Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 15:26, дипломная работа
елью настоящей работы является анализ условий и практики кредитования физических лиц в коммерческом банке, разработка и обоснование основных направлений совершенствования кредитования физических лиц.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
- показать содержание и сущностные характеристики кредитования, обосновать подходы к классификации форм кредита;
- провести анализ состояния системы кредита в банке, раскрыть условия и факторы, обеспечивающие её функционирование;
- проанализировать методики оценки кредитоспособности физических лиц, показать их значение как важного фактора, способствующего развитию системы кредитования населения, предложить собственные методические принципы оценки кредитоспособности.
Введение………………………………...…………………………………………3
1 Теоретические основы организации и развития потребительского кредитования в России……………………………………………..………………………………..5
1.1Сущность, виды, формы и функции кредитования………………...……….5
1.2 Развитие потребительского кредитования в России………………….…..18
1.3 Основные проблемы потребительского кредитования…………..……….25
2 Анализ системы потребительского кредитования в России………………..29
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «ОТП Банк»……….…29
2.2 Основные проблемы потребительского кредитования в ОАО «ОТП Банк»………………………………………………….…………………………..44
2.3 Перспективы потребительского кредитования в ОАО «ОТП Банк»…....53
Заключение……………………………………………………………………….63
Список использованной литературы……………………...……………………65
Библиографический список………………………………………..……………68
Приложение А........................................................................................................71
Приложение Б……………………………………………...…………………….72
Приложение В……………………………………………………………………
Таблица 10 - Отрицательные стороны потребительского кредитования
Для банка |
Для заемщика |
А |
1 |
1.Не исполнение или |
1.Непрозрачность условий кредитования |
2.Случаи мошенничества |
2.Выплата страховых премий |
3.Рост простроченной |
3.Низкая финансовая |
4.Низкая защита заемщиков при общении с банками |
До сих пор не принят законопроект "О потребительском кредитовании", в котором имело бы правовое регулирование целый ряд вопросов, которые не дают в полной мере развиваться этому виду кредитования, в частности:
а) повышение финансовой грамотности населения, его умения планировать личные финансы;
б) защита заемщиков при общении с банками, обеспечение граждан всей необходимой информацией на этапе заключения договора;
в) предотвращение невозвратов задолженности и защита кредиторов, в том числе путем сбора информации, кредитных историй, повышения действенности институтов залога и обеспечения;
г) создание системы работы с проблемной задолженностью - коллекторских агентств, действенных судебных и исполнительных процедур.
Возьмем то же повышение финансовой, а может быть, и юридической грамотности населения, его умения планировать личные финансы. Сколько бы законов ни принимали, дело не сдвинется с мертвой точки, пока финансовой грамотности не начнут учить в школе. Именно в школе, а не в финансовой академии, ибо туда попадет далеко не каждый. Все уже привыкли к тому, что школа у нас очень часто нагружает детей знаниями, которые слишком далеки оттого, с чем им придется столкнуться в реальной жизни, и в то же время совершенно не формирует навыков, без которых довольно трудно обойтись в нашей повседневной действительности.
Заемщик, если бы он располагал определенной финансовой культурой, вполне мог бы рассчитать эффективный годовой процент самостоятельно, и он должен бы это делать, ибо банковским работникам, как и всем людям, свойственно ошибаться, если не в самом расчете, который делает компьютер, то при вводе исходных данных.
Обратной стороной правового обеспечения развития потребительского кредитования является защита интересов банков-кредиторов.
Одним из способов защиты их интересов, а также повышения ответственности индивидуальных заемщиков является разработка и упрощение процедуры банкротства физических лиц как гарантии погашения ими своих обязательств.
До настоящего времени банкротство физических лиц является трудно реализуемым в связи с наличием в гражданско-процессуальном законодательстве положений, которые делают обращение в арбитражный суд о признании физического лица банкротом практически бесперспективным с точки зрения возврата задолженности.
В частности, статьей 446 ГПК РФ предусмотрено включение в перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, жилого помещения и земельных участков, предметов домашней обстановки и обихода, скота и тому подобное. Очевидно, что при наличии указанных ограничений формирование конкурсной массы представляется проблематичным. И в данном случае на практике банкротство физического лица по существующим в настоящее время правилам является выгодным, прежде всего, самому должнику, так как позволяет списать большую часть долгов в случае недостаточности средств от реализации арестованного имущества для их погашения.
Решение рассмотренных в данной главе вопросов повысит доверие основных субъектов потребительского кредитования друг к другу, обеспечит их правовую защиту.
Перспективы роста потребительских кредитов
С момента обострения финансового кризиса, которое произошло три года тому назад, российский рынок кредитования сократился до 3,8 триллионов рублей - почти на 10 процентов. Притом, что до сентября он увеличивался вдвое, демонстрируя необычную динамичность роста. В первые кризисные месяцы банки берегли ресурсы и неохотно давали ссуды. Потом потребители сами стали избегать кредитов, опасаясь нового витка кризиса и потери работы. К тому же большинство банков существенно подняли ставки и ужесточили требования к заемщикам. Сейчас положение российской экономики стабилизировалось. И рынок финансовых продуктов вновь оживился. Причем одним из самых интересных стал рынок потребительских ссуд: люди по-прежнему хотят брать кредиты и не всегда отчитываясь банку, на что потратят деньги.
Естественно ОАО «ОТП Банк» немедленно отреагировал на активный спрос потребителей, начав постепенно снижать ставки, а также смягчать требования в отношении документов и других условий, касающихся выдачи потребительских кредитов. Конечно, требуется определенное время, чтобы ставки и условия по кредитам вернулись на докризисный уровень. Ведь на стоимость кредита для потребителя напрямую влияют стоимость фондирования и оценка возможных потерь. В то же время ОАО «ОТП Банк» получил бесценный опыт, выделив отрасли и категории заемщиков, с которыми нужно вести дела с большой осторожностью.
Идеальным вариантом могло служить нахождение той категории заемщиков, которые удовлетворяли бы всему спектру требований банка и одновременно привлекали бы максимально возможное количество кредитных ресурсов, предлагаемых банком. Но в современных условиях необходимы новые подходы к кредитованию. Иначе, не смотря на рост суммы кредитов, предоставленных населению, планируемое увеличение доходности кредитной работы банка, оптимальное использование свободных кредитных ресурсов достигнуто не будет.
Ключевыми задачами развития филиала ОТП банка на 2011-2012 годы являются:
а) создание простых и эффективных бизнес-процессов и систем на всех уровнях организации;
б) разработка и реализация проектов, направленных на повышение продуктивности и максимальное использование ресурсов;
в) оценка вклада каждого, кто не только хорошо выполняет работу, но и готов сделать дополнительные усилие для достижения лучшего результата;
г) проведение организационных изменений, способствующих сокращению издержек и повышающих эффективность в целом;
д) способствовать созданию развивающей среды для сотрудников, позволяющей постоянно улучшать и совершенствовать свои навыки.
Здесь приведены основные элементы организационной эффективности, обеспечивающие конкурентное преимущество и динамичное развитие ОТП Банка на ближайшие годы. Однако кроме организационной структуры основными задачами развития банка является введение новых кредитных продуктов, удобных для потенциальных клиентов, и поддержка и развитие уже существующих потребительских кредитов. Сведем задачи развития ОТП Банка отделений в городах в таблицу 11
Таблица 11 - Ключевые задачи развития ОТП Банка на 2011-2012 годы
Наименование мероприятия |
Результат |
- создание простых и - разработка и реализация - оценка вклада каждого, кто не только хорошо выполняет работу, но и готов сделать дополнительные усилие для достижения лучшего результата; - проведение организационных - способствовать созданию |
- привлечение дополнительного - рост кредитного портфеля на 1640 тысяч рублей; - увеличение кредитных - улучшение качества предоставляемых услуг и конкурентоспособность банка; - повышение информированности населения города. |
По-своему интересен кредит в магазине. В 2010 году он набирает стремительные обороты. Вообще, ОТП Банк, согласно данным газеты "КоммерсантЪ", занимает второе место среди игроков на рынке pos-кредитования (кредитов, выдаваемых в магазинах партнеров банка). Издание оценивает долю рынка ОТП Банка в 14,5процентов. Наглядно рейтинги крупнейший банков по кредитованию в магазинах представим в таблице 12
Таблица 12 -Рейтинг популярности кредита в магазинах
POS portfolio |
2009 год |
2010 год |
1. Home Credit |
31,2 |
30,8 |
2. OTP |
19,1 |
18,4 |
3. Rusfinance |
14,2 |
14,9 |
4. Alfa Bank |
12,1 |
11,5 |
5. Russian Standard |
10,6 |
11,0 |
По данным таблицы 12 видно, что популярность кредитов в магазинах очень велика. Поэтому этот вид кредитования определен как один из главных китов развития в нынешнем году. Банк планирует на 2012 - 2013 годы не только удерживать свои позиции, но и по возможности расти быстрее рынка.
В городах кредиты в магазинах также пользуются популярностью. За 2010 год сумма взятых кредитов увеличилась на 20 тысяч рублей и составила 220 тысяч рублей. Этот рост произошел за счет увеличения сети точек продаж и партнеров, развитие продуктов, технологий и качество клиентских услуг.
Консультанты банка нацелены на то, чтобы понять, в какой именно финансовой услуге больше всего нуждается клиент, и помочь ему сделать правильный выбор. Банк стремится существенно увеличить объемы продаж за счет успешной стратегии агрессивного расширения POS-сети (кредиты в магазинах). В 2012 году для ОТП Банка целесообразным будет считаться введение нового, еще не испытанного на банковской практике кредита на покупку билетов на самолеты и поезда. Если к кредитам на ремонт, покупку машины, бытовой техники или мебели заемщики давно привыкли, то скоро на рынке финансовых услуг появится еще и кредитование авиаперелетов и железнодорожных билетов. Действительно, при нынешних ценах позволить себе улететь в Москву или Петербург может далеко не каждый. Проект предполагает, что сумма кредита составит до 60 процентов от стоимости билета, а ставка по займу – 1% в день. До сих пор компании, специализирующиеся на займах физическим лицам, чаще всего предлагали микрокредиты на суммы 1-20 тысяч рублей под 2 процента в день. В пересчете на год ставка составляет более 700 процентов. Предположительно, что благодаря такой услуге клиенты получат возможность приобрести билет заранее, пока они есть в наличии, даже если на тот момент у них недостаточно средств. По подсчетам новый кредитный продукт в 2011-2012 году будет широко разрекламирован и в 2012 году банк сможет выдать кредиты на сумму 250 тысяч рублей. Считаем, что для населения со средним уровнем дохода возможность приобрести билет в кредит будет шансом к осуществлению желаний. ОТП Банк на ближайшие годы сможет увеличить количество потребительских кредитов в основном за счет введения новых банковских продуктов.
Проведем анализ нового потребительского продукта:
а) Целевая аудитория:
Население со средним и низким уровнем дохода в возрасте от 21 до 70 (включительно) лет.
б) Средняя сумма кредита:
От 1500 до 50 000 рублей.
в) Сколько планируем привлечь заёмщиков:
Привлечение заемщиков зависит от сезона, например, весной и летом клиентская база будет увеличиваться за счёт отпусков и отдыхов, увеличится продажа билетов другие страны.
г) Годовая процентная ставка:
Процентная ставка 19 годовых, страхование жизни и здоровья заемщика 6% от суммы кредита.
д) Срок кредита:
От 3 до 24 месяцев с услугой досрочного погашения.
е) Планируемый процентный доход:
В среднем если мы будем брать срок кредита 6 месяцев и сумму кредита 6000 рублей то банк будет получать с него 570 рублей процентов, клиентская база в месяц будет расти примерно на 30 клиентов, в год прибыль увеличится на 200 тыс.рублей.
з) Обеспечение кредита:
Для оформления нужен только паспорт.
Использование данных предложений помогут более эффективно повлиять на потребительское кредитование и работу банка в целом, что привлечет к увеличению количества клиентов, к росту кредитного портфеля на 1640 тысяч рублей, к передовым позициям в области банковской деятельности и к увеличению доходности ОТП Банка в будущем.
Заключение
Затруднение доступа
к заемным ресурсам вынудило
розничные банки менять
Потребительское кредитование
на торговых точках и
Одним из последствий
кризиса ликвидности стало