Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:44, статья
Россия начала процесс присоединения к ВТО в 1995 г. С этих пор проводятся многочисленные переговоры об условиях вступления нашей страны в данную организацию. Главная проблема переговоров – степень соответствия российской экономики в целом и внешнеторгового регулирования в частности требованиям ВТО. Следует отметить, что мнения экспертов, занимающихся изучением последствий вступления России в ВТО неоднозначны. И, несмотря на то, что в последнее время говорилось о незначительном влиянии этого процесса на экономику России, вероятность проявления негативных факторов остается еще достаточно высокой.
Последствия вступления России в ВТО
И.С.
Сокол,
кандидат экономических
наук,
научный сотрудник отдела
международных экономических
исследований
Россия начала
процесс присоединения к ВТО
в 1995 г. С этих пор проводятся многочисленные
переговоры об условиях вступления нашей
страны в данную организацию. Главная
проблема переговоров – степень
соответствия российской экономики
в целом и внешнеторгового
регулирования в частности
Одним из принципов ВТО является торговля
без дискриминации, которая предполагает
взаимное предоставление всеми странами
режима наибольшего благоприятствования
(РНБ). Это принцип закреплен в статье 1
ГАТТ, а также в соглашениях по торговле
услугами и интеллектуальной собственностью.
Согласно данным соглашениям страна обязуется
распространять на третьи страны все тарифные
и налоговые льготы и привилегии, предоставляемые
одному из своих торговых партнеров.
Действие данного принципа направлено
против дискриминации товаров в международной
торговле на основе страны их происхождения
или страны назначения. С одной стороны,
это позволило бы России при ее вступлении
в ВТО расширить возможности российских
экспортеров в защите своих прав в случае
применения зарубежными странами торговых
ограничений против российского экспорта.
С другой стороны, в России уже как минимум
две трети всего внешнеторгового оборота
приходится на страны, с которыми Россия
поддерживает режим РНБ на взаимной основе
или такие режимы, как зона свободной торговли,
таможенный союз, торговые преференции.
Кроме того, ВТО предоставляет преимущества
в торговле в первую очередь тем странам,
которые экспортируют товары с высокой
долей добавленной стоимости, то есть
трудоемкую и наукоемкую. В России же сегодня
большую часть экспорта составляет сырье,
импортная пошлина на которое в зарубежных
странах либо нулевая, либо очень небольшая.
Участие в ВТО не гарантирует и прекращение
антидемпинговых процедур ни для какой
из стран, включая Россию. Основная масса
случаев демпинга и антидемпинговых разбирательств
происходит именно между самими членами
ВТО, так как либерализация торговли и
соблюдение правил ВТО не означают, что
страна полностью лишается законной возможности
защищать в случае необходимости свой
внутренний рынок.
В течение 2008 г. по результатам 208 антидемпинговых
расследований, инициированных 18 странами
- участницами ВТО, было введено 138 новых
антидемпинговых мер. Наибольшую активность
проявила Индия (29 антидемпинговых мер),
США (23), ЕС (14), Республика Корея (12), Бразилия
и Турция (по 11). За первое кризисное полугодие
2009 г. странами ВТО было начато на 19% больше
антидемпинговых расследований, чем за
аналогичный период 2008 г.
Другим принципом ВТО является либерализация
международной торговли: снижение таможенных
тарифов, а также устранение импортных
квот и других нетарифных ограничений.
По итогам переговоров, планируется, что
уменьшение доли российской импортной
пошлины в цене импортного товара после
вступления в ВТО будет не очень значительным,
однако по многим товарным позициям конкурентоспособность
иностранных поставщиков возрастет, что
может привести к падению отечественного
производства, либо стремлению снизить
цены российских производителей за счет
уменьшения прибыли, заработных плат или
сокращения издержек производства.
Средний уровень устаревших основных
фондов на российских предприятиях составляет
до 70%, а в некоторых отраслях еще выше.
Проблема технического и технологического
перевооружения, модернизация отечественной
промышленности, достаточно высокие издержки
производства делают российские товары
довольно слабыми конкурентами в рамках
ВТО. Кроме того, в условиях недостатка
в России длинных денег и инвестиций, обязательство
не препятствовать импорту из других стран
продукции высоких технологий способно
привести к еще большему приостановлению
развития высокотехнологичных отраслей.
Снижение таможенных пошлин может способствовать
и росту объемов продовольственного импорта,
вытеснению российских продовольственных
товаров, а также спаду производства в
сельском хозяйстве и АПК, включая пищевую
промышленность.
Следует отметить, что одной из проблем
продовольственной безопасности России
является импорт продовольственных товаров,
запрещенных к реализации в зарубежных
странах в силу нарушений установленных
норм качества, а некоторых случаях –
сроков хранения. Что касается продуктов,
содержащих генетически модифицированные
организмы (ГМО), то наибольшую опасность
представляет проникновению на территорию
России до конца не проверенных генетически
измененных продуктов, находящихся на
стадии эксперимента. Вступление в ВТО
связанно и с фиксированием размеров бюджетной
поддержки сельского хозяйства, что в
будущем, также может отразиться на объемах
и качестве производства.
