Потребительское поведение. Количественная и порядковая трактовка полезности. Кривые безразличия и бюджетная линия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Представления о хозяйственном поведении человека появились еще задолго до Адама Смита. Еще Аристотель и средневековые схоласты пытались рассмотреть проблему человека в экономике. Но полноценное развитие ТПП началось только с автора «Богатства народов». Многие исследователи допускают серьезную ошибку, полагая, что теории меновой стоимости и потребительной стоимости Адама Смита и Давида Рикардо существенно отличаются от соответствующих теорий Джевонса, Карла Менгера или, наконец, Альфреда Маршалла.

Содержание работы

Потребительское поведение. 3.
Количественная и порядковая трактовка полезности.
Кривые безразличия и бюджетная линия.

Файлы: 1 файл

контрольная экономика.docx

— 31.21 Кб (Скачать файл)

  Количественный  подход, иначе кардиналистский. Представителями  данной теории полезности являются  У. Джеванс, К. Менгер и Л.  Вальрас. Они предположили, что  полезность благ может быть  измерена количественно в неких  абсолютных единицах, называемых  ютилями (или утилями). Таким образом,  общая полезность от потребления  набора благ есть функция от  полезностей отдельных товаров  и благ:

  С одной стороны  данный метод, казалось бы, позволяет  достаточно легко и  быстро  определить полезность любого  товара или его единицы. Ведь  крайне удобно выразить полезность  через конкретные величины –  посредством этого  можно легко  сравнить полезности по всем  наборам благ и выделить оптимальную  величину потребления.

  Однако  количественный  подход имеет несколько  значительных  недостатков, которые  не позволяют  использовать его в  качестве  стандартного и экономически  верного. Дело в том, что  невозможно ранжировать все вещи, товары и  услуги по величине  полезности. Ютиль – это нестандартная  единица измерения, поэтому нельзя  абсолютно точно сказать, чему  он равен и как устанавливается,  т. е. отсутствует сам механизм  соотнесения. В соответствии с  этим получается, что каждому  благу совершенно необоснованно  может быть приписана практически неопределенная величина. Иными словами, не существует в мире такого прибора, который бы мог измерять полезность.

  Кроме того, как можно  рассчитывать общую  полезность  благ, если она сама по себе  различается по всем общественным  группам  и на уровне индивида. То, что может  быть удобно  одному человеку, что полностью   удовлетворяет его потребности,  не может быть применимо к  другим. Дело в том, что потребности  носят  различный характер, дифференцированную  структуру и удовлетворяются   каждым экономическим субъектом   по-разному.

  Порядковый  подход, или  ординалистский. Основными идеологами  данной концепции являются итальянский  ученый Вильфредо Парето, Джон  Ричард Хикс, ученик Дж. М. Кейнса  и русский экономист Е. Слуцкий.  Здесь полезность представляет  собой функцию от набора из  двух благ и подразумевает  их попарное сравнение:

  где X и Y – сравнимые  товары.

  На  базе этого,  основными принципами данного   подхода являются следующие:

  1) выбор потребителя  зависит только от качества, количества  и цены товаров и услуг, т.  е. воздействие любых внешних  эффектов полностью исключается.  Это соответственно противоречит  теории о том, что определяющим  фактором потребления является  величина дохода. Таким образом,  мы видим, насколько противоположны  взгляды рассматриваемых нами  подходов;

  2) потребитель способен  упорядочить все возможные комбинации  благ;

  3) потребительское предпочтение  носит транзитивный характер. Например, если полезность товара А больше  полезности товара В, а В  – больше С, то покупатель, осуществляя свой выбор, предпочтет  благу С благо А. Соответственно, если полезность А = В, аВ = С, тоА=С. Это значит, что полезности двух благ (А и С) совпадают, следовательно, потребителю все равно какое благо выбрать, ведь самое главное – то, чтобы потребность была удовлетворена;

  4) потребитель всегда  предпочитает больший набор благ  меньшему.

 

 

3.Кривая безразличия   и бюджетная линия

Далее нам предстоит  рассмотреть  поведение потребителя  на рынке  с помощью кривых безразличия. Концепция  кривых безразличия разработана  итальянским ученым В. Шрето в  начале XX в., затем в 1939 г. английский ученый Дж.Р. Хикс углубил ее. В основе данного метода лежит геометрическое совмещение двух типов кривых —  так называемой бюджетной линии  и кривых безразличия.

Бюджетная линия  показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены  при фиксированной величине денежного  дохода.

