Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:51, реферат
Совет Федерации одобрил федеральный закон "О продлении срока действия федерального закона "О потребительской корзине в целом по РФ", принятый Госдумой 14 июня 2001г. Законом предусматривается продление до 31 декабря 2002г. срока действия закона от 20 ноября 1999г. "О потребительской корзине по РФ", который истек 31 декабря 2000г. Необходимость продления срока действия базового закона обусловлена тем, что в настоящее время федеральными органами исполнительной власти проводится экспертиза разработанных субъектами РФ проектов потребительских корзин с учетом природно-кли
В целом представленные на экспертизу наборы продуктов питания соответствовали рекомендованному химическому составу наборов для различных групп населения. Исключение составили наборы Республики Карелия, Астраханской и Саратовской областей (химический состав соответствует измененным объемам потребления продуктов), Ставропольского края (завышена энергетическая ценность набора для детей).
По предварительным расчетам стоимость проекта потребительской корзины Республики Карелия в части продуктов питания в среднем на одного жителя республики увеличится примерно на 3% против рекомендуемого набора. Администрация Красноярского края на предварительном этапе экспертизы вносила предложения о распределении территории края на четыре зоны, вместо рекомендованных двух. Северные территории края предлагается разделить дополнительно на три зоны в зависимости от условий проживания населения и дифференциации уровня потребительских цен на товары и услуги. В обосновании этого администрация края указывает на существенную разницу цен и, как следствие, величины прожиточного минимума в различных районах края.
Непродовольственные товары.
В 57 субъектах Российской Федерации (70%) минимальный набор непродовольственных товаров практически не отличается от наборов, предложенных Методическими рекомендациями. В остальных регионах отмечено изменение объемов потребления и перечня товаров индивидуального и общесемейного пользования.
Изменения и дополнения, вносимые в наборы непродовольственных товаров индивидуального пользования, относительно рекомендованных чаще всего касались регионов с холодным и резко континентальным климатом (Республика Бурятия, Алтайский, Хабаровский края, Архангельская, Кемеровская, Новосибирская, Томская, Читинская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа).
В минимальные наборы этих субъектов Российской Федерации для трудоспособного населения, пенсионеров и детей дополнительно включались теплые виды нижнего белья и чулочно-носочных изделий. Производилась замена товаров в верхней пальтовой группе и группах головных уборов и обуви, по многим позициям уменьшены сроки износа, изменено количество рекомендуемых непродовольственных товаров.
Необходимо отметить, что изменения, вносимые в наборы индивидуального пользования, не всегда обосновывались соответствующими исследованиями в регионах с учетом особенностей потребления населением предметов одежды, обуви, галантерейных товаров.
При формировании наборов постельного белья, предметов домашнего обихода, мебели субъекты Российской Федерации, ориентировались на среднероссийский минимальный набор. Вместе с тем допускались неточности при расчете объемов потребления товаров общесемейного пользования с использованием регионального коэффициента семейности.
Услуги.
При формировании наборов услуг более чем в 55 (67%) субъектах Российской Федерации были учтены региональные особенности состояния рынка услуг, действующие нормативные акты. Только треть регионов представила наборы, не имеющие отклонений от рекомендуемых объемов потребления. Как показала экспертиза, внесенные изменения в минимальные наборы, обусловлены особенностями градостроительства, климатическими условиями и касались большинства нормативов жилищно-коммунальных услуг. При этом учитывался уровень благоустройства жилья водопроводом и канализацией, потребления услуг теплоснабжения, энергоснабжения и газоснабжения.
В состав жилищно-коммунальных услуг дополнительно включались услуги общественного потребления по санитарному содержанию придомовой территории, уборке лестничных клеток, сбору и вывозу бытового мусора, пользование радиоточкой, телефоном, телевизионной антенной), обусловленные особенностями функционирования инфраструктуры городского хозяйства (Москва и Санкт-Петербург).
В некоторых регионах (Республика Бурятия, Красноярский край, Сахалинская, Новосибирская, Магаданская, Камчатская область) из-за отсутствия газоснабжения были увеличены нормативы потребления электроэнергии.
Прочие виды услуг в минимальном наборе услуг устанавливались в регионах на рекомендуемом уровне - 15 процентов. В ряде субъектов Российской Федерации (Волгоградская, Московская, Саратовская, Челябинская области) эти услуги составляли от 14 до 29%, что соответствовало сложившейся структуре потребительских расходов.
Как показывают результаты экспертизы, практика формирования проектов потребительской корзины в субъектах Российской Федерации выявила ряд вопросов, требующих решения в ближайшей перспективе. Работа по совершенствованию потребительской корзины в целом по Российской Федерации, в частности, должна предусматривать:
Разработка вопросов совершенствования потребительской корзины и методических рекомендаций по ее определению в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации предполагает проведение комплекса исследовательских работ по следующим направлениям:
- совершенствование
- проведение обследований с целью уточнения порядка формирования минимального набора непродовольственных товаров для основных социально-демографических групп населения на основе изучения уровня обеспеченности, минимальной обновляемости непродовольственными товарами малоимущих семей;
- изучение вопросов формирования минимального набора услуг с увязкой с основными направлениями реформирования системы социальной защиты населения. Проведение исследований, связанных с формированием объема транспортных услуг, обусловленных расширением платности транспортных услуг для пенсионеров.
* * *
Экспертиза проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации предполагает принятие на региональном уровне нормативных правовых актов для установления потребительской корзины и утверждения величины прожиточного минимума в целях оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ, оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам и осуществления других мер социальной защиты.
После законодательного принятия потребительских корзин, начиная с IV квартала 2001 года прожиточный минимум населения в субъектах Российской Федерации будет определяться по единой методологии, что позволит объективно проанализировать влияние структуры потребительских корзин субъектов Российской Федерации на структуру потребительской корзины в целом по Российской Федерации, учитывая фактические изменения объемов и структуры потребления малообеспеченных групп населения.
На основе обобщения опыта экспертизы проектов потребительской корзины, подготовленных субъектами Российской Федерации предусматривается усовершенствовать процедуру проведения экспертизы, улучшить взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.