Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 08:49, доклад
Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.
На сегодняшний день существует
множество различных
Большая Советская Энциклопедия рассматривает «потенциал» как совокупность средств, запасов, источников, имеющихся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения цели. Иногда термин потенциал трактуется как «возможности» или «способность», но в каждый определенный момент времени можно обозначить совокупность средств, определяющих данную способность [6].
В словаре русского языка С.И. Ожегова, словаре современного русского литературного языка К.А. Тимофеева, в российском энциклопедическом словаре A.M. Прохорова встречается еще одно определение «потенциала» как величина, характеризующая широкий класс силовых полей в данной точке, открывающее целый ряд понятий в физике, химии, математике [11,14].
Известный специалист в области исследования региональной экономики К.М. Миско дает определение потенциала как предел человеческих познаний внутренних, скрытых возможностей результативного использования изучаемого объекта, которые могут быть количественно оценены и в конечном счете реализованы при идеальных условиях практической деятельности [9].
В таком же обобщенном виде А.Н. Азрилиян предлагает понимать под потенциалом совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области [5]. В научных публикациях можно встретить и другие подходы к рассматриваемой проблеме.
Мы считаем, что
заслуживает внимания подход Т.Г. Храмцовой
к определению «потенциала». В
ее интерпретации: «потенциал - это
не только и не просто количество ресурсов,
но и заключенная в них
Для дальнейшего развития исследования важно определить, что следует понимать под ресурсами.
С экономических позиций
к ресурсам относятся совокупность
отдельных элементов, прямо или
косвенно участвующих в процессе
производства или оказании услуг. Поэтому
важнейшей особенностью категории
«ресурсы» является непосредственная
связь с процессом
Экономические ресурсы - это те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство, в процесс создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической науке ресурсы подразделяют на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые.
Все виды экономических ресурсов, выделяемых в экономике, ограничены и в количественном и в качественном отношении. В этом заключается принцип «ограниченности» или «редкости ресурсов», что является их особенностью.
Еще одной особенностью категории «ресурсы» является их воспроизводимость (воспроизводимые ресурсы), т. е. способность восстанавливаться взамен потребленной части. К не воспроизводимым ресурсам относятся земельные угодья, полезные ископаемые, воздух и другие, т. е. ресурсы, которые практически невозможно воссоздать вновь.
Так, С. Брю, К. Макконелл считают, что ресурсы - это земля, капитал, труд и предпринимательская способность.
В общем виде ресурсы предприятия, по мнению Л.Г. Окороковой, понимаются как совокупность средств, запасов, источников, средств и предметов труда, имеющихся в наличии у предприятия и могущих быть мобилизованными и приведенными в действие, а также использованными для достижения его целей. Иметь достаточные ресурсы для предприятия означает располагать необходимыми возможностями при определенных условиях для своего развития и нормального функционирования в соответствии с поставленными целями.
Мы разделяем данную точку зрения и считаем, что заслуживает внимания подход В.В. Ковалева, который определяет совокупность ресурсов, как материально-техническую базу (долгосрочные ресурсы, обусловленные сущностью технологического процесса), оборотные активы (активы, обеспечивающие выполнение технологического процесса), трудовые ресурсы и финансовые ресурсы
Представляется, что содержание «ресурсов» наилучшим образом раскрыто в трудах С.А. Бороненковой, которая рассматривает ресурсы как элемент объекта управления и классифицирует их традиционным образом: средства труда; предметы труда; трудовые ресурсы; финансовые ресурсы [4].
К ресурсам, которыми располагает предприятие, И.Т. Балабанов относит технические, технологические, трудовые, пространственные (территория, помещения, коммуникации), финансовые ресурсы и возможности [1]. Одновременно в состав предприятия включаются ресурсы организационной структуры системы управления.
Такой подход правомерен, но различные по количественно-качественным характеристикам составляющие элементы должны быть интегрированы в единое понятие применительно к уровню предприятия.
В экономической литературе
также существуют различные подходы
к классификации видов
Следовательно, предприятие
должно обеспечить высокую эффективность
функционирования за счет полного и
рационального использования
Рис. 1. Классификационные признаки ресурсов
К.С. Борзенкова по степени принадлежности ресурсов предприятию различает внутренние, которыми располагает само предприятие и внешние ресурсы.
По степени реализации ресурсов в хозяйственном процессе различают -фактические ресурсы, т. е. постоянно необходимые для выполнения производственной программы; потенциальные ресурсы, которые могут быть получены и задействованы при определенных условиях; условные ресурсы, к которым относятся средства различных резервных и специальных фондов, направления использования долгосрочных кредитов банков и прочие [3].
Окорокова Л.Г. все ресурсы в зависимости от их альтернативной ценности в рамках предприятия подразделяет на следующие типы: общие ресурсы (альтернативная ценность данных ресурсов одинакова как в рамках компании, так и вне ее); специфические ресурсы (альтернативная ценность данных ресурсов выше в рамках компании, нежели вне ее) и интерспецифические ресурсы, которые не имеют альтернативной ценности вне рамок данной компании [10].