Например, если продукт А  стоит 1,5 тыс. руб., а продукт В  — 1 тыс. руб., то потребитель мог  бы приобрести все комбинации продуктов  А и В, показанные в табл. 7, при  денежном доходе, равном 12 тыс. руб. Заметим, что в одном из двух крайних  случаев потребитель мог бы затратить  весь свой доход на покупку 8 единиц продукта А (апельсины) так, что у  него не осталось бы денег для приобретения продукта В (яблоки). Или, отказавшись  от 2 единиц продукта А и тем самым  сэкономив 3 тыс. руб., он мог бы купить 6 единиц продукта А и 3 единицы продукта В.

И так далее.

Расположение  бюджетной  линии зависит от:

величины денежного  дохода;

изменения цен  товаров.

1.         Снижение денежного дохода при  условии, что цены на товары  остаются неизменными, приводит  к параллельному смещению бюджетной  линии влево.  Соответственно  увеличение денежного дохода  приводит к смещению бюджетной  линии вправо. Для проверки этого  утверждения можно пересчитать  данные табл. 7, исходя из предположения,  что денежный доход равен: а) 6 тыс. руб.; б) 36 тыс. руб.

2.         Если цены на оба товара  будут изменяться пропорционально,  т. е. увеличиваться или уменьшаться  в одно и то же количество  раз (например, при 10% инфляции  все цены увеличиваются в 1,1 раза), то бюджетная линия также  будет параллельно перемещаться: если цены пропорционально возрастут,  то бюджетная линия сместится  влево и, наоборот, снижение цен  переместит бюджетную линию вправо.

Отсюда следует, что если доход и цены одновременно пропорционально  возрастут (или  одновременно пропорционально  понизятся), то положение бюджетной  линии  не изменится. В этом состоит  смысл  индексации доходов населения: инфляционное повышение цен, которое  приводит к параллельному смещению бюджетной  линии влево, сопровождается одновременным  пропорциональным (т. е. в то же количество раз) увеличением  дохода (что смещает  бюджетную  линию параллельно  вправо), и  бюджетная линия, а значит, и реальное благосостояние потребителей не меняются.

Далее нам предстоит  рассмотреть  поведение потребителя  на рынке  с помощью кривых безразличия. Концепция  кривых безразличия разработана  итальянским ученым В. Шрето в начале XX в., затем в 1939 г. английский ученый Дж.Р. Хикс углубил ее. В основе данного метода лежит геометрическое совмещение двух типов кривых — так называемой бюджетной линии и кривых безразличия.

Бюджетная линия  показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены  при фиксированной величине денежного  дохода.

Например, если продукт А  стоит 1,5 тыс. руб., а продукт В  — 1 тыс. руб., то потребитель мог  бы приобрести все комбинации продуктов  А и В, показанные в табл. 7, при  денежном доходе, равном 12 тыс. руб. Заметим, что в одном из двух крайних  случаев потребитель мог бы затратить  весь свой доход на покупку 8 единиц продукта А (апельсины) так, что у  него не осталось бы денег для приобретения продукта В яблоки. Или, отказавшись  от 2 единиц продукта А и тем самым  сэкономив 3 тыс. руб., он мог бы купить 6 единиц продукта А и 3 единицы продукта В.

И так далее.

Расположение  бюджетной  линии зависит от:

величины денежного  дохода;

изменения цен  товаров.

1.         Снижение денежного дохода при  условии, что цены на товары  остаются неизменными, приводит  к параллельному смещению бюджетной  линии влево.  Соответственно  увеличение денежного дохода  приводит к смещению бюджетной  линии вправо. Для проверки этого  утверждения можно пересчитать  данные табл. 7, исходя из предположения,  что денежный доход равен: а) 6 тыс. руб.; б) 36 тыс. руб.

2.         Если цены на оба товара  будут изменяться пропорционально,  т. е. увеличиваться или уменьшаться  в одно и то же количество  раз (например, при 10% инфляции  все цены увеличиваются в 1,1 раза), то бюджетная линия также  будет параллельно перемещаться: если цены пропорционально возрастут,  то бюджетная линия сместится  влево и, наоборот, снижение цен  переместит бюджетную линию вправо.

Отсюда следует, что если доход и цены одновременно пропорционально  возрастут (или  одновременно пропорционально  понизятся), то положение бюджетной  линии  не изменится. В этом состоит  смысл  индексации доходов населения: инфляционное повышение цен, которое  приводит к параллельному смещению бюджетной  линии влево, сопровождается одновременным  пропорциональным (т. е. в то же количество раз) увеличением  дохода (что смещает  бюджетную  линию параллельно  вправо), и  бюджетная линия, а значит, и реальное благосостояние потребителей не меняются.


Информация о работе Потребительское поведение. Количественная и порядковая трактовка полезности. Кривые безразличия и бюджетная линия