Помимо либерализации товарного рынка
правила ВТО требуют обеспечения равного
доступа частного капитала к оказанию
любых услуг (транспортных, телекоммуникационных,
строительных, инженерных, финансовых,
страховых) и открытой международной конкуренции
в этой области. Например, открытие филиалов
иностранных банков и страховых компаний
может предоставить российским предприятиям
и компаниям возможность пользоваться
более крупными, длинными и дешевыми кредитными
ресурсами. Это объясняется иной ресурсной
базой дочерних филиалов иностранных
банков, высоким уровнем банковских технологий
и иными мерами по минимизации расходов.
В результате, иностранные компании, с
одной стороны, смогут финансировать российские
производственные и наукоемкие отрасли,
предварительно приобретая их в собственность.
С другой стороны, у них появится возможность
активно перемещать производства в Россию,
применяя свои новые технологии, пользуясь
дешевой рабочей силой и энергетическими
ресурсами, что даст им возможность получать
конкурентное преимущество перед российскими
предприятиями.
Вместе с тем, российские банки для развития
своей деятельности могут начать еще более
активно привлекать более дешевые и длинные
денежные средства банков нерезидентов
(их филиалов в России), что в результате
способно вызвать еще большую задолженность.
Не способность же российских банков выплатить,
по своим обязательствам перед иностранными
банками может привести к неблагоприятной
экономической ситуации в стране.
Еще одна проблема, которая может возникнуть
в связи с вступлением России в ВТО, - это
неконкурентоспособность предприятий
малого и среднего бизнеса с иностранными
компаниями в сфере менеджмента и управленческих
технологий. Опыт международных предприятий
показывает, что основным требованием
со стороны ВТО по отношению к бизнесу
является качество менеджмента, прозрачность
корпоративного управления и финансовой
отчетности, служащей ориентиром для инвесторов
и заказчиков. Бухгалтерский учет и внешний
аудит финансовой деятельности предприятиям
необходимо будет осуществлять в соответствии
с требованиями стандартов глобальной
финансовой отчетности, принятой во всем
мире.
Одновременно руководители предприятий
малого и среднего бизнеса сталкиваются
сегодня с проблемой отсутствия информации
о деятельности ВТО и том, что конкретно
предприниматели должны сделать для того,
чтобы успешно конкурировать в рамках
ВТО, какие условия необходимо для этого
создать на уровне федеральных и региональных
органов власти. Отчасти эта проблема
появилась в связи с тем, что организаций,
которые бы занимались просветительством
в этой области недостаточно, а предприятий
малого и среднего бизнеса, наоборот, много.
Основную информацию о процессе вхождения
в ВТО предприниматели получают из региональных
и федеральных СМИ, а также всемирной сети
Интернет.
Основные опасения, которые беспокоят
руководителей малых и средних предприятий
в регионах, связаны с возможностью:
1. Появления более жесткой конкуренции
товаров широкого потребления иностранного
производства с теми же группами товаров
отечественного производства.
2. Отсутствия достаточно эффективного
менеджмента для гибкого управления бизнесом.
3. Притока рабочих-мигрантов.
4. Подчинения международным правилам
ценообразования и отсутствием возможности
самостоятельно выстраивать ценовую политику.
Не располагая обоснованными экономическими
расчетами баланса преимуществ и потерь
от этого шага, сегодня невозможно сделать
однозначный вывод о необходимости вступления
России в ВТО. Проблематика, связанная
с данным вопросом, носит фундаментальный
характер и переходит в плоскость выбора
нового образца экономической политики
страны, включая весь комплекс ее взаимосвязанных
аспектов (ясной формулировки целей и
задач, обеспечения национальной экономической
безопасности страны, национальной промышленной,
научно-технической и инновационной политики,
финансового равновесия, решения проблем
вывоза капитала и др.).
Эффективная конкуренция предполагает
сильную внутреннюю экономику и сильный
отечественный бизнес. Причем эти меры
должны быть согласованны между собой,
и проводиться с учетом реальной ситуации.
Полномасштабная либерализация внешних
связей должна осуществляться по мере
того, как укрепляется внутриэкономическое
положение страны, ее компаний и банков.
Поспешность принятия законодательных
мер без адекватной экономической базы,
экономических условий может вызвать
негативные последствия для всей экономики
страны.
Кроме того, в настоящее время экономическая
политика России направлена на развитие
национальной экономики: промышленности,
сельского хозяйства, нанотехнологий.
Защита малого и среднего бизнеса, и меры,
которые предпринимаются сегодня Россией
для создания комфортных условий развития
российских предприятий и роста занятости
населения будут, скорее всего, идти в
противоречие с требованиями о либерализации
экономики, предъявляемые ВТО. Поэтому
в контексте вступления России в ВТО необходимо
определить такую модель участия нашей
страны в данной организации, при которой
будут устойчиво защищены позиции отечественных
товаропроизводителей на внутреннем рынке
и существенны усилены на внешнем, так
как при слиянии национального и международного
рынков возможна потеря национального
контроля над некоторыми отраслями экономики.
Эта угроза еще продолжает оставаться
для России при ее вступлении в ВТО.