Валевич Р.П. и Раицкий К.А. и другие ресурсы, используемые в торговой деятельности, делят на примененные и потребленные:
примененные ресурсы (единовременные затраты) в стоимостном выражении включают стоимость основных фондов, оборотных фондов и фондов обращения и сумму израсходованного фонда заработной платы, включая выплаты из фонда потребления;
потребленные ресурсы - это
текущие затраты или издержки
обращения. Принципиальным отличием между
терминами «ресурсы» и «
Рост объемов деятельности зависит от величины накопленных ресурсов: основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов и эффективности их использования. Обществу небезразлично, сколько ресурсов будет затрачено на каждый рубль национального дохода и конечного продукта. Этим обусловливается необходимость систематического учета, контроля и поддержания в оптимальных размерах и пропорциях соотношения темпов роста объемов деятельности с темпами наращивания основного и оборотного капитала, рабочей силы и других ресурсов.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. - М.:ИКФ Омега-Л, 2002
2. Гражданский Кодекс РФ. Части первая, вторая и третья. Официальный текст. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002
3. Федеральный закон РФ от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
4. Закон РФ «О защите
прав потребителей» с
5. Алексеев, Н. С. Теоретические
основы товароведения
6. Ален, П. В. Учимся торговать /П.В.Ален. - Мн.: Амалфея, 2003. - 127с.
7. Бланк, И. А. Управление торговым предприятием /И.А.Бланк. - М.: ЭКМОС, 2005. - 41с.
8. Бусыгин, А. В. Эффективный менеджмент: Учебник /А.В.Бусыгин. -М.: Финпресс, 2004. - 674с.
9. Быкардов, Л. В. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие /Л.В. Быкардов, П.Д. Алексеев.- М.: Издательство ПРИОР, 2005. - 254с.
10. Бузукова, Е. А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы /Е.А.Бузукова. - Питер.: Деловая литература, 2007 - 280с.
11. Валевич, Р. П. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие/Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 346с.
12. Вершигора, Е. Е. Менеджмент /Е.Е.Вершигора. - М: ИНФРА-М , 2004. - 282 с.
13. Веснин, В. Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие /В.Р.Веснин. - М: Проспект, 2007 .- 174с.
14. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация процесса: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: "Фирма Гардарим", 2006. - 186 с.
15. Горячко, В. И. Анализ и планирование показателей розничного товарооборота: Текст лекции для студентов всех специальностей и слушателей ИПК /В.И.Горячко. - ГКИ, 2005. - 451с.
16. Гребнев, А. И., Экономика
торгового предприятия /А.И.
17. Годин, В. В., Информационное
обеспечение управленческой
18. Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций /Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 234с.
19. Дашков, Л. П. Организация,
технология и проектирование
торговых предприятий /Л.П.
20. Десслер, Г. Ю. Управление персоналом / Перевод с англ. /Г.Ю. Десслер. - М.: "Издательство 2БИНОМ", 2005. - 252 с.
21. Дорф, Р. Ф. Современные системы управления/Р.Ф. Дорф, Р.С. Бишоп. - М.: Лаб. Базовых Знаний: Юнимедстайл, 2005. - 832 с.
22. Ефимов, И. С. Стратегия
и тактика управления
23. Иванов, М. Н. Товароведение обувных товаров /М.Н. Иванов и др. - М.: Экономика, 2005. - 363с.
24. Котлер, Ф. А. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер: Перевод с английского /Ф.А.Котлер. - М.: Олимп-Бизнес, 2006. - 325с.
25. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле /Л.И.Кравченко. - М.: Экономика, 2004. - 322с.
26. Лебедева, О. А. Маркетинговые
исследования рынка /О.А.
27. Лебедева, С. Н. Совершенствование анализа производительности труда работников торговли потребительской кооперации: Текст лекции /С.Н. Лебедева, Л.В. Мисникова. - ГКИ, 2004. - 531с.
28. Лифиц, И. П. Показатели ассортимента товаров, как характеристики сбалансированности спроса и предложения /И.П.Лифиц. - М.: Маркетинг, 2004.- 52с.
29. Менеджмент /Под ред. О.С.Виханский, А.И.Наумов.- М.: Экономистъ, 2006 .- 284с.
30. Менеджмент /Под ред. Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - М.: Академия, 2006.- 280с.
31. Менеджмент для студентов вузов /Под ред. В.П. Ермаков, З.Г. Мякишев. - М.: Феникс , 2007 .- 184с.
32. Менеджмент организации: Современные технологии / Под ред. Н.Г. Кузнецова, И.Ю. Солдатова. - М.: Феникс, 2004.- 480с.
33. Менеджмент персонала предприятия / Под ред. В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Дело, 2004.- 270с.
34. Моргун А. Ф. Технология торговых процессов /А.Ф.Моргун. - М.: Экономика, 2004.-283с.
35. Николаева, Т. И. Менеджмент в торговле /Т.И.Николаева. - М.: КноРус , 2006.- 318с.
36. Панкратов, Ф. Г. Коммерция
и технология торговли/Ф.Г.
37. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая
деятельность/Ф.Г. Панкратов,
38. Писаренко, Н. П.
39. Платонов, В. Н. Организация торговли: Учеб. пособие /В.Н.Платонов. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 127с.
40. Пугачев, В. П. Руководство
персоналом организации /В.П.
41. Пятенко, С. В. 9 основ менеджмента /С.В.Пятенко. - СПб.: Питер, 2005. - 608с.
42. Проурзин, Л. Ю. Держать в руках или управлять: искусство современного менеджмента /Л.Ю.Проурзин. - М.: Кинофорум , 2005.- 202с.
43. Пугачев, В. П. Руководство
персоналом организации /В.П.
44. Разработка управленческого решения: Учебное пособие /Под ред. В.Б.Ременников. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-144с.
45. Ременников, В. В. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов /В.В.Ременников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 237с.
46. Селиверстова, А. В. Совершенствование механизма отбора информации для принятия управленческих решений. / Автореферат /А.В.Селиверстова. - Челябинск, 2004. 3-8с.
47. Смирнов, Э. А. Разработка
управленческих решений: