Потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 08:49, доклад

Описание работы

Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

Файлы: 1 файл

потенциал.docx

— 24.75 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день существует множество различных определений  и трактовок понятий «потенциал», «ресурсы». Рассмотрим данные понятия подробнее.

Большая Советская Энциклопедия рассматривает «потенциал» как совокупность средств, запасов, источников, имеющихся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения цели. Иногда термин потенциал трактуется как «возможности» или «способность», но в каждый определенный момент времени можно обозначить совокупность средств, определяющих данную способность [6].

В словаре русского языка С.И. Ожегова, словаре современного русского литературного языка К.А. Тимофеева, в российском энциклопедическом словаре A.M. Прохорова встречается еще одно определение «потенциала» как величина, характеризующая широкий класс силовых полей в данной точке, открывающее целый ряд понятий в физике, химии, математике [11,14].

Известный специалист в области  исследования региональной экономики  К.М. Миско дает определение потенциала как предел человеческих познаний внутренних, скрытых возможностей результативного использования изучаемого объекта, которые могут быть количественно оценены и в конечном счете реализованы при идеальных условиях практической деятельности [9].

В таком же обобщенном виде А.Н. Азрилиян предлагает понимать под потенциалом совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области [5]. В научных публикациях можно встретить и другие подходы к рассматриваемой проблеме.

Мы считаем, что  заслуживает внимания подход Т.Г. Храмцовой  к определению «потенциала». В  ее интерпретации: «потенциал - это  не только и не просто количество ресурсов, но и заключенная в них возможность  развития системы в заданном направлении [17]. Возможности должны быть реализованы. Как в механике потенциальная  энергия реализуется в кинетическую, так и в экономике реализация потенциала находит воплощение в результатах деятельности».

Для дальнейшего развития исследования важно определить, что  следует понимать под ресурсами.

С экономических позиций  к ресурсам относятся совокупность отдельных элементов, прямо или  косвенно участвующих в процессе производства или оказании услуг. Поэтому  важнейшей особенностью категории  «ресурсы» является непосредственная связь с процессом производства, т. е. ресурсы в процессе использования  принимают форму факторов производства.

Экономические ресурсы - это  те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены  в производство, в процесс создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической науке ресурсы  подразделяют на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые.

Все виды экономических ресурсов, выделяемых в экономике, ограничены и в количественном и в качественном отношении. В этом заключается принцип «ограниченности» или «редкости ресурсов», что является их особенностью.

Еще одной особенностью категории  «ресурсы» является их воспроизводимость (воспроизводимые ресурсы), т. е. способность восстанавливаться взамен потребленной части. К не воспроизводимым ресурсам относятся земельные угодья, полезные ископаемые, воздух и другие, т. е. ресурсы, которые практически невозможно воссоздать вновь.

Так, С. Брю, К. Макконелл считают, что ресурсы - это земля, капитал, труд и предпринимательская способность.

В общем виде ресурсы предприятия, по мнению Л.Г. Окороковой, понимаются как совокупность средств, запасов, источников, средств и предметов труда, имеющихся в наличии у предприятия и могущих быть мобилизованными и приведенными в действие, а также использованными для достижения его целей. Иметь достаточные ресурсы для предприятия означает располагать необходимыми возможностями при определенных условиях для своего развития и нормального функционирования в соответствии с поставленными целями.

Мы разделяем данную точку  зрения и считаем, что заслуживает  внимания подход В.В. Ковалева, который  определяет совокупность ресурсов, как  материально-техническую базу (долгосрочные ресурсы, обусловленные сущностью  технологического процесса), оборотные  активы (активы, обеспечивающие выполнение технологического процесса), трудовые ресурсы и финансовые ресурсы

Представляется, что содержание «ресурсов» наилучшим образом раскрыто в трудах С.А. Бороненковой, которая рассматривает ресурсы как элемент объекта управления и классифицирует их традиционным образом: средства труда; предметы труда; трудовые ресурсы; финансовые ресурсы [4].

К ресурсам, которыми располагает  предприятие, И.Т. Балабанов относит  технические, технологические, трудовые, пространственные (территория, помещения, коммуникации), финансовые ресурсы  и возможности [1]. Одновременно в состав предприятия включаются ресурсы организационной структуры системы управления.

Такой подход правомерен, но различные по количественно-качественным характеристикам составляющие элементы должны быть интегрированы в единое понятие применительно к уровню предприятия.

В экономической литературе также существуют различные подходы  к классификации видов ресурсов. Обобщив подходы различных авторов, ресурсы предприятия можно классифицировать по следующим признакам, отраженным на рисунке 1.

Следовательно, предприятие  должно обеспечить высокую эффективность  функционирования за счет полного и  рационального использования всех имеющихся у него ресурсов. В связи  с этим, под ресурсами следует  понимать средства денежные и не денежные, ценности, запасы, возможности их использования  при необходимости, источники средств.

 

Рис. 1. Классификационные  признаки ресурсов

 

К.С. Борзенкова по степени принадлежности ресурсов предприятию различает внутренние, которыми располагает само предприятие и внешние ресурсы.

 

По степени реализации ресурсов в хозяйственном процессе различают -фактические ресурсы, т. е. постоянно необходимые для выполнения производственной программы; потенциальные ресурсы, которые могут быть получены и задействованы при определенных условиях; условные ресурсы, к которым относятся средства различных резервных и специальных фондов, направления использования долгосрочных кредитов банков и прочие [3].

 

Окорокова Л.Г. все ресурсы в зависимости от их альтернативной ценности в рамках предприятия подразделяет на следующие типы: общие ресурсы (альтернативная ценность данных ресурсов одинакова как в рамках компании, так и вне ее); специфические ресурсы (альтернативная ценность данных ресурсов выше в рамках компании, нежели вне ее) и интерспецифические ресурсы, которые не имеют альтернативной ценности вне рамок данной компании [10].

 

Валевич Р.П. и Раицкий К.А. и другие ресурсы, используемые в торговой деятельности, делят на примененные и потребленные:

 

примененные ресурсы (единовременные затраты) в стоимостном выражении  включают стоимость основных фондов, оборотных фондов и фондов обращения  и сумму израсходованного фонда  заработной платы, включая выплаты  из фонда потребления;

 

потребленные ресурсы - это  текущие затраты или издержки обращения. Принципиальным отличием между  терминами «ресурсы» и «потенциал»  является то, что ресурсы существуют независимо от субъектов экономической  деятельности, а потенциал отдельного предприятия, общества в целом неотделим  от субъектов деятельности. То есть «потенциал», кроме материальных и  нематериальных средств, включает способности  работника, коллектива, предприятия, общества в целом к эффективному использованию  имеющихся средств или ресурсов.

 

Рост объемов деятельности зависит от величины накопленных  ресурсов: основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов и эффективности  их использования. Обществу небезразлично, сколько ресурсов будет затрачено  на каждый рубль национального дохода и конечного продукта. Этим обусловливается  необходимость систематического учета, контроля и поддержания в оптимальных  размерах и пропорциях соотношения темпов роста объемов деятельности с темпами наращивания основного и оборотного капитала, рабочей силы и других ресурсов.

 

Список использованных источников

 

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 г. - М.:ИКФ  Омега-Л, 2002

 

2. Гражданский Кодекс РФ. Части первая, вторая и третья. Официальный текст. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002

 

3. Федеральный закон РФ  от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском  учете».

 

4. Закон РФ «О защите  прав потребителей» с изменениями  и дополнениями на 15 сентября 2005 года. - М: Эксмо - Пресс, 2005 г.

 

5. Алексеев, Н. С. Теоретические  основы товароведения непродовольственных  товаров: Учебное пособие для  студентов ВУЗов /Н.С.Алексеев и др. - М.: Экономика, 2005. - 295с.

 

6. Ален, П. В. Учимся торговать  /П.В.Ален. - Мн.: Амалфея, 2003. - 127с.

 

7. Бланк, И. А. Управление  торговым предприятием /И.А.Бланк. - М.: ЭКМОС, 2005. - 41с.

 

8. Бусыгин, А. В. Эффективный  менеджмент: Учебник /А.В.Бусыгин. -М.: Финпресс, 2004. - 674с.

 

9. Быкардов, Л. В. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие /Л.В. Быкардов, П.Д. Алексеев.- М.: Издательство ПРИОР, 2005. - 254с.

 

10. Бузукова, Е. А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы /Е.А.Бузукова. - Питер.: Деловая литература, 2007 - 280с.

 

11. Валевич, Р. П. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие/Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 346с.

 

12. Вершигора, Е. Е. Менеджмент /Е.Е.Вершигора. - М: ИНФРА-М , 2004. - 282 с.

 

13. Веснин, В. Р. Менеджмент  в вопросах и ответах: учебное  пособие /В.Р.Веснин. - М: Проспект, 2007 .- 174с.

 

14. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация процесса: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: "Фирма Гардарим", 2006. - 186 с.

 

15. Горячко, В. И. Анализ и планирование показателей розничного товарооборота: Текст лекции для студентов всех специальностей и слушателей ИПК /В.И.Горячко. - ГКИ, 2005. - 451с.

 

16. Гребнев, А. И., Экономика  торгового предприятия /А.И. Гребнев,  Ю.К. Баженов. - М.: Экономика, 2004. - 322с.

 

17. Годин, В. В., Информационное  обеспечение управленческой деятельности /В.В. Годин, И.К. Корнеев. - М.: Высшая  школа; Мастерство, 2005. - 239с.

 

18. Гольдштейн, Г.Я. Основы  менеджмента: Конспект лекций /Г.Я.  Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 234с.

 

19. Дашков, Л. П. Организация,  технология и проектирование  торговых предприятий /Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2004.-356с.

 

20. Десслер, Г. Ю. Управление персоналом / Перевод с англ. /Г.Ю. Десслер. - М.: "Издательство 2БИНОМ", 2005. - 252 с.

 

21. Дорф, Р. Ф. Современные системы управления/Р.Ф. Дорф, Р.С. Бишоп. - М.: Лаб. Базовых Знаний: Юнимедстайл, 2005. - 832 с.

 

22. Ефимов, И. С. Стратегия  и тактика управления коммерческой  сделкой: Подготовка, заключение, исполнение: Учеб. пособие /И.С.Ефимов. - М.: Дело, 2002. - 536с.

 

23. Иванов, М. Н. Товароведение  обувных товаров /М.Н. Иванов  и др. - М.: Экономика, 2005. - 363с.

 

24. Котлер, Ф. А. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер: Перевод с английского /Ф.А.Котлер. - М.: Олимп-Бизнес, 2006. - 325с.

 

25. Кравченко, Л. И. Анализ  хозяйственной деятельности в  торговле /Л.И.Кравченко. - М.: Экономика, 2004. - 322с.

 

26. Лебедева, О. А. Маркетинговые  исследования рынка /О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: Маркетинг, 2005. - 191с.

 

27. Лебедева, С. Н. Совершенствование  анализа производительности труда работников торговли потребительской кооперации: Текст лекции /С.Н. Лебедева, Л.В. Мисникова. - ГКИ, 2004. - 531с.

 

28. Лифиц, И. П. Показатели ассортимента товаров, как характеристики сбалансированности спроса и предложения /И.П.Лифиц. - М.: Маркетинг, 2004.- 52с.

 

29. Менеджмент /Под ред. О.С.Виханский, А.И.Наумов.- М.: Экономистъ, 2006 .- 284с.

 

30. Менеджмент /Под ред. Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - М.: Академия, 2006.- 280с.

 

31. Менеджмент для студентов  вузов /Под ред. В.П. Ермаков, З.Г. Мякишев. - М.: Феникс , 2007 .- 184с.

 

32. Менеджмент организации:  Современные технологии / Под ред. Н.Г. Кузнецова, И.Ю. Солдатова. - М.: Феникс, 2004.- 480с.

 

33. Менеджмент персонала  предприятия / Под ред. В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Дело, 2004.- 270с.

 

34. Моргун А. Ф. Технология торговых процессов /А.Ф.Моргун. - М.: Экономика, 2004.-283с.

 

35. Николаева, Т. И. Менеджмент  в торговле /Т.И.Николаева. - М.: КноРус , 2006.- 318с.

 

36. Панкратов, Ф. Г. Коммерция  и технология торговли/Ф.Г. Панкратов,  В.К. Памбухчиянц. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. - 220с.

 

37. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая  деятельность/Ф.Г. Панкратов, Т.К.  Серегина. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005.- 328с.

 

38. Писаренко, Н. П. Экономическая  эффективность торгового предприятия  / Н.П. Писаренко, Л.В. Мисникова, Е.Е. Шишкова, С.Н. Лебедева. - М.: Экономика, 2004. - 455с.

 

39. Платонов, В. Н. Организация  торговли: Учеб. пособие /В.Н.Платонов. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 127с.

 

40. Пугачев, В. П. Руководство  персоналом организации /В.П.Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 279с.

 

41. Пятенко, С. В. 9 основ  менеджмента /С.В.Пятенко. - СПб.: Питер, 2005. - 608с.

 

42. Проурзин, Л. Ю. Держать в руках или управлять: искусство современного менеджмента /Л.Ю.Проурзин. - М.: Кинофорум , 2005.- 202с.

 

43. Пугачев, В. П. Руководство  персоналом организации /В.П.Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 279с.

 

44. Разработка управленческого  решения: Учебное пособие /Под ред. В.Б.Ременников. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-144с.

 

45. Ременников, В. В. Разработка  управленческого решения: Учеб. пособие для вузов /В.В.Ременников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 237с.

 

46. Селиверстова, А. В. Совершенствование  механизма отбора информации  для принятия управленческих  решений. / Автореферат /А.В.Селиверстова. - Челябинск, 2004. 3-8с.

 

47. Смирнов, Э. А. Разработка  управленческих решений: Учебник  для вузов /Э.А.Смирнов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 162с.

Информация о работе Потенциал