 года Президент Медведев подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации; Д. Медведев отметил на встрече с помощником Президента А. Дворковичем, что законы касаются "одного вопроса: обеспечения стабилизации на нашем финансовом рынке - имея в виду, естественно, те очень сложные процессы, которые сегодня происходят на международных финансовых рынках, нашу зависимость от этих процессов и необходимость предотвратить наиболее сложные последствия для нашей страны. Правительство сейчас приступит к реализации этих законов." Дворкович, со своей стороны, сказал, что для "начала размещения средств Фонда национального благосостояния на внутреннем финансовом рынке" будет достаточно акта Правительства, проект которого "подготовлен".
Русский Newsweek от 13 октября 2008 года сообщал, что ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает в залог акции российских предприятий, что создаёт "риск национализации" и передела собственности. Аналогичные опасения высказывал крупный предприниматель и депутат Госдумы четвёртого созыва А.Е. Лебедев: "В политической элите есть сторонники идеи о возврате контроля над этими бизнесами государству. Кризис представляет для этого удобный путь. Правительство рефинансирует долги этих компаний перед иностранными кредиторами, а спустя некоторое время становится владельцем контрольных пакетов акций. И не нужно ни платить много, как за Сибнефть, ни банкротить и возбуждать уголовные дела, как с ЮКОСом." Политолог А. Белковский считал, что "те меры, которые сегодня принимает правительство против финансового кризиса, фактически направлены на одну цель - на спасение личных кошельков нескольких сотен представителей правящей элиты." Такое же мнение высказывала газета Ведомости в своей редакционной статье от 23 октября 2008 года: "Государство, долго не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к 6 трлн руб. - это ненамного уступает расходам недавно уточнённого бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн руб). Вроде бы то же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему, поддерживая ее там, где кризис прорвал оборону, а мы спасаем конкретный бизнес конкретных людей."
23 октября 2008 года Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки в федеральный бюджет на 2008-2010 годы, которые увеличивают финансирования по отдельным антикризисным направлениям; также были приняты законы, расширяющие полномочия Банка России, позволяя ему идти на "спецмеры" по скупке кризисных банков и оперировать не только государственными ценными бумагами, но и осуществлять куплю-продажу корпоративных ценных бумаг.
27 октября 2008 года, в обстановке
секретности, Наблюдательный совет
Внешэкономбанка одобрил
Ноябрь - декабрь 2008 года
8 ноября 2008 года Председатель
11 ноября 2008 года Президент Д. Медведев
в Кремле на встрече с
Газета "Ведомости" от 17 ноября 2008 года, говоря о значении антикризисного саммита G20, по итогам которого Президент Медведев поставил подпись под декларацией, которая, в частности, обязывает участников воздерживаться от каких-либо новых торговых заградительных мер, отмечала: "Годовой мораторий на протекционистские меры, с которым согласились все участники саммита, - с одной стороны, довольно общее заявление, с другой - накладывает некие ограничения, прежде всего моральные. Никаких механизмов принуждения к соблюдению моратория нет. Но, конечно, страну, заподозренную в протекционизме, остальные участники „двадцатки“ смогут публично осудить. В этом смысле очень интересно, как будет действовать российское правительство. Наш план борьбы с кризисом на протекционизме держится. В нём предусмотрено повышение таможенных пошлин на несколько десятков товарных позиций, в том числе запретительные пошлины на ввоз иностранных автомобилей старше пяти лет. Поставщики российских товаров получат ценовые преференции при госзакупках: их признают победителями, даже если товар дороже иностранного аналога на 5-25%. А сельхозпроизводители и экспортеры получат от государства щедрые субсидии. ". Утверждённый ранее, 8 ноября 2008 года, Председателем Правительства В. Путиным "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики" предусматривал повышение импортных пошлин на широкий круг товаров.17 ноября В. Путин публично поставил под сомнение обязательство об отказе от протекционизма, заявив, что Россия выполнит решения саммита G20, но реализует намеченные меры по защите национальных интересов.
19 ноября, выступая перед Госдумой, министр финансов А. Кудрин утверждал: "Достигнутые показатели объема золотовалютных резервов, которые Россия скопила за последние годы, и понимая, и оценивая опыт дефолта и опыт девальвации 1998 года, позволяют говорить о том, что сегодня накоплена прочная основа для стабильности макроэкономики, стабильности курса национальной валюты."
20 ноября, выступая на 10-м съезде
"Единой России" лидер партии
В. Путин предложил снизить
21 ноября Наблюдательный совет
ВЭБа одобрил кредит для горно-
24 и 28 ноября ЦБ РФ повторно расширил валютный коридор на 30 копеек в обе стороны, что привело в совокупному падению рубля к корзине валют примерно на 9% с максимума, отмеченного в августе 2008. Некоторыми экспертами высказывались сомнения в адекватности мер ЦБ РФ ситуации и задачам. С 1 декабря ЦБ повысил ставку рефинансирования с 12 до 13% и основные ставки по ключевым операциям и продлил с трёх месяцев до полугода сроки кредитования ЦБ банков на безналоговых аукционах.
19 декабря на совещании по
вопросам развития
25 декабря Правительственная
Информация о работе Последствия экономического кризиса